Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Что изучает математика"»
Тема: «Что изучает математика».
Основные цели:
1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;
2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) фотография учеников класса на экскурсии;
2) фотоаппарат;
3) картинки с обозначением 2 шагов учебной деятельности:
4) изображение белочки:
5) 2 конверта;
6) портрет автора учебника (Л.Г. Петерсон);
7) текст с поздравлением от автора;
8) текст с заданием для пробного действия;
9) увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 1;
14) модели шара, цилиндра, куба и параллелепипеда;
15) нарисованная на доске таблица 4 4.
Раздаточный материал:
1) наборы разноцветных кругов;
2) предметы формы шара, цилиндра, параллелепипеда и куба;
3) таблица 4 4 с обозначениями свойств предметов для этапа первичного закрепления;
4) таблица 4 4 и картинки с обозначениями свойств предметов.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности (экскурсия до урока, фотографии);
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Один из предшествующих уроков был посвящен знакомству учащихся со структурой учебной деятельности. На данном уроке были зафиксированы 2 шага учебной деятельности. Также заранее учитель организует экскурсию по школе: «В гости к старшеклассникам». В ходе ее дети знакомятся с разными чудесами, которые умеют делать старшеклассники, например: а) в кабинете химии две белых жидкости сливаются в один сосуд, и получается красная жидкость; б) в кабинете физики луч света превращается в радугу и т.д. Важно, чтобы они эмоционально пережили удивление, восхищение, желание научиться делать так же. Желательно, чтобы во время экскурсии были сделаны фотографии или слайды.
Недавно вы познакомились с тем, что делают ученики на различных уроках. Что вам больше всего запомнилось?
Ученики рассказывают, о том, что они запомнили из прошлой экскурсии. Учитель предлагает фотографии, на которых зафиксированы наиболее яркие эпизоды экскурсии.
Что делали на уроках ученики? (Они проводили опыты, читали, решали задачи, работали за компьютерами…)
Зачем они это делали? (Чтобы узнать что-то новое, научиться, …)
А вы чем будете заниматься на уроке? (Учиться, узнавать новое.)
Что значит учиться? (Значит сделать два шага: понять чего мы не знаем, самим открыть новое знание.)
Учитель открывает два шага учебной деятельности Д-3.
На сегодняшнем уроке мы начнем (или продолжим) разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об уроке как форме организации учебного процесса в школе, о различных учебных дисциплинах, о назначении учебников;
2) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, материал, зафиксировать их в виде символов;
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:
А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
Учитель вешает на доску рисунок белочки, достает два конверта.
Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. В одном из них лежит телеграмма от автора вашего учебника!
Дети хлопают в ладоши. Учитель продолжает беседу.
Она нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон.
Учитель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора.
Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».
Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.
Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
Ученики по очереди рассказывают о предметах изображенных на картинке.
Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.
Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 1 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке.
Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
Автор учебника обещала, что, выполняя задания, мы будем узнавать что-то новое. Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения. Эталон принимает вид:
Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:
Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
Значит, расположение предмета является его свойством.
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения. Эталон принимает вид:
Расскажите, что вы видите на следующей картинке? (Круги разного цвета.)
Учитель выставляет на доске на «липучке» или магнитах такие же круги.
На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.
Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)
Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)
Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)
Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предмеры. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (Ответы детей.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера. Эталон принимает вид:
Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего. (Ученики зачеркивают пять синих кругов.)
Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)
В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащий один маленький круг.)
По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества. Эталон принимает вид:
Физкультминутка.
Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений.
В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
Учитель берет в руки модель шара:
Обратите внимание на следующую картинку. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
Далее учитель берет в руки цилиндр:
Кто знает название этой модели?
Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.
Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы. Эталон принимает вид:
Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их.
А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? (Это нам поможет, пригодиться.)
Какое задание будет следующее? (Задание, с помощью которого мы узнаем новое.)
Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)
Тогда открываем.
Учитель открывает конверт и читает задание.
Какие свойства изучает математика?
Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.
У кого нет ответа?
Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.
У кого есть ответы?
Учащиеся перечисляют свои варианты.
Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание.)
Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
Где возникло затруднение? Что не получилось? (Некоторые из учащихся не могут определить изучается свойство в математике или нет, некоторые не могут доказать свое мнение.)
Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, что изучается на уроке математики.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
Поэтому наш первый урок называется «Что изучает математика?».
Что же нам поможет? Чем вы пользовались, когда узнавали свойства предметов? (Учебником.)
Учебник точно знает ответ на этот вопрос. Именно в нем рассказывается о свойствах, которые изучаются на уроке математики. Как же он нам поможет? (Давайте полистаем его и ответим на вопрос.)
А как вы это сделаете, если вы еще не умеет читать? (По картинкам.)
Что мы сделаем с выделенными свойствами? (Мы их обозначим.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Итак, переверните первую страницу. Перед вами фигуры различной формы. Значит, какое свойство предметов изучается на уроке математики? (Форма.)
Переверните еще две страницы (урок 4). На этих картинках вы видите большие и маленькие предметы. Какие свойства изучает математика? (Размеры предметов.)
А здесь фея обращает наше внимание на таблицу. О каком свойстве она хочет нам напомнить? (Положение предметов.)
Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, им можно указать на значок положения предметов на эталоне.
А количество предметов изучается в математике? (Да.)
Здесь все единодушны. Учитель в ходе беседы ставит на эталоне рядом со знаками формы, размера, расположения и количества предметов соответственно буквы Ф, Р, П, К. Затем указкой показывает их на эталоне и просит учеников назвать хором свойства, которые изучаются в математике.
Удалось нам справиться с возникшим затруднением? (Да.)
6. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать свойства предметов, которые изучаются на уроках математики, во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Можем ли мы завершить этот урок? (Нет.)
Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
1) – Вернемся на первую страницу учебника. Белочка с удивлением рассматривает первую картинку и думает: «А на урок математики ли я попала?» Почему так удивлена белочка? (Свойства, по которым собраны предметы — размер и назначение — не изучаются на уроке математики.)
Вы совершенно правы. А какие свойства изучаются на этом уроке? (Форма, размер, количество, положение предметов.)
Назовите эти свойства друг другу в парах.
2) На столах у детей таблица, в клетках которой нарисованы обозначения свойств:
Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице занимают свойства, изучаемые в математике. Например, обозначение формы расположено в 1 строке и втором столбце; обозначение количества — во второй строке и четвертом столбце.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение называть свойства предметов, изучаемые на уроках математики.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Как нам проверить себя, поняли ли мы новые знания или нет? (Выполнить задания самостоятельно.)
Дети берут таблицу 4 4 и карточки со свойствами.
А теперь за 1 мин сами расположите знаки математических свойств в третьем столбце.
Через 1 мин учитель открывает правильное решение. Ученики, которые верно его выполнили, должны хлопнуть в ладоши, а остальные — переложить карточки. Проводиться анализ допущенных ошибок.
Можем теперь сказать, что мы все поняли? (Да.)
Почему? (Мы выполнили самостоятельную работу без ошибок, а кто и допустил ошибки, понял, почему их допустил.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к выделению свойств предметов;
2) познакомить с прописью.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) – Что связано с предметом математики на второй картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)
Расскажите белочке, что общего в предметах каждого столбика? (В первом столбике стеклянные предметы, во втором — игрушки, в третьем — школьные принадлежности, в четвертом — предметы находятся на кухне.)
А что общего в предметах каждой строки? (Форма предметов: в первой строке — шары, во второй — цилиндры, в третьей — параллелепипеды.)
Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)
2) Работа с прописью, стр. 1 (первые две строки).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
К
Домашнее задание:
☺ 1) Придумайте загадку о каком-нибудь предмете, называя его свойства.
Загадайте эту загадку соседу по парте.
2) Пропись (третья строка).
ому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Докажите.