Конспект урока
по окружающему миру
Тема: Организм человека.
4 класс
Работу выполнила
Хазиева Люзия Назиповна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сармановская СОШ»
Конспект урока по окружающему миру
Класс: 4
Тема: Организм человека.
Тип урока: урок развивающего контроля
Цели и задачи: - обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по пройденным темам;
-сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
-развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
-воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
- знает органы, системы органов человеческого тела, их функции и состав;
- знает здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы. - полученную на уроке информацию применяет при решении заданий.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
- карточки для индивидуальной работы,
- картинки,
- тексты жалоб.
Сингапурские структуры: РАУНД ТЭЙБЛ, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН , РЕЛЛИ РОБИН, КОНЕРС, ТАЙМД ПЭА ШЭА, МИКС- ФРИЗ- ГРУП, ТЭЙК ОФ -ТАЧ ДАУН
I.Этап мотивации (самоопределения)
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, дети и гости,
Рада Вас видеть я на уроке!
Дети, за парты тихонько садитесь
И не волнуйтесь, а улыбнитесь! (Слайд)
II. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
– Ребята я хочу начать сегодняшний урок с одной притчи. Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. А….
- Как вы думаете, что сказал мудрец?
-Он сказал: «Здоровый нищий счастливее больного короля”. (Слайд)
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец.
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
- Сначала подумайте, а затем по очереди попробуйте ответить на заданный вопрос.
- Даю 30 секунд. Время пошло. Включается таймер на 30 секунд.
("КОНТИНИУС РАУНД РОБИН» - «Ответ по очереди»).
- Отвечать будет участник под номером 2, стол № 5; участник под номером 3, стол № 2.и т.д.
III. Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока.
Постановка учебных задач.
- А сейчас, ребята, я хочу вам предложить разгадать кроссворд. Разгадаете кроссворд и прочитаете ключевое слово. (Слайд )
1. Одежда человека, которая не промокает и не мнётся, пропускает воздух называется… кожа
2. По кровеносным сосудам движется… кровь
3. Нижние конечности человека – это…ноги
4. Клетки размножаются, растут и образуют… ткань
5. Мозг получает сигналы с их помощью… Это- нервы
6. Из него, в основном, состоит, самый глубокий слой кожи. Это- жир
7. Они принимают участие в процессе пищеварения зубы
8. К костям прикрепляются… мышцы.
- Какое ключевое слово получилось? (Организм)
- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О человеческом организме)
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас завершающий урок по теме «Человеческий организм», на котором мы проверим, как вы знаете свой организм, повторим системы внутренних органов и их функции в организме.
- Вспомните, какие признаки характеризуют живой организм? (Живой организм рождается, дышит, питается, растёт, размножается (оставляет потомство), умирает)
- Для чего нужно знать работу организма? (Чтобы быть здоровым, заботиться о своём здоровье)
V. Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока).
Сложную тему мы изучали,
(показ слайда с названием темы)
Все о своём организме узнали.
Знания нужно теперь закрепить,
В жизни на практике их применить.
Слаженно надо работать и дружно,
Очень сегодня нам выяснить нужно,
Как же здоровье своё укрепить,
Чтобы на свете подольше прожить?
Мы поиграем и посмеёмся,
И на бригады сейчас разобьёмся.
- Сегодня на уроке каждая группа – это бригада «Скорой медицинской помощи», а вы – врачи бригады «Скорой помощи». (Слайд)
- А я сегодня - диспетчер, то есть руководитель и помощник для всех бригад.
- Скажите, пожалуйста, по какому номеру телефона можно связаться с диспетчером «Скорой медицинской помощи»? (03 и 033 по мобильному телефону)
-Как вы думаете какими качествами должен обладать медицинский работник?
- Перед тем, как доверить медицинским работникам жизнь людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Для этого медицинские работники повышают квалификацию, показывают свои знания и получают сертификат качества.
- Сегодня мы проверим, какие знания имеют члены бригад. Для этого вам будут предложены разные задания.
- Давайте, сначала разминёмся! Вы любите загадки?
1-е задание - «Загадки». (Слайд)
*Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
*Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
*Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
*Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
*Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле (Ушки)
*Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут. (Ноги)
*День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце )
*Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей.
*Горшочек умён,
Семь дырочек в нём. (Голова)
*Стоят два пня,
На пнях — бочка,
А на бочке — кочка,
А на кочке — лес... (человек)
*Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (ноги)
*Быть сутулой не должна
У наших школьников (спина)
2-е задание - «Узнай по описанию»
- Следующее задание называется «Узнай по описанию». Каждой бригаде нужно узнать по описанию, о каком человеческом внутреннем органе идёт речь.
1-я бригада
1) Это мускулистая трубка длиной около 20 см, которая продвигает по себе измельчённую и смоченную пищу (пищевод)
2) Это парные органы, в которых каждую минуту очищается около литра крови (почки)
2-я бригада
Этот орган - длинная, уложенная петлями трубка, состоящая из трёх отделов (кишечник)
Это мышечный орган, который непрерывно сокращается и располагается в левой части грудной клетки (сердце)
3–я бригада
Этот орган накапливает белки, жиры и углеводы, выделяет их в кровь и очищает кровь от вредных продуктов (печень)
Эти парные органы такие большие, что заполняют грудную клетку практически полностью, оставляя слева место для сердца (лёгкие)
4-я бригада:
В этот орган попадает пища, растворяется специальным соком, а отсюда идёт в тонкий кишечник(желудок)
Это орган, который позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства (головной мозг)
5-я бригада
Это парные органы, которые состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его (лёгкие)
Этот орган обеспечивает циркуляцию крови в организме, снабжая его кислородом и питательными веществами (сердце)
- Молодцы, ребята! Мы выяснили, что отдельные внутренние органы человека вы знаете, а сейчас проверим, помните ли вы системы органов.
- Что такое система органов?
(Группа связанных друг с другом органов, согласованно выполняющих общую задачу в организме)
-А какие системы органов вы знаете?
3-е задание – «Система органов»
(«Релли робин» - «Работа в парах»).
- Отвечает участник 2, стол № 4; участник 1 стол № 5; участник 3 стол № 1; участник 4 стол № 2.
Опорно-двигательная
Система пищеварения
Дыхательная
Выделительная
Система кровообращения
Нервная.
Физминутка - МИКС – ФРИЗ – ГРУП
Сколько лёгких у человека?
Объём крови в организме человека.
Сколько камер в сердце человека?
Сколько почек у человека?
Сколько конечностей у человека?
Количество пальцев у человека.
- Сколько пар рёбер у человека?
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
4-е задание - «Третий лишний»
- Найдите и подчеркните в каждой строке название «лишнего» органа, который не относится к данной системе.
а) лёгкие, желудок, трахея;
б) почки, череп, позвоночник;
в) желудок, пищевод, сердце;
г) бронхи, сердце, артерия;
д) мочеточник, вена, почки;
е) гортань, мозг, нервы.
- Проверьте правильность выполнения этого задания по образцу на доске.(Слайд)
Поменяйтесь карточками и проверьте правильность работы (СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ)
VII. Этап решения заданий творческого уровня.
5-е задание – «Филворд»
- А сейчас, ребята, очень интересное задание! Как вы знаете, медицинские работники должны уметь писать и читать рецепты. А это очень сложная работа. Я хочу проверить вашу внимательность и зоркость и предлагаю вам найти и прочитать среди букв названия органов и частей человеческого организма. Решаем Филворд. (ТЭЙК ОФ -ТАЧ ДАУН)
Н | М | О | З | Г | О | Л | О | В |
Е | У | С | К | О | С | Т | И | А |
Р | Х | К | Б | Р | О | Н | Х | И |
В | О | Е | К | Т | Г | О | А | П |
Ы | Я | Л | Р | А | Л | У | Х | О |
Р | З | Е | О | Н | А | Е | С | Ч |
О | Ы | Т | В | Ь | З | Д | Н | К |
Т | К | Ч | Е | Р | Е | П | А | И |
Слова, которые можно найти в таблице: мозг, гортань, череп, рот, нервы, язык, кости, бронхи, почки, ухо, скелет, кровь, глаз, ухо, голова. (15 слов)
6-задание - «От теории к практике»
- Ребята, я узнала, что теоретические знания у вас есть, а теперь переходим к практике.
- К бригадам «Скорой медицинской помощи» с жалобами обратились пациенты. Прочитайте их жалобы и дайте свои рекомендации. (Работа в команде)
1-я жалоба
- Я боюсь простудиться, поэтому всегда тепло одеваюсь, не гуляю на улице зимой, стараюсь проводить время дома за уроками, телевизором или компьютером. Но почему-то болею чаще, чем другие ребята, которые постоянно играют на улице даже зимой. Как это объяснить?
(Девочка болеет из-за того, что у неё ослабленный организм. Она ведёт малоподвижный образ жизни. Одевается не по погоде Ей необходимо закаляться, больше бывать на воздухе, больше двигаться, меньше находиться за компьютером)
2-я жалоба
- У меня к четвёртому уроку начинает болеть голова и внимание рассеивается.
После прогулки на улице мне лучше, в течение часа я хорошо выполняю домашнее задание, а затем – опять головная боль. Что со мной происходит? И что мне делать?
( Голова болит из-за того, что девочка мало бывает на воздухе. Организму не хватает кислорода. Рекомендуем побольше гулять на свежем воздухе и хорошо проветривать помещение в классе и дома)
3-жалоба
- Я не люблю школьные завтраки, вместо них ем чипсы и пью «Кока-колу».
А на обед всегда ем бутерброд и вафли. Это очень вкусно! Но настроение
у меня на уроке портится из-за моих троек и даже двоек. Мама говорит, что плохие отметки из-за плохой еды. Разве так бывает?
(Мама права. Девочка ест однообразную еду, в которой мало питательных
веществ, поэтому мозг не получает необходимое питание и плохо работает.
Рекомендуем правильно питаться. Есть рыбу, мясо, фрукты, овощи, пить соки, ну и конечно учить уроки. Желательно есть пищу, приготовленную дома или в школьной столовой)
4-я жалоба
Я очень люблю читать книги и смотреть телевизор. Когда я устаю, я начинаю смотреть телевизор лёжа и всё равно я устаю. Почему так происходит? Ведь я лежу.
5-я жалоба
У нас дома 3 кошки. Я очень люблю кошек. Они тоже любят меня. Кошки всегда рядом со мной. Спят со мной, сидят рядом за столом. Они любят, когда я их глажу. Но вот недавно меня начали беспокоить боли в животе, зуд на коже. Я не понимаю, что это со мной. Помогите, пожалуйста!
VIII. Первичное закрепление.
Аукцион
1.Части организма, имеющие определенное строение и специальное назначение. (Органы)
4. Орган мышления у человека (Мозг)
6. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка. (Сердце)
9. Особая жидкость красного цвета , необходимая человеку и животному.(Кровь)
10. Орган пищеварительной системы в виде мешочка. (Желудок)
12. Костное образование, орган во рту для откусывания и разжевывания пищи. (Зуб)
14. Орган обоняния. (Нос)
15.Орган слуха. (Уши)
16.Человек, дающий свою кровь для переливания другому человеку. ( Донор)
17.Орган тела человека и животных, состоящих из ткани, способных сокращаться. ( Мышца)
18.Орган зрения. (Глаз)
19.Наружный покров тела человека и животного. (Кожа)
20.Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуковой речи. ( Язык)
21. Разветвления дыхательного горла, по которым воздух поступает в легкие.
( Бронхи)
IX. Этап рефлексии.
-Ребята, оцените работу вашей бригады (СВЕТОФОР). А теперь оцените свою работу. Спасибо! Мне тоже очень понравилась ваша работа. Вы все на «отлично» сдали квалификационные экзамены. И я Вас поздравляю!
В жизни здоровье главнее всего!
Быстрей пожелать поспешу вам его.
Его вы храните, лелейте, любите,
На отдых почаще его вывозите.
Еще посещайте спортивный кружок -
И будешь всегда ты здоровым, дружок! (Слайд)