Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Учитель: Ержанина Наталья Владиславовна.
Цели урока:
- Систематизация знаний по указанной теме;
- Подготовка к контрольной работе;
- Совершенствование вычислительных навыков;
- Развитие логического мышления;
- Формирование коммуникативной компетенции.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповая.
Методы:
Частично-поисковый, организация взаимодействия учащихся, тренировочное закрепление материала.
Материалы и оборудование:
Презентация к уроку, экран, компьютер для учителя; раздаточный материал.
План урока
Этапы урока Время, мин
Организационный этап. 2 мин
Этап проверки готовности включения в урок. 4 мин
Этап проверки знаний.15 мин
Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. 16 мин
Этап предъявления домашнего задания. 3 мин
Этап подведения итогов урока. 5 мин
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный этап.
Приветствует учащихся. Предлагает ученикам познакомиться с этапами урока (указаны в оценочных листах). Предлагает ребятам отметить свое настроение перед началом урока в «Оценочных листах». (Приложение 1)
Приветствуют учителя. Записывают дату в тетрадях. Отмечают свое настроение.
Этап проверки готовности к включению в урок.
- Фронтальный опрос.
Диалог с учащимися в результате, которого формулируется тема урока, и ставятся цели.
- Ребята предлагаю вам ответить на вопрос, что общего между картинками и математикой (слайд 2).
- Подсказка: бывает барабанная, бывает охотничья, бывает математическая…
- Какие виды дробей вы знаете?
-А какую дробь мы с вами изучаем?
Предлагаю следующий вопрос (слайд3): - Что перед вами?
- Можете дать характеристику этому числу?
- Как натуральное число может быть связано с дробью?
- Тогда вместе натуральное число и обыкновенная дробь могут быть…
Напомните мне тему, которую мы рассматривали на последних уроках.
- Какие действия со смешанными числами вы умеете выполнять?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Ребята сегодня у нас завершающий урок по данной теме. Что обычно бывает после такого урока.
- Попробуйте сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Стратегия критического мышления «Светофор».
Зелёный – я готов контрольной работе;
Жёлтый – у меня есть вопросы;
Красный – я не уверен в своих силах.
Учащимся предлагается оценить свою подготовку к контрольной работе.
Ученики отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
Дробь.
Обыкновенная, десятичная.
Обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Число.
Четное, двузначное, натуральное и т.п.
Может быть числителем дроби; может быть знаменателем дроби; может быть целой частью.
…смешанным числом.
Действия со смешанными числами.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями (слайд 4).
Контрольная работа.
Учащиеся формулируют цели урока:
- Подготовиться к контрольной работе;
- Повторить правила;
- Повторить решение примеров.
Поднимают квадрат выбранного цвета.
Этап проверки знаний:
«Разминка» (математический диктант)
«Алгоритмы» (проверка теоретического материала)
Индивидуальная работа.
Каждый ученик получает карточку, которая содержит 5 заданий (слайд 5, приложение 2).
Взаимопроверка.
Учащимся предлагается обменяться карточками и выполнить проверку работы (слайд 6).
Объясняет критерии выставления оценки: 5 верных ответов – «5», 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3» и т.д.
Работа в группе.
Каждая группа получает свое задание:
Группа 1(слайд 7).
Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (из предложенных шагов необходимо составить верный алгоритм, расставляя порядок выполнения действия и вычеркивая лишние действия, приложение 3).
Группа 2 (слайд 8).
Вставьте пропущенные слова так, чтобы правило вычитания смешанных чисел стало верным (приложение 3).
Группа 3.
Вспомнить и записать правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Обсуждение.
Выслушиваются ответы, формулируются правила (слайд 9, 10).
Ученикам предлагается оценить свою работу:
+ верно составлен алгоритм;
± были допущены ошибки;
- не составили алгоритм.
Ученики выполняют задания на специальных листах.
Проверяют работы. Выставляют оценки.
Обмениваются карточками, выставляют свои оценки в «Оценочный лист».
Обсуждают, заполняют специальные листы, выступают, защищают свои ответы.
Обсуждают, дополняют ответы.
Выполняют оценку своей работы.
Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
"Дешифровщик» (решение примеров)
«Альпинисты» (решение уравнений)
Индивидуальная и групповая работа.
Каждая группа получает задание: Выполните действия наиболее простым способом. Выберите букву соответствующую вашему ответу. Из полученных букв составьте слово. (Приложение 4)
Инструктаж учителя:
В каждой карточке предложено 5 примеров. Командирам групп необходимо распределить примеры между ребятами. Запись решения выполнять в тетради. Работаем под девизом: «Реши, проверь, помоги товарищу».
Проверка. (Слайд 11,12,13,14)
На всех карточках одинаковые примеры, но правильные ответы соответствуют различным буквам.
Получившиеся слова: конус, минус, число.
- Оцените свою работу на данном этапе.
Индивидуальная работа.
Каждый ученик получает карточку-задание: Найди корень уравнения. Подставь полученное значение в следующее уравнение и реши его. (Приложение 5)
Инструктаж учителя:
- Предлагаю вам отправиться в горы. Как называют людей, которые отправляются в горы.
- Альпинисты поднимаются в горы в связке. Так и ваши уравнения связаны друг с другом: корень первого уравнения является слагаемым второго уравнения и т.д. Решения записывайте в тетради.
- За выполнение этого задания каждый из вас получит оценку:1 верно решенное уравнение – «3», 2 уравнения – «4», 3 уравнения – «5».
Проверка. (Слайд 15)
Проверьте свои ответы. Поставьте себе оценку. Попробуйте ответить, почему у вас не получилось дойти до вершины.
Командиры групп распределяют задания. Учащиеся индивидуально решают примеры, делая записи в тетрадях. Обсуждают ответы, составляют слово.
Читают получившиеся слова. Проверяют ответы на примеры.
Оценивают свою работу.
Альпинисты.
Выполняют задание, записывая решения в тетради.
Выполняют проверку, ставят оценки. Делают выводы.
Этап информации о домашнем задании.
Учитель поясняет домашнее задание (слайд 16,17):
1.На следующий урок: № 755, № 758,
№ 767 (4).
2. Составить задачу (творческое задание)
«Изобретатели». Составьте задачу в два действия (сложение и вычитание) используя предложенные смешанные числа 11 7/10, 15 4/25, 8 1/5. Задачу оформить на лист А4, задание принести через урок.
Ученики записывают домашнее задание
Этап подведения итогов урока
- Мы достигли вершины знаний. Напомните, какие цели мы ставили в начале урока. Как вы думаете, достигли мы их.
-Вернёмся к «Светофору». Покажите мне вашу готовность к контрольной работе.
Учитель отмечает активность учащихся, благодарит за работу, напоминает о предстоящей контрольной работе.
Выступают, делают выводы.
Поднимают квадрат выбранного цвета.
Ученики оценивают свою работу на уроке (настроение в оценочном листе).
Список литературы используемой при подготовке и проведении урока:
Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов. – Издание второе, переработанное.– Алматы «Атам?ра» 2005.
Математика. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательной школы / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2010.