kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Число и цифра 0"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики по теме "Число и цифра 0" в первом класУМК "Школа 2100".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Число и цифра 0"»

УРОК МАТЕМАТИКИ

1 класс

Тема: Число и цифра 0.

Основные цели:

Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.

Формирование умений правильно писать цифру 0.

Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г.Петерсон 1 класс, часть 2, демонстрационный и раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (загадку);

определение содержательных рамок урока: сравнение чисел с 0;

актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Организация учебного процесса на этапе 1:

-Ребята, поднимите руки, кто хочет учиться только на отлично? Хочет все знать, все уметь. -Как вы думаете, а мы всё узнали, или нам ещё надо чему-то учиться?
– А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть»новый способ.)
– С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

Какие навыки и качества мы должны свами развивать, чтобы учиться на отлично! А помогать нам будет господин «ИнтеллекТ» с интеллектиками.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

актуализировать порядковый счет от 1 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой, правило сравнения групп предметов по количеству;

актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Математический диктант. (на досочках)

Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 5. Какое число я задумала?

Какое число стоит между числами 8 и 10?

Уменьшите 7 на1.

Найдите сумму чисел 2 и1.

Увеличьте 4 на 1.

На сколько 5 меньше 6?

Первое слагаемое 5 второе слагаемое 3. Найдите сумму.

Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.

Получились числа: 2 9 6 3 5 1 8 4

Выберите из ряда чисел два числа, сумма которых равна 9.

6+3 5+4 8+1

Что вспоминаем? Состав числа 9. Как еще можно получить состав числа 9? (7+2)

Прочитать любое выражение разными способами.

– Расположите полученные числа в порядке возрастания и расставьте их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)
– Что повторяли? Какие качества и навыки нам помогли при выполнении этого задания?

3.Открытие нового.

Ребята, я принесла коробку с таинственной цифрой.

Скажите, как вы думаете, а какая самая таинственная цифра в математике?

Хотите узнать?

Читаю текст. (Воображение. Слушание)

Задание. Внимательно прослушай текст. Во время слушания старайтесь ярко представлять содержание текста (это поможет вам при выполнении задания).

Текст для прочтения:

Таинственная цифра.

Самая таинственная цифра «0» (ноль). Она появилась позже всех, хотя у древних индейцев был знак, обозначающий «0». «Зачем обозначать то, что ничего не значит?»- думали люди.

Если из четырех слив съели четыре, как записать, сколько слив осталось? Тут и нужна цифра «0», означающая отсутствие слив.

Вопрос: Что обозначает цифра «0»? Возьмите бланк. Показываю.

№ ответа

знак

«+»

1



2



3



Итоговый балл__________

Варианты ответов:

Ответ №1: Цифра «0» обозначает очень большое количество предметов.

Ответ № 2: Цифра «0» не нужна и ничего не обозначает.

Ответ № 3: Цифра «0»нужна, в основном, для того, чтобы при записи обозначить отсутствие какого-либо предмета.

Выполнено верно – оценка «5»

Выполнено неверно – нет оценки. Необходимо поработать над развитием воображения.

После выполнения задания достаю таинственную цифру из коробки и на доску.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Про что мы будем сегодня говорить на уроке?
– Значит тема нашего урока: Число 0. Цифра 0.
– Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)
– Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?

Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово

План:

1.Место на числовом луче и в числовом ряду
2.Графическаямодель.
3.Цифра.
4. Состав числа.

5. Реализация построенного проекта

Цели:

организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

организовать обоснование правильности решения последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;

уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

–Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)
–Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
–Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Нисколько.)
–Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)
–Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)
–Давайте расскажем о числе 0 по плану.
–Где место числа 0 на числовом отрезке?
– Что обозначает число 0? (Начало числового отрезка).

Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки.

–На каком ещё инструменте является началом?
– Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)

Учитель убирает первый пункт плана.

– Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)

– Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.

Учитель комментирует написание:

«Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

Ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.

–Запишите еще 3 цифры самостоятельно
–Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
–Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)
–Посмотрите в учебник. В примерах встречается ноль? (Да.)
– Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у чисел говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас
сто каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!

Работа организуется фронтально.

– Как вы думаете, что поможет вам при открытии этих свойств? (Числовой отрезок)

0 + 3


2 – 0


2 – 2


3 + 0


№1, 2 на числовом отрезке или на доске задания на карточках из этих номеров.

– Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? (Да.)
– Приведите свои примеры.

Учащиеся приводят свои примеры.

– Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
– В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв. Что нужно записать с помощью буквы? (Число.)
– Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)

На доске появляется запись первого свойств в общем виде.
Аналогично рассматриваются другие свойства 0.Следует заметить, что каждое свойство рассматривается либо с помощью «мешков», либо на числовом отрезке.

– Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
– Что теперь вы можете делать?

Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение детьми свойств 0 с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

Работа организуется фронтально.

– Учащиеся работают на карточках и у доски.

Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5 – 5 =

а + 0 = a

8 – 0 =

a a = 0

6 + 0 =

0 + a = a

0 + 2 =

а – 0 = a

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий – выполнять сложение и вычитание с 0 с опорой на свойства;

организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
– Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

Учащимся выдаётся карточка:

Выбери выражения, которые можешь решить, используя новые свойства

3 + 4

6 – 0

0 + 2

4 – 4

3 – 2

– Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)

На выполнение задания отводится 1 минута.Работа проверяется по образцу.

–У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!
–У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?
– Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение действий с 0 на числовом отрезке.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Работа организуется фронтально.

–Найдите в учебнике 5, стр. 31.
– акое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)

Дети комментируют решение так:

«Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3».

Аналогично идет работа над вторым выражением.

– Молоды! Вы хорошо справились с этим заданием.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

оценить собственную деятельность на уроке;

зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0)
–Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)
– Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)
–Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
–Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете, почему?
– Оцените свою работу, выберите и обведите колобка, который передаёт ваше настроение:

Первый: Вы пытались сделать два шага, но у вас не всё получилось. Есть вопросы, над которыми следует подумать.

Второй: Вы смогли преодолеть 2 шага учебной деятельности: встретили затруднение, нашли способ и преодолели его.

Рефлексия.

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? Давайте проверим себя. Теперь я вас оценю.

Выберите выражения, которые можно решить, используя новые правила (свойства)

Расположить числа в порядке увеличения.

4-4

1+0

0+2

3-0

4+0

5-0

у

м

н

и

ц

ы

3+4 3-2

ИТОГ УРОКА

–Какие трудности остались на конец урока?
– Мне и господину «ИнтеллекТ» понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Домашнее задание: придумать рисунок с использованием цифры 0.











Демонстрационный материал:

1) образец задания 1 на этапе 2:

9

4

6

1

3

2

7

5

8










2) числовой отрезок 1 – 9

3) задание для пробного действия

3+2-5

4) план проекта:

План:

1. Место на числовом луче и в числовом ряду

1. Графическая модель.

2. Цифра.

3. Состав.











5) Образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

3+4 4-4=0

6-0=6 3-2

0+2=2









Раздаточный материал:

1) карточка с заданием 1 для этапа 2:

9

4


1

3


7












2) модель числового отрезка:





3) индивидуальные планшетки;

4) табличка для шестого этапа

Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5-5=

a+0=a

8-0=

a-a=0

6+0=

0+a=a

0+2=

a-0=a

5) Самостоятельная работа

3+4

4-4

6-0

3-2

0+2









6) карточка для проведения рефлексии

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики "Число и цифра 0"

Автор: Небрасова Вера Юрьевна

Дата: 15.03.2018

Номер свидетельства: 461999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока математики :  Число и цифра 1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-1"
    ["file_id"] => string(6) "129941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797752"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока математики.Число 10."
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekturokamatiematikichislo102"
    ["file_id"] => string(6) "307653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458391780"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-chislo-i-tsifra-4"
    ["file_id"] => string(6) "287479"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454495782"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе. Тема :  "Число и цифра 5" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-5"
    ["file_id"] => string(6) "111485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407508353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока математики в 1 классе на тему "Состав числа 7" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-na-tiemu-sostav-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "160561"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422088876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства