kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Порядок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке формируется представление о порядке предметов в группе и о способе его задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Порядок".»

Тема: «Порядок».

Основные цели:

  1. сформировать представление о порядке предметов в группе и о способе его задания;

  2. повторить свойства предметов, в том числе математические; способ сравнения групп предметов и разбиения предметов на группы; взаимосвязь между частями и целым.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) таблица, состоящая из трех столбиков по 3 строки в каждом, начерченная на доске (для этапа 2);

2) эталон свойств предметов (урок 1, Д–11);

3) набор геометрических фигур (этап 2);

4) прозрачные пластиковые полоски голубого и желтого цвета;

5) эталон сравнения групп предметов (урок 8, Д–1);

6) набор кругов-бусин для составления цепочки:

с

з

к

ж



7) листки с изображением бус с узелками:

с

с


з

з

к

к


ж

ж



8) толстая нитка, на которую нанизываются бусины;

9) карточка со словом «ПОРЯДОК»;

10) карточка с уменьшенной схемой порядка;




11) увеличенный вариант заданий 2–3, стр. 22 и образец правильного выполнения 3.

Раздаточный материал:

1) листы А–4, разделенные на три столбика по три строки в каждом;

2) наборы геометрических фигур (этап 2);

3) прозрачные пластиковые полоски голубого и желтого цвета (по размеру строчек и столбцов таблицы);

4) карточки с буквами Ф, Р, Ц;

5) две половинки листа А–4 и черный фломастер.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включить учащихся в учебную деятельность посредством создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: математические свойства предметов;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель читает стихотворение, записанное на доске.

У предметов свойства есть.

Сколько их? Не перечесть!

Вспоминайте вместе с нами,

Называйте свойства сами!

  • Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, назначение, размер, форма, количество, расположение.)

  • Сегодня на уроке мы продолжим изучение математических свойств. Что самое главное при изучении нового? (Постараться «открыть» самим, побывать в учебной деятельности.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления об изученных свойствах предметов, о свойствах, изучаемых в математике, и соответствующий эталон;

2) повторить способ сравнения групп предметов.

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • С чего мы начинаем нашу работу? (С повторения.)

  • Как вы думаете, почему? (Мы должны вспомнить то, что нам пригодиться при «открытии».)

1) Актуализация свойств предметов.

а) У детей листы А–4, разделенные на три столбика, по три строки в каждом, наборы геометрических фигур и прозрачные пластиковые полоски голубого и желтого цвета (Р–1, 2, 3). На доске помещен эталон свойств предметов и увеличенный вариант таблицы (Д–1, 2). У учителя набор геометрических фигур и увеличенные варианты полосок (Д–3, 4).

  • Какие свойства нам известны? (Размер, форма, расположение, количество и т.д.)

  • Сегодня мы будем работать с расположением. Поместим фигуры в таблицу.

Учитель размещает синие квадрат, круг и треугольник в первой строке таблицы, дети помещают фигуры в свои таблицы (рис. 1).






  • В какой строке расположены синие фигуры? (В первой строке.)

  • Покажем их расположение полоской.

Учитель накладывает на фигуры голубую прозрачную пластиковую полоску, ученики выполняют это действие на своих таблицах (рис. 2). Затем он размещает зеленый и красный круги во второй столбик таблицы, дети помещают фигуры в свои таблицы.

  • В каком столбике расположены круги? (Во втором столбике.)

  • Покажем тоже их расположение полоской.

Учитель накладывает на фигуры желтую прозрачную пластиковую полоску, ученики выполняют это действие на своих таблицах (рис.3).

  • Какая фигура оказалась на месте пересечения полосок. (Синий круг.)

Учитель перекладывает желтую полоску на третий столбик, ученики выполняют это действие на своих таблицах.

  • Покажем полоской расположение третьего столбика. Опишите, где расположен синий треугольник. (В первой строке, в третьем столбце.)

  • Поместите его на третью строку первого столбика.

Один ученик выполняет действие на доске, остальные — в своих таблицах (рис. 4).

б) – Нашим кругам надоело стоять во втором столбике. Он превратились в бусинки и составили цепочку. К ним присоединилась их подруга — желтая бусинка.

Учитель чертит линию, имитирующую ниточку для цепочки, и располагает на ней бусинки.

к

з

с


ж



  • Определите начало цепочки. (Нет узелка, не знаем, где начало.)

  • Бусинки никак не могли решить, кому быть первой. Как располагаются бусинки в цепочке, если первой будет синяя? (Синяя бусинка, зеленая, желтая и красная бусинки.)

  • А если – красная? (Красная бусинка, желтая, зеленая и синяя бусинки.)

Учитель в ходе обсуждения помещает на доске листки с изображением бус (Д–6):

с

с

з

з


ж

ж

к

к



  • Бусинки так долго спорили, кому же из них быть первой, тянули нитку в свою сторону, что нитка не выдержала и порвалась. Я собрала спорщиц и положила в мешочек.

Учитель рисует на доске мешочек, снимает с нитки бусинки и помещает их в мешок.

2) Повторение способа сравнения групп предметов.

  • Бусинки очень боятся, что одна из них потерялась. Давайте, сравним бусинки в мешке и цепочке. Что нам поможет? (Сема сравнения.)

Учитель открывает на доске эталон сравнения Д–4 и располагает одну из картинок рядом с мешочком:


с

з

к


з

ж

к

с

ж





  • Расскажите по схеме, как вы будете сравнивать? Действия выполняйте мысленно.

  • Соединяю одни и те же бусинки ниточками. Всем бусинкам есть пара. Можно поставить знак «=».

  • Значит, в мешке сейчас находятся те же бусинки, что были в цепочке. А что изменилось? (Они были на ниточке, а теперь лежат в мешочке.)

  • Можно ли в мешочке определить, какая из них первая, а какая вторая? (Нет, нельзя.)

  • Они рассыпались и теперь лежат в беспорядке. Давайте наведем порядок и составим новые бусы.

Один ученик выходит к доске. Учитель достает толстую нитку и дает ему бусины из мешка.

  • Какая бусинку ты выберешь первой?

Ученик выбирает бусинку и нанизывает ее на нитку.

  • Я выберу вторую бусинку.

Учитель выбирает бусинку таким образом, чтобы порядок бусин в цепочке получился отличным от предыдущего, и нанизывает ее на нитку.

  • Какая бусинка будет третьей, четвертой?

Дети называют бусинки, а учитель нанизывает их на нитку и прикрепляет цепочку к доске.

  • Вот теперь бусинки находятся в цепочке и располагаются в порядке.

Учитель помещает над цепочкой карточку со словом «ПОРЯДОК».

  • Чем отличаются первая и вторая цепочки? (Порядком бусин.)

3) Пробное действие.

  • Ребята, что мы повторили? (Свойства предметов, особенно расположение, сравнение групп предметов.)

  • Было ли что-то новое? (Да, мы составляли цепочки из кругов в различном порядке.)

  • Что же нового будет на уроке? (Мы будем изучать порядок.)

  • Я вижу, что вы готовы. В путь!

  • Моя соседка Верочка давно мечтала, которую вы составили. Давайте подарим ее Вере. Но я боюсь, что нитка снова может порваться, и бусинки рассыплются. Расскажите Вере, как вы собирали цепочку. (Сначала выбирали первую бусинку, потом выбирали вторую и т. д.)

  • Вы видите, что объяснение получилось очень длинным. Попробуйте нарисовать для нее схему, где обозначен порядок следования бусин — первая, вторая и т.д. Используйте для этого листок бумаги и черный фломастер.

На выполнение задания дается 1 минута. Затем учитель помещает на доске получившиеся схемы (например, при помощи магнитов).

  • Ребята. Что вы видите? (У нас разные схемы.)

  • Кто же из вас прав? (Мы не можем этого сказать.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были зарисовать порядок следования бус.)

  • Справились ли вы с этим заданием? (Кто-то предложил свой вариант, некоторые не смогли выполнить.)

  • Где же затруднение, если у нас были предложены варианты? (Мы не можем доказать правильность.)

  • Почему? (У нас нет правила, эталона. Мы подобные задания не выполняли.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Чему же будем учиться на уроке? (Обозначать порядок.)

  • Темой нашего урока сегодня будет: «Порядок».

  • Что надо сделать для того, чтобы эталон был всем понятен? (Составить его вместе, сообща.)

  • О чем мы можем договориться? (Как будем обозначать бусинки, наши действия.)

  • На что похожа бусинка? (На кружок.)

  • Как его можно быстро изобразить? (Точкой.)

  • Верно, для удобства будем обозначать бусинки точкой.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать данный способ с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Итак, вспомним, как мы составляли цепочку. Что мы делали вначале? (Выбирали, какая бусинка будет первой.)

  • Обозначим, как мы договаривались, первую бусинку точкой.

Учитель рисует на доске, дети выстраивают схему на вторых листочках с помощью фломастера.

  • Как обозначить вторую бусинку, третью, четвертую? (Двумя точками, тремя, четырьмя.)

На доске и на листках у детей появляется рисунок:



  • Как можно обозначить порядок наших действий? (Варианты детей.)

  • Обозначим порядок действий стрелочками:



Учитель продолжает составление схемы.

  • Сколько бусинок может быть в цепочке? (Разное количество.)

  • А по нашей схеме можно составить цепочку только из 4 бусинок. Как показать, что бусинок может быть больше? (Варианты детей.)

  • Используем для этого дополнительную стрелочку:



Учитель помещает карточку «Порядок» над схемой.

  • Порядок – это еще одно математическое свойство, обозначающее определенное расположение предметов. Поэтому уменьшим нашу схему и поместим в эталон свойств предметов рядом со свойством «расположение».

Ученик помещает карточку с уменьшенной схемой в эталон.

  • Удалось нам преодолеть затруднение? (Да.)

  • Достаточно ли мы с вами поработали? (Нет, нужно закрепить наши знания и проверить себя, как мы их усвоили.)

Физкультминутка.

  • Давайте для начала немного отдохнем. Вспомните, в каком порядке мы выполняем движения в игре «Счет через 2». (Хлопаем в ладоши сначала сами, а потом – друг с другом.)

  • Давайте немного отдохнем и поиграем.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать способ обозначения порядка во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Работа со схемой.

  • Прежде, чем отдать Верочке эту схему, давайте проверим, удобно ли ей пользоваться. Что мы обозначили одной точкой? (Первую бусинку.)

  • Как мы обозначили вторую бусинку? (Двумя точками.)

  • Что мы обозначили стрелочками? (Порядок.)

  • Расскажите по схеме, как нужно собирать цепочку. (Сначала выбирали первую бусинку и нанизывали ее на цепочку, потом выбирали вторую и т. д..)

2) Учитель размещает на доске увеличенный вариант задания 2, стр. 22.

  • В детском саду у Верочки сегодня состоится карнавал, и все заняты приготовлениями. Малыши так торопятся, что не успевают убрать за собой игрушки. Давайте поможем им собрать пирамидку. Слева на рисунке показано, какой она должна быть. В каком порядке будем собирать пирамидку? (Сначала самая маленькая деталь, а потом побольше.)

  • Как узнать, каким цветом раскрасить детали пирамидки? (Посмотреть на рисунке, как они раскрашены.)

  • Кто расскажет малышам, как нужно собрать пирамидку?

Ученик комментирует ход своих рассуждений у доски: «Первая деталь самая маленькая. Она обозначена одной точкой. Вторая деталь побольше, она обозначена двумя точками. Третья деталь еще больше. Я поставлю три точки и раскрашу зеленым цветом, потому что у пирамидки третья деталь зеленая. И т. д.».

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение определять и обозначать порядок.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Итак, мы потренировались. Какой следующий шаг в вашей работе? (Проверить себя, как мы поняли.)

  • Каким образом? (Выполним задание самостоятельно.)

Работа по заданию 3, стр. 22.

  • Ваше объяснение помогло Вере понять, как нужно собирать пирамидку. Но ей придется начинать не с самой маленькой, а с самой большой детали. Соберите пирамидку самостоятельно, а затем мы сравним ее с Вериной.

На выполнение задания дается 1–2 минуты. После этого учитель открывает на доске образец (верно раскрашенную пирамидку).

  • Вера правильно собрала пирамидку. Сравните ее со своей и обведите ту деталь, которую вы раскрасили неправильно.

  • Если вы все сделали верно, поставьте «+», если неверно — знак «?». В чем ошиблись?

  • Кто выполнил все верно, какой вывод вы можете сделать? (Что мы усвоили новое знание.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к сравнению предметов и разбиению на группы;

2) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым.

Организация учебного процесса на этапе 8

1) 4, стр. 22.

У детей карточки с буквами Ф, Ц, Р.

  • Чем отличались друг от друга детали пирамиды? (Размером, цветом, формой.)

  • В задании 4 и сравним фигуры по этим свойствам. Посмотрите на первый рисунок. Расскажите, что было вначале, что изменилось и что стало. (Был маленький красный треугольник, изменились размер и цвет, стал большой зеленый треугольник.)

  • Какое свойство не изменилось? (Форма.)

2) 5, стр. 23.

  • Ребята, малыши, узнали о том, как мы хорошо знаем свойства предметов, обратились к нам за помощью. На маскараде принц и Золушка перепутали свои флажки. Помогите им! Разбейте флажки на группы по цвету.

Один из учеников комментирует разбиение, пользуясь схемой разбиения на группы:

  • На рисунке флажки двух цветов — красные и синие. В одну группу соберем красные флажки, а в другую – синие.

  • Что обозначают буквы К, С, Ф? (Красные флажки, синие флажки, все флажки.)

  • Назовите целое и части. (Целое — Ф, части — С и К.)

  • Как найти целое? Как найти часть? Подчеркните части и обведите целое.

  • Вставьте в окошки самостоятельно недостающие буквы.

Через 1 минуту учитель открывает на доске образец выполнения задания.

  • Сравните свое задание с образцом и зачеркните те буквы, которые вы неверно вставили.

  • Если вы выполнили задание верно, поставьте знак «+», а если неверно — знак «?»,

  • В чем причина вашей ошибки? (...) Молодцы, что заметили!

3) Работа в прописи, стр. 23 (первая строка).

  • Перед тем, как пойти на карнавал, малыши начали составлять закономерность. Давайте поможем им закончить работу! (...)

  • Посмотрите на первую строку прописи. Из каких элементов она состоит? (Наклонные палочки и точки.)

  • Как наклонены палочки? (От верхнего правого угла к середине нижней клетки.)

  • В каком порядке они чередуются? (Две точки, три наклонные палочки, две точки, три наклонные палочки и т.д.)

  • Продолжите закономерность.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Малышам из детского сада очень понравилось наше стихотворение, и они выучили его наизусть.

Учитель читает стихотворение.

У предметов свойства есть.

Сколько их? Не перечесть!

Вспоминайте вместе с нами,

Называйте свойства сами!

  • С каким новым математическим свойством мы познакомились? (Порядок.)

  • Как мы действовали, когда задавали порядок. (Обозначали точками первый предмет, второй и т.д., а порядок обозначали стрелками.)

  • Представьте, что каждый из нас — это бусинка. Возьмемся за руки и составим цепочку.

Дети, стоя возле своих парт, берутся за руки.

  • Посмотрите, какая красивая и крепкая у нас получилась цепочка! Какая из ее бусинок больше всего помогала нам на уроке? (Дети называют имена одноклассников.)

  • Кому из вас удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.

  • Кому не удалось? Почему?

  • Чем вы довольны? Что понравилось? (...)

  • Какие задания нам еще трудно даются? (...) Что нужно сделать, чтобы научиться?

    Домашнее задание:

     закончить работу в прописи, стр. 23;

     одно из заданий на стр. 23: №6, №7 или №5 (для другого разбиения).

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики «Порядок".

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока математики "Порядок выполнения действий" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-matiematiki-poriadok-vypolnieniia-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "149769"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420300463"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики во 2 классе: Буквенные выражения. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-bukviennyie-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435784323"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока математики "Порядок действий""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_matematiki_poriadok_deistvii"
    ["file_id"] => string(6) "536503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579459874"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока математики Порядок выполнения арифметических действий в выражениях без скобок, состоящих из  трёх действий"
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-matiematiki-poriadok-vypolnieniia-arifmietichieskikh-dieistvii-v-vyrazhieniiakh-biez-skobok-sostoiashchikh-iz-triokh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "309542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819421"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект  урока математики с презентацией. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-matiematiki-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "143709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418574452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства