Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Роль глагола в речи"
Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Роль глагола в речи"
Тема: Роль глагола в речи.
Тип: урок- исследование.
Цели: 1) расширять и уточнять представление о роли глагола, формировать умения точно употреблять глаголы в речи, выяснить в совместной работе организующую роль глагола, построить урок на собственном поиске, раздумьях ребят, ставить ученика в ситуацию, когда ему приходится делать для себя маленькие открытия;
2) развивать творческое воображение, устную и письменную речь, познавательный интерес;
3) воспитывать чувства патриотизма и интернационализма, прививать любовь к Родине.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Итак, начнём.
Запрещается лениться Не болтать и не крутиться А трудиться и учиться В жизни это пригодится У нас сегодня необычный урок, урок - исследования.
-Как вы думаете, что обозначает слово исследовать? (изучать, узнавать что-то новое). Словарь Ожегова
- Вам придётся провести исследование. А значит, вам придётся быть исследователями.
Прочитайте девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»
-Сегодня на уроке нужно:
Думать, рассуждать, говорить, мыслить.
Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.
Каждое задание будете оценивать сами, перед вами сигнальные карточки разных цветов. На что похожи? Светофор. Правила соблюдают не только на дорогах но и на уроках и в группах. Правила группы
1. Работать тихо, соблюдая дисциплину.
2. Быть активным, говорить по теме.
3. Слушать и слышать друг друга.
4. Уважать мнение каждого члена группы.
5. Соблюдать временные рамки.
6. Не мешать работе.
7. Не отвлекаться на посторонние разговоры.
Знакомство с листом оценивания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Роль глагола в речи"»
Тема:Роль глагола в речи.
Тип: урок- исследование.
Цели: 1) расширять и уточнять представление о роли глагола, формировать умения точно употреблять глаголы в речи, выяснить в совместной работе организующую роль глагола, построить урок на собственном поиске, раздумьях ребят, ставить ученика в ситуацию, когда ему приходится делать для себя маленькие открытия;
2) развивать творческое воображение, устную и письменную речь, познавательный интерес;
3) воспитывать чувства патриотизма и интернационализма, прививать любовь к Родине.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Итак, начнём.
Запрещается лениться Не болтать и не крутиться А трудиться и учиться В жизни это пригодится У нас сегодня необычный урок, урок - исследования.
-Как вы думаете, что обозначает слово исследовать? (изучать, узнавать что-то новое). Словарь Ожегова
- Вам придётся провести исследование. А значит, вам придётся быть исследователями.
Прочитайте девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»
-Сегодня на уроке нужно:
Думать, рассуждать, говорить, мыслить.
Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.
Каждое задание будете оценивать сами, перед вами сигнальные карточки разных цветов. На что похожи? Светофор. Правила соблюдают не только на дорогах но и на уроках и в группах. Правила группы
1. Работать тихо, соблюдая дисциплину.
2. Быть активным, говорить по теме.
3. Слушать и слышать друг друга.
4. Уважать мнение каждого члена группы.
5. Соблюдать временные рамки.
6. Не мешать работе.
7. Не отвлекаться на посторонние разговоры.
Знакомство с листом оценивания
УДАЧИ!. ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Задание: каждому ученику в группе придумать слово на первую букву своего имени (назвать его на русском, казахском, английском языках) Стихи о частях речи
Работа в тетрадях
А) запись числа, классной работы, минутка чистописания Б) «Мозговой штурм».
А) Антоним к слову решительный (робкий ) Б
Б) с ней любят пить чай, шофёр её крутит, это жена барабана (баранка) А
В) Рыбки в аквариуме, а змеи? (в террариуме) Р
Г) Посуда из которой пью чай и кумыс (пиала) И
Д) Изделия из муки, продукт первой необходимости (хлеб) Б
Е) Учреждение, изготавливающее и продающее лекарства (аптека) А
Ж) Единственная звезда, которую видно днём (Солнце) Л
Теперь выпишите все выделенные орфограммы по порядку и прочитайте слово, которое у вас получилось. Оценивание
^ БАРИБАЛ
Какое интересное слово, что оно обозначает ? -Не догадались?
-Тогда послушайте загадку, может быть это вам поможет…
Загадка: Летом бродит без дороги, между сосен и берез. А зимой он спит в берлоги, от мороза прячет нос.
-Правильно – это медведь! А что мы знаем о медведях?
Баудин: - О медведях мы узнаем еще в детстве, когда мама читает нам сказки, причем медведь стал неотъемлемой частью жизни. Мы видим медведя и в зоопарке и в цирке и на страницах книги, медведь стал символом олимпиады да всего и не перечислишь. Но не многие знают о их жизни и повадках в природе. Жизнь бурого медведя, обитающего в России, начинается конечно же в берлоге, где новорожденные медвежата (слепые, беззубые и почти безволосые весом около 500 грамм) сосут жирное молоко матери. Они должны набираться сил, хотя их мама рядом, им все равно грозит опасность, особенно со стороны самцов. Весной, подросшие медвежата выходят на солнышко и следом за мамашей отправляются познавать мир.
Степан: - как известно, медведи зимой впадают в спячку. И она длится от 75 до 195 дней в году. Однако, не все медведи подвержены этому явлению. Например, у полярных медведей зимой спят только беременные самки.
Максим: - бурые медведи занесены в Красную книгу и находятся в разделе видов, которые находятся под угрозой исчезновения.
Артём: - белые медведи очень игривы. Их часто можно увидеть за оживленной игрой со своими сородичами.
-Барибал – это черный медведь. Он живет в Северной Америки.
-Какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово Медведь. Я попрошу вас подобрать несколько прилагательных и глаголов к этому слову, чтобы лучше представить себе нашего гостя. (На доске записываются ассоциации детей).
-Давайте попробуем из этих слов составить предложение.
-Наш северо-американский гость необычный медведь. В Северной Америке живут барибалы – черные медведи. Они несколько мельче обычных бурых медведей. Их вы высота достигает 90 см, а вес 160 кг. Морда у этих медведей желтовато бурая, а на груди небольшое белое пятно. Двигаются барибалы очень осторожно. Они в большей степени вегетарианцы: мясо едят мене охотно, чем другие медведи. Многие из них отличается поразительной сообразительностью и хорошо поддаются дрессировке. ” -Вот такой интересный гость сегодня у нас на уроке. -Об этом медведе написал маленький текст и один ученик 4 класса. Вот только учителя на уроках он видимо не слушал. Помогите ему исправить ошибки и запишите этот текст в тетрадь. Работа в парах В чащи леса, среди высокай травы и цветущива кустарника бродит черный мидведь – барибал. Своей кагтистой лапой медведь лехко здерает кару с деревьев. Медведь отличаеца редкой сообразительностью и ловкостью. Медведь может влезть на высокое дерево. Оценивание Задание: Исправить допущенные ошибки, выписать из текста глаголы и выполнить морфологический разбор этих слов. У доски
Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть.
Игра «Шифровка» по рядам В этом задании каждая буква заменена её порядковым номером в русском алфавите. Вспомните алфавит, и вы легко отгадаете загаданные слова. Запишите слова в тетрадь, укажите орфограмму и укажите где возможно лицо.
19 13 21 26 1 6 26 30 (слушаешь)
9 5 16 18 16 3 1 20 30 19 33 (здороваться)
2125 10 20 19 33 (учиться) изменить по лицам
Оценивание
Посмотрите на задание, что требуется сделать? Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов? Списать отрывок текста, вставив подходящие по смыслу глаголы из слов для справок. 1 группа Каждый человек …членом общества, в котором он… . Все государства … свою Конституцию – Основной Закон страны. (является, живёт, имеют)
2 группа
У Республики Казахстан… своя Конституция. В ней … о личной свободе и обязанностях граждан.
(имеется, рассказывается)
3 группа
Наше государство … Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Законы … Парламент.
(возглавляет, принимает)
Проверка - Зачитать текст - Верно ли вставлены глаголы? - Какой вывод можно сделать? Оценивание Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.
Какая тема объединяет все эти предложения? Когда мы отмечаем День Конституции? 30 августа 1995году была принята новая Конституция Республики Казахстан - основной закон страны.
Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы. Оказывается, с помощью глаголов можно показать шум дождя.
Физминутка. « Дождь»
В Жанибеке поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх)
Индивидуальная работа
Глагол -это
а) предлог
б) часть речи; в) член предложения. 2. Глагол называет: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета. 3.Глаголы отвечают на вопросы: а) Что? Кто? б) Кому? Откуда? в) Что делать? Что сделать? 4.Каким членом предложения является? а) подлежащим; б) дополнением; в) сказуемым. 5. Как подчеркивается в предложении? а)__________ ___________ б)_ _ _ _ _ _ _ в)__________ Оценивание Работа по учебнику. Стр 9 упр №18.
Составление разных глаголов (на листочках – стикерах, прикрепить на дерево на листочках написать глаголы и последний глагол РЫБАЧИТЬ) Оживи дерево – будем ловить рыбку
Прием «Фишбоун» ( по рядам в малых группах)
Составление кластера на доске ВСЕ о ГЛАГОЛЕ (САША, ДЕНИС)
- Докажите, что без глагола обойтись никак нельзя?
Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.
Я думаю, что наше с вами знакомство оставит след добра, понимания, успеха и нам захочется встретиться ещё не раз. Релаксация. Сотвори в себе солнце. В природе есть солнце, оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт любовь. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. ( Руки в стороны)
Вывод: Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.
Итог урока:
Время нашего урока подошло к концу.
Давайте подведём итоги.
Какова же была тема нашего урока?
Чему вы научились?
Что особенно запомнилось?
Чему был посвящён урок?
Кем вы были на уроке?
- А главное, вы были словесниками, вы пытались использовать глаголы в таких ситуациях, которые доказывали значимость этой части речи в жизни человека.
Д/з: 1 группа – сочинить сказку о глаголе
2 группа – информацию о медведи
3 группа – упр 20, стр10
Выставление оценок. Считают баллы. Прикрепляют на СВЕТОФОР. Берут соответствующую оценку.
Величава и необъятна наша Родина! Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. 28 января Всемирная Универсиада 2017 года пройдет в Алматы. Следите за событиями. Давайте все вместе встанем в круг и скажем: «Мой Казахстан! Люблю тебя!»