kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

Образовательные:

-Показать влияние стихотворений А.С.Пушкина на творчество татарского поэта Г.Тукая.

-Показать учащимся сходство вступления  к поэмам “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.

Воспитательные:

-Воспитание наблюдательности и любознательности, воспитание интереса к творчеству Пушкина и Тукая.

 -Закрепление в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом.

- Духовное, нравственное, эстетическое  воспитание учащихся

Развивающие:

-Развитие навыков устной речи.

Форма проведения урока: (урок-беседа с элементами дискуссии).

Оборудование урока:  видеопроектор, компьютерное оборудование, экран, презентация  «Звезда Пушкина» ,звезда Тукая» татарская народная  мелодия  «Аллюки» на слова Тукая, мультимедийный диск  «Жизнь и творчество Г.Тукая».

Эпиграф к уроку:

Пушкин-море, море-Тукай!

В небе вечности сверкай.

Негасимое созвездие:

Пушкин и Тукай.

Г. Тукай («Ответ»)

Ход урока:

-Организационный момент.

Учитель:  Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, чьи портреты вы видите на экране?

(ответ учащихся) Портреты русского поэта А. С. Пушкина и татарского народного поэта Г. Тукая.

Учитель:  Давайте вспомним годы жизни этих поэтов.

(ответ учащихся)  А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве и умер в 1837 году, а Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии , а умер в 1913 году.

Учитель:  Ребята, таким образом , эти два великих поэта не только принадлежат к литературе разных народов не только творили на разных языках, но и жили в разные эпохи. Великие личности. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени ,умы последующих поколений, заставил волноваться и каждого из нас. Эти имена в жизнь каждого входят очень рано. Первые книжки для нас в домашней библиотечке –это сказки Пушкина и Г. Тукая- сопровождают на всю жизнь. А изучая их поэзию и прозу, мы неизменно чувствуем  ,какой огромный художественный мир создали они. И каждый из нас находит в них что это свое, особенно близкое и дорогое.

 Учитель:   А. С .Пушкин... Как говорил М. Горький, “Своим творчеством великий русский поэт заложил незыблемый фундамент всего русского искусства послепушкинской поры С Пушкина начинается великий поворот...”.

Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. Это связано с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка.

 Учитель :   Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Его почти постоянные маршруты – деревни близ Казани, Казань – Уральск. Снова Казань. Но сколько трагического уготовила судьба будущему поэту на этих недлинных дорогах. Сиротство с раннего детства, нищета, унижения... Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ.

Он умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы. Это стало возможным благодаря изучению тонкостей достижений национальной литературы. Но не только традиции классической татарской и восточной поэзии были для него школой творчества. Огромное значение имела для него знакомство с творчеством Пушкина. Встретившись, он уже не расстается с ним на всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию.

Г. Тукай не только посвящал стихотворения великому русскому поэту, но и много переводил из творчества Пушкина. Но сегодня не о них речь.

Учитель:  Сегодня мы сопоставим 2 поэмы великих поэтов. Давайте представим, что мы с вами литературоведы, наша задача исследовать поэтический текст. Предметом нашего исследования будут служить поэма Пушкина “Руслан и Людмила” и поэма Г. Тукая “Шурале”.

 Учитель:  Ребята, вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете? (“Колобок”, “Теремок”, “Иван-царевич и серый волк”, “Морозко” и т.д.)

Учитель:  Назовите главное отличие литературной сказки от народной? (литературную сказку написал автор, в другом – народ).

 Учитель:  Подумайте, что использует писатель-сказочник? Что он берет в основу своих сказок? (Уже услышанную сказку от кого-то). Какой жанр устного народного творчества они использует? (жанр литературной сказки).

 Учитель:  В каждой литературной сказке есть мотивы народных сказок. Оказывается, и А.С. Пушкин, и Г. Тукай широко использовали для своих поэм народные сказки.

Учитель:  Прочитайте, пожалуйста, информацию о сказках, которые легли в основу сказок Пушкина и Тукая?

(учащиеся читают)  “Историю создания поэм”.

Поэма А.С .Пушкина “Руслан и Людмила”

Поэма Г Тукая “Шурале”

а) “У лукоморья дуб зеленый...”. Прототип этого вступления хорошо известен – это сказка о Султане Султановиче и 34 его сыновьях, которая была записана Пушкиным со слов Арины Радионовны в Михайловском в 1824-1825г.г.”

(Народное образование №5, 2009г., с.138).

“Тукай расспрашивал меня ... какие материалы привезли. Я показал ему сказки. Среди них он присмотрел мифические сказки о шурале. Они были у меня в 3-х вариантах. Он сказал, что один из них очень близок к варианту, который сам слыхал и знал, и очень обрадовался этому”

(Х.Бадигов, ученый-фольклорист 1907г. “Слово о Тукае” К. 1966 с.391-392)

Учитель:   Вспомните композиционную особенность народных сказок. Из каких частей состоит сказка? (зачин, содержание, концовка). Приведите примеры вступлению и концовке из русских народных сказок.

Учитель: А сейчас обратимся к текстам наших авторов. Соответствуют ли они такой композиции? Обратимся к Пушкину. С чего начинается сказка Пушкина “Руслан и Людмила”? (со вступления). 

Учитель:  Я уверена, что пушкинский текст вы знаете с детства. А содержанием сказки – поэмы “Шурале” я вас познакомлю сейчас. Краткое содержание “Шурале” на столах учащихся. Презентация на поэму “Шурале”.)

Краткое содержание поэмы “Шурале” Г.Тукая (перевод С.Липкина).

В одну лунную ночь джигит отправляется в лес за дровами. Внезапно он останавливается от ужасного крика: перед ним стоит не то человек, не то чудище лесное.

Джигит дровосек отважно спрашивает, кто же он? В ответ лесное чудище отвечает, что он и не разбойник, но и не праведник святой – Шурале. Он обрадовался, увидев человека, потому что он веселит себя тем, что щекочет встретившихся ему людей. Ведь его пальцы приспособлены щекоткой убивать их. Он призывает дровосека поиграть с ним в щекотку. Джигит соглашается поиграть с ним и, в свою очередь, просит помочь ему перенести бревно в телегу. А держать бревно советует за большую щель. Шурале живо просовывает свои длинные пальцы в щель бревна. А дровосек был хитер – он заранее заткнул клин в щель бревна, и теперь быстро выбил его топором, а пальцы Шурале зажались в щели.

От боли и обиды Шурале вопит, орет, плачет, просит отпустить его. Дровосек тем временем собирается домой. Шурале спрашивает: кто ты? Джигит отвечает: “Прозван я – “Вгодуминувшем".

А на утро прибежали остальные Шурале и смеются над ним: “Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?”

 Учитель:  Мы сегодня исследуем вступления данных сказок. На основании этого мы заполним таблицу, сделаем общие выводы по вступлениям.

Каждый человек с любовью вспоминает пушкинское вступление к поэме “Руслан и Людмила” на протяжении всей своей жизни. Давайте вспомним первое четверостишие

Учащиеся:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

 Учитель:  Где же происходит действие в сказке? (у лукоморья). А вы задумывались, что такое лукоморье? (“Лукоморье” (стар.) морской залив. Словарь С.И.Ожегова. М.1999. 4-ое издание). А где происходит действие в сказке “Шурале»? Ответьте строчками текста (Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.

Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!)

Учитель:   Делаем вывод о месте действия в поэме “Шурале” и в поэме “Руслан и Людмила” (место действия в поэме “Шурале” – реальная деревня вблизи Казани. А в поэме Пушкина – сказочное место).

Учащиеся заполняют 1-ю строку таблицы сравнительного анализа.

                         Сравнительный анализ вступлений поэмы

              “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина

Поэма А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”

Поэма Г.Тукая “Шурале”

1. Место действия

2. Рассказчик

3. Описание “удивительного леса”

4. Чувства рассказчиков

5. Заключение

Учитель:  Кто является рассказчиком в поэмах “Шурале” и “Руслан и Людмила”? (поэт). Отвечаем только словами авторов. Как о себе говорят рассказчики?

И там я был, И мед я пил.
(“Руслан и Людмила”)

Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил.
(“Шурале”)

Учащиеся делают вывод. Оба рассказчика видели своими глазами это место, здесь все родное.

Учитель:  А сейчас посмотрим описание удивительного леса у Пушкина и у Тукая.

Учитель:  Что использует Пушкин при описании Лукоморья? (Он описывает волшебных героев: леший, русалка, колдун, баба Яга, Кащей и др.)

Учитель:  Каким выводом заканчивает автор описание лукоморья? (Там русский дух, там Русью пахнет…)

Учитель:  А как вы понимаете русский дух? Как это пахнет Русью? (Дух – душа, характер русского народа, быт народа и т.д.)

Учитель:  А каков лес у Тукая? (учащиеся читают  текст вслух).

УЧИТЕЛЬ:  Есть ли волшебство в описании леса? Какие художественные приемы использует Тукай?

(Сравнения: грозной ратью мне казались беспредельные леса, точно воины стояли сосны, липы словно войско Чингизхана; метафорические сравнения: бархатистым одеялом)

Эпитеты – прилагательные, которые выражают чувства автора (беспредельные леса, лес благоуханный)

Олицетворение (вступали в спор и мирились лепестки, куры петь умеют, садились мотыльки).

Гипербола (этот лес шире моря, выше туч)

Учитель:  С чем сравнивается лес? (с войском Чингизхана)

   (учитель делает вывод)  Поэт создает волшебную картину леса.

(Здесь и музыка, и танцы и певцы и циркачи,
Здесь бульвары, и театры, и борцы и скрипачи)

(Птицы, мотыльки, цветы – все сравнивается с цирком, танцем).

 Учитель:  Какие строчки передают чувства самого автора? Что он чувствовал?

(Любовь. Следующие строки: Дивный край!... но любовь к нему хранил;...и вставала предо мною слава дедовских времен). Чувство рассказчика – любовь (ребята пишут, что оба поэта пишут о любви).

Учитель:  Если мы представим эту любовь автора в форме сердца, из каких частичек оно может состоять? (любовь к природе, к истории родного края (“Чингизхан”), к простому народу, к малой Родине, к народным традициям (“Сабантуй”), к устному народному творчеству (Шурале, пэри) и т.д.

Учитель:  Какой вывод делает Г.Тукай во вступлении к поэме “Шурале” (Тукай передает любовь к родному краю, и поэтому перефразируя Пушкина мы можем сказать “Здесь татарский дух… Здесь землей татарской пахнет…”).

Учитель:   А в чем выражается дух русского и татарского народов? (в творчестве, в любви к природе, в труде, в истории народа (“Дела давно минувших дней...”).

 Учитель:  Ребята , мы на протяжении урока исследовали вступление 2-х поэм. К какому же выводу мы пришли? В чем главное основное сходство 2-х поэм? (в отношении авторов к народу, великой любви к языку и творчеству народа, в образах и красках здесь воплощено восхищение народом, его разумом, его творческой силой).

Учитель : “Эту сказку “Шурале” я написал пользуясь примером поэтов  Пушкина и М .Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями”, – так писал Г. Тукай в примечании к поэме “Шурале”.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай" »

Тема: В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай.

Цели и задачи:

Образовательные:

-Показать влияние стихотворений А.С.Пушкина на творчество татарского поэта Г.Тукая.

-Показать учащимся сходство вступления к поэмам “Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.

Воспитательные:

-Воспитание наблюдательности и любознательности, воспитание интереса к творчеству Пушкина и Тукая.

-Закрепление в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом.

- Духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся

Развивающие:

-Развитие навыков устной речи.

Форма проведения урока: (урок-беседа с элементами дискуссии).

Оборудование урока: видеопроектор, компьютерное оборудование, экран, презентация «Звезда Пушкина» ,звезда Тукая» татарская народная мелодия «Аллюки» на слова Тукая, мультимедийный диск «Жизнь и творчество Г.Тукая».



Эпиграф к уроку:

Пушкин-море, море-Тукай!

В небе вечности сверкай.

Негасимое созвездие:

Пушкин и Тукай.

Г. Тукай («Ответ»)

Ход урока:

-Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, чьи портреты вы видите на экране?

(ответ учащихся) Портреты русского поэта А. С. Пушкина и татарского народного поэта Г. Тукая.

Учитель: Давайте вспомним годы жизни этих поэтов.

(ответ учащихся) А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве и умер в 1837 году, а Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии , а умер в 1913 году.

Учитель: Ребята, таким образом , эти два великих поэта не только принадлежат к литературе разных народов не только творили на разных языках, но и жили в разные эпохи. Великие личности. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени ,умы последующих поколений, заставил волноваться и каждого из нас. Эти имена в жизнь каждого входят очень рано. Первые книжки для нас в домашней библиотечке –это сказки Пушкина и Г. Тукая- сопровождают на всю жизнь. А изучая их поэзию и прозу, мы неизменно чувствуем ,какой огромный художественный мир создали они. И каждый из нас находит в них что это свое, особенно близкое и дорогое.

 Учитель:   А. С .Пушкин... Как говорил М. Горький, “Своим творчеством великий русский поэт заложил незыблемый фундамент всего русского искусства послепушкинской поры С Пушкина начинается великий поворот...”.

Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. Это связано с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка.

 Учитель :   Биография Тукая – одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы. На первый взгляд немного дорог исходил поэт. Его почти постоянные маршруты – деревни близ Казани, Казань – Уральск. Снова Казань. Но сколько трагического уготовила судьба будущему поэту на этих недлинных дорогах. Сиротство с раннего детства, нищета, унижения... Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ.

Он умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и с весной ушел из жизни. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы. Это стало возможным благодаря изучению тонкостей достижений национальной литературы. Но не только традиции классической татарской и восточной поэзии были для него школой творчества. Огромное значение имела для него знакомство с творчеством Пушкина. Встретившись, он уже не расстается с ним на всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина, он первым из поэтов Востока продолжал его реалистическую традицию.

Г. Тукай не только посвящал стихотворения великому русскому поэту, но и много переводил из творчества Пушкина. Но сегодня не о них речь.

Учитель:  Сегодня мы сопоставим 2 поэмы великих поэтов. Давайте представим, что мы с вами литературоведы, наша задача исследовать поэтический текст. Предметом нашего исследования будут служить поэма Пушкина “Руслан и Людмила” и поэма Г. Тукая “Шурале”.

 Учитель:  Ребята, вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете? (“Колобок”, “Теремок”, “Иван-царевич и серый волк”, “Морозко” и т.д.)

Учитель: Назовите главное отличие литературной сказки от народной? (литературную сказку написал автор, в другом – народ).

Учитель: Подумайте, что использует писатель-сказочник? Что он берет в основу своих сказок? (Уже услышанную сказку от кого-то). Какой жанр устного народного творчества они использует? (жанр литературной сказки).

Учитель: В каждой литературной сказке есть мотивы народных сказок. Оказывается, и А.С. Пушкин, и Г. Тукай широко использовали для своих поэм народные сказки.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, информацию о сказках, которые легли в основу сказок Пушкина и Тукая?

(учащиеся читают) “Историю создания поэм”.

Поэма А.С .Пушкина “Руслан и Людмила”

Поэма Г Тукая “Шурале”

а) “У лукоморья дуб зеленый...”. Прототип этого вступления хорошо известен – это сказка о Султане Султановиче и 34 его сыновьях, которая была записана Пушкиным со слов Арины Радионовны в Михайловском в 1824-1825г.г.”

(Народное образование №5, 2009г., с.138).

“Тукай расспрашивал меня ... какие материалы привезли. Я показал ему сказки. Среди них он присмотрел мифические сказки о шурале. Они были у меня в 3-х вариантах. Он сказал, что один из них очень близок к варианту, который сам слыхал и знал, и очень обрадовался этому”

(Х.Бадигов, ученый-фольклорист 1907г. “Слово о Тукае” К. 1966 с.391-392)

Учитель:  Вспомните композиционную особенность народных сказок. Из каких частей состоит сказка? (зачин, содержание, концовка). Приведите примеры вступлению и концовке из русских народных сказок.

Учитель: А сейчас обратимся к текстам наших авторов. Соответствуют ли они такой композиции? Обратимся к Пушкину. С чего начинается сказка Пушкина “Руслан и Людмила”? (со вступления). 

Учитель: Я уверена, что пушкинский текст вы знаете с детства. А содержанием сказки – поэмы “Шурале” я вас познакомлю сейчас. Краткое содержание “Шурале” на столах учащихся. Презентация на поэму “Шурале”.)

Краткое содержание поэмы “Шурале” Г.Тукая (перевод С.Липкина).

В одну лунную ночь джигит отправляется в лес за дровами. Внезапно он останавливается от ужасного крика: перед ним стоит не то человек, не то чудище лесное.

Джигит дровосек отважно спрашивает, кто же он? В ответ лесное чудище отвечает, что он и не разбойник, но и не праведник святой – Шурале. Он обрадовался, увидев человека, потому что он веселит себя тем, что щекочет встретившихся ему людей. Ведь его пальцы приспособлены щекоткой убивать их. Он призывает дровосека поиграть с ним в щекотку. Джигит соглашается поиграть с ним и, в свою очередь, просит помочь ему перенести бревно в телегу. А держать бревно советует за большую щель. Шурале живо просовывает свои длинные пальцы в щель бревна. А дровосек был хитер – он заранее заткнул клин в щель бревна, и теперь быстро выбил его топором, а пальцы Шурале зажались в щели.

От боли и обиды Шурале вопит, орет, плачет, просит отпустить его. Дровосек тем временем собирается домой. Шурале спрашивает: кто ты? Джигит отвечает: “Прозван я – “Вгодуминувшем".

А на утро прибежали остальные Шурале и смеются над ним: “Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?”

 Учитель:  Мы сегодня исследуем вступления данных сказок. На основании этого мы заполним таблицу, сделаем общие выводы по вступлениям.

Каждый человек с любовью вспоминает пушкинское вступление к поэме “Руслан и Людмила” на протяжении всей своей жизни. Давайте вспомним первое четверостишие

Учащиеся:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

 Учитель:  Где же происходит действие в сказке? (у лукоморья). А вы задумывались, что такое лукоморье? (“Лукоморье” (стар.) морской залив. Словарь С.И.Ожегова. М.1999. 4-ое издание). А где происходит действие в сказке “Шурале»? Ответьте строчками текста (Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.

Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!)

Учитель: Делаем вывод о месте действия в поэме “Шурале” и в поэме “Руслан и Людмила” (место действия в поэме “Шурале” – реальная деревня вблизи Казани. А в поэме Пушкина – сказочное место).

 Учащиеся заполняют 1-ю строку таблицы сравнительного анализа.

Сравнительный анализ вступлений поэмы

Шурале” Г.Тукая и “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина

Поэма А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”

Поэма Г.Тукая “Шурале”

1. Место действия



2. Рассказчик



3. Описание “удивительного леса”



4. Чувства рассказчиков



5. Заключение




Учитель:
 Кто является рассказчиком в поэмах “Шурале” и “Руслан и Людмила”? (поэт). Отвечаем только словами авторов. Как о себе говорят рассказчики?

И там я был, И мед я пил.
(“Руслан и Людмила”)

Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил.
(“Шурале”)

Учащиеся делают вывод. Оба рассказчика видели своими глазами это место, здесь все родное.

Учитель:  А сейчас посмотрим описание удивительного леса у Пушкина и у Тукая.

Учитель: Что использует Пушкин при описании Лукоморья? (Он описывает волшебных героев: леший, русалка, колдун, баба Яга, Кащей и др.)

Учитель: Каким выводом заканчивает автор описание лукоморья? (Там русский дух, там Русью пахнет…)

Учитель: А как вы понимаете русский дух? Как это пахнет Русью? (Дух – душа, характер русского народа, быт народа и т.д.)

Учитель: А каков лес у Тукая? (учащиеся читают текст вслух).

УЧИТЕЛЬ:  Есть ли волшебство в описании леса? Какие художественные приемы использует Тукай?

(Сравнения: грозной ратью мне казались беспредельные леса, точно воины стояли сосны, липы словно войско Чингизхана; метафорические сравнения: бархатистым одеялом)

Эпитеты – прилагательные, которые выражают чувства автора (беспредельные леса, лес благоуханный)

Олицетворение (вступали в спор и мирились лепестки, куры петь умеют, садились мотыльки).

Гипербола (этот лес шире моря, выше туч)

Учитель: С чем сравнивается лес? (с войском Чингизхана)

(учитель делает вывод)  Поэт создает волшебную картину леса.

(Здесь и музыка, и танцы и певцы и циркачи,
Здесь бульвары, и театры, и борцы и скрипачи)

(Птицы, мотыльки, цветы – все сравнивается с цирком, танцем).

 Учитель:  Какие строчки передают чувства самого автора? Что он чувствовал?

(Любовь. Следующие строки: Дивный край!... но любовь к нему хранил;...и вставала предо мною слава дедовских времен). Чувство рассказчика – любовь (ребята пишут, что оба поэта пишут о любви).

Учитель: Если мы представим эту любовь автора в форме сердца, из каких частичек оно может состоять? (любовь к природе, к истории родного края (“Чингизхан”), к простому народу, к малой Родине, к народным традициям (“Сабантуй”), к устному народному творчеству (Шурале, пэри) и т.д.

Учитель: Какой вывод делает Г.Тукай во вступлении к поэме “Шурале” (Тукай передает любовь к родному краю, и поэтому перефразируя Пушкина мы можем сказать “Здесь татарский дух… Здесь землей татарской пахнет…”).

Учитель:  А в чем выражается дух русского и татарского народов? (в творчестве, в любви к природе, в труде, в истории народа (“Дела давно минувших дней...”).

 Учитель:  Ребята , мы на протяжении урока исследовали вступление 2-х поэм. К какому же выводу мы пришли? В чем главное основное сходство 2-х поэм? (в отношении авторов к народу, великой любви к языку и творчеству народа, в образах и красках здесь воплощено восхищение народом, его разумом, его творческой силой).

 Учитель : “Эту сказку “Шурале” я написал пользуясь примером поэтов Пушкина и М .Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями”, – так писал Г. Тукай в примечании к поэме “Шурале”.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай"

Автор: Гафуева Дания Фанавиевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126118

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства