kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Урок математики в 5 классе по теме

    «Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями».

    Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

    Задачи урока

    1)     обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания  обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний  полученных в ходе изучения темы.

    2)    развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие   логического   и пространственного  мышления   учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие  визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

    3)    воспитывающие – эстетическое воспитание;  воспитание ответственности, умения работать  в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и  самостоятельности.

     

    Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»

    Ход урока:

  2. Организационный момент - 2 мин
  3. Что я уже знаю

    Что я хочу узнать

    Что

    Я знаю теперь

    Чему я буду учиться

    Что существуют натуральные числа и дроби

    Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.

    Как складывать и вычитать…

    Или правила сложения и вычитания…

    Можно ли с дробями выполнять другие арифм. действия…

     

     

     

     

     

     

     Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

     Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

    С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

    результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

        Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4   и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.     Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

    (слайд).

    2. Устная работа. (3 минуты)

    А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.

     

    Числитель

     

     

     

    Знаменатель

     

     

     «Вопрос – ответ»       (2 мин)                   слайд

    1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой

  4. Прочитайте дроби.
  5. Назовите правильные дроби.
  6. Назовите неправильные дроби.
  7. Назовите дроби с одинаковыми   знаменателями.
  8. Назовите дроби с одинаковыми числителями.
  9. 2. Найди лишнее    13/15;  1/2;  4/5;  5;  8/13.      Слайд

     

    Задания с взаимопроверкой решают 4  ученика  по отдельным карточкам

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Восстанови записи:

     

    2 ученика восстанавливают пропущенные слова

    1.     Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

    2.     Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

    3.     Дробь называется правильной, если числитель    ________ знаменателя.

    4.     Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

    5.     Неправильная дробь __________ правильной дроби.

    6.     Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

    7.     Правильная дробь _____________ 1.

    8.     Неправильная дробь _____________ 1.

     

    Объяснение нового материала по презентации (8 мин)

     

    1.     Актуализация темы и мотивация темы.

    А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

    Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

    Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7,  можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

    Ученики: тоже можно  складывать и вычитать…

    Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

    Постановка проблемы : сложите  3/12+2/12  Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

    Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд  про шоколадку)

    У нас  1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли  3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

    3/12+2/12=5/12

    Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

    Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

    Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так: 

    Запись на доске :  

    Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей: 

    Учитель: (Слайд 6) Возьмем  круг, разделим его  на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8

    Запись в тетрадях:  

    Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

    Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

     

    Физминутка  2 мин

     

    Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО.     3 мин слайд

     

    Найдите и исправьте ошибки, если они есть.  2 мин          слайд

    +=3/3

     - =

    +=

    -=

    -=

    +=

    Итоги урока 3 мин

    Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить  две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби  с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта.    слайд

    Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

    Какие новые примеры научились решать?

    Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями?

    Оценки за урок  

    Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание:  по желанию – сочинить историю про дроби

    Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам

     

     

     

     

     

     

    Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)

     

                 5

               4

              3

    Дополнительное задание

    Задачи с улыбкой

    Над рекой летели птицы:

    голубь, щука, 2 синицы,

     2 стрижа и 5 угрей.

     Сколько птиц?

    Ответь скорей!

    Восстанови записи:

     

    1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

    2.     Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

    3.     Дробь называется правильной, если числитель    ________ знаменателя.

    4.     Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

    5.     Неправильная дробь __________ правильной дроби.

    6.     Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

    7.     Правильная дробь _____________ 1.

    8.     Неправильная дробь _____________1.

     

     

     

    Фамилия ученика ____________________________________

    Оценка _________________

     

Просмотр содержимого документа
«конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" »

Урок математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Задачи урока

  1. обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний полученных в ходе изучения темы.

  2. развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие логического и пространственного мышления учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

  3. воспитывающие – эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения работать в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и самостоятельности.



Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»

Ход урока:

  1. Организационный момент - 2 мин

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что

Я знаю теперь

Чему я буду учиться

Что существуют натуральные числа и дроби

Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.

Как складывать и вычитать…

Или правила сложения и вычитания…

Можно ли с дробями выполнять другие арифм. действия…









Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4 и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби. Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

(слайд).

2. Устная работа. (3 минуты)

А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.

Числитель







Знаменатель





«Вопрос – ответ» (2 мин) слайд

1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.





  • Прочитайте дроби.

  • Назовите правильные дроби.

  • Назовите неправильные дроби.

  • Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.

  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.

2. Найди лишнее 13/15; 1/2; 4/5; 5; 8/13. Слайд



Задания с взаимопроверкой решают 4 ученика по отдельным карточкам





























































Восстанови записи:


2 ученика восстанавливают пропущенные слова

  1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

  2. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

  3. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.

  4. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

  5. Неправильная дробь __________ правильной дроби.

  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

  7. Правильная дробь _____________ 1.

  8. Неправильная дробь _____________ 1.


Объяснение нового материала по презентации (8 мин)


  1. Актуализация темы и мотивация темы.

А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

Ученики: тоже можно складывать и вычитать…

Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Постановка проблемы : сложите 3/12+2/12 Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд про шоколадку)

У нас 1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли 3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

3/12+2/12=5/12

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:

Запись на доске :

Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей:

Учитель: (Слайд 6) Возьмем круг, разделим его на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8

Запись в тетрадях:

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.


Физминутка 2 мин


Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО. 3 мин слайд



Найдите и исправьте ошибки, если они есть. 2 мин слайд

+=3/3

 - =

+=

-=

-=

+=

Итоги урока 3 мин

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта. слайд

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие новые примеры научились решать?

Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?

Оценки за урок

Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание: по желанию – сочинить историю про дроби

Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам













Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)



5

4

3

Дополнительное задание

Задачи с улыбкой

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц?

Ответь скорей!





















Восстанови записи:


1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

  1. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

  2. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.

  3. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

  4. Неправильная дробь __________ правильной дроби.

  5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

  6. Правильная дробь _____________ 1.

  7. Неправильная дробь _____________1.




Фамилия ученика ____________________________________

Оценка _________________


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Автор: Енина Наталья Аркадьевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока математики Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_slozhieniie_i_vychitaniie_obyknoviennykh_drobiei_s_o"
    ["file_id"] => string(6) "379740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484504034"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока математики в 6 классе с презентацией по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-s-priezientatsiiei-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-raznymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "122416"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243947"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока  математики  по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokamatiematikipotiemieslozhieniieivychitaniiesmieshannykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "320049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460996430"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока математики " Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "127858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382237"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1420 руб.
2180 руб.
1240 руб.
1900 руб.
1480 руб.
2270 руб.
1420 руб.
2180 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства