Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Число один, цифра 1».»
Тема: «Число один, цифра 1».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе один и способность к записи этого числа цифрой;
2) уточнить представления об отношениях «справа — слева — посередине»;
3) повторить способ сравнения групп предметов, разбиение фигур на группы, взаимосвязи между частями и целым, сложение частей и удаление части.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение и аналогия.
Демонстрационный материал:
1) эталон свойств предметов (урок 1) и значок «Количество» (урок 16):
2) эталон сравнения групп предметов (урок 8);
3) карточки с изображениями барабана, пирамидки, мячика, солнышка:
4) большой лист бумаги квадратной формы для демонстрации записи цифры;
5) черный и красный фломастеры;
6) квадрат с черной точкой посередине;
7) образец выполнения самостоятельной работы.
8) образец задания №4. стр. 28 (этап 8):
9) образец задания №5, стр. 28: ПОЛДЕНЬ, КОН
Раздаточный материал:
1) листки квадратной формы;
2) черные фломастеры;
3) карточки с изображением эталона свойств предметов;
4) карточки с заданием для самостоятельной работы.
5) файлы с листками, разделенными на клетки:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Сегодня утром Незнайка рассказал мне интересную считалку. Послушайте:
Раз, два, три, четыре.
Я считаю дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Какие слова с прошлого урока встретились в считалке? (Одна, много.)
О каком свойстве предметов мы говорили? (О количестве.)
Сегодня мы продолжим изучение количественных свойств предметов. Но Незнайка запутался. Как что нужно делать, чтобы чему-то научиться? (Нужно работать самому, пытаться самому преодолеть затруднения.)
А вы готовы идти дальше, познавать новое? (Да.)
Тогда в путь! А с чего мы должны начать? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и представления об отношениях «справа — слева — посередине»;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представления об отношениях «справа — слева — посередине».
На доске нарисованы четыре мешка. У детей квадратики из бумаги, черные фломастеры и карточки с изображением эталона свойств предметов.
Незнайка не только рассказал мне считалку, но и передал свои рисунки. Посмотрите, что он на них изобразил.
Учитель помещает на доску карточки с изображением барабана, пирамиды, мячика и солнышка (Д–3). Все предметы на рисунках имеют разный размер и цвет.
Что расположено справа от пирамиды? (Барабан.)
Что расположено слева от мячика? (Солнышко.)
Где расположена пирамида? (Справа от барабана, слева от мячика, между барабаном и мячиком.)
Где расположен мячик? (Справа от пирамиды, слева от солнышка, между пирамидой и солнышком.)
2) Актуализация представления о количестве как свойстве предметов. Повторение способа сравнения групп предметов.
Давайте поместим рисунки в мешочки и сравним получившиеся группы предметов.
Учитель помещает рисунки в мешочки, нарисованные на доске.
Что нам поможет выполнить сравнение? (Схема сравнения.)
Учитель помещает на доске эталон сравнения Д–2.
Что будем делать вначале? (Соединять одни и те же предметы ниточками.)
С чем соединим барабан, пирамидку, мячик, солнышко? (Не с чем, в других мешках нет таких же предметов.)
Какой знак мы могли бы поставить между мешками? (≠.)
Учитель помещает на доске эталон свойств предметов.
Назовите, по каким свойствам эти предметы отличаются? (По размеру, форме.)
Подчеркните эти свойства на своих схемах. А что общего у всех этих групп? (Количество предметов, везде один предмет.)
Обведите свойство «количество» на своих схемах.
Значит, какое число обозначает данное количество предметов? (Число «один».)
Что мы с вами повторили? (Мы повторили свойства предметов, сравнение групп предметов.)
Возникали ли какие-нибудь затруднения? (Нет.)
Что вам помогало? (Наши знания, эталоны.)
Я вам сейчас вам предложу задание, в котором есть что-то новое. Как вы думаете, зачем? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
3) Пробное действие.
Ребята, посмотрите на рисунки Незнайки еще раз. Есть ли что-то в них общего? (В каждой группе по одному предмету.)
Давайте вы ему об этом напишите. Запишите на своих листочках, что на всех рисунках Незнайки изображены предметы в количестве одного. (Мы не умеем писать.)
Я все время об этом забываю! Тогда попробуйте изобразить число один в виде какого-нибудь другого значка. Используйте для этого листочек и фломастер.
После выполнения задания учитель помещает листочки на доску.
Ребята, что вы видите? (Мы изобразили по разному.)
Кто может Незнайке обосновать свою правоту?
Учащиеся в замешательстве.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить причину затруднения – неизвестен способ обозначения числа один.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы пробовали записать число один.)
В чем затруднение? (У нас получились разные варианты, мы не знаем, кто из нас прав.)
Почему у нас получилось так много вариантов? (Мы не знаем, как записать число один. Мы раньше это число не записывали.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую же цель мы перед собой поставим? (Договориться о том, как будем обозначать число один.)
Тема нашего урока: «Один».
Что нужно сделать, что бы у нас получился один вариант? (Договориться, составить вместе.)
Каждый из вас предложил свой вариант. Могут ли помочь ваши значки? Посмотрите на доску.
Дети указывают, что есть похожие записи.
Как мы можем это использовать? (Мы можем использовать те варианты записи, которые предложили большинство из нас.)
Куда мы можем обратиться в случае необходимости? (В учебник.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) согласовать способ обозначения числа один и последовательность действий при записи цифры один;
2) зафиксировать их на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
а) У детей файлы с вложенными листами бумаги Р–5.
Итак, рассмотрим предложенные вами знаки. Есть ли среди них похожие? (Есть значки точки и значки, составленные из палочек.)
Если есть другой вариант знака, то необходимо рассмотреть его с точки зрения удобства в использовании.
Разделим наши знаки на группы: значки-точки и значки-палочки.
Учитель при помощи детей размещает значки в два столбика.
Кто использовал точку для обозначения числа один? (Дети поднимают руки.)
Объясните, почему вы выбрали такой знак. (Мы обозначали точками много предметов, а один предмет можно обозначить одной точкой.)
Вы убедили меня. Давайте оставим ваш значок. Все ли согласны с тем, что число один можно обозначить одной точкой? (Да.)
Учитель помещает этот значок на доске:
б) – Кто использовал палочки для обозначения числа один? (Дети поднимают руки.)
Объясните свой выбор. (Мы знаем, что это число так записывают; или: предмет один, поэтому мы решили обозначить его одной палочкой.)
Действительно ваш значок очень удобный. Давайте его тоже оставим. А другие люди догадаются, что обозначают наши значки? (Может быть, догадаются, а может быть, и нет.)
А вдруг Незнайка нас не поймет. Давайте откроем наши учебники на странице 28 и посмотрим, как же люди договорились записывать число один.
Как обозначено число один вверху страницы. (Палочками и точкой.)
Где мы можем использовать обозначение числа один точкой? (В схемах.)
Давайте, определим, для чего нам может понадобиться запись числа один палочкой. Найдите этот значок на следующей странице. Где он нам встретится? (В примерах, в записи.)
Кто знает, как называется такой значок для записи числа? (Варианты детей.)
Договоримся называть его цифрой. Число «один» (то есть количество из одного предмета) обозначают цифрой один — значком, похожим на палочку. У всех ли получилось правильно записать цифру один? (Нет.)
в) – Давайте поучимся правильно писать цифру 1. Будем работать фломастером на файлах. Поставим точку в первой клеточке, чуть выше середины.
Учитель работает фломастером на листке бумаги квадратной формы, размещенном на доске. Ставит точку.
Проводим линию из нашей точки в верхний правый угол клеточки.
А теперь проводим линию до середины нижней границы клеточки.
Что мы написали? (Цифру 1.)
Что она обозначает? (Число один, что количество предметов равно одному.)
г) – Ребята, я засмотрелась на ваши красивые цифры и совсем забыла, как же я записывала свою. Напомните мне, что мы делали вначале. (Ставили точку.)
Я вспомнила, мы ставили точку чуть выше середины клеточки. Чтобы снова ничего не забыть, я обозначу начало наших действий звездочкой.
Учитель рисует красную звездочку на своем листе.
Что мы делали дальше? (Чертили линию.)
Точно, мы проводили линию в правый верхний угол клеточки. Как можно обозначить это направление? (Варианты детей.)
Обозначим его стрелочкой.
Учитель на своем листке рисует стрелочку.
Что мы делали дальше? (Проводили еще одну линию.)
Верно, мы проводили линию до середины нижней границы клеточки. Как покажем это направление? (Стрелочкой.)
Учитель на своем листке рисует стрелочку.
Значит, какими способами мы будем обозначать число один? (Точкой и цифрой один.)
Удалось нам преодолеть затруднение? (Да, мы открыли общий способ записи числа один.)
Что вы теперь можете? (Записывать число один так, чтобы нас мог понять каждый.)
Какой следующий этап в нашей работе? (Нам нужна тренировка.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи различие между числом и цифрой и способ записи цифры один.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа в прописи, стр. 28 (первая строка).
Незнайке тоже очень захотелось научиться обозначать число один цифрой. Расскажите ему?
Начнем работу с первой строки прописи на стр. 28. Что будем делать вначале? (Ставить точку чуть выше середины клеточки.)
А дальше? (Проводить линию в верхний угол клеточки.)
Что будем делать потом? (Проведем линию до середины нижней границы клеточки.)
Кто покажет Незнайке, как записывать цифру один?
По одному ученику записывают цифры на доске, предварительно расчерченной на клеточки, с комментированием: «Ставлю точку чуть выше середины клеточки. Провожу линию в правый верхний угол. Затем провожу линию до середины нижней границы клеточки». Остальные работают с первой строкой прописи.
2) Работа в прописи, стр. 28 (вторая строка).
Кто догадался, почему во второй строке прописи рядом с цифрой один изображен только один кружок? (Цифра один обозначает один предмет.)
По какому правилу составлена строка? (Один кружок, цифра один, один кружок, цифра один и т. д.)
Продолжите закономерность.
Ребята, мы так часто употребляем слова число один и цифра один, что я боюсь, Незнайка запутается. Кто объяснит ему, что такое цифра? (Значок для записи числа.)
А что обозначает число? (Количество предметов.)
Что необходимо сделать после тренировки? (Нужно проверить себя.)
Каким образом это можно сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о числе один и способности к его записи при помощи цифры.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает детям листочки с заданием Р–4.
Запишите в клеточке цифру один.
В каких мешках находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра? Соедините цифру один с этими мешками.
На выполнение задания отводится одна минута. После этого учитель открывает на доске образец Д–7 и рядом выставляет эталон числа 1.
Сравните свою запись с образцом. Если вы неверно соединили мешки с цифрой, проведите ниточки правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)
Кто выполнил задание верно? Поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли, научились записывать число один с помощью цифры.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность к разбиению предметов на группы, установлению взаимосвязи между частями и целым, сложению частей и удалению части.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) № 4, стр. 28.
Незнайка очень любит наблюдать за природой. Но так как он не умеет писать, все свои наблюдения он зарисовывает. Один из его рисунков помещен в учебнике в задании № 4. Что изобразил Незнайка? (Стрекозу и бабочек.)
Что обозначают буквы Б, С, Н? (Бабочек, стрекозу, насекомых.)
Назовите целое. (Н.)
Назовите части. (Б и С.)
Обведите в равенствах целое и подчеркните части.
Как найти целое? (Сложить части.)
Как найти часть? (Из целого вычесть известную часть.)
Вставьте в клеточки недостающие буквы.
Сравните выполнение задания с образцом. Если вы неверно вставили буквы в окошки, зачеркните их зеленым карандашом и рядом запишите правильный вариант.
Учитель открывает на доске образец.
Б + С =
С + Б =
– Б = С
– С = Б
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.) Молодцы!
Кто выполнил задание верно? (Дети поднимают руки.)
Поставьте себе «+». Молодцы!
2) № 5, стр. 28.
Какие действия мы выполняли? (Сложение и вычитание.)
В задании № 5 выполните эти же действия с группами букв. Мальчики будут складывать группы букв, а девочки вычитать.
Проверьте себя по образцу.
Учитель открывает на доске образец: ПОЛДЕНЬ, КОН.
Если вы выполнили задание верно, поставьте «+», а если неверно — знак «?».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Вспомним считалку, которую мне рассказал Незнайка.
Учитель рассказывает считалку.
Раз, два, три, четыре.
Я считаю дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Как мы могли бы обозначить одну сырную дырку? (Цифрой один или точкой.)
Что такое цифра? (Значок для записи числа.)
А что обозначает число? (Количество предметов.)
Кто сможет рассказать, как пишется цифра один? (Дети поднимают руки.)
Кому удалось на уроке побывать в учебной деятельности? Докажите.
В нашем классе большое количество учеников. А кто больше всех помогал нам сегодня?