Данный урок поможет сформировать представление о числе 4 как количественном свойстве групп из 4 предметов, записи числа 4 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах четырёх.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Число и цифра 4"»
Тема:«Число и цифра 4».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 4 как количественном свойстве групп из 4 предметов, записи числа 4 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах 4;.
2) повторить состав чисел 2–3, различные способы записи чисел в пределах 3.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
1) конверты заданий 1–4 на каждого ученика (этап 2):
2) по 6 овалов желтого цвета и по 3 одноразовые тарелочки на каждого ученика для задания 1 (этап 2);
3) карточки с заданием 2 (этапа 2):
4) карточки заданием 3 (этап 2):
№ 1 № 2
5) карточка с заданием для пробного действия:
№3
6) геометрическое лото;
7) карточки с графическими моделями чисел от 1 до 4;
8) чистые листы А–4, фломастеры на каждого ученика;
9) файловые папки с вложенными листами в клетку (урок 17);
10) карточки с примерами для этапа 6:
11) карточки с заданием самостоятельной работы для этапа 7:
12) ладошки из цветной бумаги на каждого ученика (этап 9);
13) счетные палочки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;
3) актуализировать требования к кучащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята, вспомните, с какими героями мы встречались на прошлом уроке? (С клоунами – математиками.)
Что мы должны были сделать, чтобы увидеть представление? (Мы должны были показать, что мы хорошо усвоили изученные темы.)
Удалось ли вам это? (Да, мы даже смогли поработать над ошибками.)
Вы хорошо поработали на прошлых уроках, все повторили. Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? (После повторения мы будем узнавать что-то новое.)
Напомните, пожалуйста, особенности «открытия». (Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.)
Сегодня нас с вами просят прийти на помощь одной сказочной девочке. Угадайте, в какой сказке она живет? «Жили мужик да баба. Была у них дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама заигралась, загулялась…» («Гуси-лебеди».)
На доске появляется рисунок гусей-лебедей и девочки.
Что случилось с братцем? (Его унесли гуси-лебеди.)
Братца гуси-лебеди унесли в страну Цифирию. Чтобы помочь девочке спасти братца, нам нужно пройти разные испытания, используя те знания по математике, которые у нас уже есть. Вы готовы? Тогда за работу!
С чего начнем? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
2) повторить состав чисел в пределах 3, схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 3;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Количественные свойства предметов.
Учитель показывает рисунок печки.
Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Видит, стоит печка.
«– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания, тогда скажу».
У
ж
читель предлагает детям взять конверт со значком , в котором лежат 6 овалов, и 3 одноразовые тарелочки.
Какую геометрическую фигуру напоминают нам пирожки? (Овал.)
Какие свойства у этих фигур общие? (Форма, размер, цвет.)
Учитель помещает на доске эталон свойств предметов Д–1, на котором подчеркнуты свойства пирожков.
Положите на 3 тарелочки пирожки так, чтобы они отличались количеством.
Дети работают самостоятельно с раздаточным материалом Р–1 и с эталоном свойств предметов.
Как на схеме обозначено количественное свойство предметов? (С помощью точек.)
Как по-другому можно обозначить это свойство предметов? (Цифрами.)
Дети рядом с тарелочками выкладывают графический и знаковый эталон чисел 1–3:
Сколько пирожков положили на первую тарелочку? (1.)
К
•
ак с помощью знаков обозначили это количество?
Дети показывают карточку , а один ученик прикрепляет на доску соответствующую
карточку демонстрационного набора Д-3.
Аналогично идет работа с другими числами.
Поблагодарила печка девочку и указала дорогу дальше. А дальше девочке встретилась яблонька.
2) Соотнесение количества предметов со схематическим и знаковым обозначением чисел 1–3.
Учитель демонстрирует рисунок яблоньки, учащиеся работают с конвертами Р–1, 3.
«Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели?» ― «Соедини веревочкой одинаковые корзины с яблочками, тогда скажу».
В
к
озьмите конверт со значком . Какое задание предлагает нам яблонька? (Соединить яблоки с точками и цифрами.)
Ученики по одному выходят к доске и соединяют группы предметов с их количественным выражением в знаковой форме, комментируя свои действия так:
Зеленых яблока 3. Соединяю их с тремя точками и цифрой 3.
Остальные работают на своих местах, сверяя свои действия с вариантом, который получается на доске:
Если допущена ошибка, можно попросить учащихся мысленно соединить яблочки с точками ниточками и уточнить соотношения между числом и цифрой по эталону.
