Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) пословица:
Ученье везде найдет примененье!
2) образец для самопроверки устного счета на этапе 2:
20, 16, 8, 12.
3) опорный сигнал увеличения числа на некоторое число:
на 4 а + 4
4) опорный сигнал уменьшения числа на некоторое число:
а – 4
5) задание 2 для этапа 2:
Увеличьте 2 на 3 _________________
Уменьшите 8 на 4 ________________
6) задание для пробного действия:
Увеличить 2 в 3 раза__________________
7) картинка с изображением Зайки: 8) набор 10 картинок с изображением морковки:
9) эталон увеличения и уменьшения числа в несколько раз:
а : 4
в 4 раза а · 4
10) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
№ 4, стр. 15
11) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
6 + 3 = 9 9 · 4 = 36
16 – 2 = 14
21 : 7 = 3
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) геометрическое лото;
3) наборы картинок с изображением морковок (10 шт.);
4) эталоны к уроку 6 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
5) карточки с заданием для самостоятельной работы на этапе 7:
Увеличь 6 на 3 _________________ Увеличь 9 в 4 раза ______________
Уменьши 16 на 2 _______________
Уменьши 21 в 7 раз _____________
6) «лестница успеха» из трех ступенек для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске пословицу Д-1:
Ученье везде найдет примененье!
Прочитайте пословицу.
Как вы ее понимаете?
Чему вы учились на последних уроках? (Мы учились решать уравнения на умножение и деление, составляли таблицу умножения и деления на 4.)
Что общего в перечисленных вами темах? (Действия умножение и деление.)
Сегодня на уроке вы продолжите работу с данными действиями, а все ваши знания обязательно вам пригодятся.
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания изученных случаев таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение числа на некоторое число;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация вычислительного навыка, увеличение и уменьшение числа на некоторое число.
Выполните следующее задание. Игра «Кто внимательней». Записываете ответы только тогда, когда прозвучит пример на умножение или деление.
Учащиеся работают на индивидуальных планшетках Р-1.
6 увеличьте на 3;
5 умножить на 4;
к 2 прибавить 16;
4 умножить на 4;
32 разделить на 4;
найти разность 20 и 6;
найти произведение 3 и 4.
Прежде чем проверять, скажите, какова была цель этого задания? (Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления на4.)
Проверьте ответы.
Учитель открывает на доске образец Д-2:
20, 16, 8, 12.
Поднимите руки, у кого получился такой ряд чисел. Поставьте себе «+». Вы можете назвать себя внимательными и считать, что вы неплохо поработали над таблицей.
У кого были ошибки, исправьте ответы и не огорчайтесь. Ваши успехи еще впереди, если приложите старание.
Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился. Какие числа надо в нём переставить, чтобы получилась некая закономерность? (Переставить местами числа 8 и 12; …)
Какая закономерность получилась? (Числа уменьшаются (увеличиваются) на 4.)
Найдите сумму всех чисел этого ряда. Как удобно это сделать? (Нужно воспользоваться переместительным и сочетательным свойствами сложения: 20 + (12 + 8) + 16 = 56.)
Увеличьте 56 на 4. (60.)
Уменьшите 56 на 4. (52.)
Что, значит, увеличить число а на 4? (Это значит, к числу а прибавить 4 единицы.)
Запишем это в виде опорного сигнала.
Учитель на доске открывает опорный сигнал Д-3:
на 4 а + 4
Что, значит, уменьшить число а на 4? (Вычесть из числа а 4 единицы.)
Запишите это.
Учитель на доске открывает опорный сигнал Д-4:
а – 4
Учитель на доске открывает задание 2 (Д-5):
Увеличьте 2 на 3 _________________
Уменьшите 8 на 4 ________________
Запишите выражения и найдите их значения.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-1.
Проверьте. Прочитайте 1 (2) выражение и назовите его значение. (2 + 3 = 5; 8 – 4 = 4.)
Что помогло вам выполнить это задание? (Составленные опорные сигналы.)
2) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили изученные случаи таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:
Увеличить 2 в 3 раза__________________
Нужно записать выражение и найти его значение.
Что нового в этом задании? (В данном задании нужно число увеличить в несколько раз.)
Выполните это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
У кого нет результата?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)
Покажите результаты, кто выполнил это задание?
Учащиеся показывают свои планшетки.
Обоснуйте свои действия.
Учащиеся в замешательстве, так как у них нет соответствующего эталона.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)
В чем затруднение? (Как записать увеличение числа в несколько раз.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила записи увеличения чисел в несколько раз.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило, с помощью которого мы могли бы записать увеличение или уменьшение чисел в несколько раз.)
Какая тема сегодняшнего урока? (Увеличение и уменьшение в несколько раз.)
Учитель записывает тему на доску.
Что вы повторили в начале урока? (Увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
Как это вам поможет? (Мы можем сравнить увеличение «на» с увеличением «в».)
С помощью чего легче сравнить? (С помощью предметов.)
Как же вы будете «открывать» новое? (Мы выполним с помощью предметов увеличение «на», потом выполним на предметах увеличение «в», сравним и подберем нужное действие.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Что нужно было записать в выражении? (Число 2 увеличить в 3 раза.)
С каким действием вы сравните? (Число 2 увеличить на 3.)
Положите перед собой карточку два кружка.
Учащиеся пользуются геометрическим лото Р-2. Один из учащихся работает у доски.
Увеличьте количество кружков на 3. Что нужно сделать? (Придвинуть 3 кружка.)
Придвиньте 3 кружка. Какое выражение можете записать? (2 + 3.)
Сколько получилось? (5.)
Ниже положите еще два кружка. Утройте их количество. Что нужно сделать? (Повторить 2 кружка 3 раза.)
Выполните это. Сколько получилось? (6.)
Сколько раз мы повторили два кружка? (3 раза.)
Больше или меньше стало кружков? (Больше.)
Так во сколько же раз их стало больше? (Их стало больше в 3 раза.)
Объясните, что, значит, увеличить в 3 раза? (Взять 3 раза по столько же, умножить на 3.)
Какое выражение можно записать? (2 · 3.)
Итак, 2 увеличить в 3 раза, будет … (6.)
Запишите верное выражение и его значение на планшетки.
Как же число уменьшить в несколько раз?
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайки Д-7.
Помочь разобраться в этом задании вам вызвался Зайка. Он принёс вам морковки для счёта.
Положите перед собой 8 морковок. Представьте, что зайка съел 4 морковки. Что нужно сделать? (Убрать (отодвинуть) их.)
Уберите. Какое выражение можете записать? (8 – 4.)
Получится? (4.)
Попытайтесь 8 уменьшить в 4 раза. Положите опять перед собой 8 морковок.
Какое действие выполняли при увеличении числа в несколько раз? (Умножение.)
Значит, при уменьшении числа в несколько раз надо…? (Делить.)
Что нужно сделать с 8 морковками? (Их нужно разделить на 4 группы поровну.)
Запишите на листочках соответствующее выражение и ответ.(8 : 4 = 2.)
Положите под 8 морковками 2 кружка.
Что можно сказать о количестве морковок по отношению к кружкам? (Морковок в 4 раза больше, чем кружков.)
Что можно сказать о количестве кружков по отношению к морковкам? (Кружков в 4 раза меньше, чем морковок.)
Какой вывод вы можете сделать? (При увеличении числа в несколько раз нужно умножать, при уменьшении – делить.)
Что теперь нужно сделать? (Составить эталон.)
Я предлагаю составить эталон в группах.
В случае необходимости актуализируются правила работы в группах.
Составьте эталон в группах.
После выполнения задания, учитель организует защиту проектов. Учитель проводит анализ, наиболее удачный вариант фиксируется на доске, например вариант Д-9. В случае возникновения затруднений при организации групповой работы учитель проводит беседу:
Итак, что, значит, увеличить число а в 4 раза? (Умножить его на 4.)
Запишите этот вывод.
Учитель записывает на доске:
в 4 раза а · 4
Что, значит, уменьшить число а в 4 раза? (Это, значит, разделить число а на 4.)
Запишите.
Учитель записывает на доске:
а : 4
Что теперь нужно сделать с эталоном? (Проверить его.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
Сделайте вывод? (Мы все «открыли» правильно.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь вы можете делать? (Записывать выражения, в которых говориться об увеличении или уменьшении числа в несколько раз и находить значения таких выражений.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 3, стр. 15
Найдите № 3 на странице 15.
Выполните это задание.
Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:
Нужно число 3 увеличить в 5 раз. При увеличении числа в несколько раз нужно выполнять действие умножения, поэтом 3 умножаю на 5 получаю 15.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4, стр. 15
Найдите № 4 на странице 15.
Выполните данное задание в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение выполнять увеличение и уменьшение чисел на некоторое число и несколько раз.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-5:
Увеличь 6 на 3 _________________ Увеличь 9 в 4 раза ______________
Уменьши 16 на 2 _______________
Уменьши 21 в 7 раз _____________
Запишите выражения и найдите их значения самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-5. Проверка организуется по образцу Д-11.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Где вам может пригодиться новое знание? (При решении задач.)
Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
№ 6 (а), стр. 15
Найдите № 6 (а) на странице 15.
Прочитайте задачу.
Что известно? Что надо узнать?
Что обозначает на схеме весь отрезок? (Количество всех учеников.)
Что обозначают части отрезка? (Количество девочек и количество мальчиков.)
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Запишите решение задачи.
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» правило записи выражений на увеличения и уменьшение числа в несколько раз.)
Удалось ли достичь цели?
Вспомните пословицу, с которой начали урок.
Один из учащихся читает пословицу вслух.
Помогли ли вам ваши знания? Какие?
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Кто встретил трудности? В чем? Почему?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6.