Выполнил: Раздымахо Т.А.
Для детей 7 лет.
Цель: Формировать умение дифференцировать звуки [С], [Ш] и буквы С-Ш в слогах, словах, предложении, тексте, на лексическом материале «Животные жарких стран».
- закрепление знаний об артикуляции и акустических признаках данных звуков.
- обогащение словарного запаса на данные звуки по лексической теме: «Животные жарких стран».
-закрепить знания и умения выделять «звук», «слог», «слово», «предложение».
- закрепить связь между звуками[С], [Ш] и буквами «эс» и «ша».
- продолжать учить детей давать полную характеристику звукам, на основе их артикуляции.
-Развитие фонематического слуха, фонематического анализа, умение находить место звуков в словах.
- Способствовать развитию познавательных процессов.
- Формирование навыков совместной деятельности.
-Воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.
-дифференциация звуков в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах, словах, предложении, тексте, связной речи).
- корректировать и развивать фонематическое восприятие.
- Восполнять пробелы в формировании грамматического строя речи.
Оборудование: зеркала, графические модели, карточки, схемы, таблицы, компьютерная презентация.
Этапы | Мин. | Деятельность логопеда | Деятельность ребёнка |
Подготовительный. 1.Организационный момент. | | Здравствуйте, дети! Сейчас сядет тот, кто правильно ответит на мои вопросы: Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какое сегодня число? А какой день недели? Молодцы! А сейчас сели правильно, спинки держим ровно. Начинаем наше с вами занятие. Слушаем меня внимательно и работаем старательно. К нам на занятие сегодня специально прилетела из жаркой страны – Африки мартышка Маруся. Она очень стесняется, а в руках у неё какое-то письмо. Давайте его прочитаем : « Здравштвуйте, ребята! В моей штране, где я живу надо мной штали шмеятша и сутить мои друзья. А я не пойму, почему? Помогите мне, пожалушта! » Ребята, а вы уже догадались, почему над Марусей смеются её друзья? Объясните. Ребята, сможем ли мы помочь Марусе? Тогда давайте сформулируем тему нашего занятия. (Слайд №1) | Здравствуйте. Зима. Январь . 27. Пятница. Да, она путает звуки [с]-[ш], меняет их местами. Да. Мы будем вместе с мартышкой Марусей учиться правильно произносить и различать звуки [с]-[ш]и их буквы. |
2.Самомас саж. | | Итак, с чего начнём? Растираем ладошки, затем лицо, « умываемся», растираем уши впротивоход. Дёргаем мочки уха вниз. Затем, что выполняем? | С самомассажа Выполняют. Пальчиковую гимнастику. |
3. Пальчико вая гимнастика. | | Правильно. Руки поставили на локотки, пальцы раздвинули, начали: В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок Постучался о порог. Вместе пальчики – друзья Друг без друга им нельзя! Молодцы! А каков следующий этап? | Выполняют. Будем выполнять дыхательную гимнастику. |
4. Дыхатель- ная гимнас- тика. | | -Спину держите ровно. Правую руку положите на живот. На счёт « раз » - вдох через нос, следим за тем, чтобы плечи не поднимались, на счёт « два » - задержите дыхание, на счёт « три, четыре, пять » - выдыхаем, губы в « трубочку ». Теперь делаем тоже самое, только на выдохе губы в «улыбочке» и произносим громко звук «лопнувшего шара». И последний раз, тоже самое, но на выдохе произносим тихо звук похожий на шипение змеи. Молодцы! А теперь к чему приступаем? | Дети слушают инструкцию логопеда и Точно повторяют за ним. Приступаем к гимнастике для губ и язычка. |
5. Артикуля- ционная гимнастика. | | Пододвиньте зеркала, начинаем: 1. Упражнение « Иголочка » - « Лопаточка »; 2. « Улыбка » - « Трубочка »; 3. « Заборчик » - « Хоботок »; 4. « Чашечка »; 5. « Барабанщики »: Мы прижмём язык зубами ТА-ТА-ТА, А потом прижмём губами ПА-ПА-ПА. -Для нижней челюсти: «Обезьянки прибежали и дразнить хозяйку стали». Приоткройте рот и выдвигайте нижнюю челюсть вперёд-назад, а затем влево-вправо. Молодцы! | Дети, как самос-тоятельно, так и с помощью логопеда, выполняют артикуляцион-ные упражнения. |
Основной этап. 1.Объявле- ние темы занятия. | | Вот сейчас, Маруся, мы можем начинать вместе с ребятами учиться различать звуки [с]-[ш]. Марина, расскажи нам, что ты знаешь о звуке [с]. | |
2.Анализ артикуляции звука. | | ( Слайд №2 ). «Когда мы произносим звук [с], губы « улыбаются », зубы сближены, кончик языка широкий, находится за нижними зубами, направлен вниз, воздушная струя короткая и холодная, без участия голоса.» Никита, а ты расскажи нам, что ты знаешь о звуке [ш]. «При произнесении звука [ш] губы вытянуты хоботком, зубы сближены, кончик языка широкий, за верхними зубами, направлен вверх, воздушная струя короткая, тёпла, без участия голоса.» | Дети смотрят на схему и вместе с логопедом выполняют этот артик-ый уклад. |
3.Характерис-тика звука. | | Теперь дадим характеристику звукам: (слайд №3) Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. Молодцы! Теперь Маруся ты всё знаешь о звуках [с] и [ш]. | Дети вместе с логопедом дают хар-ку Звуков. |
4.Закрепле-ние звука в изолирован- ном виде и в слогах. | | Повторяйте за мной : с-ш-с ш-с-ш А теперь слоги: са-ша-са ша-са-ша | Дети выполняют. |
5.Развитие фонематического слуха. | | А сейчас, Маруся мы проверим, как ребята на слух смогут определить звуки [с] и [ш]. Я буду называть разные звуки, как только вы услышите звук [с] - хлопаем в ладоши, а звук [ш] - топаем ногами. З, С,Л,Ш,Р,Ж,Ш,К,С,М. | Дети выполняют, слушая инструкцию. |
6. Связь звука с буквой | | Итак, давайте сделаем вывод, чем же отличаются звуки [с] и [ш]. (слайд № 4) Ребята, давайте вспомним, какими буквами на письме обозначаются звуки [с] и [ш]. Слышим звук, а пишем букву. Сейчас Никита высыпает песочком букву С, а Саша букву Ш, Марина конструирует из салфетки букву Ш, а Ростислав обведёт в воздухе буквы С и Ш пальчиком, указав направление. Молодцы! | Звук [с] – обозначается буквой С. Звук [ш] – обозначается буквой Ш. Дети выполняют. |
7.Физкультминутка. | | Слайд №5 | Выполняют |
8.Закрепле ние звука в слогах. | | А сейчас я предлагаю вам по цепочке прочитать зашифрованные слоги. Стрелкой вверх обозначается буква Ш, а стрелкой вниз обозначается буква С: ( Слайд №6) Молодцы, ребята! | Дети читают. |
9.Закрепле ние звука в словах. | | Дети, Маруся приготовила для вас задачку. Вам надо её прочесть. Возьмите в руки фломастер и вместо стрелочек на карточке напишите нужные буквы в словах. А теперь поменяйтесь карточками друг с другом и проверьте. Итак, что же у нас получилось? А кто из вас смог решить эту задачу? Сколько же было лягушек? (шесть). Почему? В слове шесть, какой по счёту звук [ш], а звук [С]? А сейчас внимание на экран (слайд №7) Подберите нужное слово. Положили в миску… «кашку» Надевал пожарный… «каску» Сладко спит в берлоге… «мишка» На столе с салатом… «миска» Замечательно! | Выполняют. Читают вместе с логопедом. Шесть. 1, 3 Подбирают. |
10Закрепле ние звука в предложении. | | Маруся несла слова, чтобы мы все вместе составили рассказ. Она их уронила, слова рассыпались, и мартышка решила, что теперь ничего не получится. Поможем? Получайте карточки! На доске появляются слова: Мартышки, бесшумно, шустрые, смешные. Давайте составим с ними предложения с помощью вопросов, которые я вам прочитаю. Где живут мартышки? Мартышки живут в Африке. Сколько слов в данном предложении?(4) Как они передвигаются по лианам? Они бесшумно передвигаются по лианам.(5) Какие мартышки? Мартышки шустрые и смешные.(4) А теперь составим схему 1 предложения. ____ _____ _ ____ . | Да. Дети собирают слова и составляют вместе с логопедом из них предложения. Из 4 слов. 5 слов, 4 слова. Вместе с логопедом дети составляют графическую схему 1 предложения. Да. |
11.Закрепле ние звука в тексте. | | Ребята, а что у нас получилось из этих предложений? Они связаны по смыслу между собой? Давайте еще раз повторим, что у нас получилось? Мартышки живут в Африке. Они бесшумно передвигаются по лианам. Мартышки шустрые и смешные. Спасибо, ребята за помощь. Я больше не буду путать звуки и буквы С-Ш. Вот послушайте (слайд №8) Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше. А вы сможете повторить ? | Повторяют рассказ. Да. Повторяют |
12.Домашнее задание. | | Дома поучите чистоговорку в более быстром темпе, отрабатывая чистое произношение звуков С и Ш. | Да. |
Заключительный этап. 1. Рефлексия. | | Итак, чему мы сегодня вместе с Марусей научились на занятии? ( Слайд №9) Что было интересным? А что было еще трудно делать? Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». А кто по вашему сегодня лучше всех работал на уроке? Ребята, вы все сегодня молодцы. Вы старались и добивались результатов. А сейчас наше занятие закончилось .Всем спасибо за работу! А Маруся вам всем на память оставляет свой портрет, правда он чёрно-белый, поэтому кто захочет, можете раскрасить его дома. | Дети отвечают. Оценивают себя. Выбирают лучшего. Спасибо! |