Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Число и цифра 0"»
УРОК МАТЕМАТИКИ
1 класс
Тема: Число и цифра 0.
Основные цели:
Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.
Формирование умений правильно писать цифру 0.
Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: учебник Математика Л.Г.Петерсон 1 класс, часть 2, демонстрационный и раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (загадку);
определение содержательных рамок урока: сравнение чисел с 0;
актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
Организация учебного процесса на этапе 1:
-Ребята, поднимите руки, кто хочет учиться только на отлично? Хочет все знать, все уметь. -Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо чему-то учиться? – А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть»новый способ.) – С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)
Какие навыки и качества мы должны свами развивать, чтобы учиться на отлично! А помогать нам будет господин «ИнтеллекТ» с интеллектиками.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
актуализировать порядковый счет от 1 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой, правило сравнения групп предметов по количеству;
актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Математический диктант. (на досочках)
Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 5. Какое число я задумала?
Какое число стоит между числами 8 и 10?
Уменьшите 7 на1.
Найдите сумму чисел 2 и1.
Увеличьте 4 на 1.
На сколько 5 меньше 6?
Первое слагаемое 5 второе слагаемое 3. Найдите сумму.
Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.
Получились числа: 2 9 6 3 5 1 8 4
Выберите из ряда чисел два числа, сумма которых равна 9.
6+3 5+4 8+1
Что вспоминаем? Состав числа 9. Как еще можно получить состав числа 9? (7+2)
Прочитать любое выражение разными способами.
– Расположите полученные числа в порядке возрастания и расставьте их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.) – Что повторяли? Какие качества и навыки нам помогли при выполнении этого задания?
3.Открытие нового.
Ребята, я принесла коробку с таинственной цифрой.
Скажите, как вы думаете, а какая самая таинственная цифра в математике?
Хотите узнать?
Читаю текст. (Воображение. Слушание)
Задание. Внимательно прослушай текст. Во время слушания старайтесь ярко представлять содержание текста (это поможет вам при выполнении задания).
Текст для прочтения:
Таинственная цифра.
Самая таинственная цифра «0» (ноль). Она появилась позже всех, хотя у древних индейцев был знак, обозначающий «0». «Зачем обозначать то, что ничего не значит?»- думали люди.
Если из четырех слив съели четыре, как записать, сколько слив осталось? Тут и нужна цифра «0», означающая отсутствие слив.
Вопрос: Что обозначает цифра «0»? Возьмите бланк. Показываю.
№ ответа
знак
«+»
1
2
3
Итоговый балл__________
Варианты ответов:
Ответ №1: Цифра «0» обозначает очень большое количество предметов.
Ответ № 2: Цифра «0» не нужна и ничего не обозначает.
Ответ № 3: Цифра «0»нужна, в основном, для того, чтобы при записи обозначить отсутствие какого-либо предмета.
Выполнено верно – оценка «5»
Выполнено неверно – нет оценки. Необходимо поработать над развитием воображения.
После выполнения задания достаю таинственную цифру из коробки и на доску.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Про что мы будем сегодня говорить на уроке? – Значит тема нашего урока: Число 0. Цифра 0. – Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.) – Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?
Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово
План:
1.Место на числовом луче и в числовом ряду 2.Графическаямодель. 3.Цифра. 4. Состав числа.
5. Реализация построенного проекта
Цели:
организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;
организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;
уточнить общий характер нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
–Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.) –Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.) –Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Нисколько.) –Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.) –Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.) –Давайте расскажем о числе 0 по плану. –Где место числа 0 на числовом отрезке? – Что обозначает число 0? (Начало числового отрезка).
Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.
–На каком ещё инструменте является началом? – Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)
Учитель убирает первый пункт плана.
– Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)
– Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.
Учитель комментирует написание:
«Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».
Ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.
–Запишите еще 3 цифры самостоятельно –Может ли быть состав у числа 0? (Нет.) –Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.) –Посмотрите в учебник. В примерах встречается ноль? (Да.) – Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.
У людей говорят: «Не шути с огнем!» А у чисел говорят: «Не шути с нулем!» У нуля про запас сто каверз и проказ, Нужен глаз за ним да глаз!
Работа организуется фронтально.
– Как вы думаете, что поможет вам при открытии этих свойств? (Числовой отрезок)
0 + 3
2 – 0
2 – 2
3 + 0
№1, 2 на числовом отрезке или на доске задания на карточках из этих номеров.
– Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? (Да.) – Приведите свои примеры.
Учащиеся приводят свои примеры.
– Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.) – В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв. Что нужно записать с помощью буквы? (Число.) – Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
На доске появляется запись первого свойств в общем виде. Аналогично рассматриваются другие свойства 0.Следует заметить, что каждое свойство рассматривается либо с помощью «мешков», либо на числовом отрезке.
– Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.) – Что теперь вы можете делать?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми свойств 0 с комментированием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
Работа организуется фронтально.
– Учащиеся работают на карточках и у доски.
Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения
Выражение
Свойства
5 – 5 =
а + 0 = a
8 – 0 =
a – a = 0
6 + 0 =
0 + a = a
0 + 2 =
а – 0 = a
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий – выполнять сложение и вычитание с 0 с опорой на свойства;
организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.) – Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.
Учащимся выдаётся карточка:
Выбери выражения, которые можешь решить, используя новые свойства
3 + 4
6 – 0
0 + 2
4 – 4
3 – 2
– Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
На выполнение задания отводится 1 минута.Работа проверяется по образцу.
–У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы! –У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина? – Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель: расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение действий с 0 на числовом отрезке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Работа организуется фронтально.
–Найдите в учебнике № 5, стр. 31. – акое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
оценить собственную деятельность на уроке;
зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».) – Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0) –Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.) – Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.) –Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. –Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете, почему? – Оцените свою работу, выберите и обведите колобка, который передаёт ваше настроение:
Первый: Вы пытались сделать два шага, но у вас не всё получилось. Есть вопросы, над которыми следует подумать.
Второй: Вы смогли преодолеть 2 шага учебной деятельности: встретили затруднение, нашли способ и преодолели его.
Рефлексия.
– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? Давайте проверим себя. Теперь я вас оценю.
Выберите выражения, которые можно решить, используя новые правила (свойства)
Расположить числа в порядке увеличения.
4-4
1+0
0+2
3-0
4+0
5-0
у
м
н
и
ц
ы
3+4 3-2
ИТОГ УРОКА
–Какие трудности остались на конец урока? – Мне и господину «ИнтеллекТ» понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!
Далее учитель комментирует домашнее задание:
Домашнее задание: придумать рисунок с использованием цифры 0.
Демонстрационный материал:
1) образец задания 1 на этапе 2:
9
4
6
1
3
2
7
5
8
2) числовой отрезок 1 – 9
3) задание для пробного действия
3+2-5
4) план проекта:
План:
1. Место на числовом луче и в числовом ряду
1. Графическая модель.
2. Цифра.
3. Состав.
5) Образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
3+4 4-4=0
6-0=6 3-2
0+2=2
Раздаточный материал:
1) карточка с заданием 1 для этапа 2:
9
4
1
3
7
2) модель числового отрезка:
3) индивидуальные планшетки;
4) табличка для шестого этапа
Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения