Данный урок поможет сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и целым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4) зафиксировать в виде эталонов актуализированные знания;
5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Повторение соотношений между частью и целым.
Учитель организует работу учащихся в парах.
Веселый Карандаш просит нас помочь ему построить ракету из деталей.
Учитель предлагает детям рассмотреть детали и назвать их (Д-3).
Далее работа организуется в парах. Одна пара работает у доски, остальные на местах.
Отберите себе из геометрического лото такие же фигуры.
Учащиеся составляют такой же ряд фигур из геометрического лото (Р-1).
Чем похожи все фигуры? (Размером.)
Чем отличаются? (Цветом и формой.)
На какие группы можно разбить все фигуры? (На красные и желтые, треугольники и круги.)
Учитель вывешивает пять листов с изображение мешков, учащиеся раскладывают такие же у себя на столах (Д-11, Р-2).
Почему два мешочка маленькие, а один большой? (Маленькие – части, большой – целое.)
На какие группы мы можем разбить все фигуры? (По цвету, по форме.)
Разбейте фигуры по цвету. Какие группы получатся? (Желтые фигуры и красные.)
Положите в первый мешочек желтые фигуры.
Положите во второй мешочек красные фигуры.
Чтобы из этих фигур получить ракету, какое действие надо выполнить? (Сложение, соединение частей.)
Обведите фигуры в маленьких мешках, затем переложите фигуры в большой мешок.
Учащиеся обводят геометрические фигуры и перекладывают их в большой мешок.
Составьте из этих деталей ракету в большом мешке.
Составьте действие, которое выполняли.
Учащиеся составляют на столах действие сложение, используя карточки с математическими знаками.
Учитель прикрепляет к доске эталон сложения Д-5 и просит детей положить карточку с таким эталоном Р-4 на середину парты.
Проверьте с помощью эталона сложения, не потерялись ли детали. Назовите еще раз части и целое.
Перед полетом давайте проверим, хорошо ли собрана наша ракета. Положите перед собой мешочек-целое. Удалим из целого круг. Какое действие выполнили? (Вычитание.)
Составим это действия, используя математические знаки и геометрические фигуры. Возьмите не использованный лист с изображением мешка – части. Переложите в него круг.
Что надо сделать, чтобы не забыть, что мы взяли круг из целого? (Нужно сначала его обвести в мешке – целом, а затем переложить в часть.)
Выполните задание сами.
Дети работают в парах, одна пара – у доски.
Что получилось в результате в третьем мешочке? (Три треугольника.)
Учитель вывешивает на доску эталон вычитания Д-5 и предлагает детям положить на середину парты такой же эталон Р-4.
Проверьте по эталону, не потерялись ли детали.
Назовите целое и части на этом рисунке.
2) Актуализация представлений о количестве как о свойстве предметов и способе сравнения групп предметов.
Положите перед собой фигуры, которые остались в результате вычитания.
Учащиеся выкладывают перед собой треугольники.
На какие группы можно их разбить? (По цвету – красные и желтые.)
Учитель предлагает детям выполнить это задание.
Сколько желтых фигур? (Одна.)
Как можно обозначить это количество? (С помощью одной точки и цифрой 1.)
Дети показывают эталон числа 1 Р-5 и выкладывают его под желтым треугольником. Аналогичная запись появляется на доске.
Итак, что мы с вами повторили при подготовке к полету? (Запись числа один, разбиение фигур на группы, действия сложения и вычитание.)
Как вы думаете, почему именно это мы повторили при подготовке к полету? (Нам это понадобиться, когда мы будем открывать что-то новое.)
Хотите узнать, что вы будете изучать? (Да.)
3) Пробное действие.
Сколько красных треугольников у вас на столах? (Два.)
опробуйте обозначить это количество графически и цифрой.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет вариантов?
Если у некоторых учащихся отсутствуют предложения, фиксируется затруднение, что учащиеся не могут правильно выполнить предложенное задание.
У кого есть предложения? (Учащиеся показывают свои варианты.)
Что вы видите? (Мы по-разному обозначаем число два. По-разному пишем цифру.)
А кто же из вас прав? (Мы не знаем.)
Значит, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1выявить место и причину затруднения – отсутствие согласованного варианта обозначения числа 2.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Вернемся к нашему заданию. Что нужно было сделать? (Обозначить число 2 точками и цифрой).
В чем у нас затруднение? (Мы по-разному обозначили это число)
Почему возникло это затруднение? (Мы раньше не записывали число два, у нас нет эталона, не знаем как правильно.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Научиться обозначать число два точками и цифрой.)
Тема нашего урока «Число и цифра 2».
Приходилось ли нам раньше обозначать числа таким образом? (Да, мы обозначали таким способом число один).
Как мы это делали? (Договорились о том, какой следует выбрать графический знак и как писать цифру 1.)
Куда мы можем обраться, чтобы посмотреть, как же принято обозначать число два? (мы можем воспользоваться учебником.)
Что мы должны будем сделать с нашим «открытием»? (Оформить на эталоне.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) определить способ обозначения числа 2 и последовательность действий при записи цифры два;
2) определить состав числа два;
3) зафиксировать новое знание на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Итак, давайте откроем учебник на стр. 29 и посмотрим, как же люди договорились записывать число два?
Рассмотрите, как обозначено число два с помощью точек на кубике вверху страницы. (Число два обозначается двумя точками.)
Как расположены точки? (Одна точка в верхнем левом углу клеточки, другая в нижнем правом углу.)
Если кто-то из детей предлагал такой вариант, следует отметить это. На доске появляется графический знак числа два:
Рассмотрите образец записи цифры два в прописи, стр. 29.
У всех получилась цифра два, похожая на образец? (Нет).
Чему мы должны научиться? (Писать цифру два как в образце.)
Откуда начнем писать цифру два? (Чуть выше середины клеточки).
Продолжим работу на файлах. Поставим точку чуть выше середины клеточки.
Учитель работает фломастером на листе бумаги (формат – половина А-4) или мелом на доске, дети - на файле Р-9.
Как должны двигаться дальше? (Вверх).
Правильно. Ведем руку вверх до верхней линии клеточки и делаем закругление в верхнем правом углу клеточки.
Опускаем линию на середину нижней границы клеточки и вправо проводим волнистую линию.
Заканчиваем написание цифры чуть выше нижнего правого угла клеточки.
Молодцы! Вы хорошо написали цифру два.
Что обозначает эта цифра? (Число два).
На что похожа цифра два? (На лебедя, змею, …)
Давайте вспомним, с чего мы начинали написание цифры. (Ставили рабочую точку чуть выше середины клеточки.)
Начало наших действий я отмечу звездочкой.
Что делали дальше?
Дети проговаривают алгоритм написания цифры, а учитель указывает движение стрелочками на листе бумаги на доске, где написана цифра два. В результате на доске фиксируется эталон написания цифры два:
Как мы договорились обозначать число два? (Точками и цифрой два).
Какой подарок мы можем доставить жителям страны Цифирии? (Эталон числа два.)
Учитель предлагает детям достать из конверта на парте эталон числа два Р-6.На доске Д-6 и на партах под красными треугольниками появляется эталон числа два.
Теперь, когда детали ракеты проверены и сосчитаны, мы можем отправиться в страну Цифирию.
Физкультминутка.
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет,
Прямо лебедем плывет.
Строчки рифмовки сопровождаются движениями: по два подскока на правой и левой ноге попеременно, по два наклона головы вправо-влево, вперед-назад, поднимание прямых рук вверх (2 раза).
Жители Цифири тоже хотят сделать нам подарок: познакомить с тем, из каких частей состоит число два.
Возьмите рабочие тетради и откройте их по закладке. Найдите первую рабочую строку. Рассмотрите рисунок. Какие фигуры лежат в первом мешке? (Один желтый треугольник.)
Какие фигуры лежат во втором мешке? (Один зеленый круг.)
Какое действие нужно выполнить? (Сложение).
Что поможет выполнить действие сложения? (Эталон сложения).
Учитель помещает на доску эталон Д-5 и просит положить карточку с таким же эталоном на середину парты Р-4.
Нарисуйте нужное количество фигур в целом.
Сколько фигур нарисовали в 3 мешочке? (Две фигуры – желтый треугольник и зеленый круг.)
Проверьте себя. (Соединяют фигуры ниточками).
Каким способом можно обозначить количество предметов в каждом мешочке? (Точками, цифрами).
Обозначим сначала точками и запишем пример в тетради, отступив от рисунка вниз одну клеточку.
Учитель показывает образец записи на доске, расчерченной заранее на клеточки.
Проверьте себя. Соединим точки с предметами.
Прочитаем получившуюся запись. К одному предмету прибавить еще 1 предмет, получится два предмета.
Запишем этот пример цифрами, отступим от предыдущей записи вниз одну клеточку.
Учитель показывает образец записи на доске.
Назовите и подчеркните в последней записи целое и части.
Как же получить число два? (К одному прибавить один).
Учитель помещает на доске карточку, иллюстрирующую состав числа два Д-9:
1+1
Как иначе называют два предмета? (Пара). Приведите примеры предметов окружающей обстановки, о которых можно сказать, что их пара. (Пара глаз, пара ушей, пара рук, ног и т. д.)
Найдите вторую рабочую точку. Рассмотрите рисунок на этой строчке. Какое действие необходимо выполнить? (Вычитание.)
Из чего состоит целое? (Из синего прямоугольника и красного квадрата.)
Какую часть мы вычтем? (Мы должны вычесть красный квадрат.)
Найдите другую часть.
Работа по рисунку строится аналогично. Проверка осуществляется по эталону вычитания, который учитель прикрепляет на доске Д-5, а дети кладут перед собой Р-4. В последней записи подчеркиваются целое и части.
Итак, удалось ли нам преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы только что узнали? (Обозначение числа два, состав числа два.)
Посмотрите, сколько всего вы узнали, а вы уверены, что все это запомнили? Что необходимо сделать? (Нужно потренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ записи цифры два, состав числа два.
Организация учебного процесса на этапе 6.
1) Работа в прописи, стр. 29, первая строка.
Ребята, Веселый Карандаш тоже хочет потренироваться в написании цифры два. Напомните ему, как вы ее записывали. Начнем работу с первой строки. Что нам поможет вспомнить порядок записи цифры два? (Эталон обозначения числа два.)
С чего начнем писать цифру два? (Поставим точку чуть выше середины клеточки).
Один - два ученика записывают цифру на доске, предварительно расчерченной на клеточки, с комментированием. Остальные работают в прописи. Далее работа организуется в парах: каждый ученик в паре проговаривает написание двух цифр.
Давайте выберем среди ваших цифр Королеву Красоты. Сравним свою работу с образцом и поставим зеленой ручкой черту над той цифрой, которая больше всего похожа на образец. Поднимите руку, кто нашел у себя Королеву Красоты?
А теперь попробуйте решить веселые задачки:
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Дети рассказывают решение задачи и записывают его на доске и в тетрадях: 1 + 1 = 2.
Что находили в задаче – целое или часть? (Целое.) С помощью какого действия? (Сложения.) Подчеркните в решении целое и части.
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку еще ей купить,
Сколько их будет? Ты можешь сложить?
Задача решается устно. Дети проговаривают, что находили в задаче – целое или часть и с помощью какого действия.
Одну морковку сыночек съел.
Сколько морковок осталось для щей?
Решение задачи (2 – 1 = 1) записывается с комментированием на доске и в тетрадях, целое и части называются и подчеркиваются.
Физкультминутка.
Ритмический счет.
Один – поднять руки вверх, два – хлопнуть в ладоши, три – коснуться руками друг друга. Один, два дети произносят тихо, три - громко.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить сформированность представления о составе числа два и способности к записи числа при помощи цифры;
2) тренировать способности к самоконтролю и самооценке.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Молодцы! Вы хорошо потренировались. А теперь пришло время попробовать свои силы в самостоятельной работе. Как вы думаете, зачем? (Чтобы проверить себя, как мы научились.)
1) № 1, стр. 29.
Рассмотрите рисунок. Какое задание надо выполнить? (Записать цифру, которая обозначает данное количество предметов под каждой картинкой).
Дети выполняют задание.
Сравните свою запись с образцом.
Образец учитель помещает на доску Д-10.1.
Если вы неверно записали число под рисунком, зачеркните его зеленым карандашом, а рядом напишите число, которое записано в образце. Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на полях рядом с заданием «?». Не огорчайтесь, у вас еще все получится.
Кто выполнил задание верно? Поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (У нас хорошо получается писать цифру два.)
2) № 2, стр. 29.
Рассмотрите рисунки этого номера. Какое задание надо выполнить? (Зарисовать в мешочках нужные фигуры, а в пустых клеточках записать число, которое получится в результате действий сложения и вычитания.)
На работу отводится 2 минуты.
Сравните свою запись с образцом.
Учитель помещает образец на доску Д-10.2. Проверка проводится поэтапно: сначала проверяется рисунок первого задания, потом пример, записанный рядом. Аналогично проверяется второе задание.
Если вы допустили ошибку в решении или записи, зачеркните ее зеленым карандашом, а рядом напишите верный результат, как в образце. Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руку.) Поставьте на полях рядом с заданием «?». Мы еще потренируемся, и у вас все получится.
Кто выполнил задание верно? Поставьте «+».
Молодцы! Вы поняли состав числа два.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым, к сложению частей и удалению части;
2) тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) Работа с учебником, № 3, стр. 29.
Рассмотрите задание.
Выполним действие сложения с числами. Что поможет нам выполнить это задание? (Эталон состава числа два).
Учитель обращает внимание детей на эталон Д-9.
Какое число запишем в окошко? (Один) Почему? (Потому что два – это один и еще один).
Запишите число. Назовите и подчеркните в записи целое и части.
Сколько предметов нарисовали во 2 мешочке? (Один.) В 3 мешочке? (Один.)
Несколько вариантов рисунков рассматривается на доске.
2) Работа в тетрадях. Графический диктант.
1 строчка: одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо. Найдите закономерность и продолжите до конца строки.
2 строчка: две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх. Найдите закономерность и продолжите до конца строки.
В случае необходимости учитель может провести проверку по готовому образцу Д-12.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что нового узнали сегодня в стране Цифирии? (Как обозначать число два с помощью точек и цифрой.)
Покажите на эталоне.
Как иначе называют два предмета? (Пара.)
Кто научился писать цифру два? (Дети поднимают руки.)
Что подтверждает ваши слова? (Верно выполненное первое задание в самостоятельной работе.)
Что еще узнали о числе два? ( Как составить число два.)
Расскажите. (К одному прибавить еще один.)
Кому из вас в нашем путешествии удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.
Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:
красная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;
желтая точка – работал с классом, допустил 1-2ошибки;
зеленая точка - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;
синяя точка – не включался в работу класса.
Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания. (Учитель называет имена детей.)