kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме: "Что изучает математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. На этом уроке первоклассники впервые знакомятся с предметом и узнают о том, что будут изучать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Что изучает математика"»

Тема: «Что изучает математика».

Основные цели:

1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;

2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);

3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) фотография учеников класса на экскурсии;

2) фотоаппарат;

3) картинки с обозначением 2 шагов учебной деятельности:






4) изображение белочки:







5) 2 конверта;

6) портрет автора учебника (Л.Г. Петерсон);

7) текст с поздравлением от автора;

8) текст с заданием для пробного действия;

9) увеличенный вариант картинки к заданию 1, стр. 1;

10) прозрачные полоски;

11) поэтапно заполняемый эталон свойств предметов:









12) заготовки букв П, Ф, Р, К;

13) наборы разноцветных кругов;

14) модели шара, цилиндра, куба и параллелепипеда;

15) нарисованная на доске таблица 4  4.

Раздаточный материал:

1) наборы разноцветных кругов;

2) предметы формы шара, цилиндра, параллелепипеда и куба;

3) таблица 4  4 с обозначениями свойств предметов для этапа первичного закрепления;

4) таблица 4  4 и картинки с обозначениями свойств предметов.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности (экскурсия до урока, фотографии);

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Один из предшествующих уроков был посвящен знакомству учащихся со структурой учебной деятельности. На данном уроке были зафиксированы 2 шага учебной деятельности. Также заранее учитель организует экскурсию по школе: «В гости к старшеклассникам». В ходе ее дети знакомятся с разными чудесами, которые умеют делать старшеклассники, например: а) в кабинете химии две белых жидкости сливаются в один сосуд, и получается красная жидкость; б) в кабинете физики луч света превращается в радугу и т.д. Важно, чтобы они эмоционально пережили удивление, восхищение, желание научиться делать так же. Желательно, чтобы во время экскурсии были сделаны фотографии или слайды.

  • Недавно вы познакомились с тем, что делают ученики на различных уроках. Что вам больше всего запомнилось?

Ученики рассказывают, о том, что они запомнили из прошлой экскурсии. Учитель предлагает фотографии, на которых зафиксированы наиболее яркие эпизоды экскурсии.

  • Что делали на уроках ученики? (Они проводили опыты, читали, решали задачи, работали за компьютерами…)

  • Зачем они это делали? (Чтобы узнать что-то новое, научиться, …)

  • А вы чем будете заниматься на уроке? (Учиться, узнавать новое.)

  • Что значит учиться? (Значит сделать два шага: понять чего мы не знаем, самим открыть новое знание.)

Учитель открывает два шага учебной деятельности Д-3.

  • На сегодняшнем уроке мы начнем (или продолжим) разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления об уроке как форме организации учебного процесса в школе, о различных учебных дисциплинах, о назначении учебников;

2) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, материал, зафиксировать их в виде символов;

3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  • Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:

Рыжая, пушистая,

Шубка золотистая ?.. (Пауза. Ответы детей: лисица, белочка...)

По деревьям скачет

И орешки прячет? (Белочка.)

  • А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)

  • Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.

Учитель вешает на доску рисунок белочки, достает два конверта.

  • Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. В одном из них лежит телеграмма от автора вашего учебника!

Дети хлопают в ладоши. Учитель продолжает беседу.

  • Она нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон.

Учитель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора.

  • Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».

Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.

  • Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.

Учитель демонстрирует учебник на первой странице.

  • Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?

Ученики по очереди рассказывают о предметах изображенных на картинке.

  • Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.

Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию 1, стр. 1 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке.

  • Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)

  • Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)

  • Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)

  • Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)

  • Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.

Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.

  • Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)

  • Автор учебника обещала, что, выполняя задания, мы будем узнавать что-то новое. Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)

Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения. Эталон принимает вид:






  • Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.

Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.

  • Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)

Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:

  • Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)

  • Значит, расположение предмета является его свойством.

Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения. Эталон принимает вид:





  • Расскажите, что вы видите на следующей картинке? (Круги разного цвета.)

Учитель выставляет на доске на «липучке» или магнитах такие же круги.

  • На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.

Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.

  • Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)

  • Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)

  • Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)

  • Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предмеры. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (Ответы детей.)

Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера. Эталон принимает вид:





  • Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего. (Ученики зачеркивают пять синих кругов.)

  • Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)

  • В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащий один маленький круг.)

  • По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.

Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества. Эталон принимает вид:







Физкультминутка.

Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений.

В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.

Учитель берет в руки модель шара:

  • Обратите внимание на следующую картинку. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)

  • Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)

  • А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)

  • О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.

Далее учитель берет в руки цилиндр:

  • Кто знает название этой модели?

Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.

  • Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)

Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.

  • Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)

  • Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)

  • Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)

  • Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)

Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы. Эталон принимает вид:









Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их.

  • А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)

  • Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? (Это нам поможет, пригодиться.)

  • Какое задание будет следующее? (Задание, с помощью которого мы узнаем новое.)

  • Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)

  • Тогда открываем.

Учитель открывает конверт и читает задание.

  • Какие свойства изучает математика?

Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.

  • У кого нет ответа?

Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.

  • У кого есть ответы?

Учащиеся перечисляют свои варианты.

  • Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание.)

Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)

  • Где возникло затруднение? Что не получилось? (Некоторые из учащихся не могут определить изучается свойство в математике или нет, некоторые не могут доказать свое мнение.)

  • Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, что изучается на уроке математики.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

    • Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)

    • Поэтому наш первый урок называется «Что изучает математика?».

    • Что же нам поможет? Чем вы пользовались, когда узнавали свойства предметов? (Учебником.)

    • Учебник точно знает ответ на этот вопрос. Именно в нем рассказывается о свойствах, которые изучаются на уроке математики. Как же он нам поможет? (Давайте полистаем его и ответим на вопрос.)

    • А как вы это сделаете, если вы еще не умеет читать? (По картинкам.)

    • Что мы сделаем с выделенными свойствами? (Мы их обозначим.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Итак, переверните первую страницу. Перед вами фигуры различной формы. Значит, какое свойство предметов изучается на уроке математики? (Форма.)

  • Переверните еще две страницы (урок 4). На этих картинках вы видите большие и маленькие предметы. Какие свойства изучает математика? (Размеры предметов.)

  • А здесь фея обращает наше внимание на таблицу. О каком свойстве она хочет нам напомнить? (Положение предметов.)

Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, им можно указать на значок положения предметов на эталоне.

  • А количество предметов изучается в математике? (Да.)

Здесь все единодушны. Учитель в ходе беседы ставит на эталоне рядом со знаками формы, размера, расположения и количества предметов соответственно буквы Ф, Р, П, К. Затем указкой показывает их на эталоне и просит учеников назвать хором свойства, которые изучаются в математике.

  • Удалось нам справиться с возникшим затруднением? (Да.)

6. Первичное закрепление.

Цель:

зафиксировать свойства предметов, которые изучаются на уроках математики, во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Можем ли мы завершить этот урок? (Нет.)

  • Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)

1) – Вернемся на первую страницу учебника. Белочка с удивлением рассматривает первую картинку и думает: «А на урок математики ли я попала?» Почему так удивлена белочка? (Свойства, по которым собраны предметы — размер и назначение — не изучаются на уроке математики.)

  • Вы совершенно правы. А какие свойства изучаются на этом уроке? (Форма, размер, количество, положение предметов.)

  • Назовите эти свойства друг другу в парах.

2) На столах у детей таблица, в клетках которой нарисованы обозначения свойств:






























Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице занимают свойства, изучаемые в математике. Например, обозначение формы расположено в 1 строке и втором столбце; обозначение количества — во второй строке и четвертом столбце.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение называть свойства предметов, изучаемые на уроках математики.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Как нам проверить себя, поняли ли мы новые знания или нет? (Выполнить задания самостоятельно.)

Дети берут таблицу 4  4 и карточки со свойствами.

  • А теперь за 1 мин сами расположите знаки математических свойств в третьем столбце.





















Через 1 мин учитель открывает правильное решение. Ученики, которые верно его выполнили, должны хлопнуть в ладоши, а остальные — переложить карточки. Проводиться анализ допущенных ошибок.

  • Можем теперь сказать, что мы все поняли? (Да.)

  • Почему? (Мы выполнили самостоятельную работу без ошибок, а кто и допустил ошибки, понял, почему их допустил.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к выделению свойств предметов;

2) познакомить с прописью.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) – Что связано с предметом математики на второй картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)

  • Расскажите белочке, что общего в предметах каждого столбика? (В первом столбике стеклянные предметы, во втором — игрушки, в третьем — школьные принадлежности, в четвертом — предметы находятся на кухне.)

  • А что общего в предметах каждой строки? (Форма предметов: в первой строке — шары, во второй — цилиндры, в третьей — параллелепипеды.)

  • Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)

2) Работа с прописью, стр. 1 (первые две строки).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.

  • А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?

  • Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?

  • К

    Домашнее задание:

    ☺ 1) Придумайте загадку о каком-нибудь предмете, называя его свойства.

    Загадайте эту загадку соседу по парте.

    2) Пропись (третья строка).

    ому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Докажите.

9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики по теме: "Что изучает математика"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 08.09.2017

Номер свидетельства: 427622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока математики «Уравнение. Решение уравнений методом подбора» (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-matiematiki-uravnieniie-rieshieniie-uravnienii-mietodom-podbora-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154642"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421172917"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "142284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418246186"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока математики на тему "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_matematiki_na_temu_chisla_ot_1_do_100_slozhenie_i_vychitanie"
    ["file_id"] => string(6) "494011"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546801072"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока математики в 1 классе на тему "Состав числа 7" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-na-tiemu-sostav-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "160561"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422088876"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока математики для 2 «В» класса По теме: «Круг»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-2-v-klassa-po-tiemie-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "248094"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446659203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства