kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке будет дано  представление о числе 8 и его состав с опорой на числовой отрезок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Число и цифра 8"»

Тема: «Число и цифра 8».

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 8 с опорой на числовой отрезок и о его составе, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;

2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 8, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

3) тренировать умение сравнивать числа, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) девиз урока:

Вперед – к вершине.



2) сказочный герой – Лесовичок:








3) модель числового отрезка;

4) картинка леса:









5) задание 2 для этапа 2:










6) графическая модель числа 7:





7) образец цифры 8 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:






8) состав числа 8:



9) образец 4, стр. 13







10) образец к самостоятельной работе:








11) дерево успеха.

Раздаточный материал:

1) карточка с заданием 2 (этап 2):













2) 8 двусторонних кругов;

3) эталоны к уроку 7, часть 2, М-1, из пособия «Построй свою математику»;

4) карточка с заданием для самостоятельной работы:









5) листочки для рефлексии:





Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске открыт девиз урока (Д–1):

Вперед - к вершине знаний!



  • Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? (…)

  • И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями. Расскажите, как вы открываете новые знания? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ.)

  • А помогать в пути вам будет Лесовичок.

Учитель открывает на доске изображение Лесовичка Д-2 и модель числового отрезка Д-3.

  • Посмотрите, что захватил с собой Лесовичок? (Числовой отрезок.)

  • Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Изучению нового числа.)

  • Вы готовы? Тогда за работу!

  • С чего начнем? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами;

2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 7 и знание состава числа 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом.

  • Лесовичок привел нас в лес.

Учитель открывает на доске картину леса Д-4.

  • Здравствуй, лес, необычный лес, полный сказок и чудес!

  • Лесовичок предлагает вам выполнить задание с помощью числового отрезка.

  • Найти разность чисел 5 и 3.(2.)

  • Найти сумму 1 и 3.(4.)

  • Какое число следует при счете перед числом 7. (6.)

  • Запишите полученные числа на числовом отрезке.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа на числовом отрезке.

  • Что интересного заметили в записи чисел? (Каждое число больше предыдущего на 2.)

  • Запишите числа, восстановив числовой ряд.

Дети продолжают записывать числа от 1 до 7 на числовой отрезок.

  • Назовите самое большое число. (7.)

  • Назовите соседей этого числа? (6 и 8.)

  • В виде суммы, каких чисел можно записать число 7?(1 и 6; 6 и 1; 2 и 5; 5 и 2; 3 и 4; 4 и 3.)

  • Какое свойство вы вспомнили при выполнении этого задания? (Переместительное.)

2) Актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами.

Каждому ребенку учитель раздает листочки с заданием 2 (Р–1), аналогичное задание открывает на доске (Д-5).

  • Соедините мешочки предметов с числом на числовом отрезке и запишите графическую модель числа.

Один ученик выполняет задание с комментированием у доски, остальные на карточках. Вариант комментирования:

  • Посчитаем количество листочков в первом мешочке. Их 4. Соединим мешочек с числом 4 на числовом отрезке, нарисуем в «окошке» 4 точки в графической модели.

Оставшаяся часть задания выполняется аналогично.

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

  • Это вам интересно? (Да.)

  • Сосчитайте количество листочков в оставшемся мешочке. Сколько их? (8.)

  • Соедините волшебной линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель.

  • Что нового в этом задании? (Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка.)

  • Сформулируйте цель урока? (Составить графическую модель числа 8, научиться обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.)

  • Попробуйте выполнить задание.

Задание выполняется в течение 1-2 мин.

Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию, например с помощью вопросов:

  • Кто согласен с данным вариантом? Поднимите руку.

  • Обоснуйте свое мнение.

Учитель организует фиксацию возникшего затруднения.

  • Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свое мнение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.)

  • Похожие задания вы уже выполняли?

  • А почему же здесь возникли затруднения? (Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.)

  • Сформулируйте тему урока: «Число 8 и цифра 8».

  • Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 8? (Мы сначала определим место числа 8 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 8, а потом откроем состав числа 8.)

  • Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:

1. Определить место числа на числовом отрезке.

2. Дать характеристику числу 8.

3. Построить графическую модель числа 8.

4. Изобразить число 8 цифрой.

5. Записать состав числа 8.

На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.

1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.

  • Давайте, определим место числа 8 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)

  • Продлите числовой отрезок.

Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 8.

  • Расскажите, что вы знаете о числе 8. (Дети называют соседей числа 8, число, за которым 8 стоит при счете.)

2) Согласование графической модели числа 8.

  • Итак, какой наш следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.)

  • Что вам поможет? (Графическая модель числа 7.)

Учитель открывает на доске графическую модель числа 7 (Д-6).

  • Как получить графическую модель числа 8? (Добавить одну точку.)

Учитель достраивает графическую модель числа 8.

  • Выполнили вы второй шаг? (Да.)

3) Согласование записи цифры 8.

  • Какой третий шаг вы должны сделать? (Научиться писать цифру 8.)

  • Посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравните их с образцом внизу страницы учебника (стр. 13).

  • У всех получились цифры, похожие на образец? (Нет.)

  • Давайте рассмотрим образец и поучимся красиво писать 8.

Учитель вывешивает на доску изображение цифры 8 (Д-7).

  • Расскажите, как писать эту цифру.

Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 8, учитель показывает последовательность действий на изображении Д-7. Таким образом, эталон числа 8 может выглядеть так:






  • Выполнили ли мы третий шаг? (Да.)

4) Работа над составом числа 8.

  • Какой еще шаг мы должны сделать? (Выяснить состав числа 8.)

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Положите перед собой 8 двусторонних кругов.

Учащиеся выкладывают перед собой круги Р-2.

  • Определите варианты получения числа 8 и запишите их на планшетки.

Учащиеся в парах определяют состав числа 8.

  • Итак, какие варианты вы получили?

Учащиеся называют пары чисел, учитель фиксирует на доске с помощью карточек Д-8.

  • Как нам проверить наше «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоне.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)

  • Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 8, записывать число 8, …)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 8.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.

  • Что вы узнали сегодня о числе 8? (Число 8 стоит на 8 месте в числовом ряду, «соседи» числа 8 - это 7 и 9, число 8 на письме обозначается цифрой 8 и т. д.)

2) Написание цифры 8.

  • Откройте страницу 13 учебника.

  • Кто хочет по нашему образцу рассказать, как пишется цифра 8? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)

Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.

  • А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.

  • Подчеркните самую красивую цифру.

3) Работа над составом числа 8.

  • Проговорите еще раз состав числа 8.

Учащиеся с места проговаривают состав числа 8.

4) Работа в парах.

4, стр. 13

  • Найдите 4 на странице 13.

  • Что надо сделать в этом задании? (Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.)

  • Выполните это задание в парах.

Учащиеся в парах заполняют «окошки». Проверка организуется по образцу Д-9.

  • Кто из вас допустил ошибки?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о составе числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Лесовичок вам приготовил задание, чтобы вы проверили свои знания.

Учитель раздает детям карточки с заданием Р-4. На работу отводится 2 - 3 минуты.

  • Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает на доске образец Д–10.

  • Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.

Аналогично фиксируется результат проверки второго и третьего примера.

  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)

  • Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

  • У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)

  • Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.

Организация учебного процесса на этапе 8:

2, стр. 12

  • Найдите 2 на странице 12.

  • Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 8 фигур, во втором 3. первый мешочек больше второго, т. к. 8 больше 3. Поставим знак «больше».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 8.)

  • Вам удалось достичь цель? (Да.)

  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

Учитель открывает на доске силуэт дерева Д-11, учащиеся достают из конвертов листочки трех цветов Р-5.

  • Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Приклейте листочки на дереве успеха: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.

  • Какие сомнения еще остались?

  • Как и где их можно развеять?

Д

Домашнее задание:

 № 3, стр. 13

☺ пропись (2 строка), стр. 13.

алее учитель комментирует домашнее задание:

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 451994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока математики :  Число и цифра 1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-1"
    ["file_id"] => string(6) "129941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797752"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока математики.Число 10."
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekturokamatiematikichislo102"
    ["file_id"] => string(6) "307653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458391780"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока математики "Число и цифра 0""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_matiematiki_chislo_i_tsifra_0"
    ["file_id"] => string(6) "461999"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521091746"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-chislo-i-tsifra-4"
    ["file_id"] => string(6) "287479"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454495782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе. Тема :  "Число и цифра 5" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-5"
    ["file_id"] => string(6) "111485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407508353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства