Конспект урока математики
3 класс по теме «Единицы длины. Километр»
(Применение технологий: проблемное обучение, групповая форма работы, ИКТ)
Конспект урока математики в 3-м классе
Тема: "Единицы длины. Километр"
Цель: создание условий учащимся для знакомства с новой единицей длины – километром в процессе учебной деятельности.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
-исследование ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины;
-познакомить с новой единицей измерения длины - километром;
-постановка проблемы;
-выдвижение гипотезы и доказательство;
-совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
-отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания;
-находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока : введение новых знаний.
Оборудование:
Презентация; Учебник. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких Математика
3 класс. 3-я часть;
карточки с единицами длины;
карточки-тесты для учащихся;
Ход урока:
- Организационный момент.
На доске или слайде записана пословица:
Дорогу осилит идущий.
- Как вы понимаете эти слова?
- Дорога, это наш с вами жизненный путь и мы должны преодолевая препятствия идти вперёд к новым знаниям и целям
2. Актуализация знаний.
Решение задач.
- В пустыне можно встретить кактус, который долго время может обходиться без воды. Масса одного листа достигает 5 кг. Сколько весят 20 таких листьев.(100 кг)
- Высота сосны 40 метров, липа на 12 м ниже. Чему равна высота липы? (28м)
- Какова масса трясогузки, если известно, что в день она может съесть 18г корма, а это в 2 раза больше массы самой птички. ( 9 г)
- Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый? ( 2 ч)
- Слонёнок рождается высотой примерно 100 см. К 5 летнему возрасту рост слонёнка увеличивается в 2 раза. Посчитай рост 5 летнего слонёнка. (200см)
- В задачах мы встретились с различными единицами измерения.
- А если мы вернёмся к нашей пословице «Дорогу осилит идущий».
Какую величину можно отнести к данной пословице?
3. Введение в “проблему”.
-Вот сейчас мы с вами и поработаем с той величиной.
Внимание на экран (слайд 1). Вам нужно догадаться, какими величинами пользовались при измерении.
Длина ручки 14 …
Высота дома 10 …
Ширина парты 5 …
Длина доски 30 …
Рост ученика 130 …
- Можно ли выразить рост ученика в других единицах длины? В каких?
Расстояние между городами 120 …(см, дм, м)
- Подходят ли нам эти единицы длины? (Нет)
- Почему? (Они маленькие)
- А какая тогда возникает проблема? (Нам необходима новая единица длины)
- Новая единица длины будет больше или меньше метра? (Больше)
4. Поиск путей решения.
- А может кто-нибудь знает, как называется единица длины, которая больше метра? (Километр)
- Догадались ли вы теперь, какая тема сегодняшнего урока? (Километр)
- Какой же будет тема сегодняшнего урока?
- Какую цель перед собой поставим?
- Как правильно закончить последнее предложение?
Расстояние между городами 120 км.
- Ребята, скажите а сколько м в одном км? (варианты ответов)
- У нас есть несколько вариантов, как же нам поступить? (прочитать, обратиться к справочнику, учебнику)
5. “Открытие” новых знаний.
(слайд №2)
- Сейчас вам предстоит поработать с текстами. Прочитайте, пожалуйста, текст. И если в том тексте вы для себя нашли что, то новое подчеркните это. А ещё вам нужно будет закончить последнее предложение данного текста.
Единица длины километр. При помощи этой единицы длины измеряют большие расстояния. Слово километр принято кратко записывать км. Это слово пришло к нам из французского языка. Оно состоит из двух частей кило и метр. Часть слова метр нам уже знакома –, а часть слова – кило означает тысяча. Тогда полное слово километр означает …. ( 1000 метров)
(На доске табличка: кило – тысяча )
- Если что, то новое что вы узнали о км?
- Как закончили предложение?
- Вот мы с вами познакомились ещё с одной единицей измерения длины.
б) Чтение вывода в учебнике на с.32. (слайд №3)
6. Первичное закрепление.
- Сейчас вам предстоит поработать в паре, и установить соотношения между единицами длины.
Проверка по эталону. (слайд 4)
- Кто допустил ошибку?
-Какую ошибку допустили? Почему?
-Что надо сделать, чтобы не допускать такие ошибки?
- А теперь давайте выполним несколько заданий, используя полученные сегодня новые знания. (Ученики переводят и объясняют, задания выполняются устно)
а) Определи, сколько метров содержат:
3 км = … м
7 км = … м
б) Перевести метры в километры.
2.000 м = … км
4.000 м = … км
в) Перевести в метры:
4 км 375 м = … м
8 км 470 м = … м
7. Самостоятельная работа. Проверка усвоения нового знания.
1). Заполните пропуски, чтобы записи были верными ( некоторым детям выдаются карточки)
625 см = …м …см 4см 9мм= … мм
2674м = …км … м 26дм 7см = … см
847 дм = …м …дм 8дм = … мм
2). Сравни. (слайд № 4)
20дм …200см 5км …1000м
1000м … 4км 600дм …6м
4м … 40см 70мм … 7см
Взаимопроверка и работа в парах (слайд № 5)
8. Знакомство со старинными мерами длины.
Учитель:
- Назовите все единицы длины в порядке возрастания.
На доске «рассыпаны» карточки единиц длины. Дети их ставят в порядке возрастания(мм, см, дм, м, км)
А всегда ли люди измеряли длину этими единицами ? Кто слышал о старинных мерах длины?
Заранее подготовленные дети рассказывают о старинных мерах длины (слайды 5-9)
9. Физкультурная минутка.
10. Применение нового знания в решении задач.
1). Задача №4 стр. 33 (слайд №10)
Учитель:
- Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос?
(нужно узнать расстояние, которое пробежит Пеппи от поваленного дерева до океана).
Учитель:
- Как найти это расстояние? Из каких отрезков складывается весь её путь?
(от дерева до ручья 847м, ручей 13м, от ручья до гор140м и от гор до океана 1км). Посчитаем, сколько метров от поваленного дерева до гор.
847м + 13м + 140м= 1000м =1км
1км от дерева до гор и ещё 1км от гор до океана. Значит, всего Пеппи пробежит 1км + 1км = 2км
-Ну а сейчас мы с вами проверим, как вы сегодня были внимательны на уроке.
10. Подведение итогов урока.
-Какова тема урока?
-Какую цель ставили?
- Что нового узнали на уроке?
Чему учились?
Что запомнилось?
Выставление оценок.
11. Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите одно из высказываний
Я хочу сказать ….
Сегодня на уроке …
Урок …
12. Домашнее задание.
№ 6, 2 стр. 33