План-конспект урока литературного чтения
4Б класс 2 вид, 2 вариант
Учитель Тютюнова Е.В.
Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Тип урока: Урок новых знаний
Цели урока: Познакомить воспитанников с новым лирическим произведением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Задачи урока:
- формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
- развивать навыки выразительного чтения
- обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).
Ход урока
- Оргмомент
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знания пополнять.
(работа за экраном)
2. Речевая зарядка.
- Ребята, у меня в руках волшебный мешочек, вы должны догадаться, что в нем. Для этого сначала давайте послушаем тишину. А теперь послушайте, что в мешочке? (шуршание листьев)
- Как шуршат сухие листья? (ш___)
- Давайте вместе пошуршим, как осенние листья.
Ш______
Шу шуршат
Ши в тиши
Ша не спеша
- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.
Шумят и шумят камыши,
Шумят о прошедшем тепле.
Пожелтели, пожухли в тиши
Камышинки на жёлтом стебле.
- Попробуйте и вы также прочитать стихотворение, соблюдая паузы и ударение.
(коллективное чтение, чтение отдельными воспитанниками)
3. Анализ детских рисунков.
Выставка детских рисунков.
–На уроке искусства мы с вами нарисовали осень.
– Какие картины осени вы изобразили? Что нарисовал …
– Какое настроение хотели передать?
– Каких красок в ваших работах больше всего? Почему?
- А теперь посмотрите, как нарисовал осень великий русский художник Исаак Левитан. (Слайд 1)
Эта картина называется «Золотая осень». Художник изобразил уголок природы с бегущей узенькой речкой и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачный и свежий, в нем ещё разлито тепло.
- Какие краски использовал художник?
4 . Сообщение темы урока. Создание эмоционального настроя.
- А теперь послушайте сказку.
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)
Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?
(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.)
- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение об осени, которое называется «Уж небо осенью дышало».
5. Краткие сведения об авторе.
Автор стихотворения – великий русский поэт А.С. Пушкин. (Слайд 2)
- Какие еще произведения Пушкина мы читали? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- А.С. Пушкин написал много сказок, но еще он очень любил природу и писал о природе стихи. Самым любимым временем года была у него осень. Об осени у Пушкина много стихотворений. Вот одно из них.
6. Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
- Чтение стихотворения учителем.
- А сейчас послушайте, как я прочитаю стихотворение и подумайте, какое настроение передает нам автор?
(читает учитель)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Эмоциональная пауза)
2. Беседа.
– Какое настроение передает нам автор?
– Какие картины представили при слушании?
3. Чтение учениками. Работа над выразительностью. Словарная работа.
- Прочитайте по строчке, выделяя главное слово
(Читают ученики по строчкам)
Уж небо осенью дышало,
- Как вы думаете, что значит небо дышало?
- Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое.
Уж реже солнышко блистало,
- Что значит реже? Меньше
- Как вы понимаете «солнышко блистало»? Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.
- Подберите похожее слово к слову «блистало». - Сияло.
- Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
- Что в этой строчке означает слово «короче»?
- Осенний день стал меньше.
- Теперь рано темнеет и поздно светает.
- Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
(Послушать ученика. Дать оценку.)
- Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово.
- Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
- О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень».
- Я посмотрела в словаре (показ словаря): «Сень – укрытие, покров»
- Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу.
- Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна.
- Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась,
- Все ли слова понятны? - Непонятно слово «обнажалась».
- Это слово означает стать голым. Что стало голым? (деревья)
Ложился на поля туман,
- Какую картину вы представили? - Светло серый туман покрывает поле.
- А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали?
- Прочитайте следующие строчки.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу;
- Что такое караван?
- Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.
- Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе.
- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.
- Следующая картина…
приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Что хотел нам показать поэт этими строками? - Наступает самое скучное время.
- Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению стихотворения. И обратите внимание на правильную расстановку пауз.
7. Дыхательная гимнастика
- Кто хочет прочитать?
- Получилось ли чтение выразительным? Что получилось?
8. Приметы осени
- А теперь вспомним приметы осени. Я буду называть приметы, а вы найдите эти приметы в стихотворении.
1) Птицы улетают на юг.
2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
3) Листья опадают, деревья становятся голыми.
4) Небо серое, на улице пасмурно.
5) Солнце светит слабо, светит, но не греет.
Послушать приметы осени (дождь, ветер)
- О каких птицах говорится в стихотворении Пушкина? (гуси)
- Какие гуси? (крикливые)
- Послушайте как кричат гуси, когда улетают на юг (слайд гуси улетают на юг)
9. Словарная работа
- На последней странице ваших книжечек задание. В одном столбике – новые слова, которые встретились в стихотворении, а в другом – значение этих слов. Вы должны стрелочками соединить слова с правильным значением. Проверка на компьютере
10. Физкультминутка
Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
11. Моделирование обложки
- А теперь, возьмите в руки свои книжечки. Посмотрите на первую страницу. Как называется первая страница книги? (обложка)
- Что всегда указано на обложке? (автор, заголовок)
- Сегодня мы будем составлять модель обложки.
- Как мы обозначаем фамилию автора? (красный прямоугольник)
- Расположим красный прямоугольник в верхней части нашей обложки.
- Как мы обозначаем заголовок? (синий прямоугольник)
- Расположим синий прямоугольник в нижней части нашей обложки.
- Посередине обложки мы указываем жанр и тему произведения.
- Какого жанра наше произведение? (Стихотворение)
- Какой фигурой мы обозначаем стихотворение? (треугольник)
- Какая тема нашего стихотворения, о чем оно? (о природе)
- Каким цветом мы обозначаем тему природы? (зеленым)
- Какая фигура какого цвета будет у нас посередине обложки? (зеленый треугольник)
- Составьте модель обложки с помощью разноцветных фигур.
(составление модели обложки с помощью цветных фигур из бумаги на клейкой основе)
При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:
Сказка - квадрат
Стихотворение - треугольник
Рассказ - прямоугольник
Басня - круг
Темы чтения замещаются цветом:
о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.
Например, составим модель обложки к стихотворению Пушкина «Уж небо осенью дышало»,
. Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим зеленым треугольником. Готовая модель обложки будет выглядеть так:
Фамилия автора
Тема и жанр (стих о природе)
Заголовок
12. Итог урока. Домашнее задание. Учить стихотворение наизусть.