Конспект урока живого мира по теме «Время года - весна» имеет задачи:
- дать учащимся представление о характерных признаках весны;
- активизировать словарь по теме «Весна»;
- развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать интерес и любовь к природе.
Материал урока можно использовать на уроках окружающего мира в начальных классах, на уроках живого мира в коррекционных школах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Время года - весна" »
Конспект урока живого мира
Тема «Время года - весна» Задачи Дать учащимся представление о характерных признаках весны. Активизировать словарь по теме «Весна». Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес и любовь к природе. Оргмомент.
Учитель. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Психогимнастика.
Учитель. Подарите друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить и беречь.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы речь была в порядке,
Нужно делать нам зарядку.
В этом домике дружок,
Живет веселый язычок.
Приоткрыл язык окно,
А на улице светло.
Язычок наш потянулся, (иголочка)
Широко нам улыбнулся, (заборчик)
А потом пошел гулять, (лопатка)
На крылечке загорать.
На крылечке полежал,
на качели побежал. (качели)
А сейчас спокойно вниз
За зубами задержись. (горка)
Введение в тему. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вы сможете, сложив разрезные картинки.
(звучит музыка П.И. Чайковского «Весна»)
Учитель.Что изображено на картинках?
Дети. Весна.
Учитель. Как называется первый весенний месяц?
Дети:
Март
Март принёс тюльпан с мимозой,
Гонит стужу и морозы.
Март нарушил тишину –
Объявил зиме войну.
Март – гонец весны желанной –
Первый месяц долгожданный.
А зима уйти не хочет
И весны боится очень.
Но становится теплее,
Греет солнце всё сильнее.
И зима, играя в прятки,
Убегает без оглядки.
На доску вывешивается карточка со словом март.
Учитель. : Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. От солнечных лучей снег становится рыхлым, на солнечных пригорках тает. Появляются проталины. (Изображение проталины и карточка со словом).
В полдень поет звонкую песню мартовская капель. (Изображение капели и карточка со словом). Поэтому другое народное название марта – «капельник».
Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры и начинается оттепель.
17 марта – день прилёта грачей. (На доске вывешивается репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»). Грачи – перелётные птицы, но зимуют не в жарких странах, а недалеко от родных мест. Они не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают грачи в поисках корма. Возвращаются с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими радостными криками осматривают грачи старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые, по нескольку на одном дереве. Свои грачевники (карточка) они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Как вместе строят они гнёзда, так сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или какая-нибудь крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят того в позорное бегство.
Эти птицы очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
Прилетал к нам грач,
Он принёс задание, пожалуйста, внимание.
Приложение 1. Карточки с индивидуальными заданиями.
Физ. пауза.
(Звучит музыка).
Ребята, представте, что мы с вами в весеннем лесу, ярко светит
весеннее солнышко, звонко журчат ручейки.
Покажите, как деревья весной тянутся к солнцу ( Руки вверх,
встаём на носочки).
На берёзах, осинах набухают почки, распускаются листочки
(Руки подняты вверх, пальцы сжаты в кулаки, затем кисти мед-
ленно разжимаются, пальцы напряжены).
Дует тёплый ветер и деревья качаются.
(Покачивающиеся движения вправо, влево).
Прилетают птицы.
(Движения руками вверх, вниз)
Появляется росток, с трудом пробивается он сквозь холодную
землю, тянется к тёплому солнышку и начинает медленно
раскрывать лепестки. (движения руками).
Учитель. Ребята, смотрите у нас тут какие-то картинки.
Дети рассматривают картинки.
Беседа по технике безопасности (правила поведения на реке весной).
- Что изображено на картинках?
- Как такое могло произойти?
- Как нужно вести себя, чтобы такое никогда с вами не произошло?
Апрель
Солнце греет. Тает снег,
Ручеёк устроил бег.
Всё вокруг засуетилось,
Зажурчало, пробудилось.
Дарит ласковый апрель
Птичий гомон, треск и трель.
Просыпается природа
После зимней непогоды.
Возвратясь со всех концов,
Птицы вывели птенцов.
У природы, в самом деле
День рождение в апреле.
Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды».
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход. (Изображение ледохода и карточка со словом).
Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье. (Изображение половодья и карточка со словом). Набухают почки, появляется первая травка и первые цветы.
Загадки о цветах-первоцветах.
Под сугробом он растёт,
Снеговую воду пьёт.
(Подснежник)
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?
(Мать-и-мачеха)
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
(Одуванчик)
Прячет цветок
Сладкий медок.
И в названье мёд таится
Узнаёте?
(Медуница)
Май – сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Май
Солнце на небе хохочет
И короче стали ночи.
Тёплым майским длинным днём
С нетерпением лета ждём.
Из набухших толстых почек
Пробивается листочек.
Хочет травка зеленеть,
Хочет лес листвой шуметь.
Смейся, солнышко, сильнее!
Пусть природа зеленеет.
И уже легко одеты,
Мы бежим навстречу лету.
Закрепление. тестирование
1. После, какого времени года наступает весна?
а) Лето;
б) Зима;
в) Осень.
2. Как весну называют в народе?
а) День года;
б) Утро года;
в) Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
а) Дети;
б) Сосульки;
в) Взрослые.
4. Во что превращается снег на солнце?
а) В талую воду;
б) В стылую воду;
в) В сутулую воду.
5. Что происходит со льдом на реке весной?
а) Ледопрыг;
б) Ледобег;
в) Ледоход.
Рефлексия
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Приглядывайтесь к родникам – Ничто не повториться. За мигом – миг, за шагом – шаг Впадайте в изумленье. Всё будет так, и всё не так через одно мгновенье.
У.: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Саврасова (домашнее задание).
Приложение 1.
Задание 1. Подобрать слова.
Детёныши грача (птенцы) -
Их мать -
Их гнёзда -
Скопление гнёзд -
грачата
грачиха
грачиные
грачевник
Задание 2. Вставить в слова пропущенные слоги.
СО _ _ ВЕЙ ЛАС _ _ _ КИ
КУ _ _ _ КА ГРА _ _
ЛО
КУШ
ЧИ
ТОЧ
Задание 3. Вставить пропущенные буквы.
В _ Р _ Н _ Л _ СТ _ ЧК _
С _ Р _ К _ К _ К _ ШК _
В _ Р _ Б _ Й С _ Л _ В _ Й
Задание 5.
Грачи прилетели – проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились – зелёная травка заворсилась.
Пеночки прилетели – цветы запестрели. Кукушка вернулась – листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались – черёмуха зацвела