Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: «Водоемы нашего края»
Педагог: Афанаско Марина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11 г. Иваново
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
Расширение знаний обучающихся о водных объектах Ивановской области.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- Создать условия для овладения учащимися системой знаний о водоемах родного края;
- Формировать умение «читать» карту, схему реки.
Развивающие задачи:
- Продолжить формирование умения целеполагания;
- Продолжить формирование умения выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные задачи:
- Закрепить умения совместной работы в группе;
- Формировать правильное отношение к природе.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные:
1) умение определять и высказывать свое отношение по тому или иному вопросу;
2) умение ставить цель и учебные задачи;
3) умение действовать в соответствии с ролью в группе.
- коммуникативные:
1) умение слушать и слышать;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
- познавательные:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) умение представлять информацию в виде рисунка;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы.
- регулятивные:
1) умение определять цель деятельности на уроке;
2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения:
- мультимедийная презентация,
- листочки для распределения по группа.
Наглядные пособия: материал мультимедийной презентации
Ключевые слова: Водоем, исток, устье, приток, водохранилище.
Рабочие материалы для обучающихся:
- листы с информацией о водных объектах,
- таблицы с вопросами по тексту,
- таблица плана описания реки по вариантам,
- учебник, тетрадь,
- карта Ивановской области.
Автор учебника: Плешаков А.А «Окружающий мир»
Ход урока
№ п\п
Этапы урока
Содержание этапа, деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1
Организационный момент
Учитель обращает внимание детей на расстановку парт.
«Посмотрите, как у нас сегодня расставлены парты. Как вы думаете для чего?»
Дети отвечают на поставленный вопрос учителя, предполагая работу в группах.
Организует распределение по группам
Разбирают разные листки и занимают места в группах
Учитель предлагает детям назвать основные правила работы в группе. (Открывает их для проверки на слайде, после ответов детей.)
Предлагает сразу распределить роли в группе.
Дети называют основные правила работы в группе.
Определяются с ролями.
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель выводит на экран слайд с картинками и задает вопросы:
«Что объединяет эти изображения? (Некоторые связи находятся сразу).
А что делать, если ответ не находится?»
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Чему бы вы хотели научиться?
Предлагает дополнить фразы и записывает ответы на доске:
Я хочу узнать…….
Я хочу научиться……………….
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
Ставят учебные задачи, предлагая окончания фраз.
Картинки на слайде: портрет А.С Пушкина, Водяной, рыбные консервы, схема реки (без подписей состаляющих), кот Матроскин
3
Актуализация знаний
Из ответов детей учитель обращает внимание на предположения о том, что картинки связаны с водой, водоемами и организует актуализирующий диалог.
- Что такое водоем?
- Какие водные объекты предполагает понятие «Водоем»?
- Что вы знаете о водоемах?
Дети отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга.
- А в нашей Ивановской области есть водоемы?
- Все ли вы о них знаете?
Как можно пополнить наши знания?
Предлагает сегодня продолжить учиться работать с информацией из разных источников.
Отвечают, что не все знают.
А узнать могут от учителя, из книг, из интернета и т. д.
Принимают предложение.
4
Первичное усвоение новых знаний
Учитель обращает внимание детей на задание к выданной информации.
«Самостоятельно прочтите текст. Подчеркните непонятные слова. Выясните у членов группы или у учителя их смысл».
Итак, что вы будете делать сейчас?
Берут листы с информацией с середины стола.
Выстраивают алгоритм своих действий и приступают к их выполнению.
Приложение 1
На выполнение этого задания - 1 минута.
Работают
Учитель дает сигнал окончания работы (Колокольчик.)
Обращает внимание детей на слайд на доске.
«Возвращаемся к слайду. Вспомним наши первые предположения о том, что же общего у изображений?» Новые идеи возникли?
Предлагает каждой группе подумать над одной из картинок слайда. 5 группе дает энциклопедию со сказками А.С Пушкина, как подсказку.
Минута на размышление.
Слушает ответы групп.
Дополняют ранее высказанное, при этом
Обсуждают.
Высказывают свои предположения.
Слайд 2
Учитель предлагает детям:
«Объедините все свои догадки и попробуйте сформулировать тему урока»
Учитель делает акцент на том, что сегодня на уроке будут обсуждаться водоемы Ивановской области.
Дети объединяют свои догадки и формулируют тему урока: «Водоёмы» Записывают тему урока в тетрадь.
Итак, осталось всего одна картинка-загадка. Будем идти до конца в поисках ответа?
Соглашаются
Слайд 3.
Схема реки без подписей составляющих.
Хотите подсказку? (По очереди выводит составляющие схемы на слайде: ИСТОК, УСТЬЕ, ПРИТОК.)
Что изображено на схеме?
Дети догадываются и отвечают на вопрос учителя: «Это схема реки»
Физкультминутка
Организует физкультминутку.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, пять руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Выполняют вместе с учителем.
Презентация 2
Первичное усвоение (продолжение)
Учитель ведёт обучающий диалог:
- А в нашем городе есть река?
- Как она называется?
- Какие реки протекают в нашем крае?
Учитель организует работу с картой.
- Найдите на карте реки Ивановской области.
- Назовите её и правильно покажите по карте.
Акцентирует внимание на правильном показе реки на карте.
- А все ли реки одинаковые?
- Какую информацию можно считать с карты?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Дети работают с картой Ивановской области.
Участвуют в обучающем диалоге.
Приложение 2
Карта Ивановской области у каждого ученика (раздатка)
5
Первичная проверка понимания
Учитель выдаёт детям план описания реки (изложенный в таблице с колонками: пункт плана, ответ) и предлагает по нему поработать:
«План описания реки вы видите в раздаточном материале. Возьмите себе один вариант таблицы. Подготовительную работу для заполнения мы проведём уроке, а завершите её вы дома. Согласны?»
«Для заполнения потребуется информация, она выдана. Но как вы будете с ней работать?»
Корректирует алгоритм, предложенный обучающимися.
«Итак внимание: прочитав текст, найдите ответ по заданному пункту плана. (Не забудьте обсудить свои ответы с группой.) На работу 4 минуты. Приступаем!»
Каждый ребенок берет себе один вариант таблицы.
Выстраивают алгоритм.
Обсуждают ответы с группой, заполняют таблицу с помощью прочитанного текста.
Приложение 3
Приложение
Колокольчик! «Работа завершена. Проверяем. Все группы выполняли разные задания и сейчас мы попробуем объединить нашу работу.
Внимание: я зачитываю пункт плана, а группа даёт ответ. Все проверяют правильность предложенного варианта. Я помечаю данный абзац номером соответствующего пункта. Что это значит?»
Работаем все вместе.
Предполагают, что дома из отмеченного абзаца они найдут ответ для занесения в таблицу (по плану описания реки)
Дети участвуют в работе.
6
Первичное закрепление
Я напоминаю, что мы работали по схеме реки.
- А какие ещё естественные водоёмы вы на ней видите?
- Какие озёра нашей области вы знаете? - А море какое на территории Ивановской области есть? Посмотрите на карту, найдите его!
- Нет, а жаль! А где же нам купаться?
Дают ответы.
Говорят, что моря нет.
Говорят про Уводьское водохранилище или Уводьстрой.
- Кто был на Уводьстрое? Расскажите нам о нём, пожалуйста.
Дополняет рассказ детей.
Уводьстрой – это искусственный водоём, называемый водохранилище.
Как вы думаете, что обозначает это слово?
Делятся впечатлениями, дополняют друг друга.
Высказывают предположения.
Организует обучающий диалог:
- Для чего люди создают водохранилища?
- Нужно ли заботится о водоёмах?
- А как это сделать?
Участвуют в диалоге.
Предлагаю составить памятку заботливого поведения у водоёма. (Для работы выдан маркер и лист.) На работу у вас 4 минуты. Приступаем! Колокольчик.
Дети в группе составляют памятку.
Листы для памятки
Предлагаю презентовать свои памятки на доске. А класс оценивает групповую работу по 5-ти бальной системе по следующим критериям:
- Полнота содержания
- Дизайн оформления
- Оригинальность
Памятка – победитель работа группы № … Молодцы. Ребята! Но и побеждённых у нас нет, ведь каждый из вас теперь знает как правильно вести себя у водоёма.
Дети презентуют и оценивают работы групп.
Комментируют свои оценки. Выявляют победителя.
Слайд 5
7
Рефлексия
- Давайте подведём итоги. Все ли учебные задачи, поставленные вами на урок, выполнены? (См. запись учебных задач на доске)
Анализируют выполненные задачи. Планируют решение не выполненных задач на будущее.
А теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке: свою, группы и класса. Перед вами листы с изображением пирамиды. (один на группу)
В верхней части вы ставите оценку за урок себе, в средней – группе, в нижней – всему классу, исходя из установок:
«5» - работой доволен
«4» - можно было лучше
«3» - приложено мало усилий
Обобщает общую картину
Анализируют работу: свою, группы, класса и оценивают.
Слайд 6
8
Домашнее задание
Внимание на доску:
Д/з: вам предлагается на основании листа информации заполнить таблицу, давая сжатые ответы на пункты плана по описанию реки.
- А как вы будете его выполнять? Каков алгоритм ваших действий?
Я благодарю вас за урок и желаю успеха при выполнении домашнего задания.
Записывают домашнее задание, озвучивают алгоритм своих действий по его выполнению.