Москва, Вентана-Граф, 2011 г.
Наборы фишек для звукового анализа слов(индивидуальные и демонстрационные), слоги, компьютер.
№ п.п. | Ход урока | Примечания | Оборудование |
I | Организационный момент. Введение в тему урока. Долгожданный звонок- Начинается урок. Ты проверь себя, дружок, Готов ли ты начать урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручка и тетрадки? Здравствуйте, ребята! | | |
II | Постановка учебной задачи: - У нас сейчас урок обучения грамоте. А что мы делаем на уроках? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками) | | |
III | Работа над новы материалом 1.Знакомство со звуками [п], [п']. - Посмотрите на доску. - Какое задание можно выполнить? + Найти сходство и отличие - Что можно сказать? + Они состоят из 5 звуков, 2 слога - Какое слово может быть лишним? + Пчела – она живая, печь – не 5 звуков - Что можно сказать об этих предметах? - Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? - Сравните первые звуки. Произнесите их. - Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? + Какие бывают звуки - Какие у нас звуки? +Согласный- при произношении воздух во рту встречает преграду, глухой- не слышим его; в слове «печка»-п' мягкий, в слове «пушка»- п твёрдый | На доске слова (печка/печь, пушка, пчела, полка)
| Рисунки с изображением этих предметов Лента букв |
| 2.Называние слов со звуками [п], [п']. - А только ли в начале слова могут встречаться звуки [п], [п']? Чтобы ответить на вопрос, мы будем работать в парах. Каждая пара будет среди окружающих нас предметов находить определенные слова и прикреплять их на доску. Работа в парах. Первая пара – слова, которые начинаются со звука [п]. Вторая пара – слова, которые начинаются со звука [п']. Третья пара – слова, в которых звук [п] находится в середине слова. Четвертая пара– слова, в которых звук [п,] находится в середине слова. Пятая пара– слова, в которых звук [п] находится на конце слова.
- Пары закончили работать. Согласны с ними? | Работа в парах | Предметные рисунки |
| 3. Зрительный образ печатной буквы П, п. - А я тоже нашла картинки. - Куда мне их поместить? А что у меня изображено? + Буква П - На что она похожа? Буква П – дверной проем, Не пройти туда вдвоем.
На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле.
Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. - Буква - это знак, символ. Буквы мы...читаем и пишем. | Сравнивают букву с предметами | |
IV | Практическая работа. 1.Чтение слогов и слов - Игра «Не разорви цепочку» . Читаем «цепочкой» друг за другом слоги-слияния. 2.Игра «Добавь новую букву» -А сейчас сыграем в новую игру. Задание: вставьте букву п так, чтобы получилось новое слово. Ушка-пушка Река-репка Очки-почки Сор-спор Щека-щепка Шаги-шпаги 3. Игра «Живые звуки» -А теперь поиграем в игру «Живые звуки» Задание: -Уберите букву, которыми записаны одинаковые звуки слов.(к,а) -Уберите букву, которой записаны парные по твёрдости согласные звуки(п), твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук. -Назовите оставшиеся буквы. (е,у) -Уберите и их. -Выложите слово «поле» -Поднимите и покажите букву, которой обозначен звук [о] -Покажите вторую гласную букву. -Покажите букву, которой обозначен звук [п] -Назовите вторую согласную букву. -Покажите букву, которой обозначен звук [л] . (В слове есть звук [л']) -Назовите слова, для записи которых нам нужна будет заглавная буква П. -Выложите слово «пила». -Что нужно сделать, чтобы из этого слова получилось слово «пила» (Заменить буквы) -Определите, чем эти слова отличаются по звуковому составу. -Превратите слово «пила» в слово «пилит». -Чем различаются слова? +Количество звуков и букв, местом ударения. –Превратите слово «пилит» в слово «пилот». Чем различаются слова? +Третьими звуками, буквами и-о, местом ударения. 4. Работа с текстом. -Прочитайте текст «Папа». -О какой профессии этот текст? + О плотнике. Летят опилки белые, Летят из-под пилы! Это плотник делает Рамы и полы. - Какие ещё профессии начинаются на букву п? + Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик. 5. Работа в парах по учебнику. - Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика. - Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика. - Назовите получившееся слово. + Павлин. - А что вы знаете об этой птице? | Чтение слогов по цепочке Слова на доске Работа в кассах Составляют слово «ПОЛЕ» Составляют слово «ПИЛА» Читают текст на с. 114 Показ иллюстрации | Карточки Фишки Изображение павлина |
V | Закрепление и обобщение. Игра «Кто больше?» Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке. На носу и на руке! - А вы можете сказать такое про себя? Давайте попробуем. Подберите слова со звуками [п], [п']. : на полу – плинтус, палас, паркет и др.; на потолке – лампа, побелка, паучок и др. - А теперь сосчитайте количество слов со звуком [п], [п']. Пламя, платье, пух, перо, Поезд, пассажир, перрон, Пряник, парусник, полёт, Помидор, письмо, пилот. (13 слов.) 2.Чтение рассказа - Познакомьтесь с рассказом В.Осеевой «Просто старушка». 3. Повторное чтение. - А теперь Рома, Яна и Сима прочтут рассказ по ролям. - Ребята мне так понравилось ваше чтение, что я решила подарить вам «секретные»слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево. - Что вы заметили? + Слова остались теми же. | Слушают рассказ ПОТОП ТОПОТ | Учебник с.115 На мониторе компьютера |
VI | Итог урока. Устная рефлексия. - Мы сегодня с вами хорошо поработали. Что мы делали? (рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить, творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать.) - Каких результатов достигли? (научились читать слова с буквой П, определять мягкий и твёрдый звуки) | | |
VII | Оценивание . Если вам на уроке было легко, все было понятно – возьмите солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – облачко | Дети оценивают свою работу. | Рисунки |