Тема: «Дифференциация Р – Л»
Цель : создавать условия для формирования правильной, точной и красивой речи учащихся.
Задачи:
-уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (р) – (л);
-учить различать согласные р-л в устной и письменной речи на материале различной сложности;
-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками (р)- (л);
-воспитывать мотивацию логопедических занятий.
Оборудование: компьютер, проектор, цветные карандаши, карточки с буквами Р и Л, карточки –схемы слов.
Ход занятия:
1а) Назовите эти картинки. Слайд. Какой первый звук в слове РОЗА ? А какой первый звук в слове ЛАНДЫШ?
б) Гласные или согласные звуки [р] и [л]?
Звонкие или глухие эти согласные?
2а) Напиши букву Р . Напиши букву Л .
б) Напиши букву Р , когда услышишь звук [р]; напиши букву Л , когда услышишь звук [л]: р, л, л, р
1а) Прочитай слоги с буквами Р и Л .
ра ро ру ры
ла ло лу лы
б) Покажи слог ро ; лу и т.д.
2. Подними карточку с буквой Р , когда услышишь в слоге звук Р и карточку с буквой Л , когда услышишь в слоге звук Л : ла, ру, ро, лу.
1а) Покажи, где нарисован рак; покажи, где нарисован лак.
Назови каждую картинку.
Расскажи, что такое рак и что такое лак.
б) Какой первый звук в слове РАК ? А какой первый звук в слове ЛАК ?
в) Назови все звуки по порядку в слове ЛАК, …РАК
г) Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
д) Прочитай слова под картинками. Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?
е) Договори:
В воду упал усатый… .
Мама купила розовый … .
У окна белая… . На картинке пушистая…
На кровати спал… . У рабочего в руках… .
У куклы сломана … . На небе красивая жёлтая…
2.Впиши в пустые клетки соответствующую букву Л или Р
3. Повтори пары слов: лак – рак, рама – лама, Ром – лом, рука – луна.
4. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук Р.
Сожми руки в кулак, когда услышишь звук Л.
5. а) Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках (кефир, сыр, колбаса, масло, сахар и т.д.)
б) Называй каждый из продуктов и рассказывай, какой звук – [р] или [л] –есть в слове. В начале, в конце или в середине слова этот звук?
в) О каком из нарисованных продуктов ты скажешь МОЙ? – МОЯ? – МОЁ?
г) Договори:
Медвежонок ест сладкий… . Мышка грызёт вкусный жёлтый… .
Роме не нравится копчёная… . Малыш Рома пьёт вкусное коровье… .
Рома кладёт в кашу свежее жёлтое… .
д) Какие продукты ты ещё знаешь?
6. а) Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках. Назови каждое животное. (корова, лошадь, рысь, белка, тигр, осёл)
б) Назови слова – названия животных, в которых есть звук [р], …л.
Назови слово – название животного, в котором первый звук р, л
Назовите слово – название животного, в котором последний звук р, л
в) Какие животные дикие? А какие домашние? Слайд
7. Динамическая пауза. (Под музыку дети собирают из разрезных картинок ёлку и новогодние разноцветные игрушки)
8. Назови цвет, в названии которого присутствует [р],…[л].
Слайд
9. Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках. Назови каждую картинку. Слайд
Назови слова – названия инструментов, в которых есть звук [р],…[л].
Назови слово – название инструмента, в котором первый звук [р], … [л].
Назови слово – название инструмента, в котором последний звук[р].
Назови слова – названия инструментов, в середине которых есть звук [л].
9. Прочитай слова, вставляя вместо точек букву Л или Р.
Мы-.о | ко-ма. | со-.о-ма | со-.о-ка
10. Договори:
ыл-ыл-ыл –Буратино ямку… .
ыла-ыла-ыла – Наша мышка норку… .
ара-ара-ара - Моя подруга… .
11. Итог занятия. Танец: «Неваляшки» (Дети поют и танцуют, повторяя движения за логопедом)
Список используемой литературы:
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.-СПб.: Питер Пресс, 1997
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
4. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
5. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М, 1997г.