УМК Школа 2100
Тема. От Древней Руси к Единой России
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование знаний об эпохе усиления Московского княжества и создания вокруг него единого Московского государства
Задачи:
- Личностные: развитие интереса к истории России, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, чувства гордости за свое Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа
- Предметные: формирование знаний об особенностях формирования самосознания русского народа, о закономерностях образования Российского централизованного государства; выявление значения деятельности таких личностей, как Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван III, в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.
- Метапредметные: развитие умения работать с информацией, выделять главную мысль, делать выводы и обобщать полученные знания.
Оборудование: презентация, карточки с 3 терминами, учебник, карточка с основным вопросом урока, карточки для заполнения таблицы, карточки с тестом, рабочая тетрадь, проектор, интерактивная доска, компьютер
Этапы урока
Время
Содержание
Формирование УУД
Методы и приемы
действия учителя
действия учеников
I. Организационный этап
1 мин
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку.
Коммуникативные УУД - Умение общаться, строить коммуникации
Чтение стихотворения
II. Мотивационный
1 мин
(под музыку)
Как долго ты училась жить Россия
И даже в час, когда тебя рвала
по волчьи
на куски
орда Батыя.
Всяк князь звонил себе в колокола.
И глядя на дорогу через щелки
Бойниц,
Шептал, крестясь на образа:
«Авось они проскачут мимо, волки
авось пройдет сторонкою гроза».
Слушают стихотворение под музыку
Личностные УУД – формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
Чтение стихотворения
III. Актуализация знаний
4 мин
- Ребята, на прошлом уроке вы рассматривали нашествие Батыя на Русь. Много лет прошло с тех пор, Орды монголо-татар чувствовали себя на Руси как дома. Отдельные стычки случались постоянно, но нужна была победа - одна большая, общая.
- На прошлом уроке вам задавали подготовить сообщение о Батые или Чингисхане.
- Кто хочет рассказать о Батые?
- О Чингисхане?
- В те смутные времена была ли Русь едина?
- Нет, Русь тогда была совсем не единая – на отдельные княжества разбитая, да и сами князья то и дело друг с дружкой ссорились. А войско у врага сильное было
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника. Давайте прочитаем его название. Откройте учебник на странице 48
- Правильно. Давайте вспомним пройденные исторические понятия. На слайде будет появляться начало слова, а вы будите его продолжать.
Пле… (племя) коч… (кочевники) куп… (купцы) биб…(библия)
фрес…(фрески) рыц… (рыцари) зак… (закон) ис… (ислам)
Чин… (Чингисхан) лет… (летопись) Зол… (Золотая Орда) гос…(государство)
- Объясните, как вы понимаете, что они обозначают?
Каждое слово поясняется
Рассказывают сообщения
- Нет
- Времена Московского Государства. XIV – XVII века.
- Племя, кочевники, купцы, библия, фрески, рыцари, закон, ислам, Чингизхан, летопись, Золотая Орда, государство.
- Племя – тип этнической общности и социальной организации доклассового общества.
Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Фре?ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей
Закон — свод обязательных норм и правил
Чингисха?н — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена
Золотая Орда – государство монголов, созданное в XIII веке ханом Батыем после похода на Русь.
Коче?вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни.
Би?блия — собрание текстов, считающихся священными
Ры?царь – средневековый дворянский почётный титул в Европе.
Исла?м — мировая религия.
Летопись - запись событий истории Руси по годам.
Государство – организация общества в какой либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, армия.
Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос
Познавательные УУД – структурирование знаний
Беседа
Упражнение
Наглядный - карточки