Тема.
Коррекционная: Формирование словаря и грамматического строя речи.
Лексическая: Осень.
Коррекционно — образовательные задачи:
- Закреплять названия осенних месяцев.
- Актуализировать знания об изменениях в природе осенью.
- Совершенствовать навык чтения.
- Закреплять умение правильного написания предложения ( первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, слова пишутся раздельно друг от друга).
- Пропедевтика умения последовательно составлять связный рассказ по опорным предложениям.
- совершенствовать навыки согласования слов в предложении
- активизировать и расширить словарь по теме: «Осень», «Овощи,» «Грибы»,
- стимулировать речевую активность детей
Коррекционно — развивающие задачи:
- Развивать умение анализировать предложение на слова ( отделять слова друг от друга, отделять от слов предлоги и союзы).
- развивать фонематическое восприятие
- развивать способность к самоконтролю
- развивать координацию в системе «глаза — рука», т.е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи
- развивать длительность и плавность речевого выдоха
- развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение
Коррекционно - воспитательные:
- Учить детей навыкам взаимодействия в коллективе.
- Учить доверять друг другу.
- Воспитывать интерес к природе.
- Воспитывать эстетические чувства.
Здоровье сберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика.
- Пальчиковые разминки
- Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»
- Физкультминутки
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный комплекс.
- Коллекция картинок по теме « Осень»
- Карточки с контурными изображениями грибов, овощей для дидактической игры «Волшебное чтение».
- Карточки для дидактической игры «Змейка».
- Маркеры.
- Листья
- Буквы «О,С,Е,Н,Ь»;
Ход занятия.
I.Организационный момент ( приветствие детей).
- Предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. В какое именно время года вам предстоит отгадать.
II.Определение темы занятия.
Выделить буквы из слов:
Облако - первую букву
Лист - третью букву
Дерево - четвёртую букву
Небо - первую букву
Дождь - пятую букву
(на доске картинки с подписями, дети выделяют буквы, выделенные буквы вывешиваются детьми на доске и составляется слово)
Осень ( презентация. Слайд 1,2)
- Назовите осенние месяцы: Сентябрь Октябрь Ноябрь
Вопросы:
- Какой первый месяц осени?
- Какой второй месяц осени?
- Какой третий месяц осени?
III.Основная часть
- Станция «Осенний лес» (погода осенью)
а) Дыхательная гимнастика
- Ребята вспомните, можете взглянуть за окно, как же изменилась погода осенью по сравнению с летней.
( Ветер – дует сильный, холодный, свистит, воет, Солнце – прячется за тучки, светит, но не греет, поднимается не высоко Дождь – моросит, идет часто, Облака- мрачные, тяжелые…)
- Молодцы, вы доказали что готовы к путешествию.
Сейчас мы отправимся в осенний лес, а чтобы скорее там оказаться мы превратимся в легкий ветерок. Для этого мы выполним упражнения на дыхание, которое так и называется «Ветерок».
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
б) Работа по развитие речи
- Вот мы и оказались в осеннем лесу. (Слайд 3. Осенний лес.)
- Давайте красивыми и полными предложениями опишем всё, что мы видим на картине, так чтобы у нас получился рассказ.
Дети составляют рассказ по картине, используя карточки с предложениями :
Пришла холодная осень.
Солнце прячется за серые тучи.
Стоит хмурая дождливая погода.
Дуют сильные холодные ветры.
Вода в реке стала тёмной.
Вянет трава.
С дерева опадают жёлтые, красные, оранжевые листья.
Только ели и сосны остались зелёными.
Физкультминутка
Упражнение для коррекции зрения. «Мы листочек увидали»
Мы листочек увидали и с листочком поиграли
(дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой,
сфокусировать на ней взгляд)
Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели
(отвести листик вправо, проследить движение взглядом)
Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели
(Отвести листик влево, проследить движение взглядом)
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал…
(поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Всё! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив на пол)
Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза)
- Станция «Дары осени».
- Осень радует нас своими дарами.
- Какими? (грибы, ягоды, фрукты, овощи) ( слайд 5)
- Давайте вспомним названия грибов, фруктов, овощей.(раздать детям карточки с контурными изображениями, с напечатанными словами). Узнать контурное изображение, назвать обобщающее понятие.
Работа в группах
Дидактическая игра « Волшебное чтение»
- Какие контурные изображения нарисованы на карточках №1,2,3?
( помидор)
- Закрасьте буквы внутри помидоров, составьте из этих букв по порядку слова.
- Что обозначают эти слова? ( названия овощей)
- Какие контурные изображения нарисованы на карточках №4,5,6? (грибы.)
-Закрасьте буквы внутри грибов, составьте из этих букв по порядку слова.
-Что обозначают эти слова? (названия грибов)
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.
Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику
Вот рябиновый резной, на обеих руках.
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
- Станция «Животный мир осенью». (слайд 6)
По классу развешаны зрительные метки: картинки животных.
- Ребята мы прибываем на следующую станцию. Посмотрите вокруг, в классе есть подсказки о чем сейчас мы будем говорить.
- Верно о животных.
Подготовка к игре «Змейка»:
рассказать по картинкам на слайдах, как животные готовятся к зиме.
- Какие изменения происходят в животном мире осенью?
- А теперь загадка про одного лесного зверя.
По деревьям ловко скачет,
И в дупло орешки прячет.
Что же это за зверек?
Угадай скорей, дружок! (белка) картинка на доске.
Раздать детям карточки к игре «Змейка». работа в парах.
- На карточках «спрятаны» предложения о том, как животные готовятся к зиме, но слова в предложениях «склеились». Чтобы прочитать предложение, нужно маркером отделить слова друг от друга, подчеркнуть заглавную букву в начале предложения и точку в конце.
Проверка. Дети читают свои предложения в соответствии с номером карточки. На экране появляются предложения.
Дупло белка строит высоко на дереве. Там она хранит орешки и шишки. Еще белка собрала грибы. Их она насадила на сучочки сосен.
( слайд 7)
- Что у нас получилось? (текст)
- Как можно назвать этот текст?(Подготовка белки к зиме. Белкины запасы)
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?
- Чем вам нравится это время года?
На доске дерево.
Красный – Всё в порядке!
Оранжевый – Я молодец!
Желтый – что-то не получилось
Зеленый – в следующий раз я постараюсь гораздо лучше!
-Я благодарю Вас за работу.