Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология: Системно – деятельностный метод
Форма проведения: урок - лекция
Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая , Рабочая тетрадь по окружающему миру, 1 часть, у учителя – куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками - значками экологических дней. У учащихся – цветные карандаши и фломастеры.
Целевые установки урока
I.Предметные результаты:
- участвовать по мере сил в охране природы;
- иметь представление об экологии;
- знакомиться экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.
II.Метапредметные результаты обучения:
- высказывать предположения о том, что такое экология;
- находить в тексте учебника определение экологии как науки;
- рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зеленом доме;
- выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;
- вписывать в таблицу даты экологических дней ( по материалам учебника), предлагать рисунки – символы к каждой дате;
- в сотрудничестве со взрослыми организовать праздники, посвященные экологическим дням ( течение года);
- подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.
III.Личностные результаты:
- Понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;
- Воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты: формируемые УУД
I
Актуализация знаний и умений
В начале урока следует повторить материал предыдущих уроков о календарях по вопросам:
1.Зачем нужны календари?
2.Какие бывают календари?
3.Какие государственные праздники вы знаете?
4.Какие дни называются погодоуказателями?
Ответы детей.
Коммуникативные
II
Целеполагание
Ребята, наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чём говорится в этих стихах. Что между ними общего?
В домике круглом,
В круглом окошке
Грела улитка
На солнышке рожки.
Грела улитка
На солнышке рожки,
И разморило улитку
Немножко.
Вот потянулась
Лениво улитка,
Вот затворила улитка
Калитку,
Спрятала ключ
И отправилась спать
В самую круглую
В мире кровать. (И.Пивоварова)
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь? (И.Токмакова)
- О чём говорится в этих стихотворениях?
- Что между ними общего?
Ответы детей.
- Стихи рассказывают о домиках, в которых живут животные.
Познавательные
Коммуникативные
III
Аналитический этап.
- Ребята, а теперь рассмотрим рисунок на с.48-49 учебника.
- Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом.
- Какой дом у оленя? У жука? У улитки?
- Давайте вспомним, что мы изучали в 1 классе о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?
Вывод:
- Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человекам занимается наука экология. Название этой науки замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: ойкос – дом и логос – слово, знание. Экология – это наука об устройстве жизни в нашем общем доме – на планете Земля.
Ответы детей
- Планета Земля похожа на огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки – это всё «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.
- Наша планета Земля – большой гостеприимный дом, в котором человек – только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами.
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
IV
Тренировочные упражнения
- Сейчас будем выполнять задание №1 на с.32 рабочей тетради.
Работа на рабочей тетради
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
V
Аналитеческий этап.
- Ребята, что сегодня угрожает природе?
- Как её охраняют природу?
- Как дети берегут и охраняют природу?
(после ответов детей)
- Ребята, какого цвета вы выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учёными – экологами?
Ответы детей.
Чтение первого абзаца текста на с.49 учебника
(Дети выбирают зеленый цвет)
Коммуникативные
Познавательные
VI
Физкульт-минутка
Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся:
Теремок (Руки “крышей” над головой.)
Не низок, не высок. (Приседают и приподнимаются на носках.)
В теремке мышка – норушка, (Машут рукой –“хвостиком”.)
Лягушка –квакушка,(Сжимают и разжимают ладони рук.)
Зайчик – побегайчик,(Руками у головы изображают длинные уши; подскоки.)
Волк – зубами щелк,(Руками изображают пасть волка.)
Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)
Стук в дверь каждого персонажа изображается ударом кулака одной руки в раскрытую ладонь другой.
Выполняют заданные действия
Регулятивные
VII
Тренировочные упражнения.
Выполнение задания №2 на с.32 рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
VIII
Аналитический
Этап.
- Ребята, в каждом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нём.
- Но все ли в порядке в этом доме?
- Кто виноват в этих нарушениях?
- Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, учёные предложили отмечать экологические дни.
- Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в особый – экологический. Для этого отметим в нем международные экологические дни.
Дети читают текст на с.49
Ответы детей.
Чтение текста на с.50-51
Познавательные
Коммуникативные
IX
Тренировочные упражнения
- Почему экологические дни так разнообразны?
- Что такое экология?
- Что такое экологический календарь?
Работа в рабочей тетради на с.34-35
Коммуникативные
Познавательные
X
Выводы и обобщения
Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли что-то новое? Кого заинтересовала наука экология? Кто хотел бы стать экологом?
Домашнее задание:
- Теоретический материал на с. 48-51 учебника.
- Задание №3 на с.33 рабочей тетради.
Все молодцы! Спасибо за урок.
Высказывания детей
Регулятивные
Коммуникативные