kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Один - много».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок поможет  сформировать представление о количестве предметов, выделить количественное противопоставление «один» — «много», познакомит с числом и цифрой 1.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Один - много».»

Тема: «Один — много».

Основные цели:

1) сформировать представление о количестве предметов, выделить количественное противопоставление «один» — «много»;

2) уточнить отношения «впереди», «между», «рядом», «на», «под», «над», повторить сравнение групп предметов, сложение и вычитание, соотношения между частью и целым;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) картинки:






теремок мышка заяц лиса медведь

2) эталон свойств предметов (урок 1);

3) эталон сравнения групп предметов (урок 8);

4) картинки для демонстрации задания2 из конвертов детей (этап 2):








5) рисунок для демонстрации задания 1 из конвертов детей (этап 2):








6) рисунок для демонстрации задания 3 из конвертов детей (этап 7):
















7) образец к заданию 3 из конвертов детей (этап 6):











8) эталон «Один – много»: 9) знак «количество»:







10) рисунки: муравей и муравейник, одно яйцо и яйцо в лотке, один апельсин и апельсины в ящике.

11) образец к этапу 8:








12) Карточка с названием темы «Один - много».

Раздаточный материал:

1) эталон свойств предметов из урока 1 (у каждого на парте);

2) конверт с 3 заданиями к этапам 2, 6 (такие же, как Д–4, 5, 6, но меньшего размера);

3) планшетки или чистые листы с фломастерами.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Стоит в поле теремок, не низок, не высок. В какую сказку мы попадём сегодня на уроке? (Теремок).

Учитель вешает на доску нарисованный теремок.

  • Но попасть в домик не просто. Сначала надо вспомнить, что мы делали на прошлом уроке математики? (Изучали порядок действий, повторяли сложение и вычитание).

  • К теремку прибегают зверушки. Им теремок задает разные задачи. А решить их трудно. Только вы им можете помочь. Справитесь? (Да).

  • Что самое главное в преодолении трудностей? (Их не бояться, стараться самому их преодолевать.)

  • А что вам помогает? (Наши имеющиеся знания, взаимопомощь, помощь учителя.)

  • На этом уроке мы продолжим изучение математических свойств для различных групп предметов и поможем узнать новое лесным обитателям.

  • С чего мы начнем свою работу? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления детей о математических свойствах предметов, повторить сравнение групп предметов, разбиение на группы по определенному признаку;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

3) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация свойств предметов.

  • Первой прибежала мышка и просится на постой. «Выполни задание — пущу» — отвечает теремок. Вот что он приготовил: «Перечисли по эталону математические свойства предметов».

Учитель вывешивает эталон Д–2.

  • Помогите мышке, назовите математические свойства предметов. (Расположение, форма предмета, размер, количество).

  • Правильно. Пустил теремок мышку жить.

Учитель прикрепляет фигурку мыши возле теремка.

2) Актуализация сравнения групп предметов.

  • Скакал мимо зайка. Увидел теремок и попросился жить. Да не пускает его теремок. Задание дает. Надо зайцу сравнить группы предметов. Поможете ему? (Да).

  • Достаньте из конверта лист с заданием 1.

Учитель вывешивает на доску мешки с предметами (Д–5) и эталон Д–3. Дети работают на листах (Р–2, задание 1).

  • С чего начнёте работу? (Соединим одни и те же предметы, сравним и поставим знак).

  • Какой знак поставим между первыми двумя мешками? Почему? (Знак не равно, так как во втором мешке осталось лишнее яблоко).

  • Между следующими мешками? (Знак равно, все предметы имеют пару).

  • Помогли зайке попасть в теремок, справились с заданием.

Учитель прикрепляет фигурку зайца возле мыши.

3) Актуализация разбиения предметов на группы (Д–4, Р–2, задание 2).

  • Бежала мимо лисичка-сестричка. И ей захотелось в теремке пожить. «Укажи отличительное свойство групп предметов — тогда пущу» — говорит теремок. Поможете лисе? (Да).

  • Достаньте из конверта лист с заданием 2. Что общего у этих групп? (В них собраны морковки).

  • Назовите свойство, по которому эти группы предметов отличаются? (По цвету — есть красные и желтые морковки).

  • Итак, а что мы смогли таким образом повторить? (Мы повторили свойства предметов, сравнение групп предметов, разбиение предметов на группы.)

  • Как вы думаете, какое задание получит следующий герой? (Задание, в котором будет для нас что-то новенькое.)

4) Пробное действие.

  • Последним пришёл медведь.

Учитель прикрепляет нарисованную на ватмане схему Д–8.

  • Что общее? (Все предметы одинаковой формы, размера, цвета).

  • Попробуйте мишутке указать на эталоне то свойство, по которому отличаются эти группы, и обозначить его знаком.

  • Но только что вы легко выполнили похожее задание, где определили отличие между группами морковок. Чем это задание отличается от предыдущего? (Тогда мы сравнивали группы, составленные из разных предметов, а здесь надо найти отличие между группами, в которых все предметы одинаковые).

  • Пробуйте.

  • У кого нет ответа? (…)

Делается вывод, что эти учащиеся не могут правильно выполнить предложенное задание.

  • У кого есть варианты?

Учитель анализирует предложенные варианты и отбрасывает не верные. Если среди предложенных оказался вариант «количество», то проблемная ситуация разворачивается вокруг согласования знака «количество» предметов:

  • Молодцы! Найдите знак «количество предметов» на эталоне. (Помидоры на столе.)

  • Сейчас я передам этот знак мишке, и его впустят в теремок.

Учитель снимает с эталона Д–1 картинку, на которой изображены помидоры на столе, и «передает» мишке.

  • Какая жалость, теремок не впустил мишку! Он сказал, что мишка принес знак количества помидоров, а нужен знак количества любых предметов: домиков, зверей, капелек дождя и т.д. Давайте придумаем для мишки такой знак. Сделайте рисунки!

Ученики предлагают различные рисунки. Учитель делает выставку рисунков на доске и добавляет свой эталон.

  • Какой же рисунок выбрать мишке? (Разные варианты, не знаем, не можем сказать.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Возможно, два варианта организации следующей части урока.

Вариант 1. Ученики укажут различные отличительные свойства или отметят свое незнание этого свойства.

  • Какое задание выполняли? (Помогали медведю найти отличительное свойство между этими группами.)

  • Где возникло затруднение? (В выборе свойства.)

  • Почему не удалось выполнить это задание? (Мы не сравнивали группы предметов, состоящие из одинаковых предметов.)

Вариант 2. Ученики назвали свойство «количество» и указали знак этого свойства на эталоне свойств предметов.

  • Какое задание вы выполняли? (Помогали медведю найти отличительное свойство между данными группами.)

  • Смогли определить это свойство? (Да.)

  • Где же возникло затруднение? (в выборе знака, которым обозначается свойство «количество».)

  • Почему не можем предложить мишке такой знак? (Потому что их много, и мы не договорились, какой выбрать.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Вариант 1.

  • Значит, что мы должны узнать на этом уроке? (Свойство, по которому различаются группы одинаковых предметов)

  • Вспомните, что мы с вами повторяли в начале урока? Давайте подумаем, что нам может помочь. (Мы повторили сравнение групп предметов.)

  • Как это может помочь? (Мы выделим свойства каждой группы, а потом их сравним.)

Вариант 2.

  • Значит, что нам нужно сделать сегодня на уроке? (Выбрать знак количества предметов.)

  • Как назовем наш урок? (Количество предметов.)

  • Как вы понимаете «количество предметов»? (Предметов может быть один, два, может быть много.)

  • Я предлагаю назвать урок «Один – много».

Учитель открывает тему урока.

  • Что нужно сделать, чтобы эталон был всем понятен? (Договориться, составить вместе.)

  • Давайте вместе подумаем. Что можно использовать для изображения, чтобы эталон выглядел простым? (Варианты детей.)

  • Вспомните, что мы использовали при изображении, когда составляли эталоны порядка и порядка действий? (Точки.)

  • Можем ли мы использовать точки и в этом случае? Докажите.

Учитель обобщает:

  • Значит мы составим эталон, где предметы обозначим точками.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

сформировать способность к выделению единичного из множественного и зафиксировать знак количества предметов с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Вариант 1.

  • Посмотрите еще раз на задание, которое надо выполнить медвежонку. Что общего в группах? (Состоят из одинаковых предметов).

  • Положите перед собой эталон. Подчеркните их общие свойства на эталоне.

Ученики подчеркивают расположение, форму, размер:









  • Какое свойство осталось не отмеченным? (Количество). Обведите его.

  • Как вы понимаете слово «количество»? (Может быть много предметов, мало, один…)

  • Значит, чем могут отличаться группы, составленные из любых предметов — одинаковых и не одинаковых? (Количеством предметов).

  • Давайте теперь назовем наш урок «Один - много».

Учитель открывает тему на доске.

  • Как на эталоне обозначено количество? (Много помидоров лежат на столе).

  • Удобно пользоваться таким эталоном? (Нет).

  • Придумайте, ребята, знак для обозначения количества. Знак должен быть очень простым для изображения и на нем должно быть много объектов. Как вы думаете, что проще всего нарисовать? (Много точек.)

Учитель вешает на доску знак для обозначения количества Д–8.

Вариант 2.

  • Нарисуйте фломастером новый знак — «количество» любых предметов — на схеме свойств предметов в ваших файлах.

Можно организовать работу в группах. Предварительно повторяются правила работы в группах. После выполнения задания проводиться защита проектов. Один из вариантов: результат своей работы представляет одна из групп (первая выполнившая работу, группа, которая тише работала и т.д.), предложенный проект обсуждается всем классом. Если эталон правильный, он принимается. В случае ошибки, вносятся исправления.

  • Удалось справиться с затруднением? (Да.)

  • Молодцы, теперь медвежонок может жить в теремке.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать в речи умение находить противопоставление «один — много».

Организация учебного процесса на этапе 6:

  • Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить наши знания.)

Учитель на доске прикрепляет картинки Д–10 и просит детей рассмотреть их и сказать, что они видят на рисунках, употребляя слова «один — много».

  • Муравей один, в муравейнике муравьёв много.

  • Яйцо одно, а в лотке яиц много.

  • Апельсин один, а в ящике их много.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение находить группы, где один предмет и много предметов.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Ребята, мышка, зайка, лиса и медведь уже живут в теремке. А вы хотите туда попасть? (Да).

  • Придётся вам выполнить задание. Возьмите лист с заданием 3. Обведите красным цветом один предмет на картинке, а синим — много предметов.

Учитель выставляет на доске Д–6, учащиеся работают на листах из конверта с заданием 3 (Р–2). После выполнения задания учитель открывает на доске образец Д–7.

  • Кто сделал так же, поставьте на листе «+». У кого иначе — поставьте знак «?». В чем вы ошиблись? (Перепутали цвета — красным обвели много предметов, а синим — один и т.д.)

  • Кто все выполнил правильно, какой вывод вы можете сделать? (мы поняли новый материал.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) уточнить отношения «впереди», «между», «рядом», «на», «под», «над»;

2) тренировать способность к сложению и вычитанию групп предметов, их разбиению на части.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) Отношения «впереди», «между», «рядом», «на», «под», «над».

  • Посмотрите на наш теремок. Как выстроились звери? (По порядку).

  • Кто стоит первым? (Мышка).

  • А после лисы? (Медведь).

  • Между зайцем и медведем? (Лиса).

  • После мышки? (Заяц).

2) Тренировать способность к сложению и вычитанию групп предметов.

  • Посмотрите, какой вкусный обед ожидал лесных жителей в теремке.

5, стр. 26.

  • Какой знак надо вставить на первой строке? (Знак плюс, сложили две части, получили целое).

  • На второй строке? ( Знак минус, вычли одну часть — яблоки, получили вторую часть — грибы).

  • На третьей строке? (Знак минус, вычли грибы, остались яблоки).

3) Тренировать способность к разбиению групп предметов на части.

6, стр. 27.

  • После обеда звери решили поиграть. По какому признаку разбили фигуры на части? (По форме, по цвету, по размеру)

  • Выберите один из трех рисунков и составьте равенства.

Работа в парах. Самопроверка по готовому образцу Д–11. Такие же образцы можно подготовить для учащихся на парты. Результаты фиксируются с помощью знаков «?» и «+», возникшие вопросы разбираются фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Назовите тему урока. (Один — много).

  • О каком свойстве предметов мы говорим? (О количестве).

  • Что нового узнали? (Как обозначить знаком количество любых предметов).

  • Кому удалось сделать шага учебной деятельности? Докажите.

  • Кто сделал только один шаг – первый? Как вы думаете, почему?

  • Какие задания понравилось выполнять?

  • Т

    Домашнее задание:

     2 строки в прописи;

     №7, стр.27.

    еремку на нашей картинке чего-то не хватает. Зверушки стали жить в домике и украшать его. Дома — допишите любые 2 строки в прописи и по желанию — дополните рисунок 7, стр. 27.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики «Один - много».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока математики по теме "Умножение 2 и на 2".Закреппление "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-umnozhieniie-2-i-na-2-zakriepplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "181341"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425320122"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока математики :  Число и цифра 1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-1"
    ["file_id"] => string(6) "129941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797752"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "конспект урока математики "Длина окружности" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlina-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "124337"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414686225"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-sriednieie-arifmietichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "124472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414696872"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики. 1 класс. "Число и цифра 7""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokamatiematiki1klasschisloitsifra7"
    ["file_id"] => string(6) "275464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452582840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства