kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы «Мой Пушкин». 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературе «Мой Пушкин», проведенного в 9 классе

 

Цели:  1.Вспомнить любимые страницы из  пушкинских произведений.

            2.Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

            3.Развивать коммуникативную компетенцию учащихся

 

Оборудование: ноутбук, экран, видеопроектор, диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

 

Ход урока

 

I. Вступительное слово учителя:

-Ребята, мы сегодня проведем необычный урок. Необычность его будет заключаться, во-первых, в том, что я вам не назову тему нашего урока. В конце занятия вы должны будете предложить своё название, во-вторых, нашим верным помощником на уроке будет электронный пособие, который называется «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».  Сейчас я вам открою страницы нашего пособия и первое, что вы услышите, это воспоминания об этом удивительном, загадочном поэте.

Прослушивание воспоминаний современников А.С.Пушкина о поэте.

-А теперь обратимся к портретам поэту, имеется много различных портретов Пушкина. Перед вами тропининский портрет. Он предстает здесь с душой встрепенувшейся, успокоенным, мужественным. Александр Сергеевич давно вошёл в жизнь и сердца людей всех возрастов. С.Я. Маршак говорил: «У каждого возраста свой Пушкин». Ребенок два начинает понимать человеческую речь, а  в его сознание, как волшебное заклинание, входит: «У лукоморья дуб зеленый…» Подрастая, он присоединяется к союзу друзей « Людмилы и Руслана» , добрым его «приятелем» становится Евгений Онегин.

Сегодня на уроке мы попробуем вспомнить те минуты, когда впервые познакомились с творчеством Пушкина, вспомним любимые страницы из его произведений, попробуем объяснить, почему они стали любимыми.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Вы получили домашнее задание подготовить по группам выступления на темы: « Как Пушкин вошел в мою жизнь», «Любимое стихотворение поэта», «Чем мне нравится проза Пушкина», «Пушкин -  драматург».

Итак, мысленно перенесёмся на несколько лет назад, чтобы попытаться вспомнить, при каких обстоятельствах произошло знакомство с этим интересным поэтом  и писателем, кто вас познакомил с его творчеством.

(Ответы учащихся).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы «Мой Пушкин». 9 класс »

План-конспект урока литературы «Мой Пушкин». 9 класс



План-конспект урока по литературе «Мой Пушкин», проведенного в 9 классе


Цели: 1.Вспомнить любимые страницы из пушкинских произведений.

2.Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

3.Развивать коммуникативную компетенцию учащихся


Оборудование: ноутбук, экран, видеопроектор, диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».


Ход урока


I. Вступительное слово учителя:

-Ребята, мы сегодня проведем необычный урок. Необычность его будет заключаться, во-первых, в том, что я вам не назову тему нашего урока. В конце занятия вы должны будете предложить своё название, во-вторых, нашим верным помощником на уроке будет электронный пособие, который называется «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Сейчас я вам открою страницы нашего пособия и первое, что вы услышите, это воспоминания об этом удивительном, загадочном поэте.

Прослушивание воспоминаний современников А.С.Пушкина о поэте.

-А теперь обратимся к портретам поэту, имеется много различных портретов Пушкина. Перед вами тропининский портрет. Он предстает здесь с душой встрепенувшейся, успокоенным, мужественным. Александр Сергеевич давно вошёл в жизнь и сердца людей всех возрастов. С.Я. Маршак говорил: «У каждого возраста свой Пушкин». Ребенок два начинает понимать человеческую речь, а в его сознание, как волшебное заклинание, входит: «У лукоморья дуб зеленый…» Подрастая, он присоединяется к союзу друзей « Людмилы и Руслана» , добрым его «приятелем» становится Евгений Онегин.

Сегодня на уроке мы попробуем вспомнить те минуты, когда впервые познакомились с творчеством Пушкина, вспомним любимые страницы из его произведений, попробуем объяснить, почему они стали любимыми.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Вы получили домашнее задание подготовить по группам выступления на темы: « Как Пушкин вошел в мою жизнь», «Любимое стихотворение поэта», «Чем мне нравится проза Пушкина», «Пушкин - драматург».

Итак, мысленно перенесёмся на несколько лет назад, чтобы попытаться вспомнить, при каких обстоятельствах произошло знакомство с этим интересным поэтом и писателем, кто вас познакомил с его творчеством.

(Ответы учащихся).

-Можно прийти к заключению, что многие из вас познакомились с Пушкиным через его сказки. Послушаем небольшое сообщение о них.

(Сообщение ученицы сопровождается показом на экране через видеопроектор иллюстраций к сказкам Пушкина).

См. электронное пособие

Ученица:

-Знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина у каждого ребенка происходит по-разному: у кого-то в раннем детстве, у кого-то в начальной школе. Ещё не умея читать, ещё не вникая в смысл, но уже с восторгом, то радостным, то грустным, кто не слушал зачарованно:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Кто не помнит злую царицу – мачеху, или скромную добрую царевну, или смешного бесёнка, обманутого ловким Балдой. Всё это встает перед глазами как живое и не забывается никогда.

В детстве я очень любила слушать сказки. Папа мне часто рассказывал «Сказку о рыбаке и рыбке». Только тогда, к сожалению, я не знала, кто является автором этого произведения, хотя и повторяла за ним: « Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» Впервые имя автора этой сказки я услышала приблизительно во втором классе. Для меня это знакомство началось со сказок: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане». Уже тогда я чутко воспринимала добрую направленность сказок поэта, полюбила его благородных и мужественных героев, радовалась поражению злых и завистливых врагов.

Пушкин пишет на последнем этапе своей жизни шесть сказок, из которых завершает пять: « Сказку о попе и его работнике Балде», « Сказку о царе Салтане…», « Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказку о золотом петушке».

Ко времени их написания поэт свободно ориентировался в русской фольклористике. Источником пушкинских сказок являлись прежде всего записи русских сказок в передаче Арины Родионовны, сказка «Рыбак и его жена» Братьев Гримм, фантастическая «Легенда об арабском звездочете» В.Ирвинга, отечественные и западноевропейские фольклорные и книжные материалы. Но Пушкин использовал отечественные и западноевропейские источники творчески: одухотворил Балду, сгладил грубые эпизоды ( в «Сказке о попе и работнике его Балде»), сгустил жестокость, издевательство старухи над стариком и ограничил властолюбие (в «Сказке о рыбаке и рыбке».), уничтожил магические заклинания, превратил медного петуха в золотого, исключил сигнализатор медного всадника ( в «Сказке о золотом петушке».) и т.д.

Поэт создавал свои сказки в творческом соревновании с Жуковским и вышел победителем. Его сказки более совершенны по прогрессивности идей, по народному духу, по реалистичности, точной и ясной словесной живописи.

Учитель:

-Итак, мы с вами вспомнили детство, побывали в сказочной стране. А теперь обратимся к стихотворениям. Пушкинская лирика не менее прекрасна и многообразна, чем сказки. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мысли и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.

«Что же было предметом его поэзии?»- спросил однажды Н.В.Гоголь, и сам же ответил: « Всё стало предметом…» Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А.С Пушкин передаёт и чисто индивидуальные ощущения ( переживания и восторги), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет совершенному читателю заглянуть в иную эпоху, попробуем и мы окунуться в ту эпоху, в которой жил поэт и посмотреть на мир его глазами. Итак, я слово предоставляю группе учащихся, которые подготовили сообщения о своих любимых стихотворениях поэта.

1)Чтение наизусть стихотворения «Дар напрасный, дар случайный».

Ученик:

- Прочитав это стихотворение, любой непредвзятый читатель скажет: « Автор сожалеет, что рожден на свет, он утверждает, что жизнь для него лишь «дар напрасный, дар случайный», что перед ним «цели нет», а «сердце пусто, празден ум», посему жизнь томит его тоскою».

Вновь и вновь вглядевшись в эти двенадцать строк, читатель заключит, что автор пессимист, хотя стих его лёгок, изящен, мелодичен, он очаровывает.

Читатель скажет, что эти стихи определяют жизнь не как благо, а как зло, как тягостное, кем-то вызванное «из ничтожества» существование, бесцельное бытие.

Мы поступим неверно, если примем поспешные решения: считать это стихотворение Пушкина пессимистическим, а автора – пессимистом. Это будет не только несправедливо, но грубо, ошибочно. В мировой поэзии Пушкин один из самых ярких жизнелюбов. И это подтверждается всем корпусом его произведений.

Надо помнить, что дата, поставленная в названии, - 26 мая 1828 года – день рождения Пушкина. В этот день ему исполнилось 29 лет! И он, по-видимому, задумался в стихах или стихами над смыслом свой жизни.

Это стихотворение Пушкина не относят к числу его хрестоматийных произведений. Оно значимо, оно ценно, как всё, к чему бы ни прикасалась рука поэта. Но читатель часто проходит мимо него. А вместе с тем оно показательно для Пушкина, за ним стоит судьба. Вот почему я выбрал именно это стихотворение.


2) Чтение наизусть стихотворения « Поэт».

Ученица:

-Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» сред « детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слово поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

Он становится гордым, «диким и суровым», т.е. погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Он бежит от мирской суеты « на берега пустынных волн, В широкошумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт,- поэтическая условность. Это символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос мирный, живее творческие силы». Услышать мир и вообразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот.

Из всех стихотворений Пушкина я выбрала именно это, так как, на мой взгляд, оно актуально и в наши дни, ведь сущность поэта, в какое время он бы ни жил, не изменяется.

3) Чтение наизусть стихотворения « Если жизнь тебя обманет».

Ученица:

-На это небольшое стихотворение я наткнулась случайно, когда перелистывала сборник избранных сочинений Пушкина. Оно поразило меня, привлекло своим оптимизмом. Я услышала автора, представила его своим наставником, другом, дающим советы в трудную минуту. Это стихотворение заставляет читателя взглянуть на мир иными глазами, поэтому оно мне очень понравилось.

4) Чтение наизусть стихотворения « Храни меня, мой талисман».

Ученица:

-Я выбрала это стихотворение, так как оно привлекло меня необыкновенным языком, плавностью и красотой стиха, в нём раскрывается внутренний мир лирического героя. Талисман здесь символ любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман.

5) Чтение наизусть стихотворения « Я вас любил…»

Ученик:

-Практически все слова употреблены в этом стихотворении в своём прямом значении, единственное исключение – глагол «угасла» по отношению к любви, и то это метаморфическое употребление не выглядит каким-то – «выразительным приёмом». Огромную роль играет трёхкратное повторение словосочетания «я вас любил…», а также параллели и повторы однотипных конструкций («безмолвно, безнадежно», « то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно»). Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой – исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием.

…Как дай вам Бог любимой быть другим.

Я считаю, что это одно из самых проникновенных загадочных произведений пушкинской любовной лирики. Загадочность этих стихов – в их полной безыскусственности, обнаженной простоте и в то же время невероятной ёмкости и глубине человеческого эмоционального содержания. Поражает свойственное очень и очень не многим бескорыстие любовного чувства, искреннее желание не просто счастье нелюбящей автора женщине, но новой, счастливой любви для неё.

III. Слово учителя.

-Ко многим стихам Пушкина написана музыка. Послушаем романс Шереметьева «Я вас любил…» в исполнении Штоколова. Отмечу, что Александр Сергеевич был вспыльчивым и нежным, страстно влюблённым в жизнь, постоянно увлекающимся. Одни увлечения проходили быстро, другим суждено было оставить глубокий след в его душе. Через много лет, уже находясь в Петербурге, он встретит женщину, в которую был влюблён в Одессе. На него нахлынут старые воспоминания, нежные и грустные, и он признается ей: « Вам я обязан тем, что познал всё, что есть самого мучительного в любовном опьянении. От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, - и немного робости, которую я не могу побороть». Вот реальная основа стихотворения. Послушайте, пожалуйста, романс, обратите внимание на выразительность музыки композитора, её соответствие стихотворному тексту.

Прослушивание романса.

Учитель:

-Ребята, удивляют не только стихи, но и « неслыханная простата» прозы Пушкина. Если попытаться проникнуть в неё поглубже, станет понятно, что проза Александра Сергеевича лишь кажется простой, на самом деле она сложна и многозначна.

Послушаем индивидуальное сообщение « Чем мне нравится проза Пушкина».

Ученица:

Проза интересовала Пушкина ещё в лицее. В 1822 году он писал: « Точность и краткость – вот первые достоинства прозы». В своих раздумьях Пушкин всё более и более укреплялся в том, что проза превосходит влиянием поэзию, так как « повести, романы читаются всеми и везде».

Из прозаических произведений мы изучили повести «Капитанская дочка», « Метель», «Станционный смотритель». Моим любимым произведением является « Станционный смотритель». Он входит в цикл « Повести покойного Ивана Петровича Белкина», который положил начало русской романтической прозе. Обратившись к теме « маленького человека», Пушкин стал родоначальником новой традиции в русской литературе. В участии над созданием рассказа писатель отводит себе скромное место издателя. Рассказ записан неким помощником Иваном Петровичем Белкиным со слов титулярного советника А.Г. Н. Таким образом, Пушкин не участвует непосредственно в описываемых событиях, и, следовательно, в произведении объективная картина происходящего дана без какого- либо пушкинского анализа.

Рассказ повествует о жизни Самсона Вырина, бедного станционного смотрителя. Горькой насмешкой кажется «шутливый» эпиграф князя Вяземского. «Диктатор» почтовой станции, как он называет смотрителя, самое униженное и забитое существо на этой самой станции. Каждый проезжающий « смотрит на него как не врага», считает себя вправе выместить всю свою злость на чиновнике четырнадцатого класса: « кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?»

Сам рассказчик находился тогда « в мелком чине» и более благосклонно относился к « почтенному сословию смотрителей», находя беседу с ними любопытной и поучительной, однако правило « чин чина почитай» считает уместным и « общеудобным» в отношениях между людьми. Самсон Вырин ничем не выделяется из представителей своего « сословия». Внимание привлекла его четырнадцатилетняя красавица дочь. Маленькая кокетка, хозяйка « смиренной, но опрятной обители» и вела себя «как девушка, видевшая свет». Даже не предполагал тогда бедный смотритель, что вскоре дочь его сбежит с гусаром Минским, подтвердив вечность библейской притчи о блудном сыне, картинки с изображением которой украшали стены его скромного жилища.

Лишившись любимой дочери, Вырин занемог и отправился в Петербург на поиски своей дочери, но встречает там полное непонимание отцовского горя и неуважение со стороны Минского, который пытается откупиться от несчастного отца. В порыве негодования, со слезами на глазах, смотритель выбрасывает и топчет деньги. Это поступок полноценного человека, уважающего себя и любящего дочь. Но когда гнев его утих, он становится опять нищим и забитым чиновником: «…И воротился…но ассигнаций уже не было».

Самсон Вырин не требует соблюдения своих законных родительских прав, а лишь умоляет: « Ваше высокоблагородие!... сделайте такую Божескую милость!» Лакей захлопывает дверь перед носом чиновника, Минский называет его разбойником и выталкивает на лестницу. Вырин терпит все эти издевательства, безропотно сносит оскорбления, и не его вина том, что общество сделало его таким.

Социальная несправедливость по отношению к «маленькому человеку» является первой проблемой, поднятой Пушкиным в рассказе. Вторая – отношение родителей и детей. Дуня разбивает сердце своему отцу. В то время как она наслаждается роскошной жизнью в Петербурге, он постепенно спивается и умирает. Но это произведение отнюдь не пессимистично. В отличие от библейского героя, раскаявшаяся Дуня счастлива. Она плачет на могиле отца и тем заслуживает отцовское всепрощение, ведь вся его жизнь была ради её счастья.( См. иллюстрацию к произведению в электронном пособии)

Всё произведение проникнуто пафосом гуманизма, с большим уважением описаны и бедный чиновник, и жизнь его. Автор пишет о самых основах жизни: о сострадании к ближнему, умении любить и прощать, с уважением относится к человеческой личности – обо всём том, что так необходимо человеку нашего века, не менее « жестокому», чем пушкинский. Провозглашенные голосом Пушкина эти общечеловеческие ценности, я считаю, актуальны и в наши дни.

Учитель:

-А теперь послушаем выступление следующей группы «Пушкин как драматург».

-Инсценирование сцены в Чудовом монастыре. На экране слайды с изображением отрывков из трагедии.

Ученица:

-Вы все, конечно же, узнали отрывок из трагедии « Борис Годунов», сцену в Чудовом монастыре.

Ещё на юге поэт задумывался над неудачами революционных движений в России и на Западе. В Михайловском он мучился теми же проблемами. Во всей глубине встала перед ним задача исторического разрешения проблемы власти и народа.

Стремясь разрешить сложные противоречия современности, Пушкин обращался к истории России, чтобы в ней отыскать истоки общественного конфликта своей эпохи. В конце 1824 года Александр Сергеевич задумал большую историческую трагедию «Борис Годунов», которая была закончена им в начале ноября 1825 года. Поэт обратился к одному из самых интересных периодов русской истории – царствованию Бориса Годунова.

Это - смутная пора. Она напомнила автору переживаемые миром и Россией тревожные 20-е годы XIX века. Национально - освободительные и революционные движения, волнения народных масс в начале XIX столетия всколыхнули в памяти бунты на переломе XVI-XVII веков. Пушкин имел в виду и другую параллель: Александр I пришел к власти после убийства Павла I, а Борис Годунов, по преданию, приказал умертвить царевича Дмитрия.

Царь – самая значительная личность в пушкинской трагедии. Он обрисован поэтом широко и многосторонне. Борис - уверенный политик, любящий отец. Он понимает пользу просвещения и иногда даже проявляет заботу о нуждах народа. Однако его душа неспокойна. Бориса тяготит совершенное им преступление – убийство царевича Дмитрия. Он стремится искупить эту вину мудрым правлением. Казалось бы, в его руках государственная власть, ему подчиняется войско, он владеет государственной казной, а тайным сыском ведает его родственник Семен Годунов. И, несмотря на это, Борис неспокоен.

Он пришел к власти при поддержке народа. Прошло всего несколько лет, и Борис уже не чувствует опоры в подданных, ибо самодержавная власть враждебна народу по самой своей сущности. Царь не может управлять народом, не совершая преступлений и злодеяний. Эта власть, не зависимо от того, какой царь вступает на престол – хороший или плохой, неизбежно становится тиранией.

В «Борисе Годунове» Пушкин впервые стал на историческую точку зрения. Он понял историческое развитие как движение широких народных масс, он осознал народ творцом истории, изобразив его как мятежную стихию, коренным образом враждебную самодержавию. Пушкин впервые в русской литературе личную судьбу человека объяснил историческими обстоятельствами. Всё это предопределило историзм Пушкина и непосредственно привело поэта к реалистическому творчеству.

IV. Викторина на определение лучшего знатока творчества Пушкина:

- Кому посвящены эти строки:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках?

- Главные герои каких произведений Пушкина носят имена Мария и Владимир?

- Закончите строфу:

« Мы вольные птицы: пора, брат, пора!... »

- В основе какого пушкинского стихотворения лежит летописный рассказ?

- Откуда этот отрывок:

« Уж близок полдень, жар пылает,

Как пахарь, битва отдыхает…»?

- О ком пишет Пушкин:

« Мой первый друг, мой друг бесценный»?

- Кто о ком говорит и из какого произведения:

« Как, батюшка? Ты и позабыл того пьяницу, который вынимал у тебя тулуп на постоялом дворе?...»

- Назовите эпиграф к повести « Капитанская дочка».

- Как называется древо яда, описанное Пушкиным в его стихотворении?

- На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.. Кто?

- Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

Назовите имя князя.

- Из какого произведения?

« Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось…»

- Итак, мы с вами приближаемся к концу урока.

Как же мы назовём наш сегодняшний урок?

(« Мой Пушкин», « Перечитывая Пушкина»…)

В стихотворении « Вновь я посетил» Пушкин пишет:

« Здравствуй, племя младое, незнакомое! Эта строка как бы обращена к вам из прошлого столетия к новым людям новой России, которых приветствует великий голос. Мне бы очень хотелось, чтобы вы ему ответили: « Здравствуй, Пушкин!» - и чтобы это знакомство продолжалось в течение всей вашей жизни.

V. Подведение итогов

Тверскова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Чебоксары Чувашской Республики Страница 7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект урока литературы «Мой Пушкин». 9 класс

Автор: Тверскова Елена Алексеевна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства