Конспект урока математики в 4 классе по теме «Единицы массы. Тонна. Центнер»
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель: сформировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер), установить соотношение между ними.
Задачи:
- способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
- развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
- воспитывать познавательную активность;
- расширять кругозор учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствую гости. Пожалуйста, поприветствуйте их.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками - исследователями. А кто такой исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями)
- И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!
- . Актуализация знаний.
- Чтобы определить тему урока, выполним интеллектуальную разминку.
Прочитайте слова. (маршрутный лист)
Уберите из каждого слова одну букву иполучите новые слова, которые мы используем в математике.
Запишите новые слова
Какие слова получились? ((Слайд 3)
- Какое слово «лишнее»? Это слово и определит тему урока
Почему? (
- Назовитеединицы измерения длины?
- Итак, тема нашего урока: «Единицы массы. – Сегодня слово «масса» - главное.(Слайд 4)
- Чтобы научиться чему-то новому, нужно сначала выяснить, что мы уже знаем по этому понятию.
- Где в жизни мы встречаемся с понятием масса?
-
(Слайд 5) Где можно увидеть данные весы? (в магазине)
(Слайд 6) (безмен – простейшие рычажные весы) Где используют эти весы? (в повседневное жизни, для взвешивания овощей, фруктов и т.д)
(Слайд 7) Для измерения чего существуют напольные весы. – (массы людей)
(Слайд 8) Для чего существуют такие маленькие весы? (нужны маленькие весы для измерения граммов)
- Какой вывод можно сделать? (для измерения разных грузов нужны разные единицы массы?)
-
- (1 кг = 1000 г)
- Запишите в таблицу (маршрутные листы) (Слайд 9)
- Математический диктант (Слайд 10)
Напиши нужную единицу массы.
- Масса синицы 20…
- Масса индюка может быть до 20 …
- Взрослый слон весит около 7 …
- Масса льва около 2 …
- Почему не смогли подобрать нужныеединицы измерения в 2 последних задания? (Слон весит больше, чем 7 кг, а и лев – больше, чем 2 кг.) Мы не знает другие единицы массы – более крупные) (Если кто- то справится, «Молодец, правильно, «центнер», «тонна» это и есть тема нашего урока)
- Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов?
- Найдите информацию в учебнике на стр.49
- Какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов? (тонна, центнер) Как их записать кратко?
- Сколько кг в 1 ц? в 1 т? (1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг)
Слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100». Значит, в 1 ц = 100 кг. (записать в таблицу)
Слово «тонна» с греческого означает «бочка». Представляете себе бочку? Значит это очень много.
В 1 т. = 1000 кг (записать в таблицу) (Слайд 11)
Итак, ребята мы составили таблицу соотношений единиц массы. Прочитаем хором.
- Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:
- Какие единицы массы уже знали? (кг, г)
- Какие единицы массы узнали? (т, ц)
- Физкультминутка
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Опираясь, на составленную таблицу единиц массы выполним коллективно задание «Вырази»
- Выразить:
- Выразить в кг: 3 ц, 8 ц, 10 ц, 2 т
- Выразить в ц: 200 кг, 1 т, 1 т 5 ц
- Давайте ещё раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.
- Работа в парах (Слайд 12)
- У каждого на столе карточка с заданиями на двоих.
Задание: Соедините линией из правого столбика величины, равные величинам в левом столбике.
1 кг 126 г =375 г 1126 г
3021 г =3 кг 21 г 7 кг 894 г
10 кг 50 г =1050 г10050 г
3 кг 75 г =3075 г30 кг 21 г
Эталон на доске (Слайд 13)
1 кг 126 г = 1126 г
3021 г = 3 кг 21 г
10 кг 50 г = 10050 г
3 кг 75 г = 3075 г
Критерии оценивания: (Слайд 14)
1 правильное соотношение - +
2 правильных соотношения - ++
3 правильных соотношения - +++
4 правильных соотношения - ++++
- Рассказ учителя
А теперь немного отдохнём и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ с демонстрацией слайдов)
- Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто – то признаётся самым сильным, кто – то самым быстрым, а кто – то может похвастаться лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжёлым животным на нашей планете признан синий кит. (Слайд 15 )
Масса синего кита может достигать 150 – 200 т. Детёныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжёлом весе – это слон. При длине 6 м он весит 7,5 тонн. (Слайд 16) А среди птиц самой крупной считается страус. Высота до 2,5 м., масса более 130 кг. (Слайд 17)
В противоположность самым тяжёлым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные и птицы. Землеройка (длина 4 – 5см, масса от 3 до 5 г), Колибри (длина (5-7 см, масса 1,5 – 2 г) (Слайд 18)
- Отдохнули?
- B снова задача.
VII. Включение в систему знаний. (Слайд 18)
- Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3 000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто – то из ребят ошибается? (нет, правы все, т.к выразили массу бегемота в разных единицах)
- Работа по учебнику
Стр. 49 задача 235 (самостоятельно) Проверка по эталону (Слайд 20)
1 275 – 275 = 1000 (кг)
Ответ: 1000 кг масса автомобиля.
- Рефлексия
Задания игры (Слайд 21)
«Данет-ка» (Ребята записывают «Да», если согласны «Нет», если не согласны) (Слайд 22) эталон
-99 кг больше 1 ц ? (нет )
- 11 г меньше 11 кг ? ( да)
- 7 кг больше 800 г? ( да)
- 600 кг меньше 2000 г ? (нет)
- 80 ц больше 80 т ? (нет)
- 1001 кг меньше 1001 г ? ( нет)
Проверка по эталону, критерии оценивания (знак + за каждый правильный ответ)
- Итог урока
Расположите единицы массы в порядке убывания (Слайд 23)
- Какую цель ставили в начале? (познакомиться с новыми единицами массы. Центнер. Тонна)
- С какими новыми единицами массы мы сегодня познакомились? (центнер, тонна)
- Сколько кг в 1 ц?, в 1 т?,
- Сколько ц в 1 т?
Критерии оценивания: (Слайд 24)
Оценка «5» - 14 – 15 (+)
«4» - 11 – 13 (+)
«3» - 10 -9 (+)
Самооценка
X. Домашнее задание:
По выбору:
- Пословицы и поговорки с единицами массы.
- Старорусские единицы массы.
Спасибо за урок