-умение сопереживать героям литературного произведения;
-наблюдательности и внимания, логического мышления;
3. пробуждение интереса и любви детей к творчеству писателя; воспитывать любовь к родному языку и к художественному слову.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина,
презентация А.С. Пушкин, запись отрывка сказки (аудиозапись), запись отрывка из мультфильма, музыкальный отрывок «Живая природа».
Ход урока:
I Организационный момент. – Прозвенел звонок, начинаем мы урок!
Начинается урок литературного чтения. Садитесь! Ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы продолжим путешествовать вместе с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
II. Проверка домашнего задания. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина .
1). - Рассмотрите книги, которые вы читали и принесли на наш урок. Сколько произведений написал А.С.Пушкин. Хотя со дня рождения поэта прошло больше 210 лет, но его стихотворения, сказки, поэмы до сих пор оставляют в наших сердцах неизгладимый след. Его произведения переводят на все языки мира, их любят и взрослые, и дети, хотя специально для детворы он не писал.
Беседа.
– На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с биографией А. С.Пушкина.
Давайте вспомним, что вы узнали из биографии поэта на прошлом уроке?
- Ребята, а какие сказки написал А.С.Пушкин? Узнайте по картинке, как – эта сказка?
Оцените этот этап работы.
2). - Вспомните, пожалуйста, какие бывают сказки? (народные и литературные).
- Чем они отличаются друг от друга?
- Давайте попробуем, сравнить названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.
- Почему А.С.Пушкин каждый раз подчеркивает слово «сказка»?
(Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!)
- Что еще необычного в названиях сказок Пушкина?
( Герои не просто называются, но и дается характеристика, фиксируется отношение к ним автора).
- Какой вывод можно сделать?
Оцените этот этап работы.
III. Введение в тему.
- Прочитайте название сказки, по которой сегодня мы с вами будем путешествовать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
IV. Знакомство со сказкой по частям.
А сейчас приготовьтесь слушать и читать эту необыкновенную сказку.
1). Слушанье начала сказки в аудиозаписи. (Ученики следят по учебникам.)
2). Чтение хорошо читающими учениками. (Ученики следят по учебникам.)
3). Просмотр отрывка из мультфильма и чтение учителем.
4). Вопросы после чтения всей сказки.
- Понравился ли вам отрывок, который мы с вами прочитали?
- Какой эпизод особенно взволновал?
-Какие чувства остались у вас после слушанья отрывка из сказки?
(Ответы учеников).
-Можно ли сказать, что в сказке существует острый конфликт добра и зла?
- Из чего это видно?
5). Комментирование непонятных слов.
- Ребята, а были ли какие-то слова вам непонятны?
- Какие из этих слов являются устаревшими?
- Как называются такие слова? ( Архаизмы – устаревшие слова, которые в современной речи не используются или заменены словами - синонимами).
Правильно такие слова – АРХАИЗМЫ, в современной речи мы их не используем, а некоторые заменены словами – синонимами.
Светлица грамота указ
Гонец пир аршин
Оцените этот этап работы.
Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
1). Деление текста на смысловые части (составление плана).
Ребята, мы прослушали отрывок из сказки.
- Скажите, на какие три смысловые части можно разбить данный отрывок? Эту работу вы будете выполнять в парах. Вспомните основные правила работы
в парах. (Работать дружно, вместе, помогать друг другу).
Я вижу, что многие уже справились с этой работой. Проверим, что же у вас получилось.
- О чем речь шла в первой части? Как вы озаглавили?
1 часть - Выбор невесты.
- О чем речь шла во второй части? Как вы озаглавили?
2 часть - Обман царя.
- О чем речь шла в третьей части? Как вы озаглавили?
3 часть - Чудесное спасение.
Оцените этот этап работы.
2). Беседа.
- Все сказки, как правило, начинаются с зачина. Приведите пример зачина. («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
- А, как начинается сказка А.С. Пушкина? ( «Три девицы под окном…»).
- Есть ли здесь зачин?
- О чем говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле).
- Что еще необычного в начале сказки?
- С чего начинается действие? (Три девицы ведут между собой своеобразный торг).
- С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Примеры (Балда с попом на базаре; старуха с золотой рыбкой).
Русский народ всегда любил торговаться, эту национальную особенность А.С. любил обыгрывать в своих сказках.
3). Выборочное чтение.
Ну, что ж наше путешествие продолжается.
- Ребята, а каков царь Салтан? Подтвердите отрывками из текста. ( В гневе начал он чудесить…)
- Таким ли вы его представляли себе? (Он ведёт себя необычно; подслушивает
под окном; ходит один, без свиты; жену выбирает и сразу женится.)
- А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный: добрый,
доверчивый, любит жену, царь - отец, но бывает и несправедливый,
гневный.)
- Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. (В синем море…)
- Что в этих строках реальность, а что сказочное?
- Найдите и зачитайте, как растет ребенок в бочке? (Не по дням, а по часам…)
- А что в этих строках реальность, а что сказочное?
- Как же спасаются герои сказки? (Сын на ножки…)
- Что здесь реальность, а что вымысел?
Оцените свою работу на этом этапе.
VII. Итог урока
Вот и подходит наш урок к концу.
- Докажите, пожалуйста, что мы с вами познакомились со сказкой. (Волшебство, троекратный повтор, добро и зло)
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
- Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?
- Почему?
- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?
VIII. Домашнее задание
Дома вы продолжите знакомство со сказкой о царе Салтане, выполнив следующие задание.
А на сегодня я прощаюсь с вами и говорю всем спасибо за активную работу на уроке. Посчитайте количество баллов, которыми вы оценили свою работу на уроке. Сравните с таблицей и поставьте оценку, которую вы заработали. Встаньте, кто получил «5» - Молодцы, «4» - Хорошо и «3»- Вы постараетесь на следующем уроке.