3) Повторение состава чисел 2–3.
Учитель предъявляет рисунок речки, учащиеся работают с Р–4.
Бежит девочка дальше. Течет молочная речка в кисельных берегах: «Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?» А что речка отвечает? («Убери камушки, которые мешают мне течь, тогда скажу».)
В
с
озьмите конверт со значком , посмотрите на задание. (Р–5) Поставьте вместо камушков запись числа точками и цифрами. Докажите, что эталон выбран верно.
Задания разбираются фронтально. Ученики по одному выходят к доске, ставят в окошко эталон и цифру, комментируя свои действия:
«В первое окошко я поставлю три точки, так как 2 + 1 и 1 + 2 равны трем:
Число 3 я обозначу цифрой 3 и запишу ее во второе окошко».
Остальные учащиеся выполняют эту работу на своем рабочем месте и выражают свое согласие или несогласие с рассуждениями ученика, отвечающего у доски.
Что мы с вами повторили? (Обозначение чисел 1-3, состав чисел.)
Какое задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
4) Пробное действие.
Достаньте карточку №3.
Учащиеся кладут перед собой карточку с заданием №3 (Р-5).
Посмотрите внимательно, что нового в этом задании? (Мы будем изучать число 4.)
Попробуйте выполнить это задание.
При выполнении этого задания возникает затруднение в знаковом обозначении числа 4 и написании цифры 4. На доске появляется много вариантов эталона и цифры 4. Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию по этому поводу. Например, можно задать вопросы:
Кто согласен с данным вариантом? А с данным? Поднимите руку!
Что нам поможет выбрать правильный вариант? (Не знаем, у нас нет подходящей схемы.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Обозначали число четыре цифрой и точками.)
Похожие задания вы уже выполняли? (Да, № 1, 2.)
В чем затруднение? (В написании цифры.)
Почему оно возникло? (Нет способа.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить число 4.)
Итак, тема нашего урока: «Число и цифра 4».
Вспомните, как мы изучали числа 2 и 3. Как мы будем изучать число 4? (Мы сначала определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 4, а потом откроем состав числа 4.)
Что нам поможет? (Наши рассуждения, учебник, счетные палочки, геометрическое лото.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав числа 4 на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Согласование графической модели числа 4.
Итак, какой наш первый шаг? (Согласоваться в обозначении числа 4 с помощью точек.)
Давайте рассмотрим предложенные вами знаки с точки зрения удобства в использовании.
Дети высказываются, рассматриваются разные варианты эталонов:
Чтобы нас могли быстро понять другие люди, где нужно посмотреть, какой значок они договорились использовать для обозначения 4 точек? (В учебнике.)
Откройте учебник, стр.33. Как обозначено число 4 на кубике? (4 точки в углах квадрата.)
Так удобнее? Почему? (Мы знаем, что у квадрата 4 угла, 4 вершины, сразу видно, что точек тоже 4.)
Выполнили мы первый шаг? (Да.)
2) Согласование записи цифры 4.
Какой второй шаг мы должны сделать? (Научиться писать цифру 4.)
Посмотрим, какие у нас получились варианты цифры 4 и сравним их с образцом внизу страницы учебника (стр. 33).
У всех получились цифры, похожие на образец? (Нет.)
Давайте рассмотрим образец и поучимся красиво писать 4.
Где ставим рабочую точку? (Чуть правее середины верхней границы клетки.)
Учитель выполняет действия на листе квадратной формы, помещенном на доске, фломастером. Дети работают на файлах (урок 17)
Какой следующий элемент? (Наклонная линия.)
Куда его ведем? (Чуть ниже центра клетки.)
Что пишем дальше? (Горизонтальную линию почти до правой границы клетки.)
Затем ставим вторую рабочую точку чуть ниже верхнего правого угла клетки и пишем наклонную линию, не доходя до середины нижней границы клетки.
Последовательность действий учитель отмечает с помощью звездочек и стрелочек. Получается образец написания цифры 4. Таким образом, эталон числа 4 может выглядеть так:
Выполнили ли мы второй шаг? (Да.)
3) Работа над составом числа 4.
Давайте теперь докажем, что 1 + 3 = 4, 3 + 1 = 4, 2 + 2 = 4. Что нам может в этом помочь? (Геометрическое лото, эталоны, счетные палочки, пальчики.)
Учитель предлагает проиллюстрировать решение примеров 1 + 3 = 4, 3 + 1 = 4, 2 + 2 = 4 разными способами на партах и у доски.
Кто-то из детей работает с геометрическим лото, кто-то иллюстрирует решение с помощью эталонов, а кто-то ― с помощью счетных палочек. Можно также «заселить» числа в «домик», показывающий состав числа 4.
I + III = IIII
III + I = IIII
II + II = IIII
Молодцы! Вы хорошо потрудились! Уверены ли вы в своих знаниях? (нужно себя еще проверить, нос начала потренируемся.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 4 и состав числа 4.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа по эталону цифры 4.
Пока мы с вами учились красиво писать цифру 4, девочка тем временем до избушки Бабы Яги добежала. Видит, Яга кудель прядет, а братец серебряными яблочками играет. Обещает она братца отдать, если девочка выполнит ее задания.
Просит Баба Яга объяснить, как писать цифру 4. А чтобы не ошибиться и выручить братца, давайте расскажем ей по нашему эталону. Кто хочет попробовать рассказать, как пишется цифра 4?
Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные ― на своих листках с места.
Комментирование:
– Ставлю точку правее середины верхней границы клеточки. Провожу наклонную линию чуть ниже центра клетки. Затем провожу горизонтальную линию почти до правой границы клетки. Ставлю вторую точку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Пишу наклонную линию, не доходя до середины нижней границы клетки.
2) Работа в прописи: стр. 33, первая строка.
Работа ведется аналогично предыдущему заданию. Один ученик продолжает писать на доске, предварительно расчерченной на клетки, с комментированием. Однако остальные учащиеся работают уже не на листках, а в прописи.
3
з
) Работа с конвертом , в котором лежит карточка с примерами (Р–10).
Поставьте вместо окошка знак «+» или –». Обоснуйте свой выбор.
Дети работают на своих местах, комментируя свои действия вслух:
– Сначала было число 4, потом стало число 1. Число уменьшилось, значит расположено левее, при движении влево выполняю действие вычитания.»
Аналогично идет работа с другими примерами карточки.
4) Работа в парах по рисунку учебника, стр. 33.
Проговорите друг другу по рисунку учебника состав числа 4 с помощью фишек домино.
Каким способом мы можем проверить свои знания? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность представления о составе числа 4.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Выполнила девочка задания Бабы Яги, схватила братца и побежала домой. А чтобы с пути не сбиться, ей надо правильно поставить числа в числовые равенства (Р–11).
Учитель раздает детям карточки с заданием. На работу отводится 1–2 минуты.
Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает на доске образец Д–7. Дети проверяют сначала первый пример, потом второй, потом третий.
Если ошиблись, зачеркните неверное число зеленой ручкой и запишите рядом правильный вариант.
Аналогично фиксируется результат проверки второго и третьего примера.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)
Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к разбиению предметов на группы, установлению взаимосвязи между частями и целым, сложению и удалению частей;
2) тренировать способность к выделению существенных признаков четырехугольника.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Дома девочку с братцем ждали родители. Они привезли коробку с подарками (№ 1, стр. 33). Какую форму имеет коробка? (Четырехугольную.)
Что вы знаете о четырехугольнике? (Имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны.)
А в коробке лежат геометрические фигуры (№ 3, стр. 33.) На какие группы их можно разбить? (По форме, цвету, размеру.)
Дети под руководством учителя записывают буквенные равенства на фланелеграфе или магнитной доске с помощью карточек. В каждом равенстве соответственно выделяются части и целое.
А теперь запишите одну из групп равенств с помощью чисел.
Работу можно провести в тетрадях. Проверка ― по образцу Д–8, который учитель предъявляет на доске.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Вспомните, какой была тема нашего урока? («Число и цифра 4».)
Чему мы хотели научиться? (Изучить число 4.)
Нам это удалось? (Да.)
Кто помнит, как пишется цифра 4? (Дети поднимают руки.)
Какой эталон у числа 4? (Дети показывают эталон.)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?
Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему?
Оцените свою работу. Приклейте ладошку на дереве успеха (Р-12): если вы считаете, что трудились очень хорошо, и у вас все получалось, приклейте ладошку на вершину; если считаете, что получилось не очень хорошо ― приклейте ладошку на середину.
Дети берут заготовленные заранее ладошки и с помощью двухстороннего скотча или клеящего карандаша приклеивают их к рисунку дерева.
Молодцы! Вы очень хорошо потрудились и помогли девочке найти братца в стране Цифирии.