kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по историческому краеведению Ульяновской области для 7 класса на тему: "Выбор жизненной цели в семье Ульяновых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 7 класса по историческому краеведению Ульяновской области

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по историческому краеведению Ульяновской области для 7 класса на тему: "Выбор жизненной цели в семье Ульяновых"»

Тема урока: "Выбор жизненной цели в семье Ульяновых"



Тип урока:комбинированный.

Вид: урок с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цель: изучить главные факты по данной теме, приобщить учащихся к событиям того времени.

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

а) в области знаний:

  • Рассмотреть биографию семьи Ульяновых;

  • Понять как развивались дети в семье Ульяновых;

б) в области умений и навыков проявить:

  • развивать умения выделять главное в тексте, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы;

  • ответить на вопросы по тексту.

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

  • интерес к событиям того времени;

  • ценностное отношение к отечественной культуре и науке.



Оборудование урока:

  • учебник;

  • доска;

  • листы с заданиями.

Литература: Историческое краеведение, учебное пособие для VII-IX классов общеобразовательных учреждений/ под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2012.

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала(25 мин)

IV. Закрепление изученного материала

V. Итоги урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Ход урока

II. Проверка домашнего задания

Доклады учащихся о членах семьи Ульяновых.

III. Изучение нового материала.

Учащиеся работают по тексту

Выбор жизненной цели




Саша готовил себя к деятельности ученого. Его интересовали химия и биология. Эти науки в то время еще только начинали свое развитие как общеобразовательные, и поэтому Илья Николаевич выписывал Саше необходимую для занятий литературу из Петербурга. Поддерживая интерес сына к новой науке, Илья Николаевич позволил ему сделать небольшую лабораторию для опытов во дворе в летней кухне. 
      В своих воспоминаниях о старшем брате Анна Ильинична писала: "Удивительно умел он использовать время, ни минуты не проходило даром. Исчерпав скудный запас реторт и колбочек, которые он не мог найти в Симбирске, Саша стал выписывать простейшие химические приборы из Казани. Еще раньше он наполнил свою лабораторию кое-чем из вещей учителя Чугунова, умершего, когда Саша был в старших классах". Родители-Ульяновы наблюдали увлечения детей, и, если видели в их увлечениях самые добрые начала, всячески их поощряли. 
      Сама Анна Ильинична, так долго и живо хранившая в памяти симбирский период жизни семьи, о себе писала, что она была "неисправимой словесницей". Увлечение языками и литературой привело ее впоследствии к преподавательской деятельности, которую она начала сразу после окончания гимназии здесь же, в Симбирске, в од-ном из училищ. 
      Необыкновенно способным ребенком в семье была Ольга. У нее и в характере было много общего с Сашей: глубина и твердость принципов, при большей ровности и мягкости поведения, а также удивительная работоспособность. Живая, подвижная, веселая девочка, Ольга рано научилась играть на фортепиано. Учила этому ее в основном Мария Александровна, сама хорошая пианистка. По сей день хранятся в доме-музее В.И.Ленина на Московской улице в гостиной на рояле ноты, принадлежавшие семье. Ольга при живом характере была на редкость усидчивой. Родителей удивляло это обстоятельство: она часами могла упражняться игре на рояле. Слушая игру Ольги, Володя как-то сказал: "Вот чьей работоспособности можно позавидовать". Блестяще окончив Мариинскую гимназию в 1887 году, она поступила на Бестужевские женские курсы в Петербурге, но смерть от брюшного тифа рано вырвала ее из жизни. Ольга умерла в 1891 году. 
      Анна Ильинична указывала на то, что дети в семье росли парами. И самым живым элементом в семье в период детства в Симбирске были Владимир и Ольга. 
      В детстве Владимир во всем старался походить на старшего брата. Будучи очень способным к учению, но крайне непоседливым, Володя серьезному отношению к делу учился не только от родителей, но и от Александра. Особенно легко ему давались языки, да и вообще все гуманитарные предметы. 
      Об умении рационально использовать время говорит и тот факт, что в старших классах гимназии Володя помогал одному учителю чувашу Охотникову Н.Я., готовившемуся к поступлению в университет. Сделал это Владимир за два года, хотя у самого было немало уроков в гимназии в старших классах. 
      Целеустремленность, принципиальность, какая то внутренняя собранность - качества, которые довольно рано развились во Владимире. В учебе, в проведении досуга, в построении отношений с товарищами - во всем эти качества брали верх. В формировании его раннего демократического настроя большую роль сыграл отец. Владимир очень внимательно слушал рассказы отца о его бесконечных поездках по губернии, которые были наполнены болью тяжелой жизни народа. Чувство возмущения социальной несправедливостью рождали эти рассказы отца в сердцах детей. 
      Когда Владимиру исполнилось 16 лет, умер отец, Илья Николаевич. Первое непоправимое горе. Дети потеряли не только отца и учителя, но и друга. Семья словно осиротела. Душевная боль была велика. Да и материально жизнь стала тяжелой. Несмотря на то, что вдове, Марии Александровне, была назначена пенсия, часть дома пришлось отдать в аренду. Старшие, Анна и Александр, были студентами в Петербурге, Владимир и Ольга заканчивали гимназию, Дмитрий учился в младших классах, Маняша была еще совсем мала. 
      Не успела семья оправиться от этого страшного горя, как ее постигло новое несчастье. За участие в покушении на царя Александра III был арестован Александр. Мария Александровна уехала в Петербург. В Симбирске старшим в семье остался Владимир. Это было время его духовного возмужания, именно в эти тяжелые дни, наверное, и был сделан им выбор жизненного пути - пути революционера. 8 мая 1887 года Александр был казнен. Эта боль не убила, а еще больше закалила и сплотила семью. Владимиру и Ольге предстояли вступительные экзамены. После казни Александра семья попала в опалу. Но это обстоятельство не помешало Владимиру и Ольге закончить гимназию с медалями. 
      Надо отдать должное директору мужской классической гимназии Ф.М. Керенскому, человеку честному и порядочному, который глубоко уважал Илью Николаевича Ульянова и который не мог не оценить блестящие способности его сына, Владимира. 
      В середине лета 1887 года семья Ульяновых, покидая Симбирск, оставляла горькие воспоминания последних двух лет. Впереди ждала новая жизнь, полная революционных бурь и потрясений. Но дух спаянной, дружной семьи, сформировавшийся и окрепший здесь, в Симбирске, Ульяновы пронесли через всю жизнь. 
      Семья Ульяновых в Симбирске -это одна из интереснейших страниц истории города. Ибо на ее примере можно проследить, как формировалась русская демократическая интеллигенция второй половины XIX века, какими путями шла к революции. 
      Сейчас все исторические места города, связанные с пребыванием семьи Ульяновых в нем, бережно охраняются. В 1984 году в Ульяновске создан историко-мемориальный заповедник "Родина В.И.Ленина". Особенностью заповедника является то, что улицы его "живут". Кроме музеев и учреждений, большинство домов на улице заповедной части предназначено для жилья. Предполагается восстановление не только исторической среды Симбирска второй половины XIX века, но и природного окружения, воссоздание ландшафта. Заповедник должен стать местом, где каждый может умом и сердцем прикоснуться к живой истории Симбирска.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие черты характера развивали Ульяновы в своих детях?

  2. Как вы думаете, нужно ли сохранять в нашем городе памятные места, связанные с семьей Ульяновых? Обоснуйте ответ.



IV. Итоги урока. Рефлексия.

"Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Домашнее задание:

Повторить конспект в тетради.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мусина Ольга Николаевна

Дата: 29.08.2017

Номер свидетельства: 426666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства