Урок поможет сформировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности, а также повторить способы сопоставления буквенных и числовых равенств, состав чисел 2 и 3;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) карточка с заданием и образец его выполнения (этап 2):
а) б)
3) а) образец выполнения задания № 3, стр. 32 в учебнике:
б) подробный образец;
4) эталон состава чисел 2 и 3:
5) самостоятельная работа № 1:
Задание № 1Задание № 2
6) образец для самопроверки самостоятельной работы № 1:
Задание № 1Задание № 2
7) образец выполнения задания № 7, стр. 32:
8) образец выполнения дополнительного индивидуального задания № 6, стр. 32:
Раздаточный материал:
1) карточки с «рожицами»: веселой и задумчивой;
2) карточка с заданием и образец его выполнения (этап 2):
3) самостоятельная работа № 1 (аналогичная Д–5);
4) подробный образец выполнения самостоятельной работы №1:
Задание №1Задание №2
5) самостоятельная работа № 2:
Задание №1 Задание №2
6) подробный образец выполнения самостоятельной работы №2:
Задание №1Задание №2
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;
2) определение содержательных рамок урока;
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята, чему был посвящен прошлый урок? (Мы путешествовали в гости к Лесовичку.)
Что же мы делали по дороге? (Повторяли все изученное.)
Что же повторяли? (Способ обозначения чисел 1-3, состав чисел.)
Все ли у вас получалось? (Нет, мы допускали ошибки.)
Как же вы работали над ошибками? (Мы должны были понять, где и почему допускали ошибки, повторяли правила, исправляли их.)
Сегодня мы отправимся в цирк посмотреть представление клоунов — математиков. Но на представление мы можем попасть только в том случае, если сможем показать, что мы хорошо знаем все изученное.
Как вы думаете, могут ли у нас возникнуть здесь проблемы? Какие? (Прошлый урок показал, что мы можем допустить ошибки.)
Что же нам делать? (Ничего страшного, мы можем с ними справиться.)
Тогда в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание – состав чисел 2, 3, приемы сложения и вычитания, сопоставлять буквенные и числовые равенства, характеризующие разбиение совокупности предметов на части, рассмотреть отношения толще — тоньше, шире — уже;
3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Уточнение отношений «шире — уже»; «толще — тоньше».
Давайте познакомимся с клоунами. Их зовут Худыш, Пончик, Пирожок.
Учитель на доску помещает картинку с изображением клоунов Д-1. Можно использовать картинки из учебника №2, стр. 32.
По какому признаку мы разделили клоунов на группы? (Один — тонкий, два других — толстые).
На шеи клоуны носят шарфы.
Учитель помещает на доску картинку с изображением шарфиков (один — широкий, два других — уже и одинаковой ширины) Д-1. Можно использовать картинки из учебника №1, стр. 32.
По какому признаку разделили шарфики на группы? (Один — широкий, два других — уже, и одной ширины).
Какой шарфик носит Худышка, Пончик и Пирожок? (Дети объясняют свой выбор).
2) Сопоставить буквенные и числовые равенства, характеризующие совокупность предметов разбиения на части.
Работа в учебнике, № 3, стр. 32. Один ученик работает у доски, остальные за партами.
Рассмотрите задание № 3, стр. 32.
По какому признаку разбиты геометрические фигуры на группы? (По форме: на круги и треугольники.)
Вставьте пропущенные буквы и числа в окошки.
Дети выполняют задание и проверяют его по образцу (Д–3, а), учитель открывает образец постепенно, каждую строчку. Если возникли затруднения, то детям предлагается следующий подводящий диалог.
Что означает равенство Т + К = Ф? (Если сложить треугольник и круги, то получатся все фигуры.)
Почему рядом с равенством Т + Л = Ф записано равенство 1+ 2 = (Один — это количество треугольников, 2 — это количество кругов, в результате получатся все фигуры, в окошко запишем цифру 3.)
Аналогичная работа проводится со следующими записями.
Как объяснить запись Ф – Т = К? (Если из всех фигур вычесть треугольник останутся квадраты).
Какое числовое равенство соответствует этому буквенному равенству (3 – 1= )?
Какое число вставим в окошко? (2, т.к. если из трех фигур вычесть один треугольник, то останутся два квадрата.)
Как объяснить запись Ф – К = ? (Если из всех фигур вычесть круги, то останется треугольник, впишем в пустую клеточку букву Т.)
Какое числовое равенство должно соответствовать буквенному равенству? (Если из трех фигур вычесть два круга, то получится один треугольник, значит должна получиться запись3 – 2 = 1.)
При проверке задания по образцу дети подчеркивают место затруднения и обозначают его знаком «?». У доски исправляет ошибки и комментирует тот ученик, у которого была допущена ошибка в данной записи.
3) Актуализация состава чисел 2, 3.
Ученики выполняют задание на карточках (Р–2, а), а один ученик у доски (Д-2).
Проверьте выполненное задание по образцу (Р–2, б).
Место, где допущена ошибка, дети подчеркивают и обозначают знаком «?». Учитель открывает образец по одному примеру и если в нем допущена ошибка, на образец помещает знак «?».
Что нам поможет правильно выполнить задание? (Эталоны состава чисел 2 и 3).
Учитель помещает на доску эталон состава чисел 2 и 3 (Д–4). С опорой на эталоны дети исправляют допущенные ошибки. Если возникли затруднения, учитель организует подводящий диалог.
Расскажите, как рассуждали при выполнении задании. (3 – это 2 и 1, значит 2 + 1 = 3.)
Аналогичная работа проводится с остальными примерами.
4) Самостоятельная работа № 1
Справились ли мы с предложенными заданиями? (Да.)
Можем ли мы теперь показать нашим клоунам, что вы все знаете? Как? (Мы должны выполнить самостоятельную работу.)
Учитель убирает эталоны и образцы с доски, на доске учитель открывает самостоятельную работу №1 (Д-5), учащиеся получают аналогичную на индивидуальных бланках (Р-3).
Проверим правильность выполнения заданий по образцу.
Образец (Д-6) расположен на оборотной стороне доски, задания проверяются постепенно (по одной строке). Учащиеся фиксируют при несовпадении ответов «?», при совпадении «+».
3. Локализация затруднений.
Цель:
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Что мы обозначали знаком «?»? (Те вопросы, которые у нас возникли; мы не знаем, почему мы неверно выполнили задание.)
Как же нам снять возникшие вопросы? (Понять, почему мы ошиблись.)
Что нам поможет понять нашу ошибку и исправить ее? (Эталоны.)
Проверяем первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 1?
В каком месте вы допустили ошибку?
Проверяем второе задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 2?
В каком месте вы допустили ошибку?
У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель мы перед собой поставим? (Исправить свои ошибки).
Что нам поможет исправить допущенные ошибки? (Эталон состава чисел 2 и 3, наши рассуждения, подробный образец.)
Каким образом, вы будете исправлять свои ошибки? (Сверим свои рассуждения с подробным образцом, определим причину ошибки, исправим ее.)
Что нужно было сделать в первом задании? (По рисунку в «окошки» равенств вставить буквы и числа.)
Учитель раздает учащимся подробный образец выполнения самостоятельной работы №1 (Р-4). В случае необходимости, можно подготовить аналогичный образец для демонстрации. Если возникают затруднения, то дети рассуждают, так же как и в актуализации. Работа проводится по каждой строке в отдельности.
Какое второе задание вы выполняли? (Вставляли в «окошки» пропущенные числа.)
Проверяем поэтапно, работаем с примерами, которые отмечены «?». Учитель выносит «?» на те эталоны состава чисел, на знания которых допущены ошибки. Ошибки зачеркиваются и исправляются учениками зеленым карандашом. Если возникают затруднения, каждый пример, где допущена ошибка, проговаривается как на этапе актуализации.
Целесообразно предложить учащимся выбрать или придумать задания аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. И решить их.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Давайте назовем задания, где возникли затруднения? (При заполнении «окошек» в буквенных и числовых равенствах, на знание состава числа 2 или 3).
Если затруднения возникли при обозначении буквенных равенств числами, то проговариваем с помощью подробного образца, каким числом обозначаем количество фигур в каждом мешочке. Если возникли затруднения на знание состава чисел, то повторяется состав каждого числа в отдельности. Образцы рассуждения как на этапе актуализации знаний. Рассматриваются только те варианты, где были допущены ошибки. Учитель снимает с доски эталоны и образцы.
Как вы думаете, можете ли вы похвастаться клоунам – математикам, что вы теперь все знаете? (Ответы детей.)
Как это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению.
2) фиксация достижений индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учитель раздает учащимся бланки самостоятельной работы №2 (Р-5).
Выполните только те задания, в которых были допущены ошибки.
Дети, которые выполняли дополнительные индивидуальные задания, проверяют свои Работы по образцу (Д–8). Возникающие вопросы решаются с учителем индивидуально.
Учащиеся, выполнявшие самостоятельную работу №2, получают подробный образец Р-6.
Проверьте свою работу по подробному образцу.
Дети фиксируют свои результат знаками «+» и «?».
У кого есть знаки «?» (Дети поднимают руки.)
Исправьте свои ошибки зеленым карандашом.
Кто правильно выполнил задание? (Дети поднимают руки.)
Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? (Мы преодолели свои ошибки.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включение используемых способов действий в систему знаний;
2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков.
Организация учебного процесса на этапе 7:
1) Работа в учебнике по заданию № 7 стр. 32.
Мы смогли продемонстрировать, как вы хорошо вы усвоили изученные темы. Многие даже показали, как умеют справляться со своими ошибками. Теперь мы можем посмотреть представление клоунов — математиков.
Сейчас на арену готовиться выйти наш Пирожок. Он на длинную ниточку нанизал шарики с числами и математическими знаками, а последний шарик был воздушный и он лопнул. Давайте поможем Пирожку найти число, которое было записано на этом шарике, и записать его на новом воздушном шарике.
Рассмотрим задание. Как будем выполнять? (Из первого числа вычтем второе. Из трех вычесть один, получается два).
Запишем число 2 над первым знаком вычитания. Что будем делать дальше? (из получившегося числа вычтем один, из двух вычесть один будет один, запишем результат над вторым действием вычитания).
Выполните задание самостоятельно.
Проверьте себя по образцу (Д–7). Если выполнили задание верно, поставьте «+», а если неверно «?».
Какое число у вас должно быть записано на воздушном шарике? (Два.)
2) Работа в прописи стр. 32.
Следующее выступление Пончика и Худышки. Они взяли мячики и побежали на арену жонглировать. Вверх взлетали мячики с числами 1, 2, 3. Они поднимались в воздух в том порядке, который указан в прописи.
Какие цифры будем писать? В каком порядке? Продолжите закономерность.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
2) уточнить алгоритм исправления ошибок;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
У детей на столах карточки с рожицами веселая и задумчивая.
Представление в цирке окончено, клоунам надо отдыхать, а мы с вами подведем итог нашей деятельности.
Какие знания нам понадобились на уроке?
Удалось ли нам преодолеть затруднения? (Д.)
Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли задания по образцу, подчеркивали место ошибки, вспоминали эталоны, рассуждали, исправляли ошибки.)
Кого из ребят нам надо поблагодарить за помощь?
Оцените свою работу на уроке? (Дети поднимают рожицы.)