Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Порядок".»
Тема: «Порядок».
Основные цели:
сформировать представление о порядке предметов в группе и о способе его задания;
повторить свойства предметов, в том числе математические; способ сравнения групп предметов и разбиения предметов на группы; взаимосвязь между частями и целым.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) таблица, состоящая из трех столбиков по 3 строки в каждом, начерченная на доске (для этапа 2);
2) эталон свойств предметов (урок 1, Д–11);
3) набор геометрических фигур (этап 2);
4) прозрачные пластиковые полоски голубого и желтого цвета;
5) эталон сравнения групп предметов (урок 8, Д–1);
6) набор кругов-бусин для составления цепочки:
с
з
к
ж
7) листки с изображением бус с узелками:
с
с
з
з
к
к
ж
ж
8) толстая нитка, на которую нанизываются бусины;
9) карточка со словом «ПОРЯДОК»;
10) карточка с уменьшенной схемой порядка;
11) увеличенный вариант заданий № 2–3, стр. 22 и образец правильного выполнения № 3.
Раздаточный материал:
1) листы А–4, разделенные на три столбика по три строки в каждом;
2) наборы геометрических фигур (этап 2);
3) прозрачные пластиковые полоски голубого и желтого цвета (по размеру строчек и столбцов таблицы);
4) карточки с буквами Ф, Р, Ц;
5) две половинки листа А–4 и черный фломастер.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включить учащихся в учебную деятельность посредством создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: математические свойства предметов;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель читает стихотворение, записанное на доске.
У предметов свойства есть.
Сколько их? Не перечесть!
Вспоминайте вместе с нами,
Называйте свойства сами!
Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, назначение, размер, форма, количество, расположение.)
Сегодня на уроке мы продолжим изучение математических свойств. Что самое главное при изучении нового? (Постараться «открыть» самим, побывать в учебной деятельности.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об изученных свойствах предметов, о свойствах, изучаемых в математике, и соответствующий эталон;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
С чего мы начинаем нашу работу? (С повторения.)
Как вы думаете, почему? (Мы должны вспомнить то, что нам пригодиться при «открытии».)
1) Актуализация свойств предметов.
а) У детей листы А–4, разделенные на три столбика, по три строки в каждом, наборы геометрических фигур и прозрачные пластиковые полоски голубого и желтого цвета (Р–1, 2, 3). На доске помещен эталон свойств предметов и увеличенный вариант таблицы (Д–1, 2). У учителя набор геометрических фигур и увеличенные варианты полосок (Д–3, 4).
Какие свойства нам известны? (Размер, форма, расположение, количество и т.д.)
Сегодня мы будем работать с расположением. Поместим фигуры в таблицу.
Учитель размещает синие квадрат, круг и треугольник в первой строке таблицы, дети помещают фигуры в свои таблицы (рис. 1).
В какой строке расположены синие фигуры? (В первой строке.)
Покажем их расположение полоской.
Учитель накладывает на фигуры голубую прозрачную пластиковую полоску, ученики выполняют это действие на своих таблицах (рис. 2). Затем он размещает зеленый и красный круги во второй столбик таблицы, дети помещают фигуры в свои таблицы.
В каком столбике расположены круги? (Во втором столбике.)
Покажем тоже их расположение полоской.
Учитель накладывает на фигуры желтую прозрачную пластиковую полоску, ученики выполняют это действие на своих таблицах (рис.3).
Какая фигура оказалась на месте пересечения полосок. (Синий круг.)
Учитель перекладывает желтую полоску на третий столбик, ученики выполняют это действие на своих таблицах.
Покажем полоской расположение третьего столбика. Опишите, где расположен синий треугольник. (В первой строке, в третьем столбце.)
Поместите его на третью строку первого столбика.
Один ученик выполняет действие на доске, остальные — в своих таблицах (рис. 4).
б) – Нашим кругам надоело стоять во втором столбике. Он превратились в бусинки и составили цепочку. К ним присоединилась их подруга — желтая бусинка.
Учитель чертит линию, имитирующую ниточку для цепочки, и располагает на ней бусинки.
к
з
с
ж
Определите начало цепочки. (Нет узелка, не знаем, где начало.)
Бусинки никак не могли решить, кому быть первой. Как располагаются бусинки в цепочке, если первой будет синяя? (Синяя бусинка, зеленая, желтая и красная бусинки.)
А если – красная? (Красная бусинка, желтая, зеленая и синяя бусинки.)
Учитель в ходе обсуждения помещает на доске листки с изображением бус (Д–6):
с
с
з
з
ж
ж
к
к
Бусинки так долго спорили, кому же из них быть первой, тянули нитку в свою сторону, что нитка не выдержала и порвалась. Я собрала спорщиц и положила в мешочек.
Учитель рисует на доске мешочек, снимает с нитки бусинки и помещает их в мешок.
2) Повторение способа сравнения групп предметов.
Бусинки очень боятся, что одна из них потерялась. Давайте, сравним бусинки в мешке и цепочке. Что нам поможет? (Сема сравнения.)
Учитель открывает на доске эталон сравнения Д–4 и располагает одну из картинок рядом с мешочком:
с
з
к
з
ж
к
с
ж
Расскажите по схеме, как вы будете сравнивать? Действия выполняйте мысленно.
Соединяю одни и те же бусинки ниточками. Всем бусинкам есть пара. Можно поставить знак «=».
Значит, в мешке сейчас находятся те же бусинки, что были в цепочке. А что изменилось? (Они были на ниточке, а теперь лежат в мешочке.)
Можно ли в мешочке определить, какая из них первая, а какая вторая? (Нет, нельзя.)
Они рассыпались и теперь лежат в беспорядке. Давайте наведем порядок и составим новые бусы.
Один ученик выходит к доске. Учитель достает толстую нитку и дает ему бусины из мешка.
Какая бусинку ты выберешь первой?
Ученик выбирает бусинку и нанизывает ее на нитку.
Я выберу вторую бусинку.
Учитель выбирает бусинку таким образом, чтобы порядок бусин в цепочке получился отличным от предыдущего, и нанизывает ее на нитку.
Какая бусинка будет третьей, четвертой?
Дети называют бусинки, а учитель нанизывает их на нитку и прикрепляет цепочку к доске.
Вот теперь бусинки находятся в цепочке и располагаются в порядке.
Учитель помещает над цепочкой карточку со словом «ПОРЯДОК».
Чем отличаются первая и вторая цепочки? (Порядком бусин.)
3) Пробное действие.
Ребята, что мы повторили? (Свойства предметов, особенно расположение, сравнение групп предметов.)
Было ли что-то новое? (Да, мы составляли цепочки из кругов в различном порядке.)
Что же нового будет на уроке? (Мы будем изучать порядок.)
Я вижу, что вы готовы. В путь!
Моя соседка Верочка давно мечтала, которую вы составили. Давайте подарим ее Вере. Но я боюсь, что нитка снова может порваться, и бусинки рассыплются. Расскажите Вере, как вы собирали цепочку. (Сначала выбирали первую бусинку, потом выбирали вторую и т. д.)
Вы видите, что объяснение получилось очень длинным. Попробуйте нарисовать для нее схему, где обозначен порядок следования бусин — первая, вторая и т.д. Используйте для этого листок бумаги и черный фломастер.
На выполнение задания дается 1 минута. Затем учитель помещает на доске получившиеся схемы (например, при помощи магнитов).
Ребята. Что вы видите? (У нас разные схемы.)
Кто же из вас прав? (Мы не можем этого сказать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были зарисовать порядок следования бус.)
Справились ли вы с этим заданием? (Кто-то предложил свой вариант, некоторые не смогли выполнить.)
Где же затруднение, если у нас были предложены варианты? (Мы не можем доказать правильность.)
Почему? (У нас нет правила, эталона. Мы подобные задания не выполняли.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Чему же будем учиться на уроке? (Обозначать порядок.)
Темой нашего урока сегодня будет: «Порядок».
Что надо сделать для того, чтобы эталон был всем понятен? (Составить его вместе, сообща.)
О чем мы можем договориться? (Как будем обозначать бусинки, наши действия.)
На что похожа бусинка? (На кружок.)
Как его можно быстро изобразить? (Точкой.)
Верно, для удобства будем обозначать бусинки точкой.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать данный способ с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Итак, вспомним, как мы составляли цепочку. Что мы делали вначале? (Выбирали, какая бусинка будет первой.)
Обозначим, как мы договаривались, первую бусинку точкой.
Учитель рисует на доске, дети выстраивают схему на вторых листочках с помощью фломастера.
Как обозначить вторую бусинку, третью, четвертую? (Двумя точками, тремя, четырьмя.)
На доске и на листках у детей появляется рисунок:
Как можно обозначить порядок наших действий? (Варианты детей.)
Обозначим порядок действий стрелочками:
Учитель продолжает составление схемы.
Сколько бусинок может быть в цепочке? (Разное количество.)
А по нашей схеме можно составить цепочку только из 4 бусинок. Как показать, что бусинок может быть больше? (Варианты детей.)
Используем для этого дополнительную стрелочку:
Учитель помещает карточку «Порядок» над схемой.
Порядок – это еще одно математическое свойство, обозначающее определенное расположение предметов. Поэтому уменьшим нашу схему и поместим в эталон свойств предметов рядом со свойством «расположение».
Ученик помещает карточку с уменьшенной схемой в эталон.
Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)
Достаточно ли мы с вами поработали? (Нет, нужно закрепить наши знания и проверить себя, как мы их усвоили.)
Физкультминутка.
Давайте для начала немного отдохнем.Вспомните, в каком порядке мы выполняем движения в игре «Счет через 2». (Хлопаем в ладоши сначала сами, а потом – друг с другом.)
Давайте немного отдохнем и поиграем.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать способ обозначения порядка во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа со схемой.
Прежде, чем отдать Верочке эту схему, давайте проверим, удобно ли ей пользоваться. Что мы обозначили одной точкой? (Первую бусинку.)
Как мы обозначили вторую бусинку? (Двумя точками.)
Что мы обозначили стрелочками? (Порядок.)
Расскажите по схеме, как нужно собирать цепочку. (Сначала выбирали первую бусинку и нанизывали ее на цепочку, потом выбирали вторую и т. д..)
2) Учитель размещает на доске увеличенный вариант задания № 2, стр. 22.
В детском саду у Верочки сегодня состоится карнавал, и все заняты приготовлениями. Малыши так торопятся, что не успевают убрать за собой игрушки. Давайте поможем им собрать пирамидку. Слева на рисунке показано, какой она должна быть. В каком порядке будем собирать пирамидку? (Сначала самая маленькая деталь, а потом побольше.)
Как узнать, каким цветом раскрасить детали пирамидки? (Посмотреть на рисунке, как они раскрашены.)
Кто расскажет малышам, как нужно собрать пирамидку?
Ученик комментирует ход своих рассуждений у доски: «Первая деталь самая маленькая. Она обозначена одной точкой. Вторая деталь побольше, она обозначена двумя точками. Третья деталь еще больше. Я поставлю три точки и раскрашу зеленым цветом, потому что у пирамидки третья деталь зеленая. И т. д.».
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение определять и обозначать порядок.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Итак, мы потренировались. Какой следующий шаг в вашей работе? (Проверить себя, как мы поняли.)
Каким образом? (Выполним задание самостоятельно.)
Работа по заданию № 3, стр. 22.
Ваше объяснение помогло Вере понять, как нужно собирать пирамидку. Но ей придется начинать не с самой маленькой, а с самой большой детали. Соберите пирамидку самостоятельно, а затем мы сравним ее с Вериной.
На выполнение задания дается 1–2 минуты. После этого учитель открывает на доске образец (верно раскрашенную пирамидку).
Вера правильно собрала пирамидку. Сравните ее со своей и обведите ту деталь, которую вы раскрасили неправильно.
Если вы все сделали верно, поставьте «+», если неверно — знак «?». В чем ошиблись?
Кто выполнил все верно, какой вывод вы можете сделать? (Что мы усвоили новое знание.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к сравнению предметов и разбиению на группы;
2) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым.
Организация учебного процесса на этапе 8
1) №4,стр. 22.
У детей карточки с буквами Ф, Ц, Р.
Чем отличались друг от друга детали пирамиды? (Размером, цветом, формой.)
В задании № 4 и сравним фигуры по этим свойствам. Посмотрите на первый рисунок. Расскажите, что было вначале, что изменилось и что стало. (Был маленький красный треугольник, изменились размер и цвет, стал большой зеленый треугольник.)
Какое свойство не изменилось? (Форма.)
2) № 5, стр. 23.
Ребята, малыши, узнали о том, как мы хорошо знаем свойства предметов, обратились к нам за помощью. На маскараде принц и Золушка перепутали свои флажки. Помогите им! Разбейте флажки на группы по цвету.
Один из учеников комментирует разбиение, пользуясь схемой разбиения на группы:
На рисунке флажки двух цветов — красные и синие. В одну группу соберем красные флажки, а в другую – синие.
Что обозначают буквы К, С, Ф? (Красные флажки, синие флажки, все флажки.)
Назовите целое и части. (Целое — Ф, части — С и К.)
Как найти целое? Как найти часть? Подчеркните части и обведите целое.
Вставьте в окошки самостоятельно недостающие буквы.
Через 1 минуту учитель открывает на доске образец выполнения задания.
Сравните свое задание с образцом и зачеркните те буквы, которые вы неверно вставили.
Если вы выполнили задание верно, поставьте знак «+», а если неверно — знак «?»,
В чем причина вашей ошибки? (...) Молодцы, что заметили!
3) Работа в прописи, стр. 23 (первая строка).
Перед тем, как пойти на карнавал, малыши начали составлять закономерность. Давайте поможем им закончить работу! (...)
Посмотрите на первую строку прописи. Из каких элементов она состоит? (Наклонные палочки и точки.)
Как наклонены палочки? (От верхнего правого угла к середине нижней клетки.)
В каком порядке они чередуются? (Две точки, три наклонные палочки, две точки, три наклонные палочки и т.д.)
Продолжите закономерность.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Малышам из детского сада очень понравилось наше стихотворение, и они выучили его наизусть.
Учитель читает стихотворение.
У предметов свойства есть.
Сколько их? Не перечесть!
Вспоминайте вместе с нами,
Называйте свойства сами!
С каким новым математическим свойством мы познакомились? (Порядок.)
Как мы действовали, когда задавали порядок. (Обозначали точками первый предмет, второй и т.д., а порядок обозначали стрелками.)
Представьте, что каждый из нас — это бусинка. Возьмемся за руки и составим цепочку.
Дети, стоя возле своих парт, берутся за руки.
Посмотрите, какая красивая и крепкая у нас получилась цепочка! Какая из ее бусинок больше всего помогала нам на уроке? (Дети называют имена одноклассников.)
Кому из вас удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.
Кому не удалось? Почему?
Чем вы довольны? Что понравилось? (...)
Какие задания нам еще трудно даются? (...) Что нужно сделать, чтобы научиться?
Домашнее задание:
закончить работу в прописи, стр. 23;
одно из заданий на стр. 23: №6, №7 или №5 (для другого разбиения).