Конспект открытого урока по математике в 1 – А классе
Тема урока. Перестановка слагаемых.
Цель урока. Познакомить с правилом перестановки слагаемых, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Приобретать навыки учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе; Воспитывать интерес к учению, трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь.
Тип урока. Комбинированный.
Оборудование. Рисунки, геометрический материал (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники) для каждой группы, рисунки котов Леопольда и Матроскина, запись физкультминуток, фигурки Золотой рыбки, набор цифр и знаков.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вот и книжки на столе,
А вот и тетрадки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. (Доброго дня). И вам, ребята, доброго дня и хорошего настроения.
- Актуализация знаний
- Устный счет (Ответы показывают карточками цифр).
- Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 2-х? (3)
- Какое число на 1 меньше 6-ти? (5)
- Показать предыдущее число числу 3, 8. (2, 7)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму (7)
- Задание «Найди лишний предмет»
- У нас в гостях кот Леопольд и кот Матроскин (рисунки котов). Они собрались на рыбалку и взяли с собой эти предметы: удочка, ведро, банка с червями, книга и крючки. (Рисунки на доске)
- Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти?
Но тут у котов завязался спор. Кот Матроскин утверждал, что один предмет здесь точно лишний, но кот Леопольд с ним не согласился.
-Какой предмет лишний и почему? (Книга. Она не нужна на рыбалке. Если будешь читать, то прозеваешь момент, когда рыба клюет. Но в жизни любого человека, книга – первый друг и помощник.)
Коты помирились и ушли на рыбалку, а мы поиграем в игру «День – ночь».
- Закройте глаза и считайте устно:
6 – 3 + 2 – 4 + 1 + 2 + 1 – 3 = (2)
Покажите ответ и поймайте рыбку. (За правильный ответ ученик получает рыбку из бумаги.
А сейчас вставайте, пойдем и посмотрим, что происходит у котов. Физкультминутка.
Учитель: ГОРКА (дети поднимают руки вверх)
ЯМА (дети приседают),
ДОРОГА (руки в стороны),
ТРОПКА (руки перед собой),
ПРИШЛИ (тихо сели за парты).
- Создание проблемной ситуации.
- А сколько всего рыбок поймали коты?
Составьте решение в кассе.(Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).
Фиксирование затруднения.
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5. Кто прав?
Прочитаем оба решения по-разному.( К 5 прибавить 3 получится 5.5 да 3 получится 8. Сумма5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, сумма 8.
К 3 прибавить 5 получится 8. 3 да 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
- Постановка проблемы.
- Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (Дружно, старательно, с уважением друг другу).
Нам предстоит провести исСЛЕДование. (На доске слово исСЛЕДование). Значит найти след тайны. Готовы? (Да).
- «Открытие детьми новых знаний»
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
-Как нам поступить в рамках одного урока? (Можно разделиться на группы или работать по одному, то есть индивидуально.)
- В каком случае меньше вероятность ошибки? (Когда работаем в группе, ведь товарищи заметят ошибку, если она возникает.)
- И так эксперимент с геометрическим материалом.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа будет наблюдать над конкретным примером. Чтобы было наглядно, я приготовила для вас помощники- наборы геометрических фигур. Дети получают кружочки, прямоугольники, квадраты, треугольники двух цветов:
1 группа - 3 красных квадрата и 4 зелёных, 2 группа - 2 синих круга и 6 жёлтых кругов, 3 группа – 5 красных треугольников и 3 синих, 4 группа – 7 зелёных прямоугольника и 2 голубых прямоугольника.
Наметим план исследования: (Запись на доске)
1.Составить два примера на сложение.
2.Сравнить результаты.
3.Сделать вывод.
Ребята работают в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры….
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….
- Проведем следующий эксперимент:
К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)
Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод? (Конечно, ведь мы проверили много случаев перестановки слагаемых.)
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
- Работа с учебником.
1. - Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
- Удалось и этот спор нам уладить.
2. Работа по иллюстрации учебника (Гномики)
3. Стр. 15, №1 – Какие выражения легче было решать? (К большему прибавить меньшее.)
4. Стр. 15, №2 (устно)
- Физкуьтминутка под песенку кота Леопольда. (Я весь день сижу на крутом бережку…)
- Первичное закрепление.
- Работа в тетрадях. Решение примеров комментированием
5 + 3 7 + 2
3 + 5 2 + 7
Самостоятельная работа.
2 + 8 3 + 6
8 + 2 6 + 3
- Включение новых знаний в систему знаний.
- Решим задачу.
Матроскин совершил 4 добрых дела, а Леопольд 6 добрых дел. Сколько всего добрых дел совершили коты? (Ученик работает у доски, а дети в тетрадях.)
Рефлексия. Итог.
-Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? ( Сами узнали, провели исследование.)
- Кот Леопольд и кот Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться.
Теперь оцените свое настроение на уроке. (На парте у каждого лежит три квадрата: желтый, зеленый, синий.)
Желтый – «Я – молодец, справился сам».
Зеленый – «Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился».
Синий – «Я вообще-то молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся».
Домашнее задание.
- Расскажите своим родителям о нашем открытии.
- Наш урок окончен. Вам, ребята, спасибо за исследование и старание. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно.
Давайте встанем и обратим свое внимание на наших гостей. Дорогие гости, у нас для Вас подарки, каждый ученик принес с рыбалки для Вас Золотую рыбку, чтобы все ваши желания исполнились. А мы ждем Вас в гости.