Актуализация знаний Задача: Активизировать знания детей о действии сложения | -Ребята, по дороге в школу я встретила маленького человечка. Но не знаю, кто он. Я его опишу, может вы догадаетесь. Этот коротышка с большой головой и маленьким носом. На нем желтые канареечные брюки, оранжевая рубашка с зеленым галстуком и огромная голубая шляпа. -Кто же это? Незнайка. Так вот. Незнайка передал для вас письмо. «Дорогие ребята. Я, Незнайка из цветочного города. У меня много друзей. Самый лучший друг – Гунька. Мы с ним можем болтать целыми часами. Но мне еще очень нравится Знайка. Я очень хочу быть похожим на него. Для этого надо быть… -Ой, а остальная часть письма затерялась. -Ребята, так каким нужно быть, чтобы быть похожим на Знайку? Так вот на уроке математики, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать новое и интересное и тем самым быть похожими на Знайку. | -Слушают письмо Незнайки. -Отвечают на вопросы. | Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Познавательные УУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы |
Изучение нового Задача:Познакомить с компонентами умножения. | -Как и все умные люди, чтобы изучить что-то новое, мы должны подготовиться, а для этого решим задачу, откройте тетради, запишите число, классная работа. 1.Один житель цветочного города заготовил на зиму 3 гриба. Сколько грибов заготовят 7 жителей? -Что нам известно? Что нужно узнать? Как мы будем узнавать? Почему выбрали действие умножение? (по 3 взять 7 раз получится 21). -Посмотрите на доску, вы видите задание для первого и второго варианта. -Прочитаем задание. Каким действием будем узнавать значение выражения в первом варианте? Во втором? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?(Чтобы узнать, на сколько 1 число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее. Запишите в тетрадь в строчку только результаты действий. 1вариант: Уменьшите на 9 числа: 20, 24, 29, 31 (11, 15, 20,22) 2 вариант: Увеличьте на 9 числа: 20, 24, 29, 31 (29, 33, 38, 40) - Скажите, что мы сейчас делали с числами? увеличивали и уменьшали -Давайте сделаем вывод: - Что значит увеличить на несколько единиц? (Выполнить сложение) - Что значит уменьшить на несколько единиц? (Выполнить вычитание) На доске таблица Увеличить на… единиц Уменьшить на…единиц Правильно! Определение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним математическим термином. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, пока не будем уверены в том, что вы все очень внимательны. Закройте глаза и опустите головы на парты. Я посчитаю до 3, вы откроете глаза и скажете, что изменилось. (на доске вместо предыдущей таблицы появилась новая) Уменьшить в…раз - Посмотрите и скажите, изменилась ли таблица? -Что изменилось? (На поменялась на в) -А теперь попробуйте сформулировать тему урока, кто догадался? (уменьшение в несколько раз) - Поставим перед собой цели. Чему будем учиться на уроке? Научимся решать примеры …с уменьшением в несколько раз Научимся решать задачи… с уменьшением в несколько раз | -Записывают результаты действия. -Отвечают на вопросы. -Определяют тему урока и ставят перед собой цели урока. | |
Закрепление изученного Задача: закрепить знание детей о компонентах умножения. | - Давайте разберемся, что значит уменьшить число в несколько раз. Для этого сейчас решим задачу. Открыли учебник на с.103, читаем задачу №1. -Что известно? Что нужно узнать? Как мы узнаем? Каким действием? (Умножением) Сколько солдатиков в двух наборах? (18) -Итак, ребята, как можно разделить число всех Мишиных солдатиков на 2 равные части? ( Можно раскладывать солдатиков по одному- в каждую из двух коробок). -Сколько будет солдатиков в одной такой части? (9 солдатиков?) Как вы это узнали? Мы 18:2 -Можно ли считать один набор половиной всех солдатиков? (Да, один набор- это половина всех солдатиков) -Читаем дальше. Один набор солдатиков Миша подарил другую У Миши из двух разных частей осталась одна часть. Можно сказать, что количество солдатиков у него уменьшилось в 2 раза. -Число, которое уменьшается в 2 раза, находят действием деления. В данном случае как мы находили? 18:2=9 -Что показывает число 18 в этом равенстве?(количество всех солдатиков) Что показывает число 2? (количество частей, на которые разделили всех солдатиков)Что показывает число 9?(Количество солдатиков в одной части) -Давайте сделаем вывод: чтобы уменьшить число в несколько раз, необходимо выполнить действие деления, а именно большее число разделить на меньшее. -Повторим правило все вместе..Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, нужно большее число разделить на меньшее. Физминутка -Ребята, посмотрите на доску, вы видите 2 полоски. Я накладываю одну полоску на другую, они одинаковой длины?(да) Длина каждой полоски составляет 12 см, одна из которых разделена на 3 равные части. -Я отрежу от полоски, которая разделена 2 части, а одна оставлю себе, длина полоски стала меньше, верно? Но во сколько раз? Давайте узнаем. -Накладываю оставшуюся часть полоски на вторую полоску, узнаем, сколько раз оставшаяся часть полоски можно уложить в целой полоске, считаем( 3 раза) -Сделаем вывод, длина оставшейся полоски в 3 раза меньше длины прежней полоски, как можно записать математически наш эксперимент? Длину целой полоски мы разделим на 3 части, 12:3=4см, Следовательно, разделив полоску на три части, мы уменьшили ее длину в 3 раза. Отсюда опять же вытекает правило, которые мы уже вывели, чтобы узнать, во сколько раз одно число меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее, что мы с вами и сделали. -Рассмотрим рисунок полоски в учебнике на с.104, давайте проверим с помощью линейки, правда ли , что 12 см: 3=4 см. Измерьте длину всей полоски и длину одной ее части. -Итак, длина полоски-12 см, длина оставшейся части-4 см. На сколько сантиметром уменьшилась длина полоски? Чтобы узнать это, нужно произвести разностное сравнение двух длин, каких? 12см и 4см. Выполнив разностное сравнение, мы узнаем, на сколько см уменьшилась длина этой полоски. С помощью какого действия будем узнавать НА сколько уменьшилась длина полоски? (вычитания). Вспомним правило, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее. -записываю на доске, 12-4 =8см. Значит, на 8 см уменьшилась длина этой полоски. | Отвечать на вопросы заданные учителем -Выполняют задание по вариантам. -Делают вывод. -Проговаривают вывод все вместе. -Выполняют задание. -Решают задачу -Отвечают на вопросы. | Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные УУД:.Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
Обобщение и систематизация знаний | -Молодцы, открыли тетради на печатной основе с.50, задание №1, Даша будет писать на доске, все остальные в тетради, отступили 2 клетки записываем первый пример. -Задание уменьшить 8см в 4 раза, другими словами нам нужно узнать, во сколько одно число меньше другого. Вспоминаем правило, что нужно сделать, чтобы уменьшить одно число на другое. Чтобы узнать, во сколько одно число меньше другого, нужно большее разделить на меньшее. -Чтобы уменьшить 8 см в 4 раза, надо 8 разделить на 4, записываем 8:4=2(см) Значит, 4 меньше 8 в 2 раза. -След. пример. Чтобы уменьшить 4см в 4 раза, нужно 4:4=1(см). Значит, 4 меньше 4 в 1 раз. -Чтобы уменьшить 12 см в 3 раза, нужно 12:3=4(см). Значит, 3 меньше 12 в 4 раза. | Читать задачу Выполнять ее решение -Записывают задачу -Выполняют задание . | Познавательные УУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник |