Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Число и цифра 3"»
Тема: «Число и цифра 3».
цели:
1) сформировать способность к фиксированию количества числа 3 в графической и знаковой форме, к сложению и вычитанию в пределах 3;
2) повторить состав числа 2, знаковую и схематическую записи чисел 1 и 2;
3) тренировать мыслительную операцию сравнения и аналогии.
Демонстрационный материал:
1) текст письма на листе А-4:
Дорогие ребята! В стране Цифирии числа решили построить главный город — Цифроград. Помогите сконструировать удобные и красивые домики для чисел.
Ваши друзья числа
2) рисунки 6-и домиков: 2 домика на половине А-4, 4 домика на листе А-4 с прорезями для карточек чисел;
3) набор карточек с графическим изображением чисел 1 – 3, карточек с цифрами и знаками действий;
4) эталон числа 3;
5) карточки с примерами:
6) карточки с примерами для задания на пробное действие:
7) эталон состава числа 3:
8) эталоны сложения и вычитания;
9) чистый лист (формат половина А-4) для демонстрации записи цифры;
10) черный и красный фломастеры;
11) образец выполнения задания (этап 6):
12) образец выполнения самостоятельной работы:
Задание 1.
Задание 2 (№ 4, стр. 30)
13) набор геометрических фигур.
Раздаточный материал:
1) рисунки двух домиков для числа 1 (1/6 А-4), рисунки двух домиков для числа 2 (формат А-5) с прорезями для карточек, рисунки двух домиков для числа 3 и карточка с графическим изображением числа 3 в конверте;
2) набор цифр и знаков действий;
3) графическое изображение чисел 1 – 2 на прозрачной пленке или кальке;
4) карточки с изображением эталонов сложения и вычитания;
5) чистый лист (формат – половина А-4);
6) фломастер черного цвета;
7) карточки с примерами (этап 2):
8) карточки с примерами для задания на пробное действие:
9) карточки с заданием (этап 6):
10) карточка с заданием для самостоятельной работы:
11) геометрическое лото;
12) счетные палочки;
13) цветные карандаши.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Вчера вечером почтальон принес к нам в класс письмо.
Учитель открывает конверт, читает письмо (Д–1).
Вы готовы помочь числам?! (Да.)
Чтобы выполнить это задание, нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики. Что мы уже знаем? (Ответы детей.) Что умеем? (Ответы детей.)
А если при строительстве мы столкнемся с чем-то новым, незнакомым? (Мы не растеряемся. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть способ.)
Я думаю, у вас все получится.
С чего мы должны начать свою работу? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и способе сравнения групп предметов;
2) повторить количественное обозначение чисел 1 и 2, написание цифр 1 и 2, состав числа 2;
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация способа сравнения групп предметов.
В Цифрограде одна улица. Вдоль нее стоят домики чисел.
Учитель показывает рисунки домиков (Д–2), прикрепляет их магнитами к доске и просит детей найти на партах такие же рисунки (Р–1).
Чем похожи домики? (Крыши одинаковой треугольной формы, домики одноэтажные.)
Чем отличаются? (Разное количество комнат: есть однокомнатные и двухкомнатные.)
Разбейте домики на группы по сходству.
Учитель показывает на первый домик.
Какое число может жить в этом домике? (Число один.)
Кто поселит это число в домик?
Дети прикрепляют к первому домику карточку с цифрой 1.
А как мы еще обозначали число 1? (Точкой.)
Какой еще домик подойдет для этого числа? Почему? (Второй, потому что там тоже одна комната.)
Как узнать, что эти домики заняты числом один? (Нужно поставить номер.)
Куда прикрепить номер, чтобы было лучше видно?
Дети предлагают разные варианты, выбирается место на крыше.
– Домики для числа один готовы:
●
1
Какое число может жить в оставшихся домиках? (Число 2.)
Как показать, что здесь живет число 2? (Точками и цифрой.)
Как вы думаете, почему в этих домиках по две квартиры? (2 = 1 + 1.)
Если дети затруднятся ответить на этот вопрос, учитель может поставить наводящие вопросы:
Что мы знаем о составе числа 2? (2 — это 1и 1.) Как это можно показать?
Домики заполняются аналогично как домики для числа один.
2) Актуализация вычислительных навыков в пределах 2. Затруднение в индивидуальной деятельности.
В гости к числам приехали примеры. Найдите на своих карточках такие же примеры:
Учитель прикрепляет магнитами карточки с примерами (Д-5) к доске, дети из раздаточного материала (Р-7) отбирают такие же.
Каждый пример может зайти в гости только в тот домик, который соответствует его ответу. Давайте разведем гостей по домам.
Дети выполняют вычисления устно и размещают карточки с примерами рядом с соответствующими домиками. Работа проводится на доске и на рабочих местах одновременно. Действия комментируются приблизительно так:
1 + 1 =2, помещаю карточку рядом с домиком числа 2.
Итак, что мы повторили? (Мы повторили способы записи чисел один и два, состав числа два.)
