Орг. момент (комплексная разминка) 1. Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. 2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно разводя руки в стороны, произнося длительно и протяжно звук И. 3. «Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (губы вытянуть вперед трубочкой) вытянуть вперед руки, соединить ладони перед грудью. 4. «Болтушка» - рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 5. «Лошадка» - прямые руки в стороны ладонями вниз. Одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. - Руки опустите. Сделайте глубокий вдох, полный выдох. - Садитесь. Сообщение темы урока. - Представьте себе, ребята, что мы находимся в лесу. Покажите какие там высокие деревья. (Дети поднимают руки). - Подул тёплый ветерок:ш-ш-ш, зашелестели листья. (Дети быстро-быстро шевелят пальчиками). - Подул холодный ветерок: с-с-с, закачались сосны. (Дети покачивают и машут руками). - Ветер затих. Не шевелятся больше ни листочки, ни веточки. - Снова подул тёплый ветерок: ш-ш-ш. ((Дети быстро-быстро шевелят пальчиками). - Подул холодный ветерок: с-с-с. (Дети покачивают и машут руками). - Как шумела листва от тёплого ветра? - Как дул холодный ветер? - Скажите, ребята, какие звуки мы будем учиться сегодня различать? - Сегодня мы будем учиться находить, различать, не путать звуки с-ш. Характеристика звуков [с],[ш]. - Произнесите звук ш. На что он похож? - На шипенье гуся. - Дайте характеристику звука [ш]. - Произнесите звук с. - На что он похож? - На журчанье ручейка. - Дайте характеристику звука [с]. - Скажите, ребята , пожалуйста, чем похожи звуки [с] [ш]? - Звуки с и ш согласные, глухие. Скажите, чем они различаются? - Когда мы произносим звук с язычок находится внизу, у нижних зубов струя выдыхаемого воздуха холодная. Когда мы произносим звук ш язычок в форме чашечки находиться вверху, струя выдыхаемого воздуха тёплая. - Правильно, ребята. Значит звук [с] отличается от звука [ш] артикуляцией. Обозначение на письме звуков [с], [ш]. - Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия. - Какой буквой на письме мы обозначаем звук [с]? - Из каких элементов состоит эта буква? - Какой буквой на письме мы обозначаем звук [ш]? - Из каких элементов состоит эта буква? Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах. - Готовимся к слоговому диктанту: слушаем, повторяем, записываем. Са-ша Са-ша-са Со-шо Шо-со-шо Су-шу Аш-ос-уш - Проверяем, исправляем ошибки. Если нет ошибок, рисуем себе на полях тетради смайлик. - Кто выполнил слоговой диктант без ошибок? Поднимите руку. - Молодцы! 6. Развитие слухового восприятия. - Звуки нужно не только правильно произносить, но и уметь их слушать. Я сейчас буду произносить слова, а вы если услышите звук с хлопните в ладоши 1 раз, а если услышите звук ш хлопните в ладоши 2 раза. - Сани, шкаф, нос, душ, весна, каша, шина, усы, сундук, шарф. - Отлично справились с заданием! Молодцы! 7. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах.Игра «Что лишнее?» - Назовите картинки на экране, какое слово лишнее? Картинки: самолёт, санки, бусы, шар. - Почему картинка, где изображён шар лишняя? - Запишите это слово графически. (Картинки: шапка, шуба, шарф, санки). - Почему картинка где изображены санки лишняя? - Запишите это слово графически. - Кто записал слова графически без ошибок рисует себе в тетради на полях смайлик. 8. Физкультминутка. - А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Сойки. Сойки прилетели На ворота сели. Славно посидели. Снова полетели. (Каждый слог отстукивать подушечками пальцев: на 1-ой строчке подушечки указательных пальцев стукаются о подушечки больших, на 2-ой строчке – средние пальцы, на 3-ей – безымянные и на 4-ой – мизинцы). Кошка. Вот окошко распахнулось (развести руки в стороны) Вышла кошка на карниз (имитация мягкой походки кошки) Посмотрела кошка наверх (голову вверх поднять) Посмотрела кошка вниз ( голову вниз опустить) Вот налево повернулась (повернуть голову к левому плечу) Проводила взглядом мух (повернуть голову к правому плечу) Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети садятся на свои места). 9. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словосочетаниях. - Подберите к словам из 1-го столбика, обозначающим признак предмета слова из 2-го столбика, обозначающим предмет. 10. Дифференциация звуков [с]-[ш] в предложениях. - А сейчас вам нужно составить предложение из слов. На, солнышко, пушистая, греется, кошка. - Сколько слов в предложении? - Нарисуйте схему предложения в тетради. - В каких словах есть звуки нашего занятия? Обозначьте их. Запишите предложение опираясь на схему в тетрадь. 11. Дифференциация звуков [с]-[ш] в скороговорках. «Читай, не торопись и смотри не ошибись»! - Подойдите , пожалуйста, к столу, возьмите любую полоску бумаги, которая вам нравится. (На полосках бумаги написаны скороговорки). - Прочитайте скороговорку про себя, запишите ее в тетрадь и прочитайте вслух. Скороговорки. Соня и Саша спешат в школу. Шапкой Саша шишки сшиб. Шишки на сосне, шашки на столе. В каше мошка. Спеши кошка. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. - Нарисуйте себе в тетради еще один смайлик. 12. Итог занятия. Рефлексия. - Итак, ребята, какие звуки и буквы сегодня мы с вами учились находить, различать, не путать? (Слайд № 16). - Сегодня, ребята, вы очень порадовали меня своими ответами. - Что вам понравилось на занятии? Как вы оцениваете свою работу? Если всё получилось – подними правую руку вверх. Если не всё – правую руку на уровень груди. Если ничего не получилось – правую руку опусти вниз. - Спасибо за работу! До новых встреч! |