Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Связь между сложением и вычитанием».»
Тема: «Связь между сложением и вычитанием».
Основные цели:
1) сформировать способность к записи взаимосвязи между частями и целым в виде буквенных равенств;
2) повторить расположение предметов по вертикали, распределение в группы по указанному свойству, сложение, вычитание, порядок предметов в группе.
Мыслительные операция, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) эталон свойств предметов (урок 1, Д–11);
2) эталон сложения и вычитания (урок 12, Д–3, 4);
3) таблица 4 3 мелом на доске (70 см 50 см) и фигуры на магнитах (по размеру клеток таблицы):
бочонок пчела шарик
4) Винни-Пух на шарике, Пятачок, дуб с геометрическими фигурами;
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы (к этапу 7):
с
з
з
з
з
з
Раздаточный материал:
1) модели мешков: два маленьких и один большой;
2) набор фигур Д–3: большой синий треугольник, маленький синий треугольник, большой желтый круг, маленький красный круг;
3) планшетка (или лист А–4 в файле с маркером).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности с помощью вовлечения в игровую ситуацию;
2) определить содержательные рамки урока: свойства предметов, сложение, вычитание;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Послушайте шуточное стихотворение и отгадайте, с кем мы встретимся на уроке:
Что там за дерево?
Дуб великан.
Что в дупле его?
Меду стакан.
Мишка в дупло заберется едва ли –
Храбрые стражи на мишку напали
И не позволят ему куролесить.
Кто они? – Пчелы!
А сколько их? ( ... десять! – Хором.)
Как вы думаете, ребята, кому из наших героев захотелось полакомиться медом? (Винни-Пуху).
Придется нам опять его выручать. Но чтобы справиться с этим, нам надо хорошенько подкрепиться, как говорил медвежонок. А подкрепиться мы можем знаниями. Что возьмем с собой в дорогу, что повторяли на прошлом уроке? (Сложение и вычитание, сравнение групп предметов, выделение общего свойства у группы предметов.)
Сегодня нам особенно пригодятся эти знания, так как мы будем открывать что-то новое. А когда «открытие» будет настоящим? (Когда мы сами его сделаем.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) повторить свойства предметов, расположение по вертикали (выше — ниже);
2) актуализировать сложение групп как соединение частей в целое и вычитание как выделение части из целого;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Повторение свойств предметов, отношений «выше — ниже».
Учитель вывешивает на доске эталон свойств предметов (Д–1), на котором обведен знак расположения предметов:
Ребята, о чем говорит этот символ на нашем эталоне? (О расположении предмета.)
Обратите внимание на положение помидора относительно каждой строки. Где он находится? (На первой строке во втором столбце.)
Может ли он занимать другое место? (Да, он может быть на другой строке — выше или ниже, и в другом столбце.)
Учитель открывает заранее нарисованную мелом таблицу 4 3 размером 70 см 50 см; Рядом предметы на магните (Д–3). Учитель задает детям вопросы, ученики выходят «по цепочке» к доске и выполняют задания, например:
Расположи бочонок с медом на второй строке и втором столбце.
Помести пчелку ниже бочонка в том же столбце.
Шарик выше бочонка. И т.д.
Посмотрите, куда забрался Винни-Пух.
Учитель вывешивает плакат Д–4.
Кто находится внизу? (Пятачок.)
Кто выше: Винни-Пух или пчелы? (Пчелы.)
Какие предметы выше медвежонка? (Шарик и пчелы.)
Кто ниже шарика? (Винни-Пух и Пятачок.)
Какие геометрические фигуры выше: треугольники или круги? (Треугольники.)
Вспомните, что произошло с Винни-Пухом? (Шарик лопнул и медвежонок упал.)
2) Повторить разбиение предметов на группы по определенному признаку.
Ветви на дереве закачались, и все фигурки упали на землю. Помогите Винни-Пуху разложить геометрические фигуры в два мешочка. На какие части их разобьете? (По форме — треугольники и круги; по размеру — большие и маленькие.)
Распределите фигуры по форме.
Один ученик выполняет распределение в группы по форме на доске, а остальные дети — на листах: кладут в два маленьких мешка геометрические фигуры из лото.
Учитель фиксирует буквы на доске, а учащиеся их записывают прямо на мешках:
Понравились Пятачку фигуры, и он попросил их подарить. Винни-Пух был рад сделать подарок другу. Он сложил фигуры в большой мешок и отдал их поросенку. Сложите и вы в большой мешок все фигуры. Только сначала обведите их, чтобы Винни-Пух не забыл, какие фигуры он подарил.
Учащиеся и учитель обводят фигуры в маленьких мешках и пересыпают их в большой мешок.
Какими буквами обозначим все фигуры? (Буквой Ф.)
Какое действие с мешками вы сделали? (Мы сделали сложение.) Докажите. (Все фигуры мы ссыпали вместе, объединили.)
Возьмите маркер и запишите действие сложения на своих планшетках (файлах). Что удобнее – рисовать фигуры или использовать буквы? (...) Запишите буквами.
Учащиеся у себя на местах со знаками не работают, они пишут равенство Т + К = Ф на планшетках (файлах). Один ученик на доске вставляет между выставленными буквами знаки «+» и «=». Это же равенство учитель пишет отдельно на доске.
Ф
=
+
Какие здесь части? Какое целое?
Винни-Пух убирался и переставил мешочки-слагаемые. Поменяем их местами.
На доске и на столах у учащихся мешки Т и К меняются местами.
Какие теперь части? Какое целое? Изменилась ли сумма при перестановке слагаемых? (Нет.)
с
с
к
Т
К
Ф
=
+
Запишите это маркером на планшетках буквами.
Что у вас получилось?
Один ученик (наиболее подготовленный) на доске, а остальные учащиеся — на своих планшетках должны записать равенство: К + Т = Ф. Могут возникнуть и другие варианты. Учитель фиксирует на доске все варианты детей.
Как проверить, какое из равенств верно? (Провести ниточки.)
На доске вывешивается эталон Д–2. Один ученик проводит линии на доске:
Т
К
Ф
=
+
Отлично! Можно так. А как еще быстрее? Какое свойство сложения нам поможет? (Переместительное свойство: при перестановке слагаемых сумма не изменяется.)
Таким образом, на доске и на планшетках у учащихся появляются равенства:
Изменились в этих равенствах части и целое? (Нет, те же самые мешочки.)
Какими буквами обозначены части? (Буквами Т, К.) Как обозначено целое? (Ф.)
Подчеркните в обоих равенствах часть, обведите целое.
Что особенного в этих равенствах? (В них одни и те же части – Т и К, одинаковое целое – Ф.)
Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Что вам помогало? (Эталоны.)
Какое задание вы сейчас получите? (Новое задание.)
Зачем? (Чтобы мы попробовали его выполнить, и сами поняли то, чего мы еще не знаем.)
Составьте и запишите два примера на вычитание, где те же самые части и целое: Т, К и Ф.
Учитель выставляет эталон вычитания и уточняет, где при вычитании целое, а где — части. Затем он дает детям одну минуту, после чего предлагает показать свои варианты.
Как проверить — кто прав? Какое свойство нам поможет? (Не знаем такого свойства.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения: не известно, как связаны между собой сложение и вычитание.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Давайте разберемся! Какое задание нам надо выполнить? (Записать 2 примера на вычитание, где части Т и К, а целое — Ф.)
Где возникло затруднение? (В объяснении.)
Почему же у вас оно возникло? Вы же хорошо записали два равенства на сложение из этих букв? (Мы не знаем свойства, которое показывает связь между сложением и вычитанием.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Тогда сегодня на уроке мы и займемся связью между сложением и вычитанием и научимся составлять все примеры на эти действия, где одинаковые части и целое. Тема нашего урока сегодня: «Связь между сложением и вычитанием».
Давайте подумаем над тем, что может нам помочь. На какое действие нужно записать примеры? (На вычитание.)
Как мы выполняем это действие? (Из общей группы (целого) предметов вычитаем часть, получаем группу с оставшимися предметами.)
Можем ли пользуясь данными мешками придумать ситуации на вычитание? (Да.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) выявить связь между сложением и вычитанием и согласовать запись соответствующих равенств;
2) зафиксировать новый способ действий в знаковой форме и во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Из какого мешка можно вычитать? (Только из большого: из целого можно взять часть, а вот из части взять целое — нельзя.)
Положим большой мешок первым — это уменьшаемое.
Придумайте ситуацию, когда Пятачку надо вычесть фигуры одного из мешков. (Например, он подарил ослику Иа треугольники.)
Обведите фигуры и переложите их в маленький мешок. Какой знак надо поставить? (Знак «–».)
ж
к
с
Ф
–
Т
Это вычитаемое. Положите во второй маленький мешочек разность — фигуры, которые у Пятачка остались.
ж
с
к
–
К
=
Ф
Т
Мысленно проведите ниточки. Все верно? (Да.)
Запишите теперь буквами на своих планшетках равенство, которое получилось. Подчеркните части и обведите целое.
Что произойдет, если из целого вычесть одну часть? (Останется другая часть.)
Дети у себя за партами меняют в маленьких мешках треугольники на круги. Учитель дополнительно изменяет названия мешков и зачеркивает в уменьшаемом круги вместо треугольников. Учитель фиксирует на доске, дети — на планшетках равенство Ф – К = Т, в котором части и целое обводятся.
Проверьте себя: проведите мысленно ниточки:
ж
с
к
Т
=
Ф
–
К
Т
Ф
аким образом, на доске и на планшетках у детей получаются 4 равенства. Эти равенства вместе с рисунком фигур Ф, разбитых на части Т и К, можно использовать в качестве эталона:
ж
к
с
К
Т
с
Какой можно сделать вывод? Что получится, если из суммы (целого) вычесть одно слагаемое (часть)? (Останется второе слагаемое (вторая часть).)
Итак, мы установили с вами связь между сложением и вычитанием. Что общего во всех равенствах, которые у нас получились? (Т и К — части, Ф — целое.)
Какие два равенства на вычитание мы могли получить из первых двух по этому правилу сразу, не прибегая к рисунку? (Ф – Т = К и Ф – К = Т.)
Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)
Сможем ли мы сказать, что вы усвоили взаимосвязь между сложением и вычитанием? (Пока нет, нужно потренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
проверить свое умение составлять буквенные равенства.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся работают на печатной основе. Такой же рисунок и равенства с пропущенными буквами записаны на доске.
Откройте учебник на странице 20, № 4 (в). Для Винни-Пуха это задание оказалось слишком сложным, он не смог его решить. Объясните медвежонку? (Да.)
На какие части разбиты фигуры? (По размеру — большие и маленькие.)
Какую букву впишите в пустой квадрат в первом равенстве? (Букву Ф: Б + М = Ф.)
Как запишите второе равенство? Почему? (М + Б = Ф, так как при перестановке слагаемых сумма не изменяется.)
Объясните третье равенство. (Вычтем из всех фигур большие фигуры, получим маленькие фигуры. В пустой квадрат напишу букву М: Ф – Б = М.)
Четвертое равенство? (Напишу Ф – М = Б: вычтем маленькие фигуры, получим большие фигуры.)
Части подчеркните, целое обведите в кружок.
Ну, теперь, наверное, вы усвоили взаимосвязь между сложением и вычитанием? (Ответы детей.)
Как докажите? (Выполним самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение разбивать фигуры на группы по заданному признаку, записывать равенства с помощью букв.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Посмотрите № 4 (б) на той же странице. По какому признаку надо разбить фигуры? (По цвету).
Обведите линией группы предметов.
Допишите в равенства недостающие буквы.
Дети выполняют задание в течение 1 минуты. Затем учитель выставляет на доске образец Д–4 и эталон, построенный в ходе урока.
Проверьте правильность выполнения задания по образцу.
Кто выполнил задание иначе — поставьте себе знак «?». У кого так же — знак «+».
Что и где сделано неверно? (Не так провел линию и разбил на части; не ту букву написал в пустую клетку и т.д.)
Кто выполнил задание правильно, какой вывод вы можете сделать? (Что мы поняли и усвоили новый материал.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) уточнить отношения «выше — ниже»;
2) сформировать представления о переборе вариантов (на примере вариантов расположения полосок).
Организация учебного процесса на этапе 8:
Я знаю, ребята, что вы очень любите рисовать. Винни-Пух — тоже. Сел он за стол, взял в руки карандаш и стал рисовать флажки. Но проголодался и решил подкрепиться медом. Помните, где мы его встретили в начале урока? Свою работу он не закончил. Поможете ему? (Да.)
Откройте учебник: № 5, стр. 21. Как вы думаете, что здесь надо сделать? (...)
Флажки надо раскрашивать так, чтобы всегда присутствовали все три цвета, и чтобы не было повторений. Посмотрите на первый флажок. Какой прямоугольник расположен выше красного? (Синий.)
Ниже красного? (Зеленый.)
Ниже синего, но выше зеленого? (Красный.)
Как раскрасить второй флажок? (Поменять местами красный и зеленый прямоугольник, иначе будет такой же, как первый.)
Третий и четвертый столбик дети закрашивают с комментированием с места:
В третьем флажке верхняя полоска — красная. Значит, следующими могут быть синий и зеленый цвет. Закрасим вторую полоску синим цветом, а третью — зеленым.
В четвертом флажке верхняя полоска — тоже красная, но нам надо взять другой порядок. Значит, вторую полоску закрасим зеленым цветом, а третью – синим.
Пятый флажок закрашивается аналогично третьему. А вот для раскраски шестого флажка дети должны догадаться, что каждый цвет может быть вверху только два раза,иначе будет повторение. Поэтому вверху шестого флажка может быть только зеленая полоска, а дальше — идти другой порядок цветов по сравнению с пятой полоской. Например, если пятый флажок раскрашен в цвета «зеленый — синий — красный», то порядок полосок шестого флажка должен быть: «зеленый — красный — синий».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: связь между сложением и вычитанием;
2) оценить собственную деятельность на уроке и работу класса;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
4) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что нового узнали на уроке? (Как буквами можно записывать 4 разных примера, где одинаковые части и целое, как связаны между собой сложение и вычитание.)
Какое свойство сложения нам помогает? (Переместительное: части меняем местами, а целое не изменяется.)
Как записать примеры на вычитание? (Из целого вычесть одну часть, остается другая часть.)
Кому из вас удалось самому сделать открытие? Докажите.
Кому не удалось? В чем причина?
При выполнении какого задания вы испытывали затруднение? (...)
Будем над этим еще работать. А в чем вы довольны собой?
Как вы оцениваете работу класса?
К
Домашнее задание:
№ 4, стр. 20 (первый или третий) – один по выбору.