- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
- формировать представления о связи математики с жизнью;
Регулятивные УУД:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;
Познавательные УУД:
- сравнивать сосуды по вместимости;
- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в индивидуальной и групповой работе ;
- высказывать свою точку зрения;
- уважительно относиться к чужому мнению.
Оборудование: сосуды для измерения разной вместимости: двухлитровая и 2 литровых банки, стаканы, кастрюля, разные сосуды литровой вместимости (бутылка, пакет из-под сока, кружка), листочки с практическими заданиями, веера, рисунки разноцветных чашечек (для настроения).
Ход урока
I. Организационный момент.
Ты готов начать урок? Беритесь, ребята,
Все ль на месте, Скорей за работу,
Все ль в порядке, Учитесь считать,
Ручка, книжка и тетрадка? Чтоб не сбиться со счета.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа (трое учеников решают примеры).
2. Логическая разминка.
- Если суп горячее чая, то чай …
- Если ночь короче дня, то день …
- Если куст ниже дерева, то дерево …
- Если река шире ручья, то ручей …
- Если сестра старше брата, то брат …
- Если арбуз тяжелее дыни, то дыня …
- Если стержень тоньше ручки, то ручка …
3. Устный счет.
За тетради Михаил три рубля заплатил,
А за новенький пенал шесть рублей отдал.
Сколько, дети, заплатил за покупку Михаил?
(9)
Два снегиря и пять синиц.
Ребята, сколько будет птиц?
(7)
У меня четыре книжки, У меня и Аллочки
Три машинки и три мишки, Десять счетных палочек.
Кто ответит побыстрей, Две из них сломались
Сколько у меня вещей? Сколько их осталось?
(10) (8)
4. Работа над задачами.
1) Масса котенка и щенка 5 кг. Масса котенка 1 кг.
Какова масса щенка?
2) Масса двух одинаковых арбузов 6 кг. Какова масса одного арбуза?
3) Что легче килограмм фруктов или килограмм сухофруктов?
III. Самоопределение к деятельности
- Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.
- Какое слово здесь лишнее? Почему? Кубик – это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов).Слово «кубик» зачеркиваю.
- Поработаем по схеме с оставшимися словами. Послушайте предложения и назовите свойства, о которых шла речь.
* Стол прямоугольный, а зеркало круглое. (Форма.)
* Одуванчик желтый, а василёк синий. (Цвет.)
* Лимон кислый а малина сладкая. (Вкус.)
* Гусь тяжелый, а цыпленок легкий. (Масса.)
* Дерево высокое, а трава низкая. (Длина.)
- Какие из свойств можно измерить? (Длину, массу.)
-В чем измеряется длина? (В сантиметрах.)
- В чем мы научились измерять массу на прошлом уроке? (В килограммах.)
- Соединим эти свойства со словом в овале. Как они называются? (Величины)
- Посмотрите на рамку с вопросом. Здесь тоже должна быть величина. Попробуйте догадаться какая. Наверное, вам приходилось покупать в магазине молоко, сок, квас, газированную воду. Как вы думаете, одинаковое ли количество жидкости помещается в тетрапакет и в пластиковую бутылку?
Почему?
- Кто уже догадался с какой новой величиной мы познакомимся? Верно.
Тема нашего урока: «Единица вместимости – литр».
Физкультминутка.
IV. Работа по теме урока.
Практическая работа.
- 1 литр жидкости вмещается вот в эти сосуды (показываю): литровая банка, пакет из-под сока, бутылка.
- А как вы думаете, сколько в один литр вмещается жидкости, если ее измерять стаканами?
Опыт № 1. Три ученика выходят к доске и выливают воду из литровых сосудов в стаканы.
- Сколько стаканов вам потребовалось? (5) Сделайте вывод.
Вывод:Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости.
- Об этом говорится в задаче из учебника № 4 на с. 38. Прочитайте задачу.
Решение задачи.
- Как вы думаете, куда поместится воды больше: а кастрюлю или в банку? (Сосуды одинаковой вместимости). Как это сделать? (Нужно измерить вместимость кастрюли и банки).
Опыт № 2.Два ученика выходят к доске. Литровыми банками они заполняют кастрюлю и банку. Какой вывод можно сделать?
Вывод:Кастрюля и банка вмещают одинаковое количество воды.
Опыт № 3. Два ученика выходят к доске, и один наполняет банку стаканом, а другой наполняет кастрюлю литровой банкой.
- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды? Кто догадался, почему так получилось? (Ответы детей)
Вывод: вместимость нужно определять одинаковой меркой.
- Измеряют вместимость (или по-другому – объем) сосудами в литрах. Вспомните, с какими литровыми сосудами мы проводили опыт № 1.
Сокращенно слово литр записывают так: (на доске: литр – л).
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику
№ 3, с. 38 (устно). Задача состоит из цепочки двух задач.
2. Работа в тетради № 2. (Правила посадки)
№ 1(Самостоятельно. Взаимопроверка)
3. Работа в группах.
Задание 1-й группе. На карточках изображены емкости различной вместимости. Расположите картинки с надписями в порядке возрастания вместимости этих емкостей.