Цель темы Создание условий для формирования навыка фонетического письма букв «п», «б» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи
Обучающие:
- формировать у детей умение различать согласные звуки [п п'] - [б б'] в устной и письменной речи;
- закреплять связь между фонемами [п п'] - [б б'] и их графемами;
- упражнять учащихся в навыке фонетического письма;
- упражнять учащихся в подборе проверочных слов для правильного написания парных согласных на конце слова;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонетико-фонематическое восприятие у учащихся на примере дифференциации звуков [п п'] - [б б'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и совершенствовать грамматический строй;
- корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать навыки самостоятельной работы;
Планируемые результаты
Познавательные и регулятивные УД
Уметь:
-осуществлять анализ артикуляции звуков и устанавливать взаимосвязь этих фонем и графем;
- использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания;
- замечать и исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- проявлять внимание;
Коммуникативные УД
Уметь:
- с помощью логопеда отличать по звучанию звуки [п п'] - [б б'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- договариваться о последовательности действий, учиться представлять другим ход работы и ее результат;
Личностные УД
- проявлять интерес к предмету;
Организация пространства
Ресурсы
Демонстрационный материал: образы букв; презентация "Дифференциация согласных [п п'] - [б б']"; предметные картинки; слоговая таблица;
Раздаточный материал: зеркала; бусинки, пуговички; карточки с заданием; карточки с цифрами (1-5); цветные карандаши;
Этапы занятия
I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности
Взаимное приветствие учителя-логопеда и учащихся. Определение отсутствующих. Проверка внешней готовности учеников к работе. Организация внимания
- По картинкам составьте план работы.
- Какие действия мы будем выполнять на занятии?
- За правильный ответ на основном этапе занятия девочки будут получать бусинки, а мальчики пуговицы. В конце занятия посмотрим, кто лучше работал, подсчитав количество бусинок у девочек, пуговиц - у мальчиков.
Учащиеся называют последовательность коррекционной работы.
- Мы будем писать, читать, говорить, слушать, рассуждать, сравнивать, объяснять и т.д.
II этап. Коррекционный блок
1. Артикуляционная гимнастика
2. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
"Зеркальное рисование". Нужно положить перед учащимися чистый лист бумаги. Взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, начинают рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения легко почувствовать, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
3. Профилактика нарушений зрения.
"Верх-вниз, влево-вправо". Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
4. Минутка чтения (слайд презентации "Дифференциация согласных [п п'] - [б б']").
5. Массаж ушных раковин.
6. Логопедическая физминутка.
Шел по берегу петух (шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной)
Подскользнулся, в речку – бух! (круговое движение руками, присесть)
Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъем, погрозить пальцем)
Надо под ноги смотреть (наклон вперед).
III этап. Актуализация знаний по теме
- Назовите пару звуков, которые учились различать на прошлом занятии.
- Чем они не похожи?
- Повторяйте за мной только те слова, в которых есть звук ф: фазан, вазон, ванна, фантик, фары, варит, фартук, фикус, Вика, ветер, фетр, вагон, конверты, конфеты.
- Послушайте, какой согласный повторяется чаще?
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
- Как звучит звук [б'] в слове бегемот.
- А в слове булку?
- Отгадайте загадку:
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
время считает.
-Как звучит звук [п'] в слове петух?
- Вы придумайте слова, где звук [п] звучал бы твердо.
Уточнение артикуляции звуков с использованием зеркал и артикуляционных профилей.
Характеристика звуков [п п'] - [б б'] (п – согл., тв., глух.; б – согл., тв., звон.,)
Установление сходства и различия артикуляции звуков.
Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).
IV этап. Практическая деятельность
1. Дифференциация согласных [п п'] - [б б'] изолированно.
Работа по индивидуальным карточкам
- Подчеркните П – одной чертой, Б – двумя чертами.
П н р б Б п м в т с П б Б а ы ш е В
Н м б в ф у Б р п п ю д н П Б в а
С ч П б ы ф ц й ж п ю Б ч с м а т
Б в а к е н г п б ы п б д ф й ц ч с
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы
2. Дифференциация согласных [п п'] - [б б'] в слогах.
1. Чтение слоговой таблицы (слайд презентации "Дифференциация согласных [п п'] - [б б']").
ба-па-ба спа бра
бо-бо-по спо пла
бу-пу-пу спу бро
пы-бы-пы спя плу
би-пи-би спе бли
пе-бе-бе спи при
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильное чтение.
2. Запись слогов под диктовку: бо, ап, бу, по, пю, бе, бя, бул, пет, бап, пип;
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.
3. Дифференциация согласных [п п'] - [б б'] в словах.
1. Физминутка (см. в коррекционном блоке).
- Назвать слова, встретившиеся в физминутке со звуками [п п'] - [б б'] и записать их в тетрадь, над словом поставить цифру, обозначающую количество слогов в слове.
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы
2. У каждого ребенка карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Логопед читает слова, а дети должны определить место звука в слове ( показав карточку с цифрой, если П – щеки внутрь, Б – щеки надуть)
Слова: пучок, абрикос, булка, аптека, рыба, крабы, суп, пенал, апельсин, опустил, шуба, бусы пыль
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы
3. Вставка пропущенных слогов.
- Вставьте пропущенные слоги:
по-бо па-ба
.жар .кет
.лото .нан
.лёт .ран
.шёл .ром
.гас .гаж
.бёр .мять
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.
4. "Бабушкина игра" (слайды презентации "Дифференциация согласных [п п'] - [б б'] ").
-Вам бабушка прислала на наряды 100 рублей. Что хотите покупайте, но наряды выбирайте лишь со звуком б в названии. Приготовились! Вниманье!
- Что купите: юбочку или платье?
- На юбочке будут петельки или бахрома?
- Вы выберете шубу или пальто?
- На голову купим берет или шляпу?
- Жилетка будет из бархата или плюша?
- Блузку украсят пуговицы или бантики?
- На шею наденете бусы или цепочку?
- Что вы выберете – брошь или клипсы?
- Обувь тоже выберем со звуками [б б']. Выбирайте: боты, сапоги, туфли, ботинки, босоножки, башмаки, сандалии.
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.
4. Изменение слов по образцу. Правописание парных согласных на конце слова (просмотр слайда презентации "Дифференциация согласных [п п'] - [б б']").
- Назовите предметы, изображенные на картинках (зубы, ястребы, тулупы, дубы, грибы, супы, голуби).
- Какой согласную звук слышим в слове зубы: [п п'] или [б б']?
- Какую букву напишем?
- Каким правилом пользовались?
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.
4. Дифференциация согласных [п п'] - [б б'] в предложениях.
Исправление неверно составленных предложений (просмотр слайда презентации "Дифференциация согласных [п п'] - [б б']").
- Прочитайте предложение. Составьте его правильно. Запишите.
Паутина плетёт паука. Ботинки поставили Петю под стол.
- Подчеркните букву Б одной чертой, букву П – двумя.
Итог: раздаются бусинки девочкам, а мальчикам пуговицы за правильные ответы.
V этап Итоговая и рефлексивная деятельность
- Чему учились на занятии?
- Что общего и чем различаются эти звуки при произношении?
- Для чего учились различать звуки [п п'] - [б б']?
- Какие новые слова узнали?
- А сейчас подсчитаем количество бусинок у девочек, количество пуговиц у мальчиков и выясним, кто лучше поработал сегодня на занятии.