kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Стихотворение А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения

4Б класс 2 вид, 2 вариант

Учитель Тютюнова Е.В.

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Тип урока: Урок новых знаний

Цели урока: Познакомить воспитанников с новым лирическим произведением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Задачи урока:

  • формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
  • развивать навыки выразительного чтения
  • обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).

Ход урока

  1. Оргмомент

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знания пополнять.

(работа за экраном)

2. Речевая зарядка.

- Ребята, у меня в руках волшебный мешочек, вы должны догадаться, что в нем. Для этого сначала давайте послушаем тишину. А теперь послушайте, что в мешочке? (шуршание листьев)

- Как шуршат сухие листья? (ш___)

- Давайте вместе пошуршим, как осенние листья.

Ш______

Шу шуршат

Ши в тиши

Ша не спеша

- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.

Шумят и шумят камыши,

Шумят о прошедшем тепле.

Пожелтели, пожухли в тиши

Камышинки на жёлтом стебле.

- Попробуйте и вы также прочитать стихотворение, соблюдая паузы и ударение.

(коллективное чтение, чтение отдельными воспитанниками)

3. Анализ детских рисунков.

Выставка детских рисунков.

–На уроке искусства мы с вами нарисовали осень.

– Какие картины осени вы изобразили? Что нарисовал …

– Какое настроение хотели передать?

– Каких красок в ваших работах больше всего? Почему?

- А теперь посмотрите, как нарисовал осень великий русский художник Исаак Левитан. (Слайд 1)

Эта картина называется «Золотая осень». Художник изобразил уголок природы с бегущей узенькой речкой и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачный и свежий, в нем ещё разлито тепло.

- Какие краски использовал художник?

4 . Сообщение темы урока. Создание эмоционального настроя.

- А теперь послушайте сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)

Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?

(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.)

- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение об осени, которое называется «Уж небо осенью дышало».

5. Краткие сведения об авторе.

Автор стихотворения – великий русский поэт А.С. Пушкин. (Слайд 2)

- Какие еще произведения Пушкина мы читали? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- А.С. Пушкин написал много сказок, но еще он очень любил природу и писал о природе стихи. Самым любимым временем года была у него осень. Об осени у Пушкина много стихотворений. Вот одно из них.

6. Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

  1. Чтение стихотворения учителем.

- А сейчас послушайте, как я прочитаю стихотворение и подумайте, какое настроение передает нам автор?

(читает учитель)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Эмоциональная пауза)

2. Беседа.

– Какое настроение передает нам автор?

– Какие картины представили при слушании?

 

3. Чтение учениками. Работа над выразительностью. Словарная работа.

- Прочитайте по строчке, выделяя главное слово

(Читают ученики по строчкам)

Уж небо осенью дышало,

- Как вы думаете, что значит небо дышало?

- Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое.

Уж реже солнышко блистало,

- Что значит реже? Меньше

- Как вы понимаете «солнышко блистало»? Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.

- Подберите похожее слово к слову «блистало». - Сияло.

- Прочитаем следующую строчку.

Короче становился день,

- Что в этой строчке означает слово «короче»?

- Осенний день стал меньше.

- Теперь рано темнеет и поздно светает.

- Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

(Послушать ученика. Дать оценку.)

- Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово.

- Прочитайте следующую строчку.

Лесов таинственная сень

- О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень».

- Я посмотрела в словаре (показ словаря): «Сень – укрытие, покров»

- Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу.

- Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна.

- Прочитайте следующую строчку.

С печальным шумом обнажалась,

- Все ли слова понятны? - Непонятно слово «обнажалась».

- Это слово означает стать голым. Что стало голым? (деревья)

Ложился на поля туман,

- Какую картину вы представили? - Светло серый туман покрывает поле.

- А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали?

- Прочитайте следующие строчки.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу;

- Что такое караван?

- Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

- Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе.

- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.

- Следующая картина…

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Что хотел нам показать поэт этими строками? - Наступает самое скучное время.

- Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению стихотворения. И обратите внимание на правильную расстановку пауз.

7. Дыхательная гимнастика

- Кто хочет прочитать?

- Получилось ли чтение выразительным? Что получилось?

8. Приметы осени

- А теперь вспомним приметы осени. Я буду называть приметы, а вы найдите эти приметы в стихотворении.

1) Птицы улетают на юг.

2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

3) Листья опадают, деревья становятся голыми.

4) Небо серое, на улице пасмурно.

5) Солнце светит слабо, светит, но не греет.

Послушать приметы осени (дождь, ветер)

- О каких птицах говорится в стихотворении Пушкина? (гуси)

- Какие гуси? (крикливые)

- Послушайте как кричат гуси, когда улетают на юг (слайд гуси улетают на юг)

9. Словарная работа

- На последней странице ваших книжечек задание. В одном столбике – новые слова, которые встретились в стихотворении, а в другом – значение этих слов. Вы должны стрелочками соединить слова с правильным значением. Проверка на компьютере

10. Физкультминутка

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

11. Моделирование обложки

- А теперь, возьмите в руки свои книжечки. Посмотрите на первую страницу. Как называется первая страница книги? (обложка)

- Что всегда указано на обложке? (автор, заголовок)

- Сегодня мы будем составлять модель обложки.

- Как мы обозначаем фамилию автора? (красный прямоугольник)

- Расположим красный прямоугольник в верхней части нашей обложки.

- Как мы обозначаем заголовок? (синий прямоугольник)

- Расположим синий прямоугольник в нижней части нашей обложки.

- Посередине обложки мы указываем жанр и тему произведения.

- Какого жанра наше произведение? (Стихотворение)

- Какой фигурой мы обозначаем стихотворение? (треугольник)

- Какая тема нашего стихотворения, о чем оно? (о природе)

- Каким цветом мы обозначаем тему природы? (зеленым)

- Какая фигура какого цвета будет у нас посередине обложки? (зеленый треугольник)

- Составьте модель обложки с помощью разноцветных фигур.

(составление модели обложки с помощью цветных фигур из бумаги на клейкой основе)

При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:

Сказка - квадрат

Стихотворение - треугольник

Рассказ - прямоугольник

Басня - круг

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

Например, составим модель обложки к стихотворению Пушкина «Уж небо осенью дышало»,

. Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим зеленым треугольником. Готовая модель обложки будет выглядеть так:

Фамилия автора

Тема и жанр (стих о природе)

Заголовок

12. Итог урока. Домашнее задание. Учить стихотворение наизусть.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Стихотворение А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" »

Урок литературного чтения

4Б класс 2 вид, 2 вариант

Учитель Тютюнова Е.В.

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Тип урока: Урок новых знаний

Цели урока: Познакомить воспитанников с новым лирическим произведением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Задачи урока:

  • формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;

  • развивать навыки выразительного чтения

  • обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

(организационный момент)

-Ребята, встаньте, поздоровайтесь.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

(Организация диалога между воспитанниками, работа проводится за экраном)

(речевая зарядка)

- Ребята, у меня в руках волшебный мешочек, вы должны догадаться, что в нем. Для этого сначала давайте послушаем тишину. А теперь послушайте, что в мешочке? (шуршание листьев)

- Как шуршат сухие листья?

- Давайте вместе пошуршим, как осенние листья.

Ш______

Шу шуршат

Ши в тиши

Ша не спеша

- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.

Шумят и шумят камыши,

Шумят о прошедшем тепле.

Пожелтели, пожухли в тиши

Камышинки на жёлтом стебле.

- Попробуйте и вы также прочитать стихотворение, соблюдая паузы и ударение.



- Здравствуйте, доброе утро.









- Спроси у Степы, какое сегодня число, день недели, месяц, погода?

- Сегодня 17 октября, четверг и т.д.






- Сухие листья.

- ш_________



(проговаривают речевой материал, соблюдая правильное произношение)









(коллективное чтение, чтение отдельными воспитанниками)



К П Р

Создание эмоционального настроя (5 мин.)

(анализ детских рисунков)

Выставка детских рисунков.

–На уроке искусства мы с вами нарисовали осень.

– Какие картины осени вы изобразили? Что нарисовал …

– Каких красок в ваших работах больше всего?

- А теперь посмотрите, как нарисовал осень великий русский художник Исаак Левитан. (Слайд 1)

Эта картина называется «Золотая осень». Художник изобразил уголок природы с бегущей узенькой речкой и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачный и свежий, в нем ещё разлито тепло.

(сообщение темы урока)

- А теперь послушайте сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?..

- Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?

- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение об осени, которое называется «Уж небо осенью дышало».

(краткие сведения об авторе)

Автор стихотворения – великий русский поэт А.С. Пушкин. (Слайд 2)

- Какие еще произведения Пушкина мы читали?

- А.С. Пушкин написал много сказок, но еще он очень любил природу и писал о природе стихи. Самым любимым временем года была у него осень. Об осени у Пушкина много стихотворений. Вот одно из них.




- Я нарисовал березку с желтыми листьями.

- Я нарисовал осенний закат солнца.

- Я нарисовал дождливый пасмурный день.

- Желтые, оранжевые, красные, коричневые краски.






- В красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые.








- Грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное.

- Мы читали «Сказку о рыбаке и рыбке».






К П Р Л

Работа над чтением стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

(12 мин.)

(чтение стихотворения учителем)

- А сейчас послушайте, как я прочитаю стихотворение и подумайте, какое настроение передает нам автор?

(чтение стихотворения учителем)

(беседа о прочитанном)

– Какое настроение передает нам автор?

– Какие картины представили при слушании?

(Работа над выразительностью. Словарная работа)

- Прочитайте по строчке, выделяя главное слово

- Как вы думаете, что значит небо дышало?

- Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое.

- Что значит реже?

- Как вы понимаете «солнышко блистало»?

- Подберите похожее слово к слову «блистало».

- Прочитайте следующую строчку.

- Что в этой строчке означает слово «короче»?

- Теперь рано темнеет и поздно светает.

- Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.

(Послушать ученика. Дать оценку.)

- Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово.

- Прочитайте следующую строчку.

- О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень».

- Давайте посмотрим в словаре значение этого слова.

- Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу.

- Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна.



- Прочитайте следующую строчку.

- Непонятно слово «обнажалась».

- Это слово означает стать голым. Что стало голым?

- Какую картину вы представили?

- Прочитайте следующие строчки.

- Что такое караван?

- Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

- Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе.

- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.

- Следующая картина…

- Что хотел нам показать поэт этими строками?

- Я даю вам время. Вы прочитайте медленно и подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Обратите внимание на правильную расстановку пауз

(чтение стихотворения воспитанниками)







- Грустное, печальное, тоскливое, плаксивое.

- Осенний лес, туман ложится на поле, птицы улетают на юг.


(читают по строчкам)

Уж небо осенью дышало,






Уж реже солнышко блистало,

- Меньше

- Меньше светит.

- Сияло.

Короче становился день,

- Осенний день стал меньше.




Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,




Лесов таинственная сень





(Воспитанник смотрит в словаре значение слова «сень»)

«Сень – укрытие, покров»









С печальным шумом обнажалась,



- Деревья.

Ложился на поля туман,

- Светло серый туман покрывает поле.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу;








приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Наступает самое скучное время.

(самостоятельное чтение стихотворения воспитанниками)



(2 воспитанника выразительно читают стихотворение)

Р П Л К

(10 минут)

(работа с текстом стихотворения)

- А теперь вспомним приметы осени. Я буду называть приметы, а вы найдите эти приметы в стихотворении.

1) Птицы улетают на юг.

2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

3) Листья опадают, деревья становятся голыми.



4) Небо серое, на улице пасмурно.

5) Солнце светит слабо, светит, но не греет.

- А сейчас послушайте приметы осени (дождь, ветер)

- О каких птицах говорится в стихотворении Пушкина?

- Какие гуси?

- Послушайте как кричат гуси, когда улетают на юг (слайд гуси улетают на юг)

(словарная работа, закрепление)

- На последней странице ваших книжечек задание. В одном столбике – новые слова, которые встретились в стихотворении, а в другом – значение этих слов. Вы должны стрелочками соединить слова с правильным значением. Проверка на компьютере

(физкультминутка)

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.





Гусей крикливых караван

Короче становился день



Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,




- О гусях.


- Крикливые.























Рефлексивно-оценочный этап (8 мин.)

(моделирование обложки)

При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:


Сказка


Стихотворение


Рассказ


Басня


Темы чтения замещаются цветом:

о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

- Составим модель обложки к стихотворению Пушкина «Уж небо осенью дышало»,

- Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим зеленым треугольником.

(итог урока)

(оценивание воспитанников)

-Домашнее задание: учить стихотворение наизусть)


















(воспитанники делают модель обложки из предложенных разноцветных геометрических фигур)

Готовая модель обложки будет выглядеть так:

Фамилия автора

Тема и жанр (стих о природе)

Заголовок


Р К Л



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Стихотворение А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало"

Автор: Тютюнова Елена Валерьевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie-a-s-pushkin-uzh-niebo-osien-iu-dyshalo"
    ["file_id"] => string(6) "131925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247016"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "А.С. Пушкин "Опрятней модного паркета..." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-a-s-pushkin-opriatniei-modnogho-parkieta"
    ["file_id"] => string(6) "156839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421496512"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока по окружающему миру 2 класс " В гости к Осени". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-v-ghosti-k-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "222756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436788793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства