8.3.1 Воспитывать внимательность, бережное отношение друг к другу;
8.3.2 Воспитывать доброжелательное отношение к себе и другим людям;
Методы обучения:
9.1 Основной метод: словесный, практические работы;
Частные методы: беседа, диалог;
Ресурсы урока:
10.1 Литература:
10.1.1 Аканаева, А. И., Морозова, З. И. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 2 класса. - [Текст]. - Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство, 2013. – 120 с.: ил. ISBN 978-5-7590-1080-7
10.2 Консультация с методистом и руководителем практикой школы с Ореховой Ларисой Валерьевной
План урока:
Организованное начало урока
Приветствие;
Настрой на урок
Вводная часть
Беседа о сказках
Знакомство с автором и иллюстратором сказки «Муравьиная свадьба»
Физкультминутка
Определение темы
Основная часть
3.1 Вступительная беседа
3.2 Чтение поэмы – сказки «Муравьиная свадьба»
3.3 Анализ поэмы – сказки «Муравьиная свадьба»
Заключительная часть
Рефлексия
Домашнее задание
Организационное завершение урока
Ход урока
1. Организованное начало урока
1. Приветствие
У:Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжела Валерьевна. Сегодняшнее занятие проведу у вас я.
1.2 Настрой на урок
У: Послушайте стихотворение.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Вводная часть
2.1 Беседа о сказках.
У: Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке? (о народных сказках)
У: Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)
У: С каким видом сказок вы познакомились на прошлом уроке? (с народным)
У: Как она называется? (Мудрая невеста)
У:О чём там говорится? (о том как парень пошёл на базар продавать барана по велению отца, продав шерсть он приносит барана обратно, и отец велит ему жениться и едет он искать девушку туда, где зима, потом отец парня умирает, сказав что он спрятал клад…)
У: Кто главный герой сказки? (молодой парень)
У: А сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой.
2.2 Знакомство с автором и иллюстратором сказки «муравьиная свадьба»
У: У: Подумайте, почему сказки называются народными и авторскими? (У русских народных сказок НЕТ одного автора, они называются народные, их придумал народ. И передавались из уст в уста. А у авторских есть автор, он один написал сказку)
У: Сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Мы познакомимся со сказкой «Муравьиная свадьба». А написал сказку горномарийсский поэт Пэт Першут.
У: И сейчас мы с вами узнаем немного о творчестве Пета Першута.
Пет Першут (Першуткин Пётр Григорьевич) родился 20 сентября 1909 года в селе Пайгусово Горномарийского района в семье рестьянина. После окончания Козьмодемьянского педагогического техникума работал в Марийском книжном издательстве. Осенью 1941 года мобилизован в действующую армию. Сражался на Южном фронте. В одном из боёв в 1942 году тяжелораненным попал в плен к фашистам. В 1943 году замучен гитлеровцами в концлагере. Писать начал в середине 1920-хгодах. Его стихи и поэмы печатались в газете «Пахарь». В начале 1930-х годов написал несколько поэм. Острая публицистическая направленность, яркий, образный народный язык его стихов сразу привлекли внимание читателей. В 1935—1937 годах Пет Першут написал поэму-сказку «Кутко сÿан» («Муравьиная свадьба»), которая вскоре стала хрестоматийной. Она имела огромный успех среди читателей. Переведена на луговомарийский и русский языки. Неоднократно переиздавалась. По мотивам ее поставлен спектакль в Горномарийском театре. «Муравьиная свадьба» вошла в золотой фонд марийской литературы.
У: А иллюстратором поэмы – сказки «Муравьиная свадьба» является Зосим Лаврентьев.
Лаврентьев Зосим Фёдорович родился 6 апреля 1933 года в деревне Эсяново Горномарийского района Марийской АССР. Детство его проходило в трудные для страны годы. Взрослые, старики и подростки все силы и время отдавали на восстановление разрушенного войной хозяйства, а детям приходилось помогать родителям. Зосим рос эмоциональным и впечатлительным мальчиком, любил фантазировать. Развитию его способностей, кругозора способствовала бабушка, которую он вспоминает с большой нежностью. Окончив семь классов, он поступает в Чебоксарское художественное училище. Оно и открыло ему пути к творчеству. В книжной иллюстрации Зосима Лаврентьева особой популярностью пользуются циклы к «Сказкам лесов» В. Акцорина. Из более поздних циклов выделяются рисунки к книгам «В стране колокольчиков» Вера Бояриновой, «Муравьиная свадьба» Пета Першута, «Богатырь из теста» Сергея Ибатова. Весь световой день он проводит в мастерской, выполняет поставленную перед собой задачу.
У: И так, кто такой иллюстратор книги? (Лаврентьев Зосим Фёдорович)
У: Какие издания иллюстрировал Зосим Фёдорович? (В стране колокольчиков, Муравьиная свадьба, Богатырь из теста)
2.3 Физкультминутка
2.4 Определение темы
У: Как вы думаете какая тема нашего урока? (Авторские сказки. Пет Першут «Муравьиная сказка»)
3. Основная часть
3.1 Вступительная беседа
У: Почему «Муравьиная свадьба» является поэмой- и в то же время сказкой? (
3.2 Чтение поэмы – сказки «Муравьиная свадьба»
У: Молодцы, открываем учебники на стр. 46. Нашли все поэму-сказку «Муравьиная свадьба» и слушаем внимательно, поставили все пальчики и слушаем. (читаю текст)
3.3 Анализ поэмы – сказки «Муравьиная свадьба»
У: О каких муравьях говорится в сказке? (красные и чёрные, приозёрные, рыжие, садовые)
У: На каких музыкальных инструментах играли участники свадьбы? (на колокольчиках, на барабане, на волынке, на гитаре) (на слайде)
У: Вот на таких инструментах играли участники свадьбы.
У: Кто желает прочитать эту поэму? (Дети читают)
4. Заключительная часть
У: О чем мы сегодня говорили на уроке?
У: Что больше всего вам понравилось на уроке? (Ответы детей)
У: Домашним заданием будет: дочитать сказку до конца, продолжение сказки в конце книги в приложении 1.
5. Организационное завершение
У:Ребята, я надеюсь, что вам сегодня было интересно, и вы узнали много нового. Мне очень понравилось с вами работать. На этом мы завершаем наш урок. Всем спасибо, до свидания!