конспект занятия для детей обучающихся по адаптированной программе
Конспект занятия для детей обучающихся по адаптированной программе
Дифференциация К-Г
Темы:
• Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков к-г;
• Лексическая: перелётные птицы;
• Грамматическая: звонкие и глухие согласные на конце слов.
Цели:
• дифференциация звуков к, к' – г, г', букв к – г;
• обогащение словаря по теме «Перелётные птицы».
Задачи:
• Развивать слуховую и произносительную дифференциацию -к-, -г- в словах, предложениях, тексте.
• Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
• Развивать речеслуховую, зрительную память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.
• Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Перелётные птицы».
• Автоматизировать правило правописания звонких и глухих согласных на конце слов.
• Воспитывать интерес к окружающей природе, пернатым друзьям.
• Формировать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу; навыки самоконтроля, самооценки.
Оборудование: силуэты птиц (грач, кукушка, ласточка, скворец), картинки с изображениями перелётных птиц (скворец, ласточка, иволга, галка, зяблик, жаворонок, сорока, утка); солнце с лучами на доске, цифровой ряд, буквы -к-,-г-, карточки с недописанными буквами, «домики» слогов, мяч.
План:
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Сопоставление звуков. Развитие зрительной памяти, внимания.
III. Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
IV. Развитие мышления, памяти. Шифрование слов буквами к – г.
V. Автоматизация правила правописания звонких и глухих на конце слов.
VI. Физминутка.
VII. Обогащение словаря. Дифференциация к –г в предложениях.
VIII. Игра «Кто как голос подаёт?»
IX. Дифференциация к – г на уровне текста.
X. Игра «Что раньше, что потом?»
XI. Вспомните силуэты птиц.
XII. Построение слова из букв (скворечник)
XIII. Итоги занятии
Ход занятия
I. Организационный момент:
1. Психологический настрой: разминка «Солнышко».
Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из этих лучиков и оставьте себе, другой, с добрыми пожеланиями, отдайте своему соседу, а третий – нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.
2. Формирование навыков фонематического синтеза. Речевая зарядка.
- Сейчас сядете на свои места, когда назовёте рассыпавшиеся слова (произношу по звукам):
• К, л, у, ф
• Х, в, о, с, т, и, к
• П, о, р, ы, ш, к,и
• Л, а, п, к, и.
-О ком говорят все эти слова? А о каких птицах – ответ найдёте в речевой зарядке:
«Прилетели певцы – молодой весны гонцы». (Произносят скороговорку все вместе, сначала в медленном, затем в быстром темпе, чётко артикулируя).
-Так о каких птицах пойдёт речь на занятии?
II. Введение в тему.
Сопоставление звуков к, к' – г, г'. Развитие зрительной памяти, внимания.
-Пока наши птицы оставили только свои силуэты. (Предлагаются силуэты грача, кукушки, скворца, ласточки). Узнайте птиц по силуэту. Запомните их.
-Птицы быстрее вернутся из тёплых стран, если будет пригревать солнышко. Вы можете помочь им, т. к. каждый ваш правильный ответ – солнечный лучик.
-Напомните, силуэты каких двух первых птиц были перед вами? (грач, кукушка).
-С каких звуков начинаются эти слова? Чем они различаются? Значит, над чем ещё будем работать?
III. Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
1. Соотнесите звуки с буквами, допишите только различаемые. (Работа на карточках).
-Проверка. Называем букву, её номер.
2. А где живут птицы? (В гнезде, в скворечнике, в дупле). Наши птицы живут в особом доме – слоговом. Предлагается слоговая таблица с различаемыми буквами, задание дифференцируется по возможностям детей.
-Сколько в доме этажей, подъездов?
-Зачитайте, скажите, первый звук в слогах мягкий или твердый?
-на 1 этаже, в 1 подъезде (га)
-на 1 этаже, во 2 подъезде (ка)
-на 2 этаже, в 3 подъезде (го)
-на 3 этаже, в 4 подъезде (ко).
Повторите! Далее каждому предлагается прочесть и повторить уже другие слоговые цепочки.
IV. Развитие логического мышления, зрительной памяти. Шифрование слов буквами к, г. (Работа в тетрадях).
-Каких же перелётных птиц мы ждём? Предъявляются картинки: Скворец, ласточка, иволга, галка, жаворонок, сорока, утка. Выделите лишнюю птицу.
-Зашифруйте их названия буквами к – г, укажите их место по цифровому ряду.
К 2, К7, Г5, Г1, К9, К3.
Картинки убираются, расшифровка, вспоминают птиц.
V. Автоматизация правила правописания звонких и глухих согласных на конце слов.
-Одна из этих птиц исполняет чудесную песню, какая?
-Эту птицу называют «поющей в голубом небе». (Жаворонок).
-Какую букву запишем на конце, почему?
-Наши птицы предлагают записать слова в 2 столбика:
Г К
Слова: кустик, овраг, чердак, луг, берег.
-Проверка. Как эти слова связаны с нашими птицами? (Места обитания птиц).
VI. Физминутка. Развитие речеслуховой памяти, внимания.
Тили – тели, тили – тели
С юга птицы прилетели.
Прилетела к нам скворушка – серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей – торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели.
-Какая птица прилетела 1, 2, 3? Сколько было их всего?
VII. Обогащение словаря. Дифференциация к – г на уровне предложения. (Работа на карточке: подчеркнуть нужное(каждому учащемуся по предложению ).
-Уже сильно греет наше солнышко. Под крышей появились сосульки – это наши буквы к, г. Надо выбрать одну из букв и название птицы.
• (К,Г) ричат (к,г)орластые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
• Щёл(к,г)ают музы(к,г)альные (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
• (К,Г)у(к,г)уют удивительные (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
• Щебечут остро(к,г)рылые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки).
• (К,Г)ря(к,г)ают серые (грачи, журавли, соловьи, ласточки, кукушки, утки).
Проверка – чтение.
VIII. Игра «Кто как подаёт голос». (Мяч).
-А теперь вспомним, как птицы подают голос:
• Кукушка (кукует),
• Соловей (щёлкает),
• Журавль (курлычет),
• Утка (крякает),
• Гусь (гогочет).
IX. Дифференциация к – г на уровне текста.
Перейдем к тексту. К сожалению, из него исчезли буквы К, Г. Сразу читаем, вставляем, показываем буквами К, Г. (Работа на карточке).
…рачи прилетели – проталины принесли. Трясо…уз…и – ледолом…и лёд на ре…е рас…ололи. Зябли…и появились – зелёная трав…а заворсилась.
Дальше – больше. Пеноч…и прилетели – цветы запестрели. …у…уш…а вернулась – листья на берёзах про…люнулись. Соловьи по…азались – черёмуха зацвела. Весна та… и делается: …аждый понемнож…у.
-Почему говорят «грачи прилетели – проталины принесли»?
-Что значит «трясогузки – ледоломки лёд раскололи»?
X. Игра «Что раньше, что потом»?
-Грачи прилетели или проталины появились?
-Трясогузки прилетели или ледоход начался?
-Листочки на берёзах проклюнулись или кукушка вернулась?
-Черёмуха зацвела или соловьи показались?
XI. Развитие долговременной памяти, внимания.
-Посмотрите на наше солнышко – оно уже ярко светит, т.к. птицы собираются в дорогу.
-Вспомните силуэты птиц и скажите, какая птица прилетит самой первой? 2? 3? 4?
XII. Построение слова из букв. (скворечник)
-Для одной из этих птиц построим домик ( на каждого учащегося).
-как называется дом для птиц? Составьте из букв слово.
-Дети: скворечник. Кто там будет жить? Почему на конце К?
XIII. Итоги занятия.
-Над чем работали? Учился ли каждый из вас различать К – Г?
-А как это получилось, покажите вашими солнышками.(Подведение итогов по количеству лучиков).
-Теперь вместе порадуемся голосам наших птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Перелётные птицы».
Автоматизировать правило правописания звонких и глухих согласных на конце слов.
Воспитывать интерес к окружающей природе, пернатым друзьям.
Формировать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу; навыки самоконтроля, самооценки.
Оборудование: силуэты птиц (грач, кукушка, ласточка, скворец), картинки с изображениями перелётных птиц (скворец, ласточка, иволга, галка, зяблик, жаворонок, сорока, утка); солнце с лучами на доске, цифровой ряд, буквы -к-,-г-, карточки с недописанными буквами, «домики» слогов, мяч.
План:
Организационный момент.
Введение в тему. Сопоставление звуков. Развитие зрительной памяти, внимания.
Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
Развитие мышления, памяти. Шифрование слов буквами к – г.
Автоматизация правила правописания звонких и глухих на конце слов.
Физминутка.
Обогащение словаря. Дифференциация к –г в предложениях.
Игра «Кто как голос подаёт?»
Дифференциация к – г на уровне текста.
Игра «Что раньше, что потом?»
Вспомните силуэты птиц.
Построение слова из букв (скворечник)
Итоги занятии
Ход занятия
Организационный момент:
Психологический настрой: разминка «Солнышко».
Дети, встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из этих лучиков и оставьте себе, другой, с добрыми пожеланиями, отдайте своему соседу, а третий – нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.
Формирование навыков фонематического синтеза. Речевая зарядка.
- Сейчас сядете на свои места, когда назовёте рассыпавшиеся слова (произношу по звукам):
К, л, у, ф
Х, в, о, с, т, и, к
П, о, р, ы, ш, к,и
Л, а, п, к, и.
-О ком говорят все эти слова? А о каких птицах – ответ найдёте в речевой зарядке:
«Прилетели певцы – молодой весны гонцы». (Произносят скороговорку все вместе, сначала в медленном, затем в быстром темпе, чётко артикулируя).
-Пока наши птицы оставили только свои силуэты. (Предлагаются силуэты грача, кукушки, скворца, ласточки). Узнайте птиц по силуэту. Запомните их.
-Птицы быстрее вернутся из тёплых стран, если будет пригревать солнышко. Вы можете помочь им, т. к. каждый ваш правильный ответ – солнечный лучик.
-Напомните, силуэты каких двух первых птиц были перед вами? (грач, кукушка).
-С каких звуков начинаются эти слова? Чем они различаются? Значит, над чем ещё будем работать?
Уточнение связи звука и буквы. Работа со слоговыми домами.
Соотнесите звуки с буквами, допишите только различаемые. (Работа на карточках).
-Проверка. Называем букву, её номер.
А где живут птицы? (В гнезде, в скворечнике, в дупле). Наши птицы живут в особом доме – слоговом. Предлагается слоговая таблица с различаемыми буквами, задание дифференцируется по возможностям детей.
-Сколько в доме этажей, подъездов?
-Зачитайте, скажите, первый звук в слогах мягкий или твердый?
-на 1 этаже, в 1 подъезде (га) -на 1 этаже, во 2 подъезде (ка) -на 2 этаже, в 3 подъезде (го) -на 3 этаже, в 4 подъезде (ко).
Повторите! Далее каждому предлагается прочесть и повторить уже другие слоговые цепочки.
Развитие логического мышления, зрительной памяти. Шифрование слов буквами к, г. (Работа в тетрадях).
-Каких же перелётных птиц мы ждём? Предъявляются картинки: Скворец, ласточка, иволга, галка, жаворонок, сорока, утка. Выделите лишнюю птицу.
-Зашифруйте их названия буквами к – г, укажите их место по цифровому ряду.
К 2, К7, Г5, Г1, К9, К3.
Картинки убираются, расшифровка, вспоминают птиц.
Автоматизация правила правописания звонких и глухих согласных на конце слов.
-Одна из этих птиц исполняет чудесную песню, какая? -Эту птицу называют «поющей в голубом небе». (Жаворонок). -Какую букву запишем на конце, почему? -Наши птицы предлагают записать слова в 2 столбика:
Г
К
Слова: кустик, овраг, чердак, луг, берег.
-Проверка. Как эти слова связаны с нашими птицами? (Места обитания птиц).
Физминутка. Развитие речеслуховой памяти, внимания.
Тили – тели, тили – тели С юга птицы прилетели. Прилетела к нам скворушка – серенькое пёрышко. Жаворонок, соловей – торопились, кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж. Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели.
-Какая птица прилетела 1, 2, 3? Сколько было их всего?
Обогащение словаря. Дифференциация к – г на уровне предложения. (Работа на карточке: подчеркнуть нужное(каждому учащемуся по предложению ).
-Уже сильно греет наше солнышко. Под крышей появились сосульки – это наши буквы к, г. Надо выбрать одну из букв и название птицы.
-Грачи прилетели или проталины появились? -Трясогузки прилетели или ледоход начался? -Листочки на берёзах проклюнулись или кукушка вернулась? -Черёмуха зацвела или соловьи показались?
Развитие долговременной памяти, внимания.
-Посмотрите на наше солнышко – оно уже ярко светит, т.к. птицы собираются в дорогу. -Вспомните силуэты птиц и скажите, какая птица прилетит самой первой? 2? 3? 4?
Построение слова из букв. (скворечник)
-Для одной из этих птиц построим домик ( на каждого учащегося).
-как называется дом для птиц? Составьте из букв слово.
-Дети: скворечник. Кто там будет жить? Почему на конце К?
Итоги занятия.
-Над чем работали? Учился ли каждый из вас различать К – Г? -А как это получилось, покажите вашими солнышками.(Подведение итогов по количеству лучиков). -Теперь вместе порадуемся голосам наших птиц.
Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. /Л. Н. Ефименкова - М.:Просвещение, 1991.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна». – М. :Издательство ГНОМ и Д, 2002.