Данный материал представляет собой конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [Ц], буквы Ц, ц". Данный урок входит в систему работы по ознакомлению с новой буквой и звуком. Поскольку урок по данному конспекту проводился в 1 классе специальной (коррекционной) школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, то помимо образовательных и воспитательных задач он преследовал такие коррекционно-развивающие задачи, как:
- создание условий для развития навыка звуко-буквенного синтеза слов;
- формирование предпосылок для развития навыка громкой, чёткой, выразительной речи;
- способствовать формированию правильного неречевого дыхания, развитию пальчиковой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать условия для развития навыков самоконтроля за правильностью речевого высказывания;
- способствовать формированию умения работать в коллективе сверстников.
Оборудование: презентация X-mind, фишки для стимуляции, карточки с буквой Ц, таблицы слов, кассы букв и слогов, таблицы «Найди и прочти», шаблоны буквы Ц.
Ход урока:
(Звучит «Вальс цветов» Чайковского. Обучающиеся входят в класс.)
Отправление. 2 минуты
- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.
- На уроках мы с вами говорили о первоцветах: ландыш, одуванчик, подснежник. Мы говорили, что цветы нужно охранять. Но для начала их нужно изучить. А какие цветы уже знаете вы?
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.
Я разделила вас на три команды-вагона. В этих вагонах мы отправимся в путь по Стране Цветов.
- Для начала повторим наши правила (о работе на уроке, правила речи).
- Кто будет соблюдать все правила и давать правильные ответы – тот заработает цветочные баллы для своей команды. В конце путешествия мы подсчитаем результаты.
- Итак, отправляемся в путь.
Путь
Тех. обслуживание. 2 минуты
Определение темы урока. Речевая разминка
- Прежде чем отправиться в путь, наш поезд должен пройти тех. обслуживание, т.е. проверку, все ли готовы к дороге.
- Посмотрите на картинку. Что мы сейчас выполним? (Мы выполним речевую разминку.)
- Вы выполнили речевую разминку. Какой звук чаще других встречался в речевой разминке? (Звук [Ц])
- Какой звук будет машинистом сегодня на уроке?
Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. МАЛЫЕ ВАСИЛЬКИ. Стоянка 5 минут!
Работа со звуком.
- Произнесите звук медленно. ([Т - С])
- Из каких звуков состоит этот звук? ([Т] и [С])
- Где находится язычок? (За зубами)
- Как работают зубки? (Зубы размыкаются)
- Какой звук издаёт цикада? (Ц – ц – ц – ц)
- Как подзовём цыплят? (Цып-цып…)
- Что нужно сделать? (Дать характеристику звуку.)
(Звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый, на схеме синего цвета, непарный)
- Давайте хором повторим характеристику звука.
- Найдите на рисунке все слова со звуком [Ц].
Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. РОМАШКИНО. Стоянка 3 минуты!
Знакомство с печатной буквой.
- Какой буквой обозначим звук [Ц]? (Звук [Ц] обозначим буквой Ц)
КРИСТИНА:
Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бачок. Коготок-царапка – Как кошачья лапка.
АЛЁША:
Царствует на троне Царь в цветной короне.
СЕРГЕЙ:
Буква «Ц» стоит бочком И цепляет всех крючком.
- На что ещё похожа буква Ц?
- Выложите букву из проволоки.
1 ученик – выкладывает букву из цветных полосок.
1 ученик – запишет печатную букву на доске (кто раньше уже видел её).
Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. РОЗОВАЯ. Стоянка 3 минуты!
5. - А сейчас, путники, давайте немного отдохнём. Для этого отправляемся на ст. ТЮЛЬПАНОВАЯ. Стоянка 3 минуты!
Ф/м с элементами психогимнастики.
Нежный маленький бутон, Свернут туго-туго он.
Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет.
Дети приседают и "закрываются".
Встают на носочки и вытягивают руки вверх.
По одному члену из каждой команды проводят ф/м.
Дыхательная гимнастика: Цветы
6. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. ЛЮТИКИ. Стоянка 5 минут!
Чтение слогов, слов. Словарная работа.
- Давайте прочитаем слоговые таблицы.
- Обратите внимание: звук [Ц] в слияниях ЦЮ, ЦИ, ЦЕ звучит мягко? (Нет)
- Какой можно сделать вывод? (Звук [Ц] всегда твёрдый)
- А теперь прочитаем слова с буквой Ц. Где это требуется, соблюдаем ударение!
(Цех, царь, цель, цепь, цирк, цикл, центр, цвет, цветок, цена)
- Некоторые слова в таблице обозначены звёздочкой. Поработаем над значением этих слов.
- Назовите слово, которое обозначает помещение на заводе для определённого вида работы. Цех
Ученик: То, к чему стремится человек. Цель
- Рассмотрите картинку. Скажите, какое слово обозначает эту картинку? Центр
- Объясните значение слова ЦЕНА. (То, сколько стОит какой-то товар, покупка.)
Выборочное чтение (из каждой команды).
7. Чтобы выполнить следующее задание, мы прибыли на ст. БОЛЬШИЕ ПИОНЫ. Стоянка 7 минут!
Развитие звуко-буквенного синтеза слов.
Сыграем в игру «Собери словечко по первым буквам слов».
Какие слова вы собрали?
Выполним проверку у доски – по члену от каждой команды.
8. Следующая станция - ИРИСЫ. Стоянка 5 минут!
Развитие зрительного внимания
- Найдите все названия цветов в таблице.
Картинки послужат вам подсказкой!
Конечная остановка.
- Вот мы и прибыли в пункт назначения. Станция ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА!
Скажите, какой звук был сегодня машинистом на уроке?
Дайте характеристику звуку [Ц].
Какой буквой обозначим звук [Ц]?
- Соберите букет - приклейте собранные цветы на вашу полянку.
Какие красивые получились у нас полянки! Это значит, что все вы работали старательно, были внимательны, отвечали на все-все вопросы и соблюдали правила работы на уроке.
- На чьей же полянке больше цветов? Давайте сосчитаем!
Члены победившей команды получают раскраски и наклейки с цветами.
Члены команд, занявших второе место, получают утешительные призы – раскраски с цветами.