Филатова Фаина Васильевна, учитель географии
МАОУ «СОШ №55» города Перми
Предмет география
Тема урока: Внутренние воды региона
(на примере изучения регионального компонента в географии)
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о водных объектах Удмуртии, их значении, использовании, научиться применять теоретические знания в жизни; отрабатывать навыки работы с картами, дополнительной литературой; содействовать воспитанию бережного отношения к природе, побуждать желание охранять ее и преобразовывать.
Задачи:
Образовательная: пробудить интерес учащихся к окружающему миру, проблемам загрязнения водных объектов Удмуртии.
Воспитательная: воспитывать географическую, экологическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов, любовь к своей малой родине, чувство патриотизма через познание своего края;
Развивающая: развивать пространственное мышление, умение квалифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;
- развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах;
- развивать познавательный интерес и экологическое мышление учащихся.
Оборудование:
Физическая карта России, физическая карта Удмуртии, контурные карты Удмуртии, атлас, учебник, рабочие тетради, фотовыставка «Реки Удмуртии», таблица «Мировой круговорот воды в природе».
Ход урока
Эпиграф к уроку (написан на доске)
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,
Тебя невозможно описать,
Тобой наслаждаются,
Не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима
Для жизни, ты сама жизнь!
Антуан де Сент-Экзюпери
1.Организационное начало урока:
Ознакомление с выставкой книг, эпиграфом и целью урока.
Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Реки и пруды Удмуртии». Как вы понимаете слова, написанные на доске.
Учащиеся формулируют свои мысли о значении воды для каждого из нас и о необходимости бережного отношения к водным объектам.
2.Повторение домашнего задания.
А) Ученик читает стихотворение:
Спросил на днях
Малыш-сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в саду.
Росой искрилась поляна.
Откуда ты? –
Спросил росу.
- Поверь – и я
Из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты?
Ты кто такой?
- И я, и я,
Дружок,
Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А.Дитрих
Учитель. Какое явление природы описывает автор? (Мировой круговорот воды в природе). Согласны ли вы, ребята, с утверждением: «Пусть хотя бы самая малая частица вод Удмуртии может оказаться в Средиземном или Баренцевом море?» Почему?
Учащиеся высказывают свои суждения.
Б) На доске незаконченная схема «Виды внутренних вод»
Дети по одному подходят к доске и заполняют схему. Ученики проверяют по записям в тетради с прошлого урока правильность заполнения схемы.
В) Работа с географической номенклатурой по настенной карте Удмуртии – ученики показывают реки и пруды Удмуртии.
Г) Взаимная проверка контурных карт по теме «Реки и пруды Удмуртии».
Д) Фронтальный опрос: задания 12, 13, 14, 15, 16 из рабочей тетради к учебному пособию «Наш край».
Подведение итогов повторения домашнего задания.
3.Изучение нового материала
А) Учитель. Водные объекты Удмуртии упоминаются в легендах, сказках, мифах удмуртского народа, так как реки, озера, родники, болота всегда имели большое значение в жизни человека.
Вспомните эти сказки и сказочных героев?
- Хороша земля за Валой-рекой (Мардан, Атай и Тутой).
- На крутом берегу реки Иж, в темном дремучем лесу, батыр Кондрат построил себе жилище (Батыр Кондрат).
- О жизни вумуртов (о водяных).
- Как землю сотворили (Вуказе – хозяин воды).
Б) Учитель. Вода – основа жизни. Работая в группах, попытаемся ответить на вопрос – Что для нас значит вода?
Задание. Внимательно прочитайте текст и оформите в виде схемы: «Использование водных объектов человеком».
Текст.
«Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах. Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди. Нагретая вода отдает тепло растениям, выращиваемым в теплицах. Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, выпечки хлеба и т.д. Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют поливальные машины, дождевые установки. Вода, отведенная от многоводных рек в оросительные каналы, позволяет выращивать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными».
Заполняет схему на доске 1 группа, 2 и 3 группы дополняют схему «Использование водных ресурсов человеком».
Учащиеся делают вывод о значении водных объектов в жизни человека.
В) Инсценировка сказки «О рыбаке и рыбке» на новый лад.
Оформление: на берегу моря сидит старик и закидывает невод в море …
Учитель: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил как-то раз дед в море невод и вытащил…» (старик тянет невод и вылавливает вместо рыбы банки, склянки, пластиковые бутылки и т.п.).
Учитель продолжает: «Пришел невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором». Ученик, играя роль деда, демонстрирует своим одноклассникам, как он вытягивает невод с мусором.
Учитель продолжает: «Закинул он невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину». Старик закидывает невод и вылавливает рваный башмак и изношенную шину.
Учитель продолжает: « В третий раз как и полагается, попалась старику рыбка. Да не простая, а как известно, золотая.»
Старик закидывает невод и вылавливает золотую рыбку.
Учитель продолжает : «И заговорила она человеческим голосом. Но вот чудо, не стала золотая рыбка просить, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, стала молить (голос за кадром):
«Только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкою «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!»
Учитель. О чем эта грустная сказка?
Обсуждение проблемы загрязнения водоемов Удмуртии с использованием текста учебника « Наш край» с.40-41.
Г) Учитель показывает опыт 1: в большую прозрачную емкость с водой наливает нефть. Учащиеся анализируют, что происходит в емкости и переносят ситуацию на реки Удмуртии. Делают вывод.
Д) Опыт 2: в кабинете географии на протяжении года вода для полива цветов набирается в пластмассовое ведро, на дне ведра образуется пленка. Учитель демонстрирует это ведро детям. Задает вопрос: «Что вы видите на дне ведра? Почему появилась эта пленка?» Дети высказывают предположения о качестве воды, которая используется для питья в нашем населенном пункте , состоянии труб и т.д.
Учитель. Подведем итог и заполним схему «Источники загрязнения воды »
в тетради.
Обсуждение мероприятий по охране водных объектов Удмуртии от загрязнения с использованием учебника с.41 и запись в тетрадь.
4.Закрепление пройденного материала
Работа учащихся в группах. Выдаются задания на карточках.
Группа 1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусоре?
- выбросите его в реку;
- оставите на берегу;
- поступите как-то иначе.
Группа 2. После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
- ничего не стану делать – пусть природа сама разберется;
- наловлю и сварю уху;
- выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
Группа 3. Если вам представится возможность построить домик на речном берегу покрытом лесом, что вы сделаете:
- вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
- выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на речку.
Группа 4. На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке – на моторной или весельной? Почему?
Выступление групп.
5.Подведение итогов уроков, выставление оценок.
Творческое домашнее задние.
Задание: «Экологическая разведка».
Проведите экологическую разведку той речки, около которой вы живете. Везде ли обстановка экологически благополучна? Не встретились ли вам «нарушители», загрязняющие речку, роднички, подтопленные луга, не встретились ли вам деревья, леса, требующие защиты? Попробуйте определить, насколько загрязнена ваша речка:
- узнайте у рыбаков, о том, какая рыба водится в речке, есть ли в ней раки. Если в реке живут раки – значит река чистая;
- посмотрите, водятся ли в ней лягушки. Нет лягушек – совсем плохо. Значит вода грязная, непригодная для жизни даже этих неприхотливых существ;
- определите источники загрязнений;
- оформите творческий отчет.
Учитель читает стихи и благодарит всех за работу.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода. Э. Огнецвет
Литература
1. Между Чепцой и Камой. Взгляд сквозь годы и века. Балезинский район.- Ижевск: Удмуртия, 2002.
2. География Удмуртии: Под редакцией: Н. Т. Козловой - Ижевск: Удмуртия, 1999.
3. Дронов В. П., Ром В. Я.. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2006.
4. Удмуртская республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000.
5.Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край.- Ижевск: Удмуртия, 2006.
6. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Рабочая тетрадь к учебному пособию Наш край.- Ижевск: Удмуртия, 2006.
7. Географический атлас Удмуртской Республики.- Москва .:ДИК, 2000.