kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики «Число и цифра 3"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет сформировать способность к фиксированию количества числа 3 в графической и знаковой форме, к сложению и вычитанию в пределах 3.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Число и цифра 3"»

Тема: «Число и цифра 3».

цели:

1) сформировать способность к фиксированию количества числа 3 в графической и знаковой форме, к сложению и вычитанию в пределах 3;

2) повторить состав числа 2, знаковую и схематическую записи чисел 1 и 2;

3) тренировать мыслительную операцию сравнения и аналогии.

Демонстрационный материал:

1) текст письма на листе А-4:

Дорогие ребята! В стране Цифирии числа решили построить главный город — Цифроград. Помогите сконструировать удобные и красивые домики для чисел.

Ваши друзья числа





2) рисунки 6-и домиков: 2 домика на половине А-4, 4 домика на листе А-4 с прорезями для карточек чисел;




3) набор карточек с графическим изображением чисел 1 – 3, карточек с цифрами и знаками действий;

4) эталон числа 3;




5) карточки с примерами:



6) карточки с примерами для задания на пробное действие:



7) эталон состава числа 3:

 

 

 

8) эталоны сложения и вычитания;

9) чистый лист (формат половина А-4) для демонстрации записи цифры;

10) черный и красный фломастеры;

11) образец выполнения задания (этап 6):






12) образец выполнения самостоятельной работы:

Задание 1.









Задание 2 ( 4, стр. 30)







13) набор геометрических фигур.

Раздаточный материал:

1) рисунки двух домиков для числа 1 (1/6 А-4), рисунки двух домиков для числа 2 (формат А-5) с прорезями для карточек, рисунки двух домиков для числа 3 и карточка с графическим изображением числа 3 в конверте;

2) набор цифр и знаков действий;

3) графическое изображение чисел 1 – 2 на прозрачной пленке или кальке;

4) карточки с изображением эталонов сложения и вычитания;

5) чистый лист (формат – половина А-4);

6) фломастер черного цвета;

7) карточки с примерами (этап 2):



8) карточки с примерами для задания на пробное действие:



9) карточки с заданием (этап 6):






10) карточка с заданием для самостоятельной работы:







11) геометрическое лото;

12) счетные палочки;

13) цветные карандаши.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Вчера вечером почтальон принес к нам в класс письмо.

Учитель открывает конверт, читает письмо (Д–1).

  • Вы готовы помочь числам?! (Да.)

  • Чтобы выполнить это задание, нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики. Что мы уже знаем? (Ответы детей.) Что умеем? (Ответы детей.)

  • А если при строительстве мы столкнемся с чем-то новым, незнакомым? (Мы не растеряемся. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть способ.)

  • Я думаю, у вас все получится.

  • С чего мы должны начать свою работу? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о количестве как свойстве предметов и способе сравнения групп предметов;

2) повторить количественное обозначение чисел 1 и 2, написание цифр 1 и 2, состав числа 2;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;

5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация способа сравнения групп предметов.

  • В Цифрограде одна улица. Вдоль нее стоят домики чисел.

Учитель показывает рисунки домиков (Д–2), прикрепляет их магнитами к доске и просит детей найти на партах такие же рисунки (Р–1).





  • Чем похожи домики? (Крыши одинаковой треугольной формы, домики одноэтажные.)

  • Чем отличаются? (Разное количество комнат: есть однокомнатные и двухкомнатные.)

  • Разбейте домики на группы по сходству.






Учитель показывает на первый домик.

  • Какое число может жить в этом домике? (Число один.)

  • Кто поселит это число в домик?

Дети прикрепляют к первому домику карточку с цифрой 1.

  • А как мы еще обозначали число 1? (Точкой.)

  • Какой еще домик подойдет для этого числа? Почему? (Второй, потому что там тоже одна комната.)

  • Как узнать, что эти домики заняты числом один? (Нужно поставить номер.)

  • Куда прикрепить номер, чтобы было лучше видно?

Дети предлагают разные варианты, выбирается место на крыше.

– Домики для числа один готовы:


1




  • Какое число может жить в оставшихся домиках? (Число 2.)

  • Как показать, что здесь живет число 2? (Точками и цифрой.)

  • Как вы думаете, почему в этих домиках по две квартиры? (2 = 1 + 1.)




Если дети затруднятся ответить на этот вопрос, учитель может поставить наводящие вопросы:

  • Что мы знаем о составе числа 2? (2 — это 1и 1.) Как это можно показать?

Домики заполняются аналогично как домики для числа один.

2) Актуализация вычислительных навыков в пределах 2. Затруднение в индивидуальной деятельности.

  • В гости к числам приехали примеры. Найдите на своих карточках такие же примеры:




Учитель прикрепляет магнитами карточки с примерами (Д-5) к доске, дети из раздаточного материала (Р-7) отбирают такие же.

  • Каждый пример может зайти в гости только в тот домик, который соответствует его ответу. Давайте разведем гостей по домам.

Дети выполняют вычисления устно и размещают карточки с примерами рядом с соответствующими домиками. Работа проводится на доске и на рабочих местах одновременно. Действия комментируются приблизительно так:

1 + 1 =2, помещаю карточку рядом с домиком числа 2.

  • Итак, что мы повторили? (Мы повторили способы записи чисел один и два, состав числа два.)

  • Встретились ли вам затруднения? (Нет, мы все это изучали на прошлых уроках.)

  • Что вам помогало? (Наши знания, эталоны чисел.)

  • Я вижу, что вы готовы изучать новое.

Учитель вывешивает на доску карточки с примерами для пробного действия Д-6.




  • Положите перед собой карточки с такими же примерами.

Учащиеся достают карточки Р-8.

  • Посмотрите на эти примеры. Есть ли в них новое для вас?

Учащиеся могут не выделить новое, так цифры в примерах им знакомы.

  • Попробуйте найти ответы к этим примерам и расселить их по домикам.

На выполнение задания отводится 1 минута.

  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось?

Многие учащиеся смогут найти значение предложенных выражений. Однако заселить эти примеры правильно в домики они не смогут. Если будут попытки заселить примеры в имеющиеся домики, то путем анализа учитель указывает на ошибочность мнения. Фиксируется затруднение: не можем заселить примеры в нужный домик.

  • В какой домик проводим эти примеры?

Если были допущены вычислительные ошибки, затруднение фиксируется сразу: не можем правильно найти ответ.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Ребята, какое задание вы выполняли? (Распределяли примеры 1 + 2 и 2 +1 рядом с домиками чисел.)

  • В чем возникло затруднение? (Некоторые из нас не смогли правильно посчитать, а кто посчитал, не смог заселить примеры в домики.)

  • Почему возникли эти затруднения? (Мы не изучали число 3, не знаем, как правильно его обозначать.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3.)

  • Тема урока: «Число и цифра 3».

  • Вспомните, как мы изучали число два. Подумайте, как будем изучать число три? (Так же.)

  • С чего начнем? (Научимся обозначать число с помощью точек.)

  • Что нам поможет? (Возможно, обозначения чисел один и два с помощью точек.)

  • Далее? (Будем учиться писать цифру три, и «откроем», как можно это число составить.)

  • Что нам поможет в работе? (Наши знания, учебник, помощь учителя.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) определить способы обозначения числа 3 и последовательность действий при записи цифры 3, зафиксировать их на эталоне;

2) определить состав числа 3.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1) Графическое обозначение числа 3.

  • Мы с вами предположили. Что нам могут помочь графические обозначения чисел один и два. Давайте подумаем, как?

Дети предлагают свои варианты, учитель обобщает ответы детей и предлагает воспользоваться прозрачной пленкой (Р–3), на которой нанесены графические значки чисел 1и 2.

В течение 2 минут дети в самостоятельной работе получают наложением графическую модель числа 3 и зарисовывают ее на половине листа А-4. Полученные варианты вывешиваются на доске.

  • Молодцы! Вы хорошо потрудились и получили два варианта обозначения числа 3. Давайте посмотрим, согласен ли с нами автор учебника.

  • Откройте учебник, стр. 30 и найдите рисунок кубика. Какой вариант рисунка нам подойдет?

Учитель оставляет на доске вариант:

  • Найдите в конверте такую же карточку.

2) Обозначение числа 3 цифрой.

Учитель предлагает детям взять половину листа А-4 (Р–5) и попробовать написать цифру 3 самостоятельно. Некоторые варианты прикрепляются к доске.

  • У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)

  • Какой вариант выбрать? (Нужно договориться, согласовать с автором.)

Учитель предлагает детям найти образец цифры в учебнике и рассказать, как правильно писать цифру 3. Все шаги по написанию цифры учитель может показать на листе А-4 или на доске: «Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».

  • Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками.

Дети комментируют свои действия хором вместе с учителем. На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–4).





3) Работа над составом числа 3.

  • Какие шаги мы с вами уже сделали в процессе изучения числа 3? (Изучили способы обозначения: с помощью точек и цифры.)

  • Какой шаг осталось сделать? (Изучить состав числа три.)

  • Как можно доказать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3? (Можно посчитать геометрические фигуры, счетные палочки, точки.)

  • Договоритесь в своих парах, каким способом вы будете доказывать.

Учитель приглашает к доске по одной паре учеников на каждый способ. Остальные пары работают на своих местах.

  • Давайте докажем сначала, что 2 + 1 =3.

Каждый способ доказательства проверяется при помощи эталона сложения и согласовывается: дети жестами выражают свое согласие или несогласие с работающими у доски учениками.

  • Как можно быстрее доказать, что 1 + 2 = 3? ( Слагаемые поменяли местами, поэтому результат не изменится.)

  • Как на одной схеме (Д–6) показать, что 1 + 2 и 2 + 1 равны 3-м?





Если дети затрудняются с ответом, учитель проводит работу с помощью подводящего диалога:

  • Какое число поместим в центре? (Число, которое получилось в результате, это — 3.)

Учитель записывает цифру 3.

  • А в пустые прямоугольники запишем то, как получили это число.

Дети называют, как получили число 3. Учитель записывает в пустые прямоугольники:



  • Можем мы теперь заселить домики числа 3? (Да.)

  • Как вы думаете, достаточно ли тройке одноэтажного дома? Почему? (Нет, потому что 3 это 1 и 2 и 2 и 1.)

Учитель прикрепляет к доске рисунок домика и просит детей найти в конверте такой же.

  • Кто попробует заселить в домик точки? (Два ученика поочередно прикрепляют точки в окошки первого рисунка на доске, остальные в это время выполняют ту же работу на своих местах.)

Аналогично идет работа со вторым домиком.

  • Достаточно ли мы поработали в Цифрограде? Можем ли мы быть уверены, что в следующий раз не столкнемся с этим затруднением? (Нет.)

  • Что нужно сделать, чтобы запомнить все изученное о числе 3? (Нужно закрепить, потренироваться.)

Физкультминутка.

Ритмический счет через 2.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи различие между числом и цифрой, способ записи цифры 3, состав числа.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Работа в прописи, стр. 30.

  • Рассмотрите рисунки вверху страницы. Какое число следует за числом 2 при счете? (3.)

  • Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 3.)

  • Что поможет вспомнить порядок записи цифры три? (Эталон числа 3.)

Учитель прикрепляет к доске эталон числа 3.

  • Кто расскажет, как пишется цифра?

Один ученик с комментированием пишет цифру на заранее разлинованной доске. Остальные работают в прописях.

  • Сколько поросят на рисунке? (Три.)

  • Из какой они сказки? («Три поросенка».)

  • Кто ее автор? (С. В. Михалков.)

  • Какой цифрой обозначим число поросят? (Цифрой 3.)

Один ученик записывает цифру на доске с комментированием своих действий. Остальные работают в прописи.

  • Найдите 3, стр. 30. Как называется нарисованная фигура? (Треугольник.)

  • Почему? (У треугольника три угла, три вершины, три стороны.)

  • Какой цифрой обозначим это количество?

Работа по написанию цифры проводится аналогично. Далее работа организуется в парах: дети проговаривают друг другу, как пишется 3, и записывают 2 цифры в прописи.

2) Повторение состава числа 3.

Учитель предлагает детям карточки с заданиями (Р–9):






  • Рассмотрите рисунок на первой строчке. Какое действие нужно выполнить в этом задании? (Сложение частей.) Что получим в результате? (Целое.) Назовите предметы, которые нужно нарисовать в третьем мешочке. (2 круга и 1 прямоугольник.)

Дети выполняют задание.




  • Докажите с помощью эталона сложения, что мы правильно нашли целое.

Учитель прикрепляет к доске эталон и просит учеников найти у себя на партах такую же карточку. Дети соединяют предметы в мешочках ниточками.

  • Обозначим количество предметов в каждом мешочке цифрой. Какой пример запишем под рисунком? (1 + 2 = 3.) Назовите и подчеркните в этом примере целое и части.

Работа по второму рисунку проводится аналогично, но с большей долей самостоятельности. Проверка выполнения задания осуществляется по образцу, который учитель предъявляет на доске (Д–11).

  • Что интересного заметили в этом задании? (Части меняются местами, целое не меняется.)

  • Итак, достаточно ли вам тренироваться? (Ответы детей.)

  • Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить сформированность представления о числе 3, состав числа 3;

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает карточки с рисунками предметов Р–10.

1) - Соедините ниточкой цифру 3 с мешками, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.







  • Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает образец на доске (Д–12).

  • Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.

  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».

  • Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)

2) № 4, стр. 30

  • Рассмотрите рисунки. Какое задание нам нужно выполнить? (Сложить фигуры в двух мешках и результат зарисовать в третьем мешке. Потом посчитать количество фигур в этом мешке и записать цифру в окошко.)

  • Всем ли понятно задание? Приступайте к работе.

На выполнение этого задания отводится 2 минуты. Проверка проводится поэтапно: сначала по эталону сложения (Д–8), потом по образцу (Д–12), который учитель предъявляет на доске, проверяется выполнение первой части задания. Результат проверки фиксируется с помощью знаков «+» или «?» на полях. Аналогично проводится проверка второй части задания.

  • Кто допустил ошибку? В какой части задания? (Дети указывают место допущенной ошибки, выявляют причину: ошиблись в вычислениях или были невнимательны.)

  • Кто выполнил задание без ошибок? Кто выполнил всю самостоятельную работу без ошибок? Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? (Мы все поняли о числе 3.)

  • Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.

Физкультминутка.

Митя шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положили в кузовок.

Дети имитируют движения грибника, нагибаясь за каждым грибком.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым.

2) тренировать способность к удалению частей.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Числа очень довольны вашей работой и предлагают попробовать свои силы в более трудном задании. Попробуем?

Учитель предлагает детям найти 5, стр. 30.

  • Рассмотрите рисунки. Какое действие нужно выполнить? (Вычитание.)

  • Что нам поможет выполнить это задание? (Эталон вычитания.)

Учитель помещает на доску эталон вычитания (Д-8) и просит детей найти у себя на карточке такой же эталон.

  • Выполните вычитание с фигурами, нарисованными на первой строке.

Работа выполняется самостоятельно.

  • Сколько фигур нарисовали в третьем мешке? (Один красный кружок.)

  • Проверьте себя. (Дети соединяют фигуры ниточками.)

  • Назовите по рисунку целое и части.

  • Какими цифрами можно обозначить количество фигур в каждом мешке? (3, 2, 1.)

  • Какой пример можно составить по этому рисунку? (3 – 2 = 1.) Подчеркните целое и части.

  • Прочитайте получившуюся запись. (3 — целое, 2 — часть, 1 — часть.)

Работа по рисунку второй строки проводится аналогично.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Кто нам прислал письмо? (Числа из страны Цифирии.)

  • О чем они нас попросили? (Построить домики для чисел 1, 2, 3.)

  • Удалось ли нам выполнить просьбу чисел? (Да.)

  • С каким затруднением мы встретились? (Не знали, как обозначить число 3 точками и цифрой.)

  • Мы справились с этой проблемой? (Да.)

  • Как обозначается число 3 графически и цифрой? Покажите на карточке. (Дети поднимают вверх эталоны числа 3.)

  • Какое количество предметов обозначаем цифрой 3? (Три предмета.)

  • Как получить число 3? (Три это два и один, один и два.)

  • Как вы думаете, удалось ли вам побывать в учебной деятельности? Обоснуйте свой ответ.

  • Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных точек (урок 18).

  • Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

  • Я вместе с жителями страны Цифирии благодарю вас за работу. Вы – молодцы!

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока математики «Число и цифра 3"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока математики :  Число и цифра 1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-1"
    ["file_id"] => string(6) "129941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797752"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока математики.Число 10."
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekturokamatiematikichislo102"
    ["file_id"] => string(6) "307653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458391780"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока математики "Число и цифра 0""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_matiematiki_chislo_i_tsifra_0"
    ["file_id"] => string(6) "461999"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521091746"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-chislo-i-tsifra-4"
    ["file_id"] => string(6) "287479"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454495782"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе. Тема :  "Число и цифра 5" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-5"
    ["file_id"] => string(6) "111485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407508353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства