kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Число один, цифра 1».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке формируется представление о числе один и способность к записи этого числа цифрой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Число один, цифра 1».»

Тема: «Число один, цифра 1».

Основные цели:

1) сформировать представление о числе один и способность к записи этого числа цифрой;

2) уточнить представления об отношениях «справа — слева — посередине»;

3) повторить способ сравнения групп предметов, разбиение фигур на группы, взаимосвязи между частями и целым, сложение частей и удаление части.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение и аналогия.

Демонстрационный материал:

1) эталон свойств предметов (урок 1) и значок «Количество» (урок 16):




2) эталон сравнения групп предметов (урок 8);

3) карточки с изображениями барабана, пирамидки, мячика, солнышка:





4) большой лист бумаги квадратной формы для демонстрации записи цифры;

5) черный и красный фломастеры;

6) квадрат с черной точкой посередине;

7) образец выполнения самостоятельной работы.






8) образец задания №4. стр. 28 (этап 8):






9) образец задания №5, стр. 28: ПОЛДЕНЬ, КОН

Раздаточный материал:

1) листки квадратной формы;

2) черные фломастеры;

3) карточки с изображением эталона свойств предметов;

4) карточки с заданием для самостоятельной работы.









5) файлы с листками, разделенными на клетки:








Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Сегодня утром Незнайка рассказал мне интересную считалку. Послушайте:

Раз, два, три, четыре.

Я считаю дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

  • Какие слова с прошлого урока встретились в считалке? (Одна, много.)

  • О каком свойстве предметов мы говорили? (О количестве.)

  • Сегодня мы продолжим изучение количественных свойств предметов. Но Незнайка запутался. Как что нужно делать, чтобы чему-то научиться? (Нужно работать самому, пытаться самому преодолеть затруднения.)

  • А вы готовы идти дальше, познавать новое? (Да.)

  • Тогда в путь! А с чего мы должны начать? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и представления об отношениях «справа — слева — посередине»;

2) повторить способ сравнения групп предметов;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представления об отношениях «справа — слева — посередине».

На доске нарисованы четыре мешка. У детей квадратики из бумаги, черные фломастеры и карточки с изображением эталона свойств предметов.

  • Незнайка не только рассказал мне считалку, но и передал свои рисунки. Посмотрите, что он на них изобразил.

Учитель помещает на доску карточки с изображением барабана, пирамиды, мячика и солнышка (Д–3). Все предметы на рисунках имеют разный размер и цвет.

  • Что расположено справа от пирамиды? (Барабан.)

  • Что расположено слева от мячика? (Солнышко.)

  • Где расположена пирамида? (Справа от барабана, слева от мячика, между барабаном и мячиком.)

  • Где расположен мячик? (Справа от пирамиды, слева от солнышка, между пирамидой и солнышком.)

2) Актуализация представления о количестве как свойстве предметов. Повторение способа сравнения групп предметов.

  • Давайте поместим рисунки в мешочки и сравним получившиеся группы предметов.

Учитель помещает рисунки в мешочки, нарисованные на доске.

  • Что нам поможет выполнить сравнение? (Схема сравнения.)

Учитель помещает на доске эталон сравнения Д–2.

  • Что будем делать вначале? (Соединять одни и те же предметы ниточками.)

  • С чем соединим барабан, пирамидку, мячик, солнышко? (Не с чем, в других мешках нет таких же предметов.)

  • Какой знак мы могли бы поставить между мешками? (≠.)

Учитель помещает на доске эталон свойств предметов.

  • Назовите, по каким свойствам эти предметы отличаются? (По размеру, форме.)

  • Подчеркните эти свойства на своих схемах. А что общего у всех этих групп? (Количество предметов, везде один предмет.)

  • Обведите свойство «количество» на своих схемах.

  • Значит, какое число обозначает данное количество предметов? (Число «один».)

  • Что мы с вами повторили? (Мы повторили свойства предметов, сравнение групп предметов.)

  • Возникали ли какие-нибудь затруднения? (Нет.)

  • Что вам помогало? (Наши знания, эталоны.)

  • Я вам сейчас вам предложу задание, в котором есть что-то новое. Как вы думаете, зачем? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

3) Пробное действие.

  • Ребята, посмотрите на рисунки Незнайки еще раз. Есть ли что-то в них общего? (В каждой группе по одному предмету.)

  • Давайте вы ему об этом напишите. Запишите на своих листочках, что на всех рисунках Незнайки изображены предметы в количестве одного. (Мы не умеем писать.)

  • Я все время об этом забываю! Тогда попробуйте изобразить число один в виде какого-нибудь другого значка. Используйте для этого листочек и фломастер.

После выполнения задания учитель помещает листочки на доску.

  • Ребята, что вы видите? (Мы изобразили по разному.)

  • Кто может Незнайке обосновать свою правоту?

Учащиеся в замешательстве.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить причину затруднения – неизвестен способ обозначения числа один.

Организация учебного процесса на этапе 3:
  • Какое задание вы выполняли? (Мы пробовали записать число один.)

  • В чем затруднение? (У нас получились разные варианты, мы не знаем, кто из нас прав.)

  • Почему у нас получилось так много вариантов? (Мы не знаем, как записать число один. Мы раньше это число не записывали.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую же цель мы перед собой поставим? (Договориться о том, как будем обозначать число один.)

  • Тема нашего урока: «Один».

  • Что нужно сделать, что бы у нас получился один вариант? (Договориться, составить вместе.)

  • Каждый из вас предложил свой вариант. Могут ли помочь ваши значки? Посмотрите на доску.

Дети указывают, что есть похожие записи.

  • Как мы можем это использовать? (Мы можем использовать те варианты записи, которые предложили большинство из нас.)

  • Куда мы можем обратиться в случае необходимости? (В учебник.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) согласовать способ обозначения числа один и последовательность действий при записи цифры один;

2) зафиксировать их на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

а) У детей файлы с вложенными листами бумаги Р–5.

  • Итак, рассмотрим предложенные вами знаки. Есть ли среди них похожие? (Есть значки точки и значки, составленные из палочек.)

Если есть другой вариант знака, то необходимо рассмотреть его с точки зрения удобства в использовании.

  • Разделим наши знаки на группы: значки-точки и значки-палочки.

Учитель при помощи детей размещает значки в два столбика.

  • Кто использовал точку для обозначения числа один? (Дети поднимают руки.)

  • Объясните, почему вы выбрали такой знак. (Мы обозначали точками много предметов, а один предмет можно обозначить одной точкой.)

  • Вы убедили меня. Давайте оставим ваш значок. Все ли согласны с тем, что число один можно обозначить одной точкой? (Да.)

Учитель помещает этот значок на доске:




б) – Кто использовал палочки для обозначения числа один? (Дети поднимают руки.)

  • Объясните свой выбор. (Мы знаем, что это число так записывают; или: предмет один, поэтому мы решили обозначить его одной палочкой.)

  • Действительно ваш значок очень удобный. Давайте его тоже оставим. А другие люди догадаются, что обозначают наши значки? (Может быть, догадаются, а может быть, и нет.)

  • А вдруг Незнайка нас не поймет. Давайте откроем наши учебники на странице 28 и посмотрим, как же люди договорились записывать число один.

  • Как обозначено число один вверху страницы. (Палочками и точкой.)

  • Где мы можем использовать обозначение числа один точкой? (В схемах.)

  • Давайте, определим, для чего нам может понадобиться запись числа один палочкой. Найдите этот значок на следующей странице. Где он нам встретится? (В примерах, в записи.)

  • Кто знает, как называется такой значок для записи числа? (Варианты детей.)

  • Договоримся называть его цифрой. Число «один» (то есть количество из одного предмета) обозначают цифрой один — значком, похожим на палочку. У всех ли получилось правильно записать цифру один? (Нет.)

в) – Давайте поучимся правильно писать цифру 1. Будем работать фломастером на файлах. Поставим точку в первой клеточке, чуть выше середины.

Учитель работает фломастером на листке бумаги квадратной формы, размещенном на доске. Ставит точку.

  • Проводим линию из нашей точки в верхний правый угол клеточки.

  • А теперь проводим линию до середины нижней границы клеточки.

  • Что мы написали? (Цифру 1.)

  • Что она обозначает? (Число один, что количество предметов равно одному.)

г) – Ребята, я засмотрелась на ваши красивые цифры и совсем забыла, как же я записывала свою. Напомните мне, что мы делали вначале. (Ставили точку.)

  • Я вспомнила, мы ставили точку чуть выше середины клеточки. Чтобы снова ничего не забыть, я обозначу начало наших действий звездочкой.

Учитель рисует красную звездочку на своем листе.

  • Что мы делали дальше? (Чертили линию.)

  • Точно, мы проводили линию в правый верхний угол клеточки. Как можно обозначить это направление? (Варианты детей.)

  • Обозначим его стрелочкой.

Учитель на своем листке рисует стрелочку.

  • Что мы делали дальше? (Проводили еще одну линию.)

  • Верно, мы проводили линию до середины нижней границы клеточки. Как покажем это направление? (Стрелочкой.)

Учитель на своем листке рисует стрелочку.

  • Значит, какими способами мы будем обозначать число один? (Точкой и цифрой один.)






  • Удалось нам преодолеть затруднение? (Да, мы открыли общий способ записи числа один.)

  • Что вы теперь можете? (Записывать число один так, чтобы нас мог понять каждый.)

  • Какой следующий этап в нашей работе? (Нам нужна тренировка.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи различие между числом и цифрой и способ записи цифры один.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Работа в прописи, стр. 28 (первая строка).

  • Незнайке тоже очень захотелось научиться обозначать число один цифрой. Расскажите ему?

  • Начнем работу с первой строки прописи на стр. 28. Что будем делать вначале? (Ставить точку чуть выше середины клеточки.)

  • А дальше? (Проводить линию в верхний угол клеточки.)

  • Что будем делать потом? (Проведем линию до середины нижней границы клеточки.)

  • Кто покажет Незнайке, как записывать цифру один?

По одному ученику записывают цифры на доске, предварительно расчерченной на клеточки, с комментированием: «Ставлю точку чуть выше середины клеточки. Провожу линию в правый верхний угол. Затем провожу линию до середины нижней границы клеточки». Остальные работают с первой строкой прописи.

2) Работа в прописи, стр. 28 (вторая строка).

  • Кто догадался, почему во второй строке прописи рядом с цифрой один изображен только один кружок? (Цифра один обозначает один предмет.)

  • По какому правилу составлена строка? (Один кружок, цифра один, один кружок, цифра один и т. д.)

  • Продолжите закономерность.

  • Ребята, мы так часто употребляем слова число один и цифра один, что я боюсь, Незнайка запутается. Кто объяснит ему, что такое цифра? (Значок для записи числа.)

  • А что обозначает число? (Количество предметов.)

  • Что необходимо сделать после тренировки? (Нужно проверить себя.)

  • Каким образом это можно сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о числе один и способности к его записи при помощи цифры.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает детям листочки с заданием Р–4.

  • Запишите в клеточке цифру один.

  • В каких мешках находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра? Соедините цифру один с этими мешками.

На выполнение задания отводится одна минута. После этого учитель открывает на доске образец Д–7 и рядом выставляет эталон числа 1.

  • Сравните свою запись с образцом. Если вы неверно соединили мешки с цифрой, проведите ниточки правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.

  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)

  • Кто выполнил задание верно? Поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли, научились записывать число один с помощью цифры.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к разбиению предметов на группы, установлению взаимосвязи между частями и целым, сложению частей и удалению части.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) 4, стр. 28.

  • Незнайка очень любит наблюдать за природой. Но так как он не умеет писать, все свои наблюдения он зарисовывает. Один из его рисунков помещен в учебнике в задании 4. Что изобразил Незнайка? (Стрекозу и бабочек.)

  • Что обозначают буквы Б, С, Н? (Бабочек, стрекозу, насекомых.)

  • Назовите целое. (Н.)

  • Назовите части. (Б и С.)

  • Обведите в равенствах целое и подчеркните части.

  • Как найти целое? (Сложить части.)

  • Как найти часть? (Из целого вычесть известную часть.)

  • Вставьте в клеточки недостающие буквы.

  • Сравните выполнение задания с образцом. Если вы неверно вставили буквы в окошки, зачеркните их зеленым карандашом и рядом запишите правильный вариант.

Учитель открывает на доске образец.

Б + С =


С + Б =


Б = С


С = Б

  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.) Молодцы!

  • Кто выполнил задание верно? (Дети поднимают руки.)

  • Поставьте себе «+». Молодцы!

2) 5, стр. 28.

  • Какие действия мы выполняли? (Сложение и вычитание.)

  • В задании 5 выполните эти же действия с группами букв. Мальчики будут складывать группы букв, а девочки вычитать.

  • Проверьте себя по образцу.

Учитель открывает на доске образец: ПОЛДЕНЬ, КОН.

  • Если вы выполнили задание верно, поставьте «+», а если неверно — знак «?».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Вспомним считалку, которую мне рассказал Незнайка.

Учитель рассказывает считалку.

Раз, два, три, четыре.

Я считаю дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

  • Как мы могли бы обозначить одну сырную дырку? (Цифрой один или точкой.)

  • Что такое цифра? (Значок для записи числа.)

  • А что обозначает число? (Количество предметов.)

  • Кто сможет рассказать, как пишется цифра один? (Дети поднимают руки.)

  • Кому удалось на уроке побывать в учебной деятельности? Докажите.

  • В нашем классе большое количество учеников. А кто больше всех помогал нам сегодня?

  • Какие трудности еще остались?

  • Г

    Домашнее задание:

     закончить работу в прописи;

     № 2, 3, стр. 28.

    де можно еще потренироваться? (Дома.)

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики «Число один, цифра 1».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока математики :  Число и цифра 1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-1"
    ["file_id"] => string(6) "129941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797752"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока математики "Число и цифра 3. Сравнение чисел""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_matiematiki_chislo_i_tsifra_3_sravnieniie_chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "347291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475509058"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока математики в 1 классе на тему "Состав числа 7" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-na-tiemu-sostav-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "160561"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422088876"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока математики УМК Школа России "Единицы измерения длины.Сантиметр""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-matiematiki-umk-shkola-rossii-iedinitsy-izmierieniia-dliny-santimietr"
    ["file_id"] => string(6) "253040"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447510675"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока математики «Решение задач на умножение и деление» "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-zadach-na-umnozhieniie-i-dielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "203665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429529199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства