Организация начала урока. Психологическая установка.
Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я хочу учиться.
Я готов к уроку.
Звучит аудиозапись “Звуки моря”.
Сегодня, ребята. У нас необычный урок, а сказочное путешествие. Куда мы отправимся с вами вы ответите после того как отгадаете загадку.
Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли.
Море
Мы побываем с вами в подводном мире. А к кому мы пойдем в гости вы мне ответите после того как послушаете сказку.
“В открытом море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. И живёт с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: “Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя!” Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Учёной рыбке”
- А вы, ребята, хотите помочь Русалочке? Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т.е. умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Мы ему немного показали, что умеем читать и писать, записали число в своих тетрадях.
2. Проверка д\з
Чтобы совсем заверить водяного, давайте проверим чтение домашнего текста. Ответим на вопросы: Что захотел сделать Тюпа? Получилось ли у него? Прочтите название. Как вы его понимаете? Справится с бедой проще самому или с товарищами?
3. Минутка чистописания
- А теперь, чтобы ещё больше понравиться Водяному, давайте придумаем и запишем буквы, похожие на волны. Ии Шш Ши ши
- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).
- Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).
4. Словарная работа: шишки шина машина.
5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
Когда мы с вами любовались подводным миром, что мы с вами слышали?
(ЗВУКИ) Какой умный вопрос мы можем задать?
На доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Дети читают слова на карточках. (между карточками со словами карточку со знаком вопроса):
- Какой умный вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)
Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса.
-А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?) (примеры).
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие карточки постоянно появляются на доске.
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
В результате этой работы появляется схема.
буквы звуки речи
гласные согласные
ударные безударные
звонкие глухие
мягкие твёрдые
о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Для нас это новая тема или нет?
6. Звукобуквенный анализ слов
А) Игра «Третий лишний» Юол КАР Мжз Ьоъ Яио чйж
Б) Разминка
НОС ЛАК ЗИМА СОН СОБАКА РИС РАМА КОНИ ЛЕС
1) Прочитайте 1 столбик, 2 столбик, 3 столбик 2) Прочитайте верхнюю строчку, нижнюю, среднюю 3) Найдите и прочитайте односложные слова. Д: Нос, сон, лак, рис, лес. У: Двусложные Д: Рама, кони, зима У: Слово состоящее из трех слогов Д: Собака 4) Назовите двусложные слова, где первый слог стоит в сильной позиции Д: Рама, кони 5) Какие слова начинаются с глухого согласного? Д: Сон, собака, кони 6) А какие со звонкого согласного? Д: Нос, рама, лак, зима, рис, лес 7) Прочитайте слова, которые начинаются с парного согласного. Д: Собака, кони, сон, зима У: С непарного согласного Д: Нос, рама, лак, рис, лес 8) Назовите слова, где первый звук в слове звучит мягко. Д: Зима, рис, лес У: Где звучит твердо Д: Нос, сон, рама, лак, собака, кони - Вы замечательно справились со всеми заданиями и доказали, что достойны того, чтобы побывать в Подводном царстве. Водяной пропустит вас туда. А знаете, он не такой уж страшный. Сейчас мы послушаем песню, которую он поёт.
7 Физкультминутка “Я Водяной…”
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (руки)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая шутка:
Сесть вы можете без звука.
8. Наблюдение за звуками речи.
- Водяной пропустил нас в Подводное царство. (открывается та часть доски, которая до этого времени была закрыта. Там дети видят Русалочку, Учёную рыбку, Дельфина и Осьминога. На доске так же нарисованы водоросли и маленькие рыбки для создания атмосферы подводного мира.)
- Мы с вами попали на занятия Русалочки с Учёной рыбкой. Рыбка дала ей
задание:
В каждом из них найдите спрятавшееся слово, запиши в тетрадь через запятую.
Волк, удочка,
Коса, зубр,
Столб, уточка,
А также составить звуковую схему слова «море» Дельфин и Осьминог справились со схемой вот так: (схемы неправильные), найти ошибки, исправить.
Пока мы работаем, ребята составят схемы слов: шторм, песок
9. Составление и запись предложения
- Давайте составим предложение о Русалочке со словом “море”, чтобы ей было приятно.
Учащиеся составляют предложения, выбирают то, которое им больше понравилось, записывают его с комментированием.
10. Повторение пройденного. Догадайтесь-ка, ребята, От чего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? (На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.) 2) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща. 3) -Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.
11. Рефлексия. Сегодня на уроке:
Я повторил …
Мне понравилось …
Я буду …
А теперь у вас будет возможность подвести итог урока по теме: “Звуки и буквы” и подумать, насколько вы готовы к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке. У нас лежат разноцветные рыбки. Если ответим на вопрос, пустим их к Русалочке.
Чем отличаются звуки и буквы? Чем гласные отличаются от согласных?
А кто из сказочных героев вам понравился больше остальных? Почему? Нам сейчас предстоит попрощаться с ними. Пожелайте своим полюбившимся героям что-нибудь на прощание. (Дети высказывают свои пожелания).