kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение в несколько раз».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение в несколько раз».»

Тема: «Увеличение и уменьшение в несколько раз».

Основные цели:

1) формировать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) пословица:

Ученье везде найдет примененье!



2) образец для самопроверки устного счета на этапе 2:

20, 16, 8, 12.



3) опорный сигнал увеличения числа на некоторое число:

на 4 а + 4



4) опорный сигнал уменьшения числа на некоторое число:

а – 4



5) задание 2 для этапа 2:

Увеличьте 2 на 3 _________________

Уменьшите 8 на 4 ________________




6) задание для пробного действия:

Увеличить 2 в 3 раза__________________



7) картинка с изображением Зайки: 8) набор 10 картинок с изображением морковки:







9) эталон увеличения и уменьшения числа в несколько раз:

а : 4


в 4 раза а · 4



10) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

4, стр. 15










11) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

6 + 3 = 9 9 · 4 = 36

16 – 2 = 14

21 : 7 = 3







Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) геометрическое лото;

3) наборы картинок с изображением морковок (10 шт.);

4) эталоны к уроку 6 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;

5) карточки с заданием для самостоятельной работы на этапе 7:

Увеличь 6 на 3 _________________ Увеличь 9 в 4 раза ______________

Уменьши 16 на 2 _______________

Уменьши 21 в 7 раз _____________







6) «лестница успеха» из трех ступенек для самооценки на этапе 9.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске пословицу Д-1:

Ученье везде найдет примененье!



  • Прочитайте пословицу.

  • Как вы ее понимаете?

  • Чему вы учились на последних уроках? (Мы учились решать уравнения на умножение и деление, составляли таблицу умножения и деления на 4.)

  • Что общего в перечисленных вами темах? (Действия умножение и деление.)

  • Сегодня на уроке вы продолжите работу с данными действиями, а все ваши знания обязательно вам пригодятся.

  • Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания изученных случаев таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение числа на некоторое число;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация вычислительного навыка, увеличение и уменьшение числа на некоторое число.

  • Выполните следующее задание. Игра «Кто внимательней». Записываете ответы только тогда, когда прозвучит пример на умножение или деление.

Учащиеся работают на индивидуальных планшетках Р-1.

 6 увеличьте на 3;

 5 умножить на 4;

 к 2 прибавить 16;

 4 умножить на 4;

 32 разделить на 4;

 найти разность 20 и 6;

 найти произведение 3 и 4.

  • Прежде чем проверять, скажите, какова была цель этого задания? (Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления на 4.)

  • Проверьте ответы.

Учитель открывает на доске образец Д-2:

20, 16, 8, 12.



  • Поднимите руки, у кого получился такой ряд чисел. Поставьте себе «+». Вы можете назвать себя внимательными и считать, что вы неплохо поработали над таблицей.

  • У кого были ошибки, исправьте ответы и не огорчайтесь. Ваши успехи еще впереди, если приложите старание.

  • Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился. Какие числа надо в нём переставить, чтобы получилась некая закономерность? (Переставить местами числа 8 и 12; …)

  • Какая закономерность получилась? (Числа уменьшаются (увеличиваются) на 4.)

  • Найдите сумму всех чисел этого ряда. Как удобно это сделать? (Нужно воспользоваться переместительным и сочетательным свойствами сложения: 20 + (12 + 8) + 16 = 56.)

  • Увеличьте 56 на 4. (60.)

  • Уменьшите 56 на 4. (52.)

  • Что, значит, увеличить число а на 4? (Это значит, к числу а прибавить 4 единицы.)

  • Запишем это в виде опорного сигнала.

Учитель на доске открывает опорный сигнал Д-3:

на 4 а + 4



  • Что, значит, уменьшить число а на 4? (Вычесть из числа а 4 единицы.)

  • Запишите это.

Учитель на доске открывает опорный сигнал Д-4:

а – 4



Учитель на доске открывает задание 2 (Д-5):

Увеличьте 2 на 3 _________________

Уменьшите 8 на 4 ________________




  • Запишите выражения и найдите их значения.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-1.

  • Проверьте. Прочитайте 1 (2) выражение и назовите его значение. (2 + 3 = 5; 8 – 4 = 4.)

  • Что помогло вам выполнить это задание? (Составленные опорные сигналы.)

2) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили изученные случаи таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:

Увеличить 2 в 3 раза__________________



  • Нужно записать выражение и найти его значение.

  • Что нового в этом задании? (В данном задании нужно число увеличить в несколько раз.)

  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

  • У кого нет результата?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)

  • Покажите результаты, кто выполнил это задание?

Учащиеся показывают свои планшетки.

  • Обоснуйте свои действия.

Учащиеся в замешательстве, так как у них нет соответствующего эталона.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)

  • В чем затруднение? (Как записать увеличение числа в несколько раз.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила записи увеличения чисел в несколько раз.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило, с помощью которого мы могли бы записать увеличение или уменьшение чисел в несколько раз.)

  • Какая тема сегодняшнего урока? (Увеличение и уменьшение в несколько раз.)

Учитель записывает тему на доску.

  • Что вы повторили в начале урока? (Увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)

  • Как это вам поможет? (Мы можем сравнить увеличение «на» с увеличением «в».)

  • С помощью чего легче сравнить? (С помощью предметов.)

  • Как же вы будете «открывать» новое? (Мы выполним с помощью предметов увеличение «на», потом выполним на предметах увеличение «в», сравним и подберем нужное действие.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Что нужно было записать в выражении? (Число 2 увеличить в 3 раза.)

  • С каким действием вы сравните? (Число 2 увеличить на 3.)

  • Положите перед собой карточку два кружка.

Учащиеся пользуются геометрическим лото Р-2. Один из учащихся работает у доски.

  • Увеличьте количество кружков на 3. Что нужно сделать? (Придвинуть 3 кружка.)

  • Придвиньте 3 кружка. Какое выражение можете записать? (2 + 3.)

  • Сколько получилось? (5.)

  • Ниже положите еще два кружка. Утройте их количество. Что нужно сделать? (Повторить 2 кружка 3 раза.)

  • Выполните это. Сколько получилось? (6.)

  • Сколько раз мы повторили два кружка? (3 раза.)

  • Больше или меньше стало кружков? (Больше.)

  • Так во сколько же раз их стало больше? (Их стало больше в 3 раза.)

  • Объясните, что, значит, увеличить в 3 раза? (Взять 3 раза по столько же, умножить на 3.)

  • Какое выражение можно записать? (2 · 3.)

  • Итак, 2 увеличить в 3 раза, будет … (6.)

  • Запишите верное выражение и его значение на планшетки.

  • Как же число уменьшить в несколько раз?

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайки Д-7.

  • Помочь разобраться в этом задании вам вызвался Зайка. Он принёс вам морковки для счёта.

Учитель раздает учащимся наборы морковок Р-3, аналогичные прикрепляет к доске (Д-8).

  • Положите перед собой 8 морковок. Представьте, что зайка съел 4 морковки. Что нужно сделать? (Убрать (отодвинуть) их.)

  • Уберите. Какое выражение можете записать? (8 – 4.)

  • Получится? (4.)

  • Попытайтесь 8 уменьшить в 4 раза. Положите опять перед собой 8 морковок.

  • Какое действие выполняли при увеличении числа в несколько раз? (Умножение.)

  • Значит, при уменьшении числа в несколько раз надо…? (Делить.)

  • Что нужно сделать с 8 морковками? (Их нужно разделить на 4 группы поровну.)

  • Запишите на листочках соответствующее выражение и ответ. (8 : 4 = 2.)

  • Положите под 8 морковками 2 кружка.

  • Что можно сказать о количестве морковок по отношению к кружкам? (Морковок в 4 раза больше, чем кружков.)

  • Что можно сказать о количестве кружков по отношению к морковкам? (Кружков в 4 раза меньше, чем морковок.)

  • Какой вывод вы можете сделать? (При увеличении числа в несколько раз нужно умножать, при уменьшении – делить.)

  • Что теперь нужно сделать? (Составить эталон.)

  • Я предлагаю составить эталон в группах.

В случае необходимости актуализируются правила работы в группах.

  • Составьте эталон в группах.

После выполнения задания, учитель организует защиту проектов. Учитель проводит анализ, наиболее удачный вариант фиксируется на доске, например вариант Д-9. В случае возникновения затруднений при организации групповой работы учитель проводит беседу:

  • Итак, что, значит, увеличить число а в 4 раза? (Умножить его на 4.)

  • Запишите этот вывод.

Учитель записывает на доске:

в 4 раза а · 4



  • Что, значит, уменьшить число а в 4 раза? (Это, значит, разделить число а на 4.)

  • Запишите.

Учитель записывает на доске:

а : 4




  • Что теперь нужно сделать с эталоном? (Проверить его.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

  • Сделайте вывод? (Мы все «открыли» правильно.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что теперь вы можете делать? (Записывать выражения, в которых говориться об увеличении или уменьшении числа в несколько раз и находить значения таких выражений.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение выполнять увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

3, стр. 15

  • Найдите 3 на странице 15.

  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:

Нужно число 3 увеличить в 5 раз. При увеличении числа в несколько раз нужно выполнять действие умножения, поэтом 3 умножаю на 5 получаю 15.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

4, стр. 15

  • Найдите 4 на странице 15.

  • Выполните данное задание в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.

  • Проверьте свои результаты.

  • Кто из вас ошибся?

  • В чем ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение выполнять увеличение и уменьшение чисел на некоторое число и несколько раз.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-5:

Увеличь 6 на 3 _________________ Увеличь 9 в 4 раза ______________

Уменьши 16 на 2 _______________

Уменьши 21 в 7 раз _____________







  • Запишите выражения и найдите их значения самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-5. Проверка организуется по образцу Д-11.

    • Кто из вас ошибся?

    • В каком случае? (...)

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где вам может пригодиться новое знание? (При решении задач.)

  • Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.

6 (а), стр. 15

  • Найдите 6 (а) на странице 15.

  • Прочитайте задачу.

  • Что известно? Что надо узнать?

  • Что обозначает на схеме весь отрезок? (Количество всех учеников.)

  • Что обозначают части отрезка? (Количество девочек и количество мальчиков.)

  • Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

  • Запишите решение задачи.

Один из учащихся записывает решение задачи на доске.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» правило записи выражений на увеличения и уменьшение числа в несколько раз.)

  • Удалось ли достичь цели?

  • Вспомните пословицу, с которой начали урок.

Один из учащихся читает пословицу вслух.

  • Помогли ли вам ваши знания? Какие?

  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.

  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6.

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание:

№ 5, 6 (б), стр. 15;

☺№ 11*, стр. 16


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение в несколько раз».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока математики, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-matiematiki-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "136377"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417098089"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока математики "Обратные задачи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokamatiematikiobratnyiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "298836"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456410049"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока математики во 2 классе по теме "Нахождение нескольких долей числа""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_vo_2_klassie_po_tiemie_nakhozhdieniie_nieskol_kikh_d"
    ["file_id"] => string(6) "353510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477842803"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "конспект интерактивного урока по математике "задачи на уменьшение на несколько единиц на два множества" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-intieraktivnogho-uroka-po-matiematikie-zadachi-na-umien-shieniie-na-nieskol-ko-iedinits-na-dva-mnozhiestva-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144678"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418757630"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства