Цели и задачи:
Образовательные:
-Показать влияние стихотворений А.С.Пушкина на творчество татарского поэта Г.Тукая.
-Показать учащимся сходство вступления к поэмам “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.
Воспитательные:
-Воспитание наблюдательности и любознательности, воспитание интереса к творчеству Пушкина и Тукая.
-Закрепление в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом.
- Духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся
Развивающие:
-Развитие навыков устной речи.
Форма проведения урока: (урок-беседа с элементами дискуссии).
Оборудование урока: видеопроектор, компьютерное оборудование, экран, презентация «Звезда Пушкина» ,звезда Тукая» татарская народная мелодия «Аллюки» на слова Тукая, мультимедийный диск «Жизнь и творчество Г.Тукая».
Эпиграф к уроку:
Пушкин-море, море-Тукай!
В небе вечности сверкай.
Негасимое созвездие:
Пушкин и Тукай.
Г. Тукай («Ответ»)
Ход урока:
-Организационный момент.
Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, чьи портреты вы видите на экране?
(ответ учащихся) Портреты русского поэта А. С. Пушкина и татарского народного поэта Г. Тукая.
Учитель: Давайте вспомним годы жизни этих поэтов.
(ответ учащихся) А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве и умер в 1837 году, а Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии , а умер в 1913 году.
Учитель: Ребята, таким образом , эти два великих поэта не только принадлежат к литературе разных народов не только творили на разных языках, но и жили в разные эпохи. Великие личности. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени ,умы последующих поколений, заставил волноваться и каждого из нас. Эти имена в жизнь каждого входят очень рано. Первые книжки для нас в домашней библиотечке –это сказки Пушкина и Г. Тукая- сопровождают на всю жизнь. А изучая их поэзию и прозу, мы неизменно чувствуем ,какой огромный художественный мир создали они. И каждый из нас находит в них что это свое, особенно близкое и дорогое.
Учитель: А. С .Пушкин... Как говорил М. Горький, “Своим творчеством великий русский поэт заложил незыблемый фундамент всего русского искусства послепушкинской поры С Пушкина начинается великий поворот...”.
Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. Это связано с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка.
Учитель : Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Его почти постоянные маршруты – деревни близ Казани, Казань – Уральск. Снова Казань. Но сколько трагического уготовила судьба будущему поэту на этих недлинных дорогах. Сиротство с раннего детства, нищета, унижения... Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ.
Он умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы. Это стало возможным благодаря изучению тонкостей достижений национальной литературы. Но не только традиции классической татарской и восточной поэзии были для него школой творчества. Огромное значение имела для него знакомство с творчеством Пушкина. Встретившись, он уже не расстается с ним на всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию.
Г. Тукай не только посвящал стихотворения великому русскому поэту, но и много переводил из творчества Пушкина. Но сегодня не о них речь.
Учитель: Сегодня мы сопоставим 2 поэмы великих поэтов. Давайте представим, что мы с вами литературоведы, наша задача исследовать поэтический текст. Предметом нашего исследования будут служить поэма Пушкина “Руслан и Людмила” и поэма Г. Тукая “Шурале”.
Учитель: Ребята, вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете? (“Колобок”, “Теремок”, “Иван-царевич и серый волк”, “Морозко” и т.д.)
Учитель: Назовите главное отличие литературной сказки от народной? (литературную сказку написал автор, в другом – народ).
Учитель: Подумайте, что использует писатель-сказочник? Что он берет в основу своих сказок? (Уже услышанную сказку от кого-то). Какой жанр устного народного творчества они использует? (жанр литературной сказки).
Учитель: В каждой литературной сказке есть мотивы народных сказок. Оказывается, и А.С. Пушкин, и Г. Тукай широко использовали для своих поэм народные сказки.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, информацию о сказках, которые легли в основу сказок Пушкина и Тукая?
(учащиеся читают) “Историю создания поэм”.
Поэма А.С .Пушкина “Руслан и Людмила”
Поэма Г Тукая “Шурале”
а) “У лукоморья дуб зеленый...”. Прототип этого вступления хорошо известен – это сказка о Султане Султановиче и 34 его сыновьях, которая была записана Пушкиным со слов Арины Радионовны в Михайловском в 1824-1825г.г.”
(Народное образование №5, 2009г., с.138).
“Тукай расспрашивал меня ... какие материалы привезли. Я показал ему сказки. Среди них он присмотрел мифические сказки о шурале. Они были у меня в 3-х вариантах. Он сказал, что один из них очень близок к варианту, который сам слыхал и знал, и очень обрадовался этому”
(Х.Бадигов, ученый-фольклорист 1907г. “Слово о Тукае” К. 1966 с.391-392)
Учитель: Вспомните композиционную особенность народных сказок. Из каких частей состоит сказка? (зачин, содержание, концовка). Приведите примеры вступлению и концовке из русских народных сказок.
Учитель: А сейчас обратимся к текстам наших авторов. Соответствуют ли они такой композиции? Обратимся к Пушкину. С чего начинается сказка Пушкина “Руслан и Людмила”? (со вступления).
Учитель: Я уверена, что пушкинский текст вы знаете с детства. А содержанием сказки – поэмы “Шурале” я вас познакомлю сейчас. Краткое содержание “Шурале” на столах учащихся. Презентация на поэму “Шурале”.)
Краткое содержание поэмы “Шурале” Г.Тукая (перевод С.Липкина).
В одну лунную ночь джигит отправляется в лес за дровами. Внезапно он останавливается от ужасного крика: перед ним стоит не то человек, не то чудище лесное.
Джигит дровосек отважно спрашивает, кто же он? В ответ лесное чудище отвечает, что он и не разбойник, но и не праведник святой – Шурале. Он обрадовался, увидев человека, потому что он веселит себя тем, что щекочет встретившихся ему людей. Ведь его пальцы приспособлены щекоткой убивать их. Он призывает дровосека поиграть с ним в щекотку. Джигит соглашается поиграть с ним и, в свою очередь, просит помочь ему перенести бревно в телегу. А держать бревно советует за большую щель. Шурале живо просовывает свои длинные пальцы в щель бревна. А дровосек был хитер – он заранее заткнул клин в щель бревна, и теперь быстро выбил его топором, а пальцы Шурале зажались в щели.
От боли и обиды Шурале вопит, орет, плачет, просит отпустить его. Дровосек тем временем собирается домой. Шурале спрашивает: кто ты? Джигит отвечает: “Прозван я – “Вгодуминувшем".
А на утро прибежали остальные Шурале и смеются над ним: “Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?”
Учитель: Мы сегодня исследуем вступления данных сказок. На основании этого мы заполним таблицу, сделаем общие выводы по вступлениям.
Каждый человек с любовью вспоминает пушкинское вступление к поэме “Руслан и Людмила” на протяжении всей своей жизни. Давайте вспомним первое четверостишие
Учащиеся:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Учитель: Где же происходит действие в сказке? (у лукоморья). А вы задумывались, что такое лукоморье? (“Лукоморье” (стар.) морской залив. Словарь С.И.Ожегова. М.1999. 4-ое издание). А где происходит действие в сказке “Шурале»? Ответьте строчками текста (Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!)
Учитель: Делаем вывод о месте действия в поэме “Шурале” и в поэме “Руслан и Людмила” (место действия в поэме “Шурале” – реальная деревня вблизи Казани. А в поэме Пушкина – сказочное место).
Учащиеся заполняют 1-ю строку таблицы сравнительного анализа.
Сравнительный анализ вступлений поэмы
“Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина
Поэма А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”
Поэма Г.Тукая “Шурале”
1. Место действия
2. Рассказчик
3. Описание “удивительного леса”
4. Чувства рассказчиков
5. Заключение
Учитель: Кто является рассказчиком в поэмах “Шурале” и “Руслан и Людмила”? (поэт). Отвечаем только словами авторов. Как о себе говорят рассказчики?
И там я был, И мед я пил.
(“Руслан и Людмила”)
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил.
(“Шурале”)
Учащиеся делают вывод. Оба рассказчика видели своими глазами это место, здесь все родное.
Учитель: А сейчас посмотрим описание удивительного леса у Пушкина и у Тукая.
Учитель: Что использует Пушкин при описании Лукоморья? (Он описывает волшебных героев: леший, русалка, колдун, баба Яга, Кащей и др.)
Учитель: Каким выводом заканчивает автор описание лукоморья? (Там русский дух, там Русью пахнет…)
Учитель: А как вы понимаете русский дух? Как это пахнет Русью? (Дух – душа, характер русского народа, быт народа и т.д.)
Учитель: А каков лес у Тукая? (учащиеся читают текст вслух).
УЧИТЕЛЬ: Есть ли волшебство в описании леса? Какие художественные приемы использует Тукай?
(Сравнения: грозной ратью мне казались беспредельные леса, точно воины стояли сосны, липы словно войско Чингизхана; метафорические сравнения: бархатистым одеялом)
Эпитеты – прилагательные, которые выражают чувства автора (беспредельные леса, лес благоуханный)
Олицетворение (вступали в спор и мирились лепестки, куры петь умеют, садились мотыльки).
Гипербола (этот лес шире моря, выше туч)
Учитель: С чем сравнивается лес? (с войском Чингизхана)
(учитель делает вывод) Поэт создает волшебную картину леса.
(Здесь и музыка, и танцы и певцы и циркачи,
Здесь бульвары, и театры, и борцы и скрипачи)
(Птицы, мотыльки, цветы – все сравнивается с цирком, танцем).
Учитель: Какие строчки передают чувства самого автора? Что он чувствовал?
(Любовь. Следующие строки: Дивный край!... но любовь к нему хранил;...и вставала предо мною слава дедовских времен). Чувство рассказчика – любовь (ребята пишут, что оба поэта пишут о любви).
Учитель: Если мы представим эту любовь автора в форме сердца, из каких частичек оно может состоять? (любовь к природе, к истории родного края (“Чингизхан”), к простому народу, к малой Родине, к народным традициям (“Сабантуй”), к устному народному творчеству (Шурале, пэри) и т.д.
Учитель: Какой вывод делает Г.Тукай во вступлении к поэме “Шурале” (Тукай передает любовь к родному краю, и поэтому перефразируя Пушкина мы можем сказать “Здесь татарский дух… Здесь землей татарской пахнет…”).
Учитель: А в чем выражается дух русского и татарского народов? (в творчестве, в любви к природе, в труде, в истории народа (“Дела давно минувших дней...”).
Учитель: Ребята , мы на протяжении урока исследовали вступление 2-х поэм. К какому же выводу мы пришли? В чем главное основное сходство 2-х поэм? (в отношении авторов к народу, великой любви к языку и творчеству народа, в образах и красках здесь воплощено восхищение народом, его разумом, его творческой силой).
Учитель : “Эту сказку “Шурале” я написал пользуясь примером поэтов Пушкина и М .Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями”, – так писал Г. Тукай в примечании к поэме “Шурале”.