Конспект группового логопедического занятия по преодолению акустической дисграфии у учащихся 2 класса по теме "Дифференциация звуков [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях".
Цель: учить детей различать звуки [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях и правильно обозначать их буквой на письме.
Задачи:
• Развивать фонематические процессы;
• Учить дифференцировать парные согласные [Г] – [К] на слух и с опорой на зрительные и кинестетические ощущения;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Знакомить с традиционными праздниками.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Ребята, какой праздник скоро наступит?
- Новый год.
- Правильно. И мы все очень любим и ждем этот замечательный праздник. Почему вам так нравится этот праздник? (дети отвечают)
- Сегодня к нам в гости пришел Кот. (На экране появляется изображение кота). Он тоже готовится встречать Новый год. Поможем ему организовать праздник? Отправляемся в гости к коту.
2. Целеполагание.
- Каким звуком различаются слова год и кот?
- Звуками [Г] и [К].
- Сегодня мы будем учиться слышать и различать звуки [Г] и [К].
3. Объяснение нового материала.
- Это парные согласные звуки. Давайте рассмотрим их преграду. (дети с помощью индивидуальных зеркал рассматривают преграду звуков [Г] и [К]).
- Кончик языка находится внизу, спинка поднята наверх и смыкается с нёбом. Затем смычка взрывается. В момент произнесения можно почувствовать толчок выдыхаемого воздуха на тыльной поверхности руки. При произнесении звука [Г] положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.
- Итак, преграда звуков [Г] и [К] одинаковая, поэтому они называются парными. Различаются они только тем, что при произнесении звука [Г] голосовые связи работают (мы это можем почувствовать, если приложим ладонь к шее), а при произнесении звука [К] голосовые связки не работают. Или если мы плотно-плотно прижмем ладони к ушкам и произнесем звук [Г], то мы услышим, как в голове “звенит колокольчик”. Звук [Г] – звонкий. А если мы произнесем звук [К]), то “колокольчик не зазвенит”. Звук [К]-глухой.
- Дадим характеристику звукам [Г] и [К].
Звук [Г] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется опорная картинка - изображение забора).
Звук [Г] звонкий, потому что работают голосовые связки (в голове “звенит колокольчик”). На экране появляется опорная картинка – изображение колокольчика.
Звук [Г] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок.
- Звук [К] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется опорная картинка - изображение забора).
Звук [К] глухой, потому что голосовые связки не работают (в голове “колокольчик не звенит”). На экране появляется опорная картинка – изображение наушников.
Звук [К] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок.
- Посмотрите на экран. Звуки [Г] и [К] различаются только по глухости/звонкости.
4. Различение звуков [Г] и [К] в слогах.
- Итак, ребята, мы с вами попали в дом Кота. Первым делом, надо помочь коту разобрать конфеты и груши. Прочитайте слоги, которые написаны на конфетах и грушах. Предметы, на которых написаны слоги с буквой Г, мы сложим в корзину. А предметы, на которых написаны слоги с буквой К, мы положим в коробку. На экране появляется слайд с заданием. Дети выполняют это же задание на своих карточках.
5. Различение звуков [Г] и [К] в словах.
- Кот очень рад вашей помощи. Но теперь поможем ему разобрать овощи и фрукты к новогоднему столу. Слова, в которых есть звук [Г] мы “положим” в погреб, а слова в которых есть звук [К] мы положим в корзинку. На экране появляется слайд с этим заданием. Дети выполняю его на карточках.
Слова: огурцы, капуста, редиска, груша, горох, морковь, виноград, свёкла, тыква, картофель, гранат, лук.
6. На новый год Кот решил пригласить к себе гостей. Но сам подписать пригласительные он не может. Давайте поможем коту, для того посчитаем место звуков [Г] и [К] в словах. Дети с помощью звуковых линеек определяют место звуков [Г] и [К] в словах. На экране показан слайд с картинками.
Кот приглашает к себе в гости: куклу, Незнайку, кукушку, котенка, Георгия, гагару.
Слова: кукла (1;3), Незнайка (7), кукушка (1;3;6), котенок (1;7), Георгий (1;5), гагара (1;3).
7. Физминутка “Кот Мурлыка”
Кот Мурлыка, кот Царапка
Учит деток танцевать
Ну-ка левой, ну-ка правой,
Раз-два-три-четыре-пять!
8. Поможем Коту украсить елку к новому году. Разделите слова на слоги. Соедините картинки с верхней веточкой елки, если в слове один слог, со средней веточкой – если в слове два слога, с нижней веточкой, слова в которых три слога и “положите” игрушку под елку, если в слове четыре слога.
Слова: гриб, свечка, шарик, снежинка, ангел, снегурочка,колокольчик.
9. Работа с предложениями. Проделки деда-буквоеда.
Кот решил рассказать своим гостям поговорки. Но дед-Буквоед съел некоторые буквы. Помогите коту восстановить все поговорки. Вставьте пропущенные буквы Г и К. (На экране появляется слайд с заданием. Дети выполняют задание на крточках)
Помо_у, помо_у, а пришло время – не мо_у!
За _лупой _оловой и но_ам плохо!
Нет дру_а - ищи, а нашел – бере_и.
Не _овори – не умею, а _овори – научусь.
_а_ов _орм, та_ов и _онь.
_ому пиро_и да пыш_и, а _ому синя_и да шиш_и.
Рабочие ру_и не знают с_у_и.
8. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Звуки [Г] и [К].
- Чем они похожи и по каким признакам мы можем их различить?
- У звуков [Г] и [К] одинаковая преграда. Различаются они по глухости и звонкости.
9. Рефлексия.
- Ребятки, вам понравилось наше занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы!