kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Урок математики в 5 классе по теме

    «Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями».

    Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

    Задачи урока

    1)     обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания  обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний  полученных в ходе изучения темы.

    2)    развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие   логического   и пространственного  мышления   учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие  визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

    3)    воспитывающие – эстетическое воспитание;  воспитание ответственности, умения работать  в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и  самостоятельности.

     

    Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»

    Ход урока:

  2. Организационный момент - 2 мин
  3. Что я уже знаю

    Что я хочу узнать

    Что

    Я знаю теперь

    Чему я буду учиться

    Что существуют натуральные числа и дроби

    Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.

    Как складывать и вычитать…

    Или правила сложения и вычитания…

    Можно ли с дробями выполнять другие арифм. действия…

     

     

     

     

     

     

     Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

     Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

    С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

    результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

        Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4   и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.     Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

    (слайд).

    2. Устная работа. (3 минуты)

    А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.

     

    Числитель

     

     

     

    Знаменатель

     

     

     «Вопрос – ответ»       (2 мин)                   слайд

    1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой

  4. Прочитайте дроби.
  5. Назовите правильные дроби.
  6. Назовите неправильные дроби.
  7. Назовите дроби с одинаковыми   знаменателями.
  8. Назовите дроби с одинаковыми числителями.
  9. 2. Найди лишнее    13/15;  1/2;  4/5;  5;  8/13.      Слайд

     

    Задания с взаимопроверкой решают 4  ученика  по отдельным карточкам

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Восстанови записи:

     

    2 ученика восстанавливают пропущенные слова

    1.     Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

    2.     Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

    3.     Дробь называется правильной, если числитель    ________ знаменателя.

    4.     Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

    5.     Неправильная дробь __________ правильной дроби.

    6.     Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

    7.     Правильная дробь _____________ 1.

    8.     Неправильная дробь _____________ 1.

     

    Объяснение нового материала по презентации (8 мин)

     

    1.     Актуализация темы и мотивация темы.

    А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

    Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

    Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7,  можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

    Ученики: тоже можно  складывать и вычитать…

    Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

    Постановка проблемы : сложите  3/12+2/12  Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

    Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд  про шоколадку)

    У нас  1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли  3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

    3/12+2/12=5/12

    Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

    Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

    Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так: 

    Запись на доске :  

    Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей: 

    Учитель: (Слайд 6) Возьмем  круг, разделим его  на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8

    Запись в тетрадях:  

    Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

    Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

     

    Физминутка  2 мин

     

    Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО.     3 мин слайд

     

    Найдите и исправьте ошибки, если они есть.  2 мин          слайд

    +=3/3

     - =

    +=

    -=

    -=

    +=

    Итоги урока 3 мин

    Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить  две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби  с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта.    слайд

    Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

    Какие новые примеры научились решать?

    Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями?

    Оценки за урок  

    Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание:  по желанию – сочинить историю про дроби

    Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам

     

     

     

     

     

     

    Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)

     

                 5

               4

              3

    Дополнительное задание

    Задачи с улыбкой

    Над рекой летели птицы:

    голубь, щука, 2 синицы,

     2 стрижа и 5 угрей.

     Сколько птиц?

    Ответь скорей!

    Восстанови записи:

     

    1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

    2.     Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

    3.     Дробь называется правильной, если числитель    ________ знаменателя.

    4.     Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

    5.     Неправильная дробь __________ правильной дроби.

    6.     Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

    7.     Правильная дробь _____________ 1.

    8.     Неправильная дробь _____________1.

     

     

     

    Фамилия ученика ____________________________________

    Оценка _________________

     

Просмотр содержимого документа
«конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" »

Урок математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Задачи урока

  1. обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний полученных в ходе изучения темы.

  2. развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие логического и пространственного мышления учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

  3. воспитывающие – эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения работать в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и самостоятельности.



Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»

Ход урока:

  1. Организационный момент - 2 мин

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что

Я знаю теперь

Чему я буду учиться

Что существуют натуральные числа и дроби

Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.

Как складывать и вычитать…

Или правила сложения и вычитания…

Можно ли с дробями выполнять другие арифм. действия…









Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4 и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби. Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

(слайд).

2. Устная работа. (3 минуты)

А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.

Числитель







Знаменатель





«Вопрос – ответ» (2 мин) слайд

1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.





  • Прочитайте дроби.

  • Назовите правильные дроби.

  • Назовите неправильные дроби.

  • Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.

  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.

2. Найди лишнее 13/15; 1/2; 4/5; 5; 8/13. Слайд



Задания с взаимопроверкой решают 4 ученика по отдельным карточкам





























































Восстанови записи:


2 ученика восстанавливают пропущенные слова

  1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

  2. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

  3. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.

  4. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

  5. Неправильная дробь __________ правильной дроби.

  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

  7. Правильная дробь _____________ 1.

  8. Неправильная дробь _____________ 1.


Объяснение нового материала по презентации (8 мин)


  1. Актуализация темы и мотивация темы.

А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

Ученики: тоже можно складывать и вычитать…

Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Постановка проблемы : сложите 3/12+2/12 Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд про шоколадку)

У нас 1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли 3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

3/12+2/12=5/12

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:

Запись на доске :

Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей:

Учитель: (Слайд 6) Возьмем круг, разделим его на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8

Запись в тетрадях:

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.


Физминутка 2 мин


Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО. 3 мин слайд



Найдите и исправьте ошибки, если они есть. 2 мин слайд

+=3/3

 - =

+=

-=

-=

+=

Итоги урока 3 мин

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта. слайд

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие новые примеры научились решать?

Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?

Оценки за урок

Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание: по желанию – сочинить историю про дроби

Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам













Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)



5

4

3

Дополнительное задание

Задачи с улыбкой

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц?

Ответь скорей!





















Восстанови записи:


1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

  1. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

  2. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.

  3. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

  4. Неправильная дробь __________ правильной дроби.

  5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

  6. Правильная дробь _____________ 1.

  7. Неправильная дробь _____________1.




Фамилия ученика ____________________________________

Оценка _________________


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Автор: Енина Наталья Аркадьевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока математики Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_slozhieniie_i_vychitaniie_obyknoviennykh_drobiei_s_o"
    ["file_id"] => string(6) "379740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484504034"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока математики в 6 классе с презентацией по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-s-priezientatsiiei-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-raznymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "122416"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243947"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока  математики  по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokamatiematikipotiemieslozhieniieivychitaniiesmieshannykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "320049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460996430"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока математики " Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "127858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382237"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства