Предметная область: Окружающий мир автор: А. А. Плешаков.
глобус, мультимедиа проектор, экран, презентация «Водные богатства», карточки для работы в парах, тест.
создание условий для формирования первоначальных представлений о водоемах нашей планеты, о частях реки, о красоте водоемов родного края.
Основные термины и понятия: Искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, ОБЖ.
Формы работы (по организации деятельности) на уроке: групповая, индивидуальная, коллективная.
Методы (по типу познавательной деятельности) работы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
Приёмы: составление кластера, проблемный вопрос, работа с деформированным текстом, составление памятки.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион- ный момент. Включе- ние учащихся в деятель- ность. | Создание благоприятного психологического настроя на работу, заинтересованности в освоении дисциплины. | Проверяет готовность к уроку. -На парте все в образцовом порядке, Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям. Свободно вздохнем, И, не волнуясь, урок наш начнем. -Пусть девизом нашего урока будут слова: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». | Дети проверяют свою готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания. | -установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях | - Вспомните, какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира? Мы продолжаем изучать его и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить мы сможем лишь тогда, когда вы правильно ответите на вопросы теста по теме: «Формы земной поверхности». Читаем вопросы и напротив правильных ответов ставим галочку. -Проверяем свои ответы по слайду. Правильные ответы подчеркнуты. – Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки? -Ответили почти все правильно, можем отправляться в путешествие дальше. | Ответы детей. Выполняют задание на листах. Проверка работы и самооценка. |
3.Постановка учебной задачи. | ▪ актуализация имеющихся знаний; ▪пробуждение интереса к получению новой информации; ▪постановка учеником собственных целей обучения; ▪планирование предстоящей деятельности | (Корзина) - Угадайте, что здесь может быть? Здесь самое ценное для человека (предложения детей) - Без этого он не сможет прожить и несколько дней (Вода) - Правильно, здесь вода. Если на карту земли посмотреть, Земли на земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться «Вода» -Почему поэт предложил переименовать планету? - Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный) - Оттенков, какого цвета больше всего? Почему? -Вода на Земле находится в водоемах. Планета Земля богата водными ресурсами. -- Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока? -Да, мы будем говорить о воде как о богатстве. – Тема нашего урока: «Водные богатства» (слайд 1) -Цель урока: - научиться различать виды водоёмов и их значение в жизни человека. - Я предлагаю составить план урока. Откроем учебник на с.82.Нам поможет Муравей Вопросик. (Слайд 2) -водные богатства нашей планеты; - виды водоёмов; - изучить строение реки по схеме, новые понятия; - водные богатства нашего края | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения. Рассматривают глобус. Ответы детей. Работа с учебником. Составляют устно план урока. |
4.Совместное открытие знаний. | Получение новой информации; ее осмысление; ▪ соотнесение новой информации с собственными знаниями; ▪ поддержание активности, интереса . | -Давайте посмотрим, что составляет водные богатства нашей планеты. -На какие группы делятся все водоемы? – Давайте составим кластер «Водоемы» Молодцы. Все правильно. -А теперь рассмотрим строение реки. -Каждая река начинается с родничка, ручейка, озера, болота, ледника. Начало реки называется ее истоком. -Углубление, по которому течёт река, называется руслом. -Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называется устьем. -У реки есть левый и правый берега. Чтобы определить, где находится левый берег, а где правый, где левый приток, где правый, нужно встать лицом по течению, в сторону устья и справа будет правый берег, а слева - левый. -На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё. Это притоки реки. У реки могут быть левые и правые притоки. -А теперь откроем рабочую тетрадь с.51 и выполним 2 задание. Возьмите карандаш и линейку и аккуратно соедините. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга задание. -Ребята, а в нашем районе имеются водоемы? - А какие водоёмы вы знаете? (Слайд 6 и 7) | Просмотр темы с диска. Составление кластера «Водоемы» на доске из опорных слов. Знакомство со строением реки. Работа в парах. Ответы детей |
5.Физкультминутка. | Снятие напряжения и поддержание активности учащихся | К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед) Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши) А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: (Круговые движения руками) Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один – Плывём как дельфин. Вышли на берег крутой (Прыжки на месте) И отправились домой. (Ходьба на месте) | Дети выполняют имитационные движения. |
6.Закрепление пройденного материала. | -Усвоение учащимися знаний по теме; -применение знаний для решения учебных задач | - Ребята, вы только задумайтесь, сколько различных водоёмов существует на планете. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен? - Человеку необходима пресная вода. - Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси. - Итак, морская вода не пригодна для использования человеком. -А всякая ли пресная вода безопасна для здоровья? И почему мы перешли на употребление бутилированной воды? – Сегодня Богдана приготовила для нас стихотворение Сергея Викулова» Речушка вдоль околицы текла…» -Как вы думаете, почему речка стала такой грязной? -Мы губим все живое на планете, не беспокоимся об экологии -Ребята , 22 марта всемирный день воды. У нас в стране этот праздник отмечается с 1995 года. Вот уже 26 лет. Его девиз «Вода – это жизнь» -А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Да-Нет». Если утверждение верное – хлопните в ладоши, если вы не согласны с утверждением – поднимите руку. 1. Озеро – это искусственный водоём (нет, рука) 2. Начало реки – это исток (да, хлопок) 3. Водохранилище – это естественный водоём (нет, рука) 4. Место, где река впадает в море, называется руслом (нет, рука) 5. Если смотреть в сторону течения реки, то слева будет левый берег реки (да, хлопок) 6. Углубление, по которому течет река, называется руслом (да, хлопок). | Проблема. Решение ее в ответах. Чтение стиха Ответы детей. Проводит Сотников Илья |
7.Итог урока | -Подвести итог урока, систематизировать знания; -проверить степень достижения поставленных целей | -Наш урок подошёл к концу. Итак, подведем итог. Что составляет водные богатства? На какие две группы можно разделить водоемы? Расскажите про строение реки. | Ответы детей. |
8.Рефлексия. | Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. | -Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранения этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточенны в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад в это должен внести каждый. -Что можем для этого сделать мы? Тайна воды. - А вы знаете, что у воды есть тайна? Учёные много лет изучают воду, но ещё и не узнали о ней и половины. Не так давно доказано, что вода обладает памятью, она может понимать то, как к ней относится человек. Поэтому с ней можно разговаривать. Утром, когда вы умываетесь, разговаривайте с ней. И вы будете всегда красивыми, здоровыми и бодрыми. | Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту Ответы нескольких учащихся по желанию |
9.Домашнее задание. | Закрепление изученного на уроке, самообразование | - Вы любите купаться, гулять около реки? Домашнее задание: Составь памятку «Как вести себя у воды» | Индивидуальная работа учащихся дома. |