Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пушкин А.С "Узник"»
Конспект урока по литературе в 6 классе.
Тема урока : А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».
Цели и задачи
Способствовать развитию у учащихся предметных знаний и умений:
-познакомить учащихся с южной ссылкой поэта;
-продолжить знакомство с теорией литературы;
-сформировать навыки исследования литературного произведения.
2. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных учебных действий:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- воспринимать другие точки зрения;
- выступать перед классом ;
- работать индивидуально и в команде.
3. Способствовать воспитанию у учащихся
- чувства любви к русской поэзии, к своей культуре.
Тип урока: урок развития речи.
Организационный момент.
Ход урока.
Вступление.
Слово учителя о Пушкине-лицеисте. Показ репродукции картины И.Е.Репина и фотографии Царскосельского лицея и парка.
( Южная ссылка поэта обернулась новыми, яркими впечатлениями. Они запомнились ему надолго. В это время Кишинев был глухой провинцией.
Пушкин был направлен под надзор к генералу Инзову, где должен служить чиновником.
Над всеми домами возвышался острог, узкие здания выходили во двор, где были прикованы орлы, которые гордо смотрели на людей. Арестанты из своих камер смотрели через решетки на орлов. Пушкин. Беседуя с арестантом, Александр Сергеевич подошел к окну… Так родилось стихотворение..
Чтение статьи и стихотворения.
3. Беседа по прочитанному.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Сравните. Как звучало первое четверостишие и последнее?
- Как объясняется грусть, которую вы почувствовали вначале? Найдите в тексте слова.
- Что говорит поэт об орле?
- Какие еще чувства возникают? (Чувства тоски, обиды, горечи).
- Какой прием использует поэт? (Контраста). Найдите примеры .
- О чем говорится в конце стихотворения? (О природе) Какая она?
4. Слово учителя. Какая основная мысль данного стихотворения? Подумайте.
(Орел и неволя- понятия несовместимые. Какая мысль усиливается от того, что рядом с узником - орел «вскормленный в неволе» чувство безысходности, свободы нет ни для кого, раз даже орел живет в неволе, как узник). Грусть – главное настроение стихотворения. Но многие передовые люди видели призыв к свободе. Докажите. («Мы вольные птицы, давай улетим»…туда , где…»)
5. Работа в тетрадях. Словарная работа. (Метафора, контраст)
6. Вывод.
В последних строках хочется возвысить голос. Почему? Поэт зовет к свободе, не мыслит жизни в заточении, в рабстве, поэтому данное стихотворение стало любимой народной песней в дореволюционной России. Простой народ услышал в ней не тоску печаль, а нашел призыв к свободе, утверждение ее необходимости.
7. Обобщение. Учащиеся говорят о том, что они узнали нового на данном уроке.
8. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение, по желанию сделать к нему иллюстрацию.