Встретились ли вам затруднения? (Нет, мы все это изучали на прошлых уроках.)
Что вам помогало? (Наши знания, эталоны чисел.)
Я вижу, что вы готовы изучать новое.
Учитель вывешивает на доску карточки с примерами для пробного действия Д-6.
Положите перед собой карточки с такими же примерами.
Учащиеся достают карточки Р-8.
Посмотрите на эти примеры. Есть ли в них новое для вас?
Учащиеся могут не выделить новое, так цифры в примерах им знакомы.
Попробуйте найти ответы к этим примерам и расселить их по домикам.
На выполнение задания отводится 1 минута.
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось?
Многие учащиеся смогут найти значение предложенных выражений. Однако заселить эти примеры правильно в домики они не смогут. Если будут попытки заселить примеры в имеющиеся домики, то путем анализа учитель указывает на ошибочность мнения. Фиксируется затруднение: не можем заселить примеры в нужный домик.
В какой домик проводим эти примеры?
Если были допущены вычислительные ошибки, затруднение фиксируется сразу: не можем правильно найти ответ.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Ребята, какое задание вы выполняли? (Распределяли примеры 1 + 2 и 2 +1 рядом с домиками чисел.)
В чем возникло затруднение? (Некоторые из нас не смогли правильно посчитать, а кто посчитал, не смог заселить примеры в домики.)
Почему возникли эти затруднения? (Мы не изучали число 3, не знаем, как правильно его обозначать.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3.)
Тема урока: «Число и цифра 3».
Вспомните, как мы изучали число два. Подумайте, как будем изучать число три? (Так же.)
С чего начнем? (Научимся обозначать число с помощью точек.)
Что нам поможет? (Возможно, обозначения чисел один и два с помощью точек.)
Далее? (Будем учиться писать цифру три, и «откроем», как можно это число составить.)
Что нам поможет в работе? (Наши знания, учебник, помощь учителя.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) определить способы обозначения числа 3 и последовательность действий при записи цифры 3, зафиксировать их на эталоне;
2) определить состав числа 3.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Графическое обозначение числа 3.
Мы с вами предположили. Что нам могут помочь графические обозначения чисел один и два. Давайте подумаем, как?
Дети предлагают свои варианты, учитель обобщает ответы детей и предлагает воспользоваться прозрачной пленкой (Р–3), на которой нанесены графические значки чисел 1и 2.
В течение 2 минут дети в самостоятельной работе получают наложением графическую модель числа 3 и зарисовывают ее на половине листа А-4. Полученные варианты вывешиваются на доске.
Молодцы! Вы хорошо потрудились и получили два варианта обозначения числа 3. Давайте посмотрим, согласен ли с нами автор учебника.
Откройте учебник, стр. 30 и найдите рисунок кубика. Какой вариант рисунка нам подойдет?
Учитель оставляет на доске вариант:
Найдите в конверте такую же карточку.
2) Обозначение числа 3 цифрой.
Учитель предлагает детям взять половину листа А-4 (Р–5) и попробовать написать цифру 3 самостоятельно. Некоторые варианты прикрепляются к доске.
У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)
Какой вариант выбрать? (Нужно договориться, согласовать с автором.)
Учитель предлагает детям найти образец цифры в учебнике и рассказать, как правильно писать цифру 3. Все шаги по написанию цифры учитель может показать на листе А-4 или на доске: «Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».
Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками.
Дети комментируют свои действия хором вместе с учителем. На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–4).
3) Работа над составом числа 3.
Какие шаги мы с вами уже сделали в процессе изучения числа 3? (Изучили способы обозначения: с помощью точек и цифры.)
Какой шаг осталось сделать? (Изучить состав числа три.)
Как можно доказать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3? (Можно посчитать геометрические фигуры, счетные палочки, точки.)
Договоритесь в своих парах, каким способом вы будете доказывать.
Учитель приглашает к доске по одной паре учеников на каждый способ. Остальные пары работают на своих местах.
Давайте докажем сначала, что 2 + 1 =3.
Каждый способ доказательства проверяется при помощи эталона сложения и согласовывается: дети жестами выражают свое согласие или несогласие с работающими у доски учениками.
Как можно быстрее доказать, что 1 + 2 = 3? ( Слагаемые поменяли местами, поэтому результат не изменится.)
Как на одной схеме (Д–6) показать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3-м?
Если дети затрудняются с ответом, учитель проводит работу с помощью подводящего диалога:
Какое число поместим в центре? (Число, которое получилось в результате, это — 3.)
Учитель записывает цифру 3.
А в пустые прямоугольники запишем то, как получили это число.
Дети называют, как получили число 3. Учитель записывает в пустые прямоугольники:
Можем мы теперь заселить домики числа 3? (Да.)
Как вы думаете, достаточно ли тройке одноэтажного дома? Почему? (Нет, потому что 3 это 1 и 2 и 2 и 1.)
Учитель прикрепляет к доске рисунок домика и просит детей найти в конверте такой же.
Кто попробует заселить в домик точки? (Два ученика поочередно прикрепляют точки в окошки первого рисунка на доске, остальные в это время выполняют ту же работу на своих местах.)
Аналогично идет работа со вторым домиком.
Достаточно ли мы поработали в Цифрограде? Можем ли мы быть уверены, что в следующий раз не столкнемся с этим затруднением? (Нет.)
Что нужно сделать, чтобы запомнить все изученное о числе 3? (Нужно закрепить, потренироваться.)
Физкультминутка.
Ритмический счет через 2.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи различие между числом и цифрой, способ записи цифры 3, состав числа.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1)Работа в прописи, стр. 30.
Рассмотрите рисунки вверху страницы. Какое число следует за числом 2 при счете? (3.)
Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 3.)
Что поможет вспомнить порядок записи цифры три? (Эталон числа 3.)
Учитель прикрепляет к доске эталон числа 3.
Кто расскажет, как пишется цифра?
Один ученик с комментированием пишет цифру на заранее разлинованной доске. Остальные работают в прописях.
Сколько поросят на рисунке? (Три.)
Из какой они сказки? («Три поросенка».)
Кто ее автор? (С. В. Михалков.)
Какой цифрой обозначим число поросят? (Цифрой 3.)
Один ученик записывает цифру на доске с комментированием своих действий. Остальные работают в прописи.
Найдите № 3, стр. 30. Как называется нарисованная фигура? (Треугольник.)
Почему? (У треугольника три угла, три вершины, три стороны.)
Какой цифрой обозначим это количество?
Работа по написанию цифры проводится аналогично. Далее работа организуется в парах: дети проговаривают друг другу, как пишется 3, и записывают 2 цифры в прописи.
2) Повторение состава числа 3.
Учитель предлагает детям карточки с заданиями (Р–9):
Рассмотрите рисунок на первой строчке. Какое действие нужно выполнить в этом задании? (Сложение частей.) Что получим в результате? (Целое.) Назовите предметы, которые нужно нарисовать в третьем мешочке. (2 круга и 1 прямоугольник.)
Дети выполняют задание.
Докажите с помощью эталона сложения, что мы правильно нашли целое.
Учитель прикрепляет к доске эталон и просит учеников найти у себя на партах такую же карточку. Дети соединяют предметы в мешочках ниточками.
Обозначим количество предметов в каждом мешочке цифрой. Какой пример запишем под рисунком? (1 + 2 = 3.) Назовите и подчеркните в этом примере целое и части.
Работа по второму рисунку проводится аналогично, но с большей долей самостоятельности. Проверка выполнения задания осуществляется по образцу, который учитель предъявляет на доске (Д–11).
Что интересного заметили в этом задании? (Части меняются местами, целое не меняется.)
Итак, достаточно ли вам тренироваться? (Ответы детей.)
Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить сформированность представления о числе 3, состав числа 3;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает карточки с рисунками предметов Р–10.
1) - Соедините ниточкой цифру 3 с мешками, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.
Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает образец на доске (Д–12).
Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».
Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)
2) № 4, стр. 30
Рассмотрите рисунки. Какое задание нам нужно выполнить? (Сложить фигуры в двух мешках и результат зарисовать в третьем мешке. Потом посчитать количество фигур в этом мешке и записать цифру в окошко.)
Всем ли понятно задание? Приступайте к работе.
На выполнение этого задания отводится 2 минуты. Проверка проводится поэтапно: сначала по эталону сложения (Д–8), потом по образцу (Д–12), который учитель предъявляет на доске, проверяется выполнение первой части задания. Результат проверки фиксируется с помощью знаков «+» или «?» на полях. Аналогично проводится проверка второй части задания.
Кто допустил ошибку? В какой части задания? (Дети указывают место допущенной ошибки, выявляют причину: ошиблись в вычислениях или были невнимательны.)
Кто выполнил задание без ошибок? Кто выполнил всю самостоятельную работу без ошибок? Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли о числе 3.)
Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.
Физкультминутка.
Митя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.
Дети имитируют движения грибника, нагибаясь за каждым грибком.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым.
2) тренировать способность к удалению частей.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Числа очень довольны вашей работой и предлагают попробовать свои силы в более трудном задании. Попробуем?
Учитель предлагает детям найти № 5, стр. 30.
Рассмотрите рисунки. Какое действие нужно выполнить? (Вычитание.)
Что нам поможет выполнить это задание? (Эталон вычитания.)
Учитель помещает на доску эталон вычитания (Д-8) и просит детей найти у себя на карточке такой же эталон.
Выполните вычитание с фигурами, нарисованными на первой строке.
Работа выполняется самостоятельно.
Сколько фигур нарисовали в третьем мешке? (Один красный кружок.)
Проверьте себя. (Дети соединяют фигуры ниточками.)
Назовите по рисунку целое и части.
Какими цифрами можно обозначить количество фигур в каждом мешке? (3, 2, 1.)
Какой пример можно составить по этому рисунку? (3 – 2 = 1.) Подчеркните целое и части.