Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Человек в обществе" 4 класс»
Тема:Человек в обществе
Цели: формирование первоначального представления об обществе, биосоциальной сущности человека, содействовать пониманию значения общества в жизни человека, ознакомление с этапами развития общества от первобытных времен до наших дней.
Планируемые результаты:
Предметные: доказывают, что человек – часть природы и часть общества; приводят примеры культуры общения во взаимоотношения людей
Личностные: способны оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета; проявляют способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы; развивают и тренируют свою наблюдательность.
Познавательные: выделяют существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; сопоставляют информацию, представленную в разных видах, обобщают ее и используют при выполнении заданий; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; высказывают свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций.
Ход урока
1. Мотивирование учебной деятельности (орг. момент)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
-Что такое общество? (Все люди вместе)
- Как связаны человек и общество? (Человек является частью общества)
- Что связывает людей, живущих в обществе? (Общие обычаи, законы, правила поведения)
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, всегда ли люди жили так как сейчас?
-А всегда ли человек жил в обществе? (да)
- Сегодня на уроке мы узнаем о том, как жили люди в первобытном обществе; какие у них были законы, обычаи и правила жизни; установим причины и следствия событий и явлений.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1) информационный поиск –
-Что означают слова «первобытное общество»? (Первобытное общество - общество древних людей)
Запишите это в рабочих листах.
По исследованиям ученых древнейшие люди жили в жарких странах более двух миллионов лет назад. На юге нынешней России они появились более полумиллиона лет назад.
Закройте глаза и представьте:
2) чтение отрывка из книги д’Эрвильи «Приключение доисторического мальчика» (приложение1)
Работа в парах: используя текст учебника, заполните таблицу
Древний человек
Жилище
Одежда
Занятия
Еда
Орудия труда (материал)
Физкультминутка
5. Первичное закрепление
Ответьте на вопросы, свой ответ обоснуйте, указав причину и следствие. Я напоминаю,что то, что произошло раньше и из-за чего произошло другое событие, называется причиной, а то,
что произошло потом, то, к чему привела причина - называют следствием.
-Что являлось жилищем людей в первобытном обществе? Почему? (люди не могли строить дома, поэтому жили в пещерах)
-Во что одевались древние люди?
-Чем питались первобытные люди? Откуда они брали пищу?
- Из какого материала были орудия труда древних людей?
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Одной из обязанностей детей было следить за тем, чтобы огонь не потух. Как вы думаете почему? А каким образом огонь мог попасть в пещеру?
Давайте проверим наши предположения.
Просмотр отрывка из мультфильма «Всемирная история. Древний человек»
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Мы с вами говорили о том, что у каждого события есть причина – то, что произошло раньше и без чего не случилось бы следствия
Соедините причины событий (явлений) и их последствия
Оцените свою работу
-Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- О чем вы сегодня расскажите дома?
-Все ли мы заполнили на рабочих листах?
- Если у вас есть вопросы по теме урока, напишите его на строчке «Мой вопрос» .на следующем уроке мы обязательно на него ответим.
Домашнее задание: подготовить пересказ текста на с. 63-65, выполнить задание 6 на с. 65 учебника
Приложение 1
В холодное, пасмурное и дождливое утро на берегу огромной реки сидел маленький девятилетний мальчик.
Могучий поток неудержимо мчался вперед: в своих желтых волнах он уносил сбившиеся в кучи ветви и травы, вырванные с корнем деревья и громадные льдины с вмерзшими в них тяжелыми камнями.
Мальчик был один. Он сидел на корточках перед связкой только что нарезанного тростника. Его худенькое тело привыкло к холоду: он не обращал никакого внимания на ужасающий шум и грохот льдин.
Отлогие берега реки густо поросли высоким тростником, а немного дальше вздымались, словно высокие белые стены, размытые рекою обрывистые откосы меловых холмов.
Цепь этих холмов терялась вдали, в туманном и голубоватом сумраке; дремучие леса покрывали ее.
Недалеко от мальчика, на скате холма, чуть повыше того места, где река омывала холм, зияла, точно громадная разинутая пасть, широкая черная дыра, которая вела в глубокую пещеру.
Здесь девять лет тому назад родился мальчик. Здесь же издавна ютились и предки его предков.
Только через эту темную дыру входили и выходили суровые обитатели пещеры, через нее они получали воздух и свет; из нее вырывался наружу дым очага, на котором днем и ночью старательно поддерживался огонь.
Приложение 2
__________________________________________
Человек в обществе. Первобытные люди
Первобытное общество - ________________________________________________