kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Водоемы Ивановской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему  миру  в 4 классе.

Тема: «Водоемы нашего края»

Педагог: Афанаско Марина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11 г. Иваново

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: 

 Расширение знаний обучающихся о водных объектах Ивановской области.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Создать условия для овладения учащимися системой знаний о водоемах родного края;
  2. Формировать умение «читать» карту, схему реки.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить формирование умения целеполагания;
  2. Продолжить формирование умения  выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные задачи:

  1. Закрепить умения совместной работы в группе;
  2. Формировать правильное отношение к природе.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные:

1) умение определять и высказывать свое отношение по тому или иному вопросу;

2) умение ставить цель и учебные задачи;

3) умение действовать в соответствии с ролью в группе.

- коммуникативные:

1) умение слушать и слышать;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- познавательные:

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) умение представлять информацию в виде рисунка;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы.

- регулятивные:

1) умение определять цель деятельности на уроке;

2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения:

  • мультимедийная презентация,
  •  листочки для распределения по группа.

Наглядные пособия: материал мультимедийной презентации

Ключевые слова: Водоем, исток, устье, приток, водохранилище.

Рабочие материалы для обучающихся:

  • листы с информацией о водных объектах,
  • таблицы с вопросами по тексту, 
  • таблица плана описания реки по вариантам,
  • учебник, тетрадь,
  • карта Ивановской области.

Автор учебника: Плешаков А.А «Окружающий мир»

Ход урока

№ п\п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

Учитель обращает внимание детей на расстановку парт.

«Посмотрите, как у нас сегодня расставлены парты. Как вы думаете для чего?»

Дети отвечают на поставленный вопрос учителя, предполагая работу в группах.

Организует распределение по группам

Разбирают разные листки и занимают места в группах

Учитель предлагает детям назвать основные правила работы в группе. (Открывает их для проверки на слайде, после ответов детей.)

Предлагает сразу распределить роли в группе.

Дети называют основные правила работы в группе.

Определяются с ролями.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель выводит на экран слайд с картинками и задает вопросы:

«Что объединяет эти изображения? (Некоторые связи находятся сразу).

А что делать,  если ответ не находится?»

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Чему бы вы хотели научиться?

Предлагает дополнить фразы и записывает ответы на доске:

Я хочу узнать…….

Я хочу научиться……………….

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Ставят учебные задачи, предлагая окончания фраз.

Картинки на слайде: портрет А.С Пушкина, Водяной, рыбные консервы, схема реки (без подписей состаляющих), кот Матроскин

3

Актуализация знаний

Из ответов детей учитель обращает внимание на предположения о том, что картинки связаны с водой, водоемами и организует актуализирующий диалог.

- Что такое водоем?

- Какие водные объекты предполагает понятие «Водоем»?

- Что вы знаете о водоемах?

Дети отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга.

- А в нашей Ивановской области есть водоемы?

- Все ли вы о них знаете?

Как можно пополнить наши знания?

 Предлагает сегодня продолжить учиться работать  с информацией из разных источников.

Отвечают, что не все знают.

А узнать могут от учителя, из книг, из интернета и т. д.

Принимают предложение.

4

Первичное усвоение новых знаний

Учитель обращает внимание детей на задание к выданной информации.

«Самостоятельно прочтите текст. Подчеркните непонятные слова. Выясните у членов группы или у учителя их смысл».

Итак, что вы будете делать сейчас?

Берут листы с информацией с середины стола.

Выстраивают алгоритм своих действий и приступают к их выполнению.

Приложение 1

На выполнение этого задания - 1 минута.

Работают

Учитель дает сигнал окончания работы (Колокольчик.)

Обращает внимание детей на слайд на доске.

«Возвращаемся к слайду. Вспомним наши первые предположения о том, что же общего у изображений?» Новые идеи возникли?

Предлагает каждой группе подумать над одной из картинок слайда. 5 группе дает энциклопедию со сказками А.С Пушкина, как подсказку.

Минута на размышление.

Слушает ответы групп.

Дополняют ранее высказанное, при этом

Обсуждают.

Высказывают свои предположения.

Слайд 2

Учитель предлагает детям:

«Объедините все свои догадки и попробуйте сформулировать тему урока»

Учитель делает акцент на том, что сегодня на уроке будут обсуждаться водоемы Ивановской области.

Дети объединяют свои догадки и формулируют тему урока: «Водоёмы» Записывают тему урока в тетрадь.

Итак, осталось всего одна картинка-загадка. Будем идти до конца в поисках ответа?

Соглашаются

Слайд 3.

Схема реки без подписей составляющих.

Хотите подсказку? (По очереди выводит составляющие схемы на слайде: ИСТОК, УСТЬЕ, ПРИТОК.)

Что изображено на схеме?

Дети догадываются и отвечают на вопрос учителя: «Это схема реки»

Физкультминутка

Организует  физкультминутку.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире, пять руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.

Выполняют вместе с учителем.

Презентация 2

Первичное усвоение (продолжение)

Учитель ведёт обучающий диалог:

- А в нашем городе есть река?

- Как она называется?

- Какие  реки протекают в нашем крае?

Учитель организует работу с картой.

- Найдите на карте реки Ивановской области.

- Назовите её и правильно покажите по карте.

Акцентирует внимание на правильном показе реки на карте.

 - А все ли реки одинаковые?

- Какую информацию можно считать с карты?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Дети работают с картой Ивановской области.

Участвуют в обучающем диалоге.

Приложение 2

Карта Ивановской области у каждого ученика (раздатка)

5

Первичная проверка понимания

       Учитель выдаёт детям план описания реки (изложенный в таблице с колонками: пункт плана, ответ) и предлагает по нему поработать:

«План описания реки вы видите в раздаточном материале. Возьмите себе один вариант таблицы. Подготовительную работу  для заполнения мы проведём уроке, а завершите её вы дома. Согласны?»

«Для заполнения потребуется информация, она выдана. Но как вы будете с ней работать?»

Корректирует алгоритм, предложенный обучающимися.

«Итак внимание: прочитав текст, найдите ответ по заданному пункту плана. (Не забудьте обсудить свои ответы с группой.) На работу 4 минуты. Приступаем!»

Каждый ребенок берет себе один вариант таблицы.

Выстраивают алгоритм.

Обсуждают ответы с группой, заполняют таблицу с помощью прочитанного текста.

Приложение 3

Приложение

Колокольчик! «Работа завершена. Проверяем. Все группы выполняли разные задания и сейчас мы попробуем объединить нашу работу.

Внимание: я зачитываю пункт  плана, а группа даёт ответ. Все проверяют правильность предложенного варианта. Я помечаю данный абзац номером соответствующего пункта. Что это значит?» 

Работаем все вместе. 

Предполагают, что дома из отмеченного абзаца они найдут ответ для занесения в таблицу (по плану описания реки)

Дети участвуют в работе.

6

Первичное закрепление

Я напоминаю, что мы работали по схеме реки.

- А какие  ещё естественные водоёмы вы на ней видите?   

- Какие озёра нашей области вы знаете?  - А море какое на территории Ивановской области есть? Посмотрите на карту, найдите его!

- Нет, а жаль! А где же нам купаться?

Дают ответы.

Говорят, что моря нет.

Говорят про Уводьское водохранилище или Уводьстрой.

- Кто был на Уводьстрое? Расскажите нам о нём, пожалуйста.

Дополняет рассказ детей.

Уводьстрой – это искусственный водоём, называемый водохранилище.

Как вы думаете, что обозначает это слово?

Делятся впечатлениями, дополняют друг друга.

Высказывают предположения.

 

Организует обучающий диалог:

- Для чего люди создают водохранилища?

- Нужно ли заботится о водоёмах?

- А как это сделать?

Участвуют в диалоге.

Предлагаю составить памятку заботливого поведения  у водоёма. (Для работы выдан маркер и лист.) На работу  у вас 4 минуты. Приступаем! Колокольчик.

Дети в группе составляют памятку.

Листы для памятки

Предлагаю презентовать свои памятки на доске. А класс оценивает групповую работу по 5-ти бальной системе по следующим критериям:

  1. Полнота содержания
  2. Дизайн оформления
  3. Оригинальность

Памятка – победитель работа группы № … Молодцы. Ребята! Но и побеждённых у нас нет, ведь каждый из вас теперь знает как правильно вести себя у водоёма.

Дети презентуют и оценивают работы групп.

Комментируют свои оценки. Выявляют победителя.

Слайд 5

7

Рефлексия

- Давайте подведём итоги. Все ли учебные задачи,  поставленные вами на урок, выполнены? (См. запись учебных задач на доске)

Анализируют выполненные задачи. Планируют решение не выполненных задач на будущее.

А теперь я предлагаю вам оценить  работу на уроке: свою, группы и класса. Перед вами листы с изображением пирамиды. (один на группу)

В верхней части вы ставите оценку за урок себе, в средней – группе, в нижней – всему классу, исходя из установок:

«5» - работой доволен

«4» - можно было лучше

«3» - приложено мало усилий

Обобщает общую картину

Анализируют работу: свою, группы, класса и оценивают.

Слайд 6

8

Домашнее задание

Внимание на доску:

Д/з: вам предлагается  на основании листа информации заполнить таблицу, давая сжатые  ответы на пункты плана по описанию реки.

- А как вы будете его выполнять? Каков алгоритм ваших действий?

Я благодарю вас за урок и желаю успеха при выполнении домашнего задания.

Записывают домашнее задание, озвучивают алгоритм своих действий по его выполнению.

Просмотр содержимого документа
«"Водоемы Ивановской области" »

Управление образования Администрации города Иванова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

ул. Фрунзе, д.15/25, г. Иваново, 153007

телефон: (4932) 47 31 66

E-mail: school11@ivedu.ru




Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: «Водоемы нашего края»



Педагог: Афанаско Марина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11 г. Иваново

Тип урока: изучение нового материала



Цель урока: 

Расширение знаний обучающихся о водных объектах Ивановской области.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Создать условия для овладения учащимися системой знаний о водоемах родного края;

  2. Формировать умение «читать» карту, схему реки.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить формирование умения целеполагания;

  2. Продолжить формирование умения выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные задачи:

  1. Закрепить умения совместной работы в группе;

  2. Формировать правильное отношение к природе.



УУД, формируемые на уроке:

- личностные:

1) умение определять и высказывать свое отношение по тому или иному вопросу;

2) умение ставить цель и учебные задачи;

3) умение действовать в соответствии с ролью в группе.



- коммуникативные:

1) умение слушать и слышать;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.



- познавательные:

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) умение представлять информацию в виде рисунка;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы.



- регулятивные:

1) умение определять цель деятельности на уроке;

2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Оборудование и технические средства обучения:

  • мультимедийная презентация,

  • листочки для распределения по группа.



Наглядные пособия: материал мультимедийной презентации

Ключевые слова: Водоем, исток, устье, приток, водохранилище.

Рабочие материалы для обучающихся:

  • листы с информацией о водных объектах,

  • таблицы с вопросами по тексту,

  • таблица плана описания реки по вариантам,

  • учебник, тетрадь,

  • карта Ивановской области.

Автор учебника: Плешаков А.А «Окружающий мир»

























Ход урока

№ п\п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

Учитель обращает внимание детей на расстановку парт.

«Посмотрите, как у нас сегодня расставлены парты. Как вы думаете для чего?»





Дети отвечают на поставленный вопрос учителя, предполагая работу в группах.


Организует распределение по группам

Разбирают разные листки и занимают места в группах


Учитель предлагает детям назвать основные правила работы в группе. (Открывает их для проверки на слайде, после ответов детей.)

Предлагает сразу распределить роли в группе.



Дети называют основные правила работы в группе.

Определяются с ролями.


2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель выводит на экран слайд с картинками и задает вопросы:

«Что объединяет эти изображения? (Некоторые связи находятся сразу).

А что делать, если ответ не находится?»

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Чему бы вы хотели научиться?

Предлагает дополнить фразы и записывает ответы на доске:

Я хочу узнать……..

Я хочу научиться……………….





Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.







Ставят учебные задачи, предлагая окончания фраз.

Картинки на слайде: портрет А.С Пушкина, Водяной, рыбные консервы, схема реки (без подписей состаляющих), кот Матроскин

3

Актуализация знаний

Из ответов детей учитель обращает внимание на предположения о том, что картинки связаны с водой, водоемами и организует актуализирующий диалог.

- Что такое водоем?

- Какие водные объекты предполагает понятие «Водоем»?

- Что вы знаете о водоемах?









Дети отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга.


- А в нашей Ивановской области есть водоемы?

- Все ли вы о них знаете?

Как можно пополнить наши знания?

Предлагает сегодня продолжить учиться работать с информацией из разных источников.



Отвечают, что не все знают.



А узнать могут от учителя, из книг, из интернета и т. д.



Принимают предложение.


4

Первичное усвоение новых знаний

Учитель обращает внимание детей на задание к выданной информации.

«Самостоятельно прочтите текст. Подчеркните непонятные слова. Выясните у членов группы или у учителя их смысл».

Итак, что вы будете делать сейчас?

Берут листы с информацией с середины стола.







Выстраивают алгоритм своих действий и приступают к их выполнению.

Приложение 1



На выполнение этого задания - 1 минута.

Работают




Учитель дает сигнал окончания работы (Колокольчик.)

Обращает внимание детей на слайд на доске.

«Возвращаемся к слайду. Вспомним наши первые предположения о том, что же общего у изображений?» Новые идеи возникли?

Предлагает каждой группе подумать над одной из картинок слайда. 5 группе дает энциклопедию со сказками А.С Пушкина, как подсказку.

Минута на размышление.

Слушает ответы групп.







Дополняют ранее высказанное, при этом





Обсуждают.







Высказывают свои предположения.

Слайд 2



Учитель предлагает детям:

«Объедините все свои догадки и попробуйте сформулировать тему урока»



Учитель делает акцент на том, что сегодня на уроке будут обсуждаться водоемы Ивановской области.




Дети объединяют свои догадки и формулируют тему урока: «Водоёмы» Записывают тему урока в тетрадь.



Итак, осталось всего одна картинка-загадка. Будем идти до конца в поисках ответа?



Соглашаются

Слайд 3 .

Схема реки без подписей составляющих.

Хотите подсказку? (По очереди выводит составляющие схемы на слайде: ИСТОК, УСТЬЕ, ПРИТОК.)

Что изображено на схеме?





Дети догадываются и отвечают на вопрос учителя: «Это схема реки»



Физкультминутка

Организует физкультминутку.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире, пять руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.

Выполняют вместе с учителем.

Презентация 2


Первичное усвоение (продолжение)

Учитель ведёт обучающий диалог:

- А в нашем городе есть река?

- Как она называется?

- Какие реки протекают в нашем крае?

Учитель организует работу с картой.

- Найдите на карте реки Ивановской области.

- Назовите её и правильно покажите по карте.

Акцентирует внимание на правильном показе реки на карте.

- А все ли реки одинаковые?

- Какую информацию можно считать с карты?



Ученики отвечают на вопросы учителя.





Дети работают с картой Ивановской области.







Участвуют в обучающем диалоге.

Приложение 2

Карта Ивановской области у каждого ученика (раздатка)

5

Первичная проверка понимания

Учитель выдаёт детям план описания реки (изложенный в таблице с колонками: пункт плана, ответ) и предлагает по нему поработать:

«План описания реки вы видите в раздаточном материале. Возьмите себе один вариант таблицы. Подготовительную работу для заполнения мы проведём уроке, а завершите её вы дома. Согласны?»

«Для заполнения потребуется информация, она выдана. Но как вы будете с ней работать?»

Корректирует алгоритм, предложенный обучающимися.

«Итак внимание: прочитав текст, найдите ответ по заданному пункту плана. (Не забудьте обсудить свои ответы с группой.) На работу 4 минуты. Приступаем!»





Каждый ребенок берет себе один вариант таблицы.









Выстраивают алгоритм.







Обсуждают ответы с группой, заполняют таблицу с помощью прочитанного текста.

Приложение 3













Приложение


Колокольчик! «Работа завершена. Проверяем. Все группы выполняли разные задания и сейчас мы попробуем объединить нашу работу.

Внимание: я зачитываю пункт плана, а группа даёт ответ. Все проверяют правильность предложенного варианта. Я помечаю данный абзац номером соответствующего пункта. Что это значит?»

Работаем все вместе.











Предполагают, что дома из отмеченного абзаца они найдут ответ для занесения в таблицу (по плану описания реки)

Дети участвуют в работе.


6

Первичное закрепление

Я напоминаю, что мы работали по схеме реки.

- А какие ещё естественные водоёмы вы на ней видите?

- Какие озёра нашей области вы знаете? - А море какое на территории Ивановской области есть? Посмотрите на карту, найдите его!

- Нет, а жаль! А где же нам купаться?





Дают ответы.





Говорят, что моря нет.

Говорят про Уводьское водохранилище или Уводьстрой.


- Кто был на Уводьстрое? Расскажите нам о нём, пожалуйста.

Дополняет рассказ детей.

Уводьстрой – это искусственный водоём, называемый водохранилище.

Как вы думаете, что обозначает это слово?

Делятся впечатлениями, дополняют друг друга.







Высказывают предположения.




Организует обучающий диалог:

- Для чего люди создают водохранилища?

- Нужно ли заботится о водоёмах?

- А как это сделать?



Участвуют в диалоге.


Предлагаю составить памятку заботливого поведения у водоёма. (Для работы выдан маркер и лист.) На работу у вас 4 минуты. Приступаем! Колокольчик.



Дети в группе составляют памятку.

Листы для памятки

Предлагаю презентовать свои памятки на доске. А класс оценивает групповую работу по 5-ти бальной системе по следующим критериям:

  1. Полнота содержания

  2. Дизайн оформления

  3. Оригинальность

Памятка – победитель работа группы № … Молодцы. Ребята! Но и побеждённых у нас нет, ведь каждый из вас теперь знает как правильно вести себя у водоёма.

Дети презентуют и оценивают работы групп.









Комментируют свои оценки. Выявляют победителя.







Слайд 5

7

Рефлексия

- Давайте подведём итоги. Все ли учебные задачи, поставленные вами на урок, выполнены? (См. запись учебных задач на доске)

Анализируют выполненные задачи. Планируют решение не выполненных задач на будущее.


А теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке: свою, группы и класса. Перед вами листы с изображением пирамиды. (один на группу)

В верхней части вы ставите оценку за урок себе, в средней – группе, в нижней – всему классу, исходя из установок:

«5» - работой доволен

«4» - можно было лучше

«3» - приложено мало усилий

Обобщает общую картину















Анализируют работу: свою, группы, класса и оценивают.















Слайд 6

8

Домашнее задание

Внимание на доску:

Д/з: вам предлагается на основании листа информации заполнить таблицу, давая сжатые ответы на пункты плана по описанию реки.

- А как вы будете его выполнять? Каков алгоритм ваших действий?

Я благодарю вас за урок и желаю успеха при выполнении домашнего задания.







Записывают домашнее задание, озвучивают алгоритм своих действий по его выполнению.




15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Водоемы Ивановской области"

Автор: Афанаско Марина Валерьевна

Дата: 07.05.2015

Номер свидетельства: 209150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Водоёмы Ивановской области "
    ["seo_title"] => string(27) "vodoiomy-ivanovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "119538"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413459565"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства