kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Учитель: Ержанина Наталья Владиславовна.

Цели урока:

  • Систематизация знаний по указанной теме;
  • Подготовка к контрольной работе;
  • Совершенствование вычислительных навыков;
  • Развитие логического мышления;
  • Формирование коммуникативной компетенции.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая.

Методы:

Частично-поисковый, организация взаимодействия учащихся, тренировочное закрепление материала.

Материалы и оборудование:

Презентация к уроку, экран, компьютер для учителя; раздаточный материал.

План  урока

Этапы урока Время, мин

Организационный этап. 2 мин

Этап проверки готовности включения в урок. 4 мин

Этап проверки знаний.15 мин

Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 16 мин

Этап предъявления домашнего задания. 3 мин

Этап подведения итогов урока. 5 мин

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

Приветствует учащихся.  Предлагает ученикам познакомиться с этапами урока (указаны в оценочных листах). Предлагает  ребятам отметить свое настроение перед началом урока в «Оценочных листах». (Приложение 1)

Приветствуют учителя. Записывают дату в тетрадях. Отмечают свое настроение.

Этап проверки готовности к включению  в урок.

  • Фронтальный опрос.

Диалог с учащимися в результате, которого формулируется тема урока, и ставятся цели.

- Ребята предлагаю вам ответить на вопрос, что общего между картинками и математикой (слайд 2).

- Подсказка: бывает барабанная, бывает охотничья, бывает математическая…

- Какие виды дробей вы знаете?

-А какую дробь мы с вами изучаем?

Предлагаю следующий вопрос (слайд3): - Что перед вами?

- Можете дать характеристику этому числу?

- Как натуральное число может быть связано с дробью?

- Тогда вместе натуральное число и обыкновенная дробь могут быть…

Напомните мне тему, которую мы рассматривали на последних уроках.

- Какие действия со смешанными числами вы умеете выполнять?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Ребята сегодня  у нас завершающий урок по данной теме. Что обычно бывает после такого урока.

- Попробуйте сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Стратегия критического мышления «Светофор».

Зелёный – я готов  контрольной работе;

Жёлтый – у меня есть вопросы;

Красный – я не уверен в своих силах.

Учащимся предлагается оценить свою подготовку к контрольной работе.

Ученики отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

Дробь.

Обыкновенная, десятичная.

Обыкновенные дроби  с разными знаменателями.

Число.

Четное, двузначное, натуральное и т.п.

Может быть числителем дроби; может быть знаменателем дроби; может быть целой частью.

…смешанным числом.

Действия со смешанными числами.

Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями (слайд 4).

Контрольная работа.

Учащиеся формулируют цели урока:

  • Подготовиться к контрольной работе;
  • Повторить правила;
  • Повторить решение примеров.

Поднимают квадрат выбранного цвета.

Этап проверки  знаний:

«Разминка» (математический диктант)

«Алгоритмы» (проверка теоретического материала)

Индивидуальная работа.

Каждый ученик  получает карточку, которая содержит 5 заданий (слайд 5, приложение 2).

Взаимопроверка.

Учащимся предлагается обменяться карточками и выполнить проверку работы (слайд 6).

Объясняет критерии выставления оценки: 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3» и т.д.

Работа в группе.

Каждая группа получает свое задание:

Группа 1(слайд 7).

Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (из предложенных шагов  необходимо составить верный алгоритм, расставляя порядок выполнения действия и вычеркивая лишние действия, приложение 3).

Группа 2 (слайд 8).

Вставьте пропущенные слова так, чтобы правило вычитания смешанных чисел стало верным (приложение 3).

Группа 3.

Вспомнить и записать правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Обсуждение.

Выслушиваются ответы, формулируются правила (слайд 9, 10).

Ученикам предлагается оценить свою работу:

+ верно составлен алгоритм;

± были допущены ошибки;

-  не составили алгоритм.

Ученики выполняют задания на специальных листах.

Проверяют работы. Выставляют оценки.

Обмениваются карточками, выставляют свои оценки в «Оценочный лист».

Обсуждают, заполняют специальные листы, выступают, защищают свои ответы.

Обсуждают, дополняют ответы.

Выполняют оценку своей работы.

Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

"Дешифровщик» (решение примеров)

  «Альпинисты» (решение уравнений)

Индивидуальная и групповая работа.

Каждая группа получает задание: Выполните действия наиболее простым способом. Выберите букву соответствующую вашему ответу. Из полученных букв составьте слово. (Приложение 4)

Инструктаж учителя:

В каждой карточке предложено 5 примеров. Командирам групп необходимо распределить примеры между ребятами. Запись решения выполнять в тетради. Работаем под девизом: «Реши, проверь, помоги товарищу».

Проверка.  (Слайд 11,12,13,14)

На всех карточках одинаковые примеры, но правильные ответы соответствуют различным буквам.

Получившиеся слова: конус, минус, число.

- Оцените свою работу на данном этапе.

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку-задание: Найди корень уравнения. Подставь  полученное значение  в следующее уравнение  и реши его. (Приложение 5)

Инструктаж учителя:

- Предлагаю вам отправиться в горы. Как называют людей, которые отправляются в горы.

- Альпинисты поднимаются в горы в связке. Так и ваши уравнения связаны друг с другом: корень первого уравнения является  слагаемым второго уравнения и т.д. Решения записывайте в тетради.

- За выполнение этого задания каждый из вас получит оценку:1 верно решенное уравнение – «3», 2 уравнения – «4», 3 уравнения – «5».

Проверка. (Слайд 15)

Проверьте свои ответы. Поставьте себе оценку. Попробуйте ответить, почему у вас не получилось дойти до вершины.

Командиры групп распределяют задания. Учащиеся индивидуально решают примеры, делая записи в тетрадях. Обсуждают ответы, составляют слово.

Читают получившиеся слова. Проверяют ответы на примеры.

Оценивают свою работу.

Альпинисты.

Выполняют задание, записывая решения в тетради.

Выполняют проверку, ставят оценки. Делают выводы.

Этап информации о  домашнем задании.

Учитель поясняет домашнее задание (слайд 16,17):

1.На следующий урок: № 755, № 758,

 № 767 (4).

2. Составить задачу (творческое задание)

«Изобретатели». Составьте задачу в два действия (сложение и вычитание) используя предложенные смешанные числа 11 7/10, 15 4/25, 8 1/5. Задачу оформить на лист А4, задание принести через урок.

Ученики записывают домашнее задание

Этап подведения итогов урока

- Мы достигли вершины знаний. Напомните, какие цели мы ставили в начале урока. Как вы думаете, достигли мы их.

-Вернёмся к «Светофору». Покажите мне вашу готовность к контрольной работе.

Учитель отмечает активность учащихся, благодарит за работу, напоминает о предстоящей контрольной работе.

Выступают, делают выводы.

Поднимают квадрат выбранного цвета.

Ученики оценивают свою работу на уроке (настроение в оценочном листе).

Список литературы  используемой при подготовке и проведении урока:

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов. – Издание второе, переработанное.– Алматы «Атам?ра»  2005.

Математика. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательной школы  / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"»

Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Учитель: Ержанина Наталья Владиславовна.

Цели урока:

  • Систематизация знаний по указанной теме;

  • Подготовка к контрольной работе;

  • Совершенствование вычислительных навыков;

  • Развитие логического мышления;

  • Формирование коммуникативной компетенции.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая.

Методы:

Частично-поисковый, организация взаимодействия учащихся, тренировочное закрепление материала.

Материалы и оборудование:

Презентация к уроку, экран, компьютер для учителя; раздаточный материал.


План урока


Этапы урока

Время, мин

Организационный этап.

2 мин

Этап проверки готовности включения в урок.

4 мин

Этап проверки знаний.

15 мин

Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

16 мин

Этап предъявления домашнего задания.

3 мин

Этап подведения итогов урока.

5 мин


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

Приветствует учащихся. Предлагает ученикам познакомиться с этапами урока (указаны в оценочных листах). Предлагает ребятам отметить свое настроение перед началом урока в «Оценочных листах». (Приложение 1)

Приветствуют учителя. Записывают дату в тетрадях. Отмечают свое настроение.

Этап проверки готовности к включению в урок.

  • Фронтальный опрос.

Диалог с учащимися в результате, которого формулируется тема урока, и ставятся цели.

- Ребята предлагаю вам ответить на вопрос, что общего между картинками и математикой (слайд 2).

- Подсказка: бывает барабанная, бывает охотничья, бывает математическая…

- Какие виды дробей вы знаете?

-А какую дробь мы с вами изучаем?


Предлагаю следующий вопрос (слайд3): - Что перед вами?

- Можете дать характеристику этому числу?

- Как натуральное число может быть связано с дробью?



- Тогда вместе натуральное число и обыкновенная дробь могут быть…

Напомните мне тему, которую мы рассматривали на последних уроках.

- Какие действия со смешанными числами вы умеете выполнять?

- Сформулируйте тему нашего урока.




- Ребята сегодня у нас завершающий урок по данной теме. Что обычно бывает после такого урока.

- Попробуйте сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.







Стратегия критического мышления «Светофор».

Зелёный – я готов контрольной работе;

Жёлтый – у меня есть вопросы;

Красный – я не уверен в своих силах.

Учащимся предлагается оценить свою подготовку к контрольной работе.

Ученики отвечают на вопросы.





Предполагаемые ответы:

Дробь.


Обыкновенная, десятичная.

Обыкновенные дроби с разными знаменателями.


Число.

Четное, двузначное, натуральное и т.п.

Может быть числителем дроби; может быть знаменателем дроби; может быть целой частью.

…смешанным числом.


Действия со смешанными числами.

Сложение и вычитание.


Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями (слайд 4).

Контрольная работа.



Учащиеся формулируют цели урока:

  • Подготовиться к контрольной работе;

  • Повторить правила;

  • Повторить решение примеров.






Поднимают квадрат выбранного цвета.

Этап проверки знаний:

«Разминка» (математический диктант)







«Алгоритмы» (проверка теоретического материала)

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку, которая содержит 5 заданий (слайд 5, приложение 2).

Взаимопроверка.

Учащимся предлагается обменяться карточками и выполнить проверку работы (слайд 6).

Объясняет критерии выставления оценки: 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3» и т.д.

Работа в группе.

Каждая группа получает свое задание:

Группа 1(слайд 7).

Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (из предложенных шагов необходимо составить верный алгоритм, расставляя порядок выполнения действия и вычеркивая лишние действия, приложение 3).

Группа 2 (слайд 8).

Вставьте пропущенные слова так, чтобы правило вычитания смешанных чисел стало верным (приложение 3).

Группа 3.

Вспомнить и записать правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Обсуждение.

Выслушиваются ответы, формулируются правила (слайд 9, 10).

Ученикам предлагается оценить свою работу:

+ верно составлен алгоритм;

± были допущены ошибки;

- не составили алгоритм.


Ученики выполняют задания на специальных листах.


Проверяют работы. Выставляют оценки.

Обмениваются карточками, выставляют свои оценки в «Оценочный лист».



Обсуждают, заполняют специальные листы, выступают, защищают свои ответы.













Обсуждают, дополняют ответы.




Выполняют оценку своей работы.



Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.


«Дешифровщик» (решение примеров)











«Альпинисты» (решение уравнений)

Индивидуальная и групповая работа.

Каждая группа получает задание: Выполните действия наиболее простым способом. Выберите букву соответствующую вашему ответу. Из полученных букв составьте слово. (Приложение 4)

Инструктаж учителя:

В каждой карточке предложено 5 примеров. Командирам групп необходимо распределить примеры между ребятами. Запись решения выполнять в тетради. Работаем под девизом: «Реши, проверь, помоги товарищу».

Проверка. (Слайд 11,12,13,14)

На всех карточках одинаковые примеры, но правильные ответы соответствуют различным буквам.

Получившиеся слова: конус, минус, число.

- Оцените свою работу на данном этапе.

Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку-задание: Найди корень уравнения. Подставь полученное значение в следующее уравнение и реши его. (Приложение 5)

Инструктаж учителя:

- Предлагаю вам отправиться в горы. Как называют людей, которые отправляются в горы.

- Альпинисты поднимаются в горы в связке. Так и ваши уравнения связаны друг с другом: корень первого уравнения является слагаемым второго уравнения и т.д.. Решения записывайте в тетради.

- За выполнение этого задания каждый из вас получит оценку:1 верно решенное уравнение – «3», 2 уравнения – «4», 3 уравнения – «5».

Проверка. (Слайд 15)

Проверьте свои ответы. Поставьте себе оценку. Попробуйте ответить, почему у вас не получилось дойти до вершины.



Командиры групп распределяют задания. Учащиеся индивидуально решают примеры, делая записи в тетрадях. Обсуждают ответы, составляют слово.








Читают получившиеся слова. Проверяют ответы на примеры.



Оценивают свою работу.









Альпинисты.


Выполняют задание, записывая решения в тетради.







Выполняют проверку, ставят оценки. Делают выводы.

Этап информации о домашнем задании.


Учитель поясняет домашнее задание (слайд 16,17):

1.На следующий урок: № 755, № 758,

№ 767 (4).

2. Составить задачу (творческое задание)

«Изобретатели». Составьте задачу в два действия (сложение и вычитание) используя предложенные смешанные числа 11 7/10, 15 4/25, 8 1/5. Задачу оформить на лист А4, задание принести через урок.

Ученики записывают домашнее задание

Этап подведения итогов урока


- Мы достигли вершины знаний. Напомните, какие цели мы ставили в начале урока. Как вы думаете, достигли мы их.

-Вернёмся к «Светофору». Покажите мне вашу готовность к контрольной работе.


Учитель отмечает активность учащихся, благодарит за работу, напоминает о предстоящей контрольной работе.


Выступают, делают выводы.



Поднимают квадрат выбранного цвета.



Ученики оценивают свою работу на уроке (настроение в оценочном листе).


Список литературы используемой при подготовке и проведении урока:

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов. – Издание второе, переработанное.– Алматы «Атамұра» 2005.

Математика. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательной школы / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010.


Приложение 1. «Оценочный лист»


Этапы урока


Настроение

  

«Разминка»(математический диктант)

5 4 3 2

Алгоритмы (Теоретический материал)

+ ± -

«Дешифровщик» (решение примеров)

+ ± -

«Альпинисты» (решение уравнений)

5 4 3

Настроение

  


Приложение 2. «Разминка»


МД ______(Ф.И.)____________

  1. Представьте число в виде неправильной дроби

  2. Выдели целую часть из неправильной дроби

  3. Сравни дроби .

  4. Выполни вычитание =

  5. Приведи дроби к общему знаменателю .

Приложение 3. «Алгоритмы»


  1. Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (укажите порядок выполнения шагов алгоритма, исключите лишние шаги)


Выполнить перекрестное умножение


Выполнить отдельно сложение целых частей и дробных частей


При необходимости сократить дробную часть


Привести дробные части к наименьшему знаменателю


Превратить смешанные числа в неправильные дроби


Занять единицу из целой части первого слагаемого


Если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, то выделить из неё целую часть и прибавить к целой части суммы


Сравнить числители слагаемых


  1. Вставьте пропущенные слова

Чтобы вычесть смешанные числа с разными знаменателями, можно:

  1. Привести дробные части к ___________________________ знаменателю;

  2. Если дробная часть уменьшаемого ____________ дробной части вычитаемого, занять _______________ из целой части;

  3. ______________ вычесть целые и дробные части;

  4. При необходимости _______________ дробную часть разности.

Приложение 4. «Дешифровщик»

2 группа.

Выполните действия наиболее простым способом.Выберите букву соответствующую вашему ответу.

Из полученных букв составьте слово.






н

е

с

р






о

д

я

в






а

б

и

г






н

л

е

р






и

ч

ж

а


1 группа.

Выполните действия наиболее простым способом.Выберите букву соответствующую вашему ответу.

Из полученных букв составьте слово.






а

е

м

к






с

у

я

в






а

б

н

и






н

и

л

р






п

у

ш

а


3 группа.

Выполните действия наиболее простым способом.Выберите букву соответствующую вашему ответу.

Из полученных букв составьте слово.






н

е

у

р






о

д

я

в






а

б

с

и






г

н

л

р






и

к

ж

а


Приложение 5.

Найди корень уравнения. Подставь полученное значение в следующее уравнение и реши его.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Автор: Ержанина Наталья Владиславовна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 320049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока математики "Вычитание смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-vychitaniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "188216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426624780"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему " Сложение и вычитение смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitieniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "151472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420711656"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "114275"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411401501"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ "СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-smieshannyie-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "233115"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443008158"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Сложение и вычитание смешанных чисел» конспект  урока по математике 4 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel-konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459872640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства