I. II. | Организацион ный момент. Эмоциональный настрой. Проверка домашнего задания. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять! -Какой раздел вы начали изучать? -Объясните значение пословицы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» -Желаю вам доброго здоровья и удачи на уроке. | -Мы начали изучать раздел «Кто ты такой?» -Дал бы бог здоровье, а счастье найдём. -Здоров будешь - всё добудешь. -Здоровье дороже богатства. -Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. | Такого рода упражнения в начале урока проводят с целью создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Учитель как бы связывает учебное время прошлого и настоящего урока. |
III | Актуализация знаний | - Давайте попутешествуем по лесу, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная). Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.) А вот около речки, увидели камни. Расскажите, какие они? (Круглый, холодный). - Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот). -С помощью чего люди познают окружающий мир? -Сколько органов чувств у человека? -Возможно, вы и правы, что 5 органов чувств. Точный ответ вы сможете дать только в конце урока. Будьте очень внимательными и старательными. -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -Какова цель урока? | (Слайд 2) (Слайд 2) Тема урока: « Органы чувств» -Мы узнаем, какие органы чувств есть у человека, какую роль они играют в жизни человека и как за ними ухаживать. -У человека 5 органов чувств. | Учитель предлагает задания, которые позволяют оценить возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Даёт возможность ученикам излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
IV | Открытие нового знания. 1.Составление планы работы. | -Что надо сделать, чтобы выполнить ту задачу, которую поставили перед собой? -Из каких шагов состоит работа по данной теме? Знаем!!!!!!! Научимся беречь. Узнаем для чего он нужен. Познакомимся с органом чувств. -Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами таблица, в первую колонку которой вы можете записать всё, что вам известно об органах чувств человека. Во вторую колонку запишите то, о чём вам хотелось узнать. -А 3 колонку вы будете заполнять в течение всего урока. -А в этом нам поможет таблица, которую вы будете заполнять при знакомстве с каждым органом чувств. | -Составить план работы. -Сначала мы выясним, что это за орган чувств, узнаем для чего он необходим человеку, как беречь его. - И тогда сможем с уверенностью сказать, что мы знаем всё об этом органе чувств. Учащиеся самостоятельно заполняют колонки таблицы - знаю, хочу узнать. Приложение 2 Приложение 3 | На данном этапе целесообразно планировать пошагово решение задачи. Целесообразно на доске иметь увеличенную копию схемы плана. Она должна быть на всех этапах решения задачи урока, всегда на одном и том же месте. На данном этапе урока реализуем разные вида деятельности учащихся - аналитическая, самостоятельная, рефлексивная. Оценивают собственные результаты и результаты одноклассников. |
| | - Прочитайте инструкцию в учебнике с.21и выполните практическую работу в парах. Каждая пара выбирает 2 предмета, запах которых вам надо определить. -Что помогло вам определить предметы? - Какой орган чувств помог это сделать? - Прочитайте сообщение об этом органе чувств в учебнике на с. 22-23. --Прочитаю вам небольшое сообщение, а вы постарайтесь найти ошибки. -Можно ли говорить о запахе лета, осени, весны, зимы? -Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? -Кто они? -Сформулируйте правила, которые помогут сохранить наш орган обоняния - нос. --Запишите в последнюю колонку таблицы то, что нового узнали об органе обоняния. 2.- Какой орган помогает нам получать информацию о свойствах изображённых предметов ? -Расскажите, что вы записали в таблице ранее об этом органе? -Каждая пара проведёт опыт «Угощение для языка». Инструкция дана в учебнике на с.24. Результаты опыта вы запишите в таблицу. -Подготовьте сообщение о зонах языка, отвечающих за различные вкусовые ощущения, используя статью учебника с.23. -Запишите в последнюю колонку то, что вы нового узнали об органе вкуса. 3. Для знакомства со следующим органом чувств предлагаю вам поиграть в игру «Угадай предмет». Несколько учеников выходят к доске и с закрытыми глазами в варежках должны отгадать, какой предмет они держат в руках. - С какой трудностью вы встретились? -Попробуйте это сделать без варежки. -Какой орган чувств помог вам в этом? -Для чего он необходим человеку? -Предлагаю вам провести опыт. Инструкция дана в учебнике на с.25.Результаты опыта запишите в таблицу. -Каким людям этот орган чувств помогает жить? -Что нового узнали, запишите в таблицу. -Как надо относится к коже? Почему? -Как вы думаете, окружающий мир помогают познать только эти органы чувств? -Какие ещё органы чувств помогают в познании окружающего мира? Физминутка. 4.-Закройте глаза и попробуйте отгадать, какой предмет у меня в руке. -Почему вы не смогли ответить на мой вопрос? -Предлагаю выполнить задания в паре. У каждой пары набор картинок. Вам необходимо выполнить -группировку предметов -определите назначение предметов -дайте название предметам -Почему вы смогли выполнить это задание? -Что можно увидеть с помощью глаз? -Прочитайте сообщение. Во время чтения не забывайте делать пометки на полях. -Дайте научное определение - что такое глаза? --К какому органу чувств относятся? -Как надо относится к глазам? -Объясните, что значит «храни её как зеницу ока»? -Запишите в третью колонку таблицы то, что нового узнали для себя. -Предлагаю поиграть в игру «Угадай голос соседа» -Что помогло угадать голос соседа? -К какому органу чувств относится? -Что можно услышать нашим органом слуха? Дидактическая игра «Веришь, не веришь» - Как устроено ухо? -Прочитайте статью и сделайте пометки на полях уже знакомыми знаками. -Какую роль играет орган слуха? -Сформулируйте правила, которые помогут вам сохранить слух? -Назовите орган равновесия. -Что нового узнали для себя? -Запишите в 3 колонку таблицы. | Дети работают в парах. - В этом нам помог нос. Слайд 3 Приложение 4 - У каждого времени года свой запах. -Да есть. Это парфюмеры. -Орган вкуса - язык. - Каждая часть языка отвечает за свой вкус. Слайд 4 -Сложно было определить, что это за предмет. -Нам помог орган осязания – кожа. Слайд 5 -Для защиты организма. -Это орган чувств помогает жить слепым людям. Они познают мир с помощью тактильной памяти. Например, читают по специальным книгам с помощью пальцев рук. Приложение 10 -Орган зрения-глаза, орган слуха - ухо. - Мы не могли отгадать предмет, потому что его не видели. Слайд 6 Приложение 5 Слайд 7 -Нам в этом помогло зрение. -Это орган зрения. -К глазам надо относится очень бережно. Приложение 6 -Око- это глаз. И к нему надо относиться очень бережно. Ученики выходят к доске по одному, класс отгадывает, чей это голос. -Это орган слуха. -Можно услышать звуки, которые нас окружают. Учитель очень тихо передаёт 1 ученику слово, а он его передаёт другим детям. Последний ученик называет слово, которое услышал. Слайд 8 Приложение 7 Дети рассказывают о том, как устроено ухо. Приложение 8 Высказывают предположение о роли органа слуха. Пытаются сформулировать правила сохранения органа слуха. Дети высказывают свои предположения. | Дети учатся работать с информацией учебника, определять назначение упражнений, соотносить содержание упражнений с целью. Используется приём «Инсерт». При самостоятельном прочтении текста учащиеся делают пометки на полях. На данном этапе урока используется приём «Лови ошибку». Данный вид работы поддерживает осознание причастности вклада каждого школьника в результат совместной деятельности. Организовать постепенную выработку детьми тех норм в классе, которые каждому помогают чувствовать себя комфортно, проявлять чувства друг другу, знаками поддерживать друг друга. Создание проблемной ситуации, побуждение детей к мыслительной деятельности. На данном этапе важно обеспечить условия для совместной работы в группах. Ситуация разногласия, конфликта точек зрения в группе побуждают сформулировать и противопоставить их, инициируют обращение за помощью. Важно на всех этапах обучения младшего школьника уделять играм и упражнениям на развитие эмоциональной поддержки, интереса детей друг к другу через невербальные средства. |
V | Самостоятельное применение знаний. | -А сейчас вы должны выполнить задания, которые покажут нам что вы сегодня узнали. --Нарисуйте маленький значок глаза, уха, носа, рта или руки перед теми словами, которые связаны с соответствующими органами. Обведи слова, с которыми у тебя возникли трудности. -Оцените свою работу. Закрасьте кружок в последней ячейке: «зелёный» - работал быстро, правильно, самостоятельно «синий» - работал правильно, но медленно; «жёлтый»- работал правильно, но с помощью других; «красный» - работал быстро, но неправильно. | Слайд 9 Приложение 9 Дети работают на листах, после проверки у доски оценивают свою работу. | Задания способствуют формированию у учащихся самооценки, достигнутых результатов, поощрение учителя, умение оценивать учебные действия |
VI | Подведение итогов. Рефлексия. | -С помощью, каких органов чувств человек познаёт окружающий мир? -Какой орган чувств самый главный? Докажите свой ответ. -Как надо относиться каждому человеку к своим органам чувств? -Учёные говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, мозг» - Как вы это понимаете? -Что узнали самое интересное на уроке? -Какое задание было самым трудным? -Как вы справлялись? | -У человека 6 органов чувств: орган слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, равновесия. Человек воспринимает мир всеми органами чувств. Каждый из них дополняет друг друга. Работой органов чувств руководит головной мозг. Слайд 9,10 | Система вопросов способствует осознанно строить речевое высказывание в устной форме, формированию целостного взгляда на мир, умения оценивать свои достижения ,наметить пути дальнейшей работы над учебным материалом. целостное представление об изучаемым предмете. |