Прочитайте вопросы на странице 48. Что такое ветер? Какое отношение эти предметы: веер, макет парусника, воздушный шар, резиновый мяч имеют к теме: «Воздух»? Что помогло человеку догадаться и создать их для себя? – Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».) – Итак, сегодня на уроке, мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме. К нам в гости пожаловал барон Мюнхгаузен. Он хочет проверить вашу смекалку и сообразительность. Может ли такое быть. Почему? – Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах был ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уже потом в лесу отдышался. – Может ли такое быть. Почему? – Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? – Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. – А такое быть? Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким, таинственным, неизведанным берегам. – Вы согласны. Почему? – Что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? – Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. – Как ещё мы можем почувствовать воздух? (Поднять руку вверх и резко её опустить, быстро пройтись по классу, открыть дверь и окно одновременно…) Берем стакан с водой и трубочку. Один ученик у доски дует в воду. Что происходит? Вывод: воздух легче воды. Надуваем пакет. Из чего же состоит воздух? Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. – Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.) Надуем воздушный шарик или мячик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы. – Какой вывод можно сделать? (Углекислого газа в воздухе не очень много, иначе нам нечем было бы дышать и мы бы задохнулись). (Кислород в воздухе жизненно необходим). Посмотрите в учебник на страницу 49. Прочитайте первое предложение из статьи внизу страницы. Подумайте, что может загрязнять воздух? Хорошо, сейчас мы с вами более подробно узнаем о загрязнении воздуха и в этом нам поможет Демченко Лиза. |