Урок поможет сформировать представление о величине «масса», единицах измерения массы. Сформирует умение практически сравнивать предметы по массе с помощью весов;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Масса"»
Тема: «Масса».
Основные цели:
1) формировать представление о величине «масса», единицах измерения массы, формировать умение практически сравнивать предметы по массе с помощью весов;
2) актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», тренировать вычислительный навык.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) изображение величины – длины:
2) стихотворение для этапа 1:
Вот девчонка, хоть куда!
Ведь она величина.
На девчонку посмотри
Ее имя назови!
У длины ведь есть сестра.
И она величина.
А вот как ее зовут
На уроке узнают!
3) эталон измерения длины отрезка (из урока № 1, часть 3, М-1);
4) эталон измерения массы предметов:
Масса является величиной. Масса характеризует, легче предмет или тяжелее.
Чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация понятий «величина», «длина», «мерка», умения измерять длину с помощью мерки.
Что же такое величина? (Это свойство предмета, которое можно измерить.)
Почему длина является величиной? (Длину можно измерить с помощью мерки.)
Что является меркой? (Отрезки.)
Какая мерка является общепризнанной? (Отрезок длиной 1 см.)
Что, значит, измерить отрезок с помощью мерки? (Это, значит, узнать, сколько раз мерка укладывается в этом отрезке.)
Начертите отрезок АБ длиной 16 клеток.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
Измерьте этот отрезок меркой, содержащей 4 клетки.
Учащиеся откладывают на отрезке АБ по 4 клетки. Делается запись:
АБ = 4 е.
Измерьте длину этого отрезка в сантиметрах. Что вам поможет? (Эталон измерения длины отрезка.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
Узнайте длину этого отрезка.
Один учащийся измеряет длину отрезка у доски с комментированием, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
2) Формирование представление о понятии «масса».
У каждого учащегося на столе лежат по два надувных шарика – один заполнен воздухом, а в другом кроме воздуха содержится песок. Размер и цвет шариков должен быть одинаковыми (Р-1).
Посмотрите на свои столы. Что вы видите? (У нас у каждого по два надувных шарика.)
Определите, чем отличаются эти предметы друг от друга.
Учащиеся визуально не могут отличить предметы друг от друга, отличие проявляется, когда дети берут шарики в руки.
Итак, в чем же отличия этих предметов? (Один предмет тяжелее другого.)
Кто знает, о каком свойстве предметов идет речь, когда говорят, что один предмет тяжелее или легче другого? (О массе.)
Чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Массе.)
Учитель открывает тему урока.
3) Пробное действие.
Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, что называют величиной, длиной, как измеряется длина отрезка, узнали новую величину массу.)
Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)
Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Выберите тот шарик, который тяжелее. Попробуйте определить его массу.
Учащиеся выполняют пробное действие.
У кого нет результата?
Учащиеся поднимают руки. Учитель фиксирует на доске отсутствие результата.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить массы шарика.)
У кого есть результат?
Учитель фиксирует на доске варианты ответов учащихся.
Кто из вас может обосновать свои действия. Назовите правило, которым вы пользовались? (Мы не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Что же нужно делать? (Нужно думать.)
Какое задание вы выполняли? (Определяли массу шарика.)
В чем возникло затруднение? (Из двух предметов мы можем выбрать потяжелее или полегче, но точно измерить массу не можем.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа измерения массы предмета.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ измерения массы предметов.)
Что вам может помочь в открытии способа. Что вы повторяли в начале урока? (Алгоритм измерения длины отрезка, …)
Как вы измеряли длину отрезка? (С помощью мерки.)
Значит, что вам нужно? (Нам необходима мерка.)
Вспомните, какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (Весы.)
Что будет являться меркой? (Грузики, гирьки, …)
Как же вы будете действовать? (Мы вспомним, как работать с весами, попробуем измерить массу, сделаем вывод.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.
Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше. Например, в каждой группе должен быть ответственный, каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.
Итак, выполните план в группах.
Каждая группа получает необходимое оборудование Р-2. Учащиеся работают по группам. В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог:
Как устроены весы? (Эти весы с двумя чашечками.)
Как ими пользоваться? (На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.)
Один из учащихся на рабочем столе учителя выполняет соответствующие действия.
Какова масса шарика?
Учащиеся озвучивают результат измерения.
По окончанию работы групп, проводиться защита проектов. Одним из вариантов работы может быть представление результатов одной только группы, остальные группы дополняют сказанное. В случае выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.
Вариант защиты:
Мы положили на одну чашу весов шарик, а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу шарика. Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.
Какой вывод получили другие группы?
В случае выявления несоответствия, учитель проводит коррекционную работу.
Сформулируйте способ.
Учащиеся еще раз проговаривают открытые знания, учитель открывает эталон Д-4..
Кто знает, как называется общепринятая единица измерения массы? (Килограмм.)
Как эту единицу записать сокращенно?
Учащиеся могут записать на доске – кг.
Проверьте наше «открытие».
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Все ли вы сделали правильно? (Мы все «открыли верно.)
Справились ли вы с затруднением? (Да.)
Что вам позволяет открытый способ? (Измерять массу предметов.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 2, стр. 6
Найдите № 2 на странице 6.
Прочитайте задание.
Найдите массу лисенка.
Задание выполняется учащимися с комментированием с места.
№ 4, стр. 7
Найдите № 4 на странице 7.
Что нужно сделать в этом задании? (Определить массу арбуза.)
Один учащийся выполняет задание у доски с комментированием.
№ 5, стр. 7
Теперь я предлагаю поработать вам в парах. Зачем, как вы думаете? (Чтобы каждый из нас проговорил новый способ)
Определите по рисунку массу дыни и тыквы.
Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием. После выполнения организуется проверка по образцу Д-5.
У кого есть ошибки в выполнении задания?
Учащиеся поднимают руки.
В чем они? (Не правильно посчитали вес гирь, …)
Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.
У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли, как определять массу предметов.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ определения массы предметов.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы умеем строить отрезки данных длин.)
Учитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием для самостоятельной работы Р-4.
Определите массу медвежонка по рисунку.
На выполнение самостоятельной работы отводиться 1-2 минуты. Проверка проводиться по образцу Д-6.
Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
У кого есть ошибки? В чем они?
Учащиеся называют свои ошибки.
Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться в определении массы предметов.)
У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем определять массу предметов.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг вычислительного навыка.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какие ошибки можно допустить при определении массы? (В вычислениях веса гирь.)
Поэтому я предлагаю потренироваться в вычислениях.
№ 6, стр. 7
Найдите № 6 на странице 7.
Найдите значение выражений.
Учащиеся выполняют задание с места с комментированием.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
2) зафиксировать трудности, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель при открытии вы ставили? (Открыть способ измерения массы предметов.)
Достигли ли цели? Докажите.
Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?
Оцените свою работу с помощью светофора. Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то покажите зеленый цвет. Если вы усвоили новый способ, но испытывали трудности, то покажите желтый цвет. Если вы не усвоили новый способ, то покажите красный цвет.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Кто показал желтый цвет, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Над чем еще надо поработать?
Где мы можем поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)