Этот урок поможет сформировать представление о количестве предметов, выделить количественное противопоставление «один» — «много», познакомит с числом и цифрой 1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Один - много».»
Тема: «Один — много».
Основные цели:
1) сформировать представление о количестве предметов, выделить количественное противопоставление «один» — «много»;
2) уточнить отношения «впереди», «между», «рядом», «на», «под», «над», повторить сравнение групп предметов, сложение и вычитание, соотношения между частью и целым;
4) картинки для демонстрации задания № 2 из конвертов детей (этап 2):
5) рисунок для демонстрации задания № 1 из конвертов детей (этап 2):
6) рисунок для демонстрации задания № 3 из конвертов детей (этап 7):
7) образец к заданию № 3 из конвертов детей (этап 6):
8) эталон «Один – много»: 9) знак «количество»:
10) рисунки: муравей и муравейник, одно яйцо и яйцо в лотке, один апельсин и апельсины в ящике.
11) образец к этапу 8:
12) Карточка с названием темы «Один - много».
Раздаточный материал:
1) эталон свойств предметов из урока 1 (у каждого на парте);
2) конверт с 3 заданиями к этапам 2, 6 (такие же, как Д–4, 5, 6, но меньшего размера);
3) планшетки или чистые листы с фломастерами.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Стоит в поле теремок, не низок, не высок. В какую сказку мы попадём сегодня на уроке? (Теремок).
Учитель вешает на доску нарисованный теремок.
Но попасть в домик не просто. Сначала надо вспомнить, что мы делали на прошлом уроке математики? (Изучали порядок действий, повторяли сложение и вычитание).
К теремку прибегают зверушки. Им теремок задает разные задачи. А решить их трудно. Только вы им можете помочь. Справитесь? (Да).
Что самое главное в преодолении трудностей? (Их не бояться, стараться самому их преодолевать.)
А что вам помогает? (Наши имеющиеся знания, взаимопомощь, помощь учителя.)
На этом уроке мы продолжим изучение математических свойств для различных групп предметов и поможем узнать новое лесным обитателям.
С чего мы начнем свою работу? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления детей о математических свойствах предметов, повторить сравнение групп предметов, разбиение на группы по определенному признаку;
3) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация свойств предметов.
Первой прибежала мышка и просится на постой. «Выполни задание — пущу» — отвечает теремок. Вот что он приготовил: «Перечисли по эталону математические свойства предметов».
Учитель вывешивает эталон Д–2.
Помогите мышке, назовите математические свойства предметов. (Расположение, форма предмета, размер, количество).
Правильно. Пустил теремок мышку жить.
Учитель прикрепляет фигурку мыши возле теремка.
2) Актуализация сравнения групп предметов.
Скакал мимо зайка. Увидел теремок и попросился жить. Да не пускает его теремок. Задание дает. Надо зайцу сравнить группы предметов. Поможете ему? (Да).
Достаньте из конверта лист с заданием № 1.
Учитель вывешивает на доску мешки с предметами (Д–5) и эталон Д–3. Дети работают на листах (Р–2, задание № 1).
С чего начнёте работу? (Соединим одни и те же предметы, сравним и поставим знак).
Какой знак поставим между первыми двумя мешками? Почему? (Знак не равно, так как во втором мешке осталось лишнее яблоко).
Между следующими мешками? (Знак равно, все предметы имеют пару).
Помогли зайке попасть в теремок, справились с заданием.
Учитель прикрепляет фигурку зайца возле мыши.
3) Актуализация разбиения предметов на группы (Д–4, Р–2, задание № 2).
Бежала мимо лисичка-сестричка. И ей захотелось в теремке пожить. «Укажи отличительное свойство групп предметов — тогда пущу» — говорит теремок. Поможете лисе? (Да).
Достаньте из конверта лист с заданием № 2. Что общего у этих групп? (В них собраны морковки).
Назовите свойство, по которому эти группы предметов отличаются? (По цвету — есть красные и желтые морковки).
Итак, а что мы смогли таким образом повторить? (Мы повторили свойства предметов, сравнение групп предметов, разбиение предметов на группы.)
Как вы думаете, какое задание получит следующий герой? (Задание, в котором будет для нас что-то новенькое.)
4) Пробное действие.
Последним пришёл медведь.
Учитель прикрепляет нарисованную на ватмане схему Д–8.
Что общее? (Все предметы одинаковой формы, размера, цвета).
Попробуйте мишутке указать на эталоне то свойство, по которому отличаются эти группы, и обозначить его знаком.
Но только что вы легко выполнили похожее задание, где определили отличие между группами морковок. Чем это задание отличается от предыдущего? (Тогда мы сравнивали группы, составленные из разных предметов, а здесь надо найти отличие между группами, в которых все предметы одинаковые).
Пробуйте.
У кого нет ответа? (…)
Делается вывод, что эти учащиеся не могут правильно выполнить предложенное задание.
У кого есть варианты?
Учитель анализирует предложенные варианты и отбрасывает не верные. Если среди предложенных оказался вариант «количество», то проблемная ситуация разворачивается вокруг согласования знака «количество» предметов:
Молодцы! Найдите знак «количество предметов» на эталоне. (Помидоры на столе.)
Сейчас я передам этот знак мишке, и его впустят в теремок.
Учитель снимает с эталона Д–1 картинку, на которой изображены помидоры на столе, и «передает» мишке.
Какая жалость, теремок не впустил мишку! Он сказал, что мишка принес знак количества помидоров, а нужен знак количества любых предметов: домиков, зверей, капелек дождя и т.д. Давайте придумаем для мишки такой знак. Сделайте рисунки!
Ученики предлагают различные рисунки. Учитель делает выставку рисунков на доске и добавляет свой эталон.
Какой же рисунок выбрать мишке? (Разные варианты, не знаем, не можем сказать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Возможно, два варианта организации следующей части урока.
Вариант 1. Ученики укажут различные отличительные свойства или отметят свое незнание этого свойства.
Какое задание выполняли? (Помогали медведю найти отличительное свойство между этими группами.)
Где возникло затруднение? (В выборе свойства.)
Почему не удалось выполнить это задание? (Мы не сравнивали группы предметов, состоящие из одинаковых предметов.)
Вариант 2. Ученики назвали свойство «количество» и указали знак этого свойства на эталоне свойств предметов.
Какое задание вы выполняли? (Помогали медведю найти отличительное свойство между данными группами.)
Смогли определить это свойство? (Да.)
Где же возникло затруднение? (в выборе знака, которым обозначается свойство «количество».)
Почему не можем предложить мишке такой знак? (Потому что их много, и мы не договорились, какой выбрать.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Вариант 1.
Значит, что мы должны узнать на этом уроке? (Свойство, по которому различаются группы одинаковых предметов)
Вспомните, что мы с вами повторяли в начале урока? Давайте подумаем, что нам может помочь. (Мы повторили сравнение групп предметов.)
Как это может помочь? (Мы выделим свойства каждой группы, а потом их сравним.)
Вариант 2.
Значит, что нам нужно сделать сегодня на уроке? (Выбрать знак количества предметов.)
Как назовем наш урок? (Количество предметов.)
Как вы понимаете «количество предметов»? (Предметов может быть один, два, может быть много.)
Я предлагаю назвать урок «Один – много».
Учитель открывает тему урока.
Что нужно сделать, чтобы эталон был всем понятен? (Договориться, составить вместе.)
Давайте вместе подумаем. Что можно использовать для изображения, чтобы эталон выглядел простым? (Варианты детей.)
Вспомните, что мы использовали при изображении, когда составляли эталоны порядка и порядка действий? (Точки.)
Можем ли мы использовать точки и в этом случае? Докажите.
Учитель обобщает:
Значит мы составим эталон, где предметы обозначим точками.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
сформировать способность к выделению единичного из множественного и зафиксировать знак количества предметов с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Вариант 1.
Посмотрите еще раз на задание, которое надо выполнить медвежонку. Что общего в группах? (Состоят из одинаковых предметов).
Положите перед собой эталон. Подчеркните их общие свойства на эталоне.
Ученики подчеркивают расположение, форму, размер:
Какое свойство осталось не отмеченным? (Количество). Обведите его.
Как вы понимаете слово «количество»? (Может быть много предметов, мало, один…)
Значит, чем могут отличаться группы, составленные из любых предметов — одинаковых и не одинаковых? (Количеством предметов).
Давайте теперь назовем наш урок «Один - много».
Учитель открывает тему на доске.
Как на эталоне обозначено количество? (Много помидоров лежат на столе).
Удобно пользоваться таким эталоном? (Нет).
Придумайте, ребята, знак для обозначения количества. Знак должен быть очень простым для изображения и на нем должно быть много объектов. Как вы думаете, что проще всего нарисовать? (Много точек.)
Учитель вешает на доску знак для обозначения количества Д–8.
Вариант 2.
Нарисуйте фломастером новый знак — «количество» любых предметов — на схеме свойств предметов в ваших файлах.
Можно организовать работу в группах. Предварительно повторяются правила работы в группах. После выполнения задания проводиться защита проектов. Один из вариантов: результат своей работы представляет одна из групп (первая выполнившая работу, группа, которая тише работала и т.д.), предложенный проект обсуждается всем классом. Если эталон правильный, он принимается. В случае ошибки, вносятся исправления.
Удалось справиться с затруднением? (Да.)
Молодцы, теперь медвежонок может жить в теремке.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать в речи умение находить противопоставление «один — много».
Организация учебного процесса на этапе 6:
Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить наши знания.)
Учитель на доске прикрепляет картинки Д–10 и просит детей рассмотреть их и сказать, что они видят на рисунках, употребляя слова «один — много».
Муравей один, в муравейнике муравьёв много.
Яйцо одно, а в лотке яиц много.
Апельсин один, а в ящике их много.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение находить группы, где один предмет и много предметов.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Ребята, мышка, зайка, лиса и медведь уже живут в теремке. А вы хотите туда попасть? (Да).
Придётся вам выполнить задание. Возьмите лист с заданием № 3. Обведите красным цветом один предмет на картинке, а синим — много предметов.
Учитель выставляет на доске Д–6, учащиеся работают на листах из конверта с заданием № 3 (Р–2). После выполнения задания учитель открывает на доске образец Д–7.
Кто сделал так же, поставьте на листе «+». У кого иначе — поставьте знак «?». В чем вы ошиблись? (Перепутали цвета — красным обвели много предметов, а синим — один и т.д.)
Кто все выполнил правильно, какой вывод вы можете сделать? (мы поняли новый материал.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) уточнить отношения «впереди», «между», «рядом», «на», «под», «над»;
2) тренировать способность к сложению и вычитанию групп предметов, их разбиению на части.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) Отношения «впереди», «между», «рядом», «на», «под», «над».
Посмотрите на наш теремок. Как выстроились звери? (По порядку).
Кто стоит первым? (Мышка).
А после лисы? (Медведь).
Между зайцем и медведем? (Лиса).
После мышки? (Заяц).
2) Тренировать способность к сложению и вычитанию групп предметов.
Посмотрите, какой вкусный обед ожидал лесных жителей в теремке.
№ 5, стр. 26.
Какой знак надо вставить на первой строке? (Знак плюс, сложили две части, получили целое).
На второй строке? ( Знак минус, вычли одну часть — яблоки, получили вторую часть — грибы).
На третьей строке? (Знак минус, вычли грибы, остались яблоки).
3) Тренировать способность к разбиению групп предметов на части.
№6, стр. 27.
После обеда звери решили поиграть. По какому признаку разбили фигуры на части? (По форме, по цвету, по размеру)
Выберите один из трех рисунков и составьте равенства.
Работа в парах. Самопроверка по готовому образцу Д–11. Такие же образцы можно подготовить для учащихся на парты. Результаты фиксируются с помощью знаков «?» и «+», возникшие вопросы разбираются фронтально.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Назовите тему урока. (Один — много).
О каком свойстве предметов мы говорим? (О количестве).
Что нового узнали? (Как обозначить знаком количество любых предметов).
Кому удалось сделать шага учебной деятельности? Докажите.
Кто сделал только один шаг – первый? Как вы думаете, почему?
Какие задания понравилось выполнять?
Т
Домашнее задание:
2 строки в прописи;
№7, стр.27.
еремку на нашей картинке чего-то не хватает. Зверушки стали жить в домике и украшать его. Дома — допишите любые 2 строки в прописи и по желанию — дополните рисунок № 7, стр. 27.