Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Число и цифра 8"»
Тема:«Число и цифра 8».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 8 с опорой на числовой отрезок и о его составе, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 8, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
3) тренировать умение сравнивать числа, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока:
Вперед – к вершине.
2) сказочный герой – Лесовичок:
3) модель числового отрезка;
4) картинка леса:
5) задание 2 для этапа 2:
6)графическая модель числа 7:
7) образец цифры 8 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки:
8) состав числа 8:
9) образец № 4, стр. 13
10) образец к самостоятельной работе:
11) дерево успеха.
Раздаточный материал:
1) карточка с заданием 2 (этап 2):
2)8 двусторонних кругов;
3) эталоны к уроку 7, часть 2, М-1, из пособия «Построй свою математику»;
4) карточка с заданием для самостоятельной работы:
5) листочки для рефлексии:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1):
Вперед - к вершине знаний!
Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? (…)
И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями. Расскажите, как вы открываете новые знания? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ.)
А помогать в пути вам будет Лесовичок.
Учитель открывает на доске изображение Лесовичка Д-2 и модель числового отрезка Д-3.
Посмотрите, что захватил с собой Лесовичок? (Числовой отрезок.)
Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Изучению нового числа.)
Вы готовы? Тогда за работу!
С чего начнем? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 7 и знание состава числа 7, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 7, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом.
Лесовичок привел нас в лес.
Учитель открывает на доске картину леса Д-4.
Здравствуй, лес, необычный лес, полный сказок и чудес!
Лесовичок предлагает вам выполнить задание с помощью числового отрезка.
Найти разность чисел 5 и 3.(2.)
Найти сумму 1 и 3.(4.)
Какое число следует при счете перед числом 7. (6.)
Запишите полученные числа на числовом отрезке.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа на числовом отрезке.
Что интересного заметили в записи чисел? (Каждое число больше предыдущего на 2.)
Запишите числа, восстановив числовой ряд.
Дети продолжают записывать числа от 1 до 7 на числовой отрезок.
Назовите самое большое число. (7.)
Назовите соседей этого числа? (6 и 8.)
В виде суммы, каких чисел можно записать число 7?(1 и 6; 6 и 1; 2 и 5; 5 и 2; 3 и 4; 4 и 3.)
Какое свойство вы вспомнили при выполнении этого задания? (Переместительное.)
2) Актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 – 7 и цифрами.
Каждому ребенку учитель раздает листочки с заданием 2 (Р–1), аналогичное задание открывает на доске (Д-5).
Соедините мешочки предметов с числом на числовом отрезке и запишите графическую модель числа.
Один ученик выполняет задание с комментированием у доски, остальные на карточках. Вариант комментирования:
Посчитаем количество листочков в первом мешочке. Их 4. Соединим мешочек с числом 4 на числовом отрезке, нарисуем в «окошке» 4 точки в графической модели.
Оставшаяся часть задания выполняется аналогично.
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Графическую модель чисел и обозначение их цифрой, нахождение чисел на модели числового отрезка, состав числа 7 и т. д.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Это вам интересно? (Да.)
Сосчитайте количество листочков в оставшемся мешочке. Сколько их? (8.)
Соедините волшебной линией этот мешочек с числом на числовом отрезке и нарисуйте графическую модель.
Что нового в этом задании? (Мы не знаем графической модели числа 8, не умеем обозначать количество цифрой, не хватает числового отрезка.)
Сформулируйте цель урока? (Составить графическую модель числа 8, научиться обозначать количество цифрой, получить на числовом отрезке число 8.)
Попробуйте выполнить задание.
Задание выполняется в течение 1-2 мин.
Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию, например с помощью вопросов:
Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свое мнение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Мы должны были соединить число с цифрой на числовом отрезке и нарисовать графическую модель.)
Похожие задания вы уже выполняли?
А почему же здесь возникли затруднения? (Мы не договорились, как обозначать число 8 графически и как писать цифру 8.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставите перед собой на уроке? (Договориться, как обозначать число 8 графически и цифрой, «открыть» состав числа 8.)
Сформулируйте тему урока: «Число 8 и цифра 8».
Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 8? (Мы сначала определим место числа 8 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 8, а потом откроем состав числа 8.)
Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальнейшую работу можно организовать в группах. Группам предлагается задание:
1. Определить место числа на числовом отрезке.
2. Дать характеристику числу 8.
3. Построить графическую модель числа 8.
4. Изобразить число 8 цифрой.
5. Записать состав числа 8.
На работу отвести 5 минут. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. В случае, если группы затрудняются выполнить, какое-либо задание, организовать подводящий диалог.
1) Обозначение места числа 8 на числовом отрезке.
Давайте, определим место числа 8 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
Продлите числовой отрезок.
Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 8.
Расскажите, что вы знаете о числе 8. (Дети называют соседей числа 8, число, за которым 8 стоит при счете.)
2) Согласование графической модели числа 8.
Итак, какой наш следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 8 с помощью точек.)
Что вам поможет? (Графическая модель числа 7.)
Учитель открывает на доске графическую модель числа 7 (Д-6).
Как получить графическую модель числа 8? (Добавить одну точку.)
Учитель достраивает графическую модель числа 8.
Выполнили вы второй шаг? (Да.)
3) Согласование записи цифры 8.
Какой третий шаг вы должны сделать? (Научиться писать цифру 8.)
Посмотрим, какие у вас получились варианты цифры 8 и сравните их с образцом внизу страницы учебника (стр. 13).
У всех получились цифры, похожие на образец? (Нет.)
Давайте рассмотрим образец и поучимся красиво писать 8.
Учитель вывешивает на доску изображение цифры 8 (Д-7).
Расскажите, как писать эту цифру.
Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 8, учитель показывает последовательность действий на изображении Д-7. Таким образом, эталон числа 8 может выглядеть так:
Выполнили ли мы третий шаг? (Да.)
4) Работа над составом числа 8.
Какой еще шаг мы должны сделать? (Выяснить состав числа 8.)
Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Положите перед собой 8 двусторонних кругов.
Учащиеся выкладывают перед собой круги Р-2.
Определите варианты получения числа 8 и запишите их на планшетки.
Учащиеся в парах определяют состав числа 8.
Итак, какие варианты вы получили?
Учащиеся называют пары чисел, учитель фиксирует на доске с помощью карточек Д-8.
Как нам проверить наше «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоне.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3
Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 8, записывать число 8, …)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 8.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 8 и состав числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Местонахождение числа 8 в числовом ряду.
Что вы узнали сегодня о числе 8? (Число 8 стоит на 8 месте в числовом ряду, «соседи» числа 8 - это 7 и 9, число 8 на письме обозначается цифрой 8 и т. д.)
2) Написание цифры 8.
Откройте страницу 13 учебника.
Кто хочет по нашему образцу рассказать, как пишется цифра 8? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
Подчеркните самую красивую цифру.
3) Работа над составом числа 8.
Проговорите еще раз состав числа 8.
Учащиеся с места проговаривают состав числа 8.
4) Работа в парах.
№ 4, стр. 13
Найдите № 4 на странице 13.
Что надо сделать в этом задании? (Надо дорисовать в домино недостающие точки и записать цифрой количество точек.)
Выполните это задание в парах.
Учащиеся в парах заполняют «окошки». Проверка организуется по образцу Д-9.
Кто из вас допустил ошибки?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 8.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Лесовичок вам приготовил задание, чтобы вы проверили свои знания.
Учитель раздает детям карточки с заданием Р-4. На работу отводится 2 - 3 минуты.
Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает на доске образец Д–10.
Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
Аналогично фиксируется результат проверки второго и третьего примера.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)
Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к сравнению групп предметов по количеству.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 2, стр. 12
Найдите № 2 на странице 12.
Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 8 фигур, во втором 3. первый мешочек больше второго, т. к. 8 больше 3. Поставим знак «больше».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 8.)
Вам удалось достичь цель? (Да.)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
Учитель открывает на доске силуэт дерева Д-11, учащиеся достают из конвертов листочки трех цветов Р-5.
Оцените свою работу. Давайте украсим дерево Лесовичка листочками. Приклейте листочки на дереве успеха: если все получилось – зеленый листочек, если есть сомнения – желтый листочек, а если нужна помощь – красный.