Тема: «Какого цвета весна?»
Цель: раскрыть детям в картинах И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврсова «Грачи прилетели» и др.; показать пробуждение природы, радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками; развивать творческое воображение детей, формировать умение передавать свои наблюдения и переживания в рисунках, осуществлять межпредметные связи.
Оборудование учителя: слайды изображениями картин русских художников, грамзапись «Голоса птиц».
Оборудование ученика: акварельные краски, кисти, баночки для воды, альбомные листы, трубочки.
Ход урока:
I. Организационное начало
- Проверили свои рабочие места
- Встали ровненько
- Улыбнулись.
II. Сообщение темы урока:
- Ребята, посмотрите на эти слова, прочтите их:
что видели?
что наблюдали?
что удивило?
1 ученик читает.
Ответьте мне на вопрос: Вы когда шли в школу: Что видели ?
Что наблюдали ?
Что вас удивило?
- Посмотрите за окошко и скажите, какое сейчас время года? (весна)
- Докажите.
Учитель считает стихотворение под музыку (звуки весеннего леса)
А теперь послушайте стихотворение, которое написала С. Дрожжина и скажите о каком времени года оно?
«Зимние дни миновали».
Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали.
Солнышко с неба ясней
Луч золотой посылает.
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другою
Тучки несутся толпою,
Легкою дымкой скользя.
- Итак, о каком времени года идет речь?
- Выделите весенние признаки (ночи короткие стали. солнышко посылает теплые лучи, воздух теплый)
- Как можно назвать это стихотворение?
Вывод: Сегодня мы будем говорить о весне
А точнее тема нашего урока: На доске (открываю разворот)
Какого цвета весна?
Прежде, чем решить какого цвета весна.
Ответьте мне на вопрос: «Какие чувства, какое настроение вызывает у вас это время года и почему? (радость, нежность, ласковые чувства и т.д.)»
Учитель: У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнения. Это слово приносит обновление души, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждение природы от долгого зимнего сна.
III Работа по теме урока:
- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
1. Посмотрите на эту картину, автор которой талантливый русский художник И. Левитан все свои работы он посвятил русской природе. Картина называется «Март».
- Какие основные изменения в природе происходят в этом месяце? (день стал длиньше, снег потемнел и т.д.).
В народе март называют весной света.
МАРТ – ВЕСНА СВЕТА.
- Оттенки каких цветов здесь преобладают и почему? (белый снег серые лужи, голубое небо и т.д.) В картинах передана весенняя яркость неба и желтый солнечный свет.
2. Посмотрите на эту картину. Ее написал тоже Левитан, а называется она «Весна. Большая вода».
- Какое время года изображено на картине? (весна)
- Какие признаки говорят, что это весна? (бегут ручьи, обильное таяние снега, набухают почки).
- Как вы думаете, какой это месяц. В народе этот месяц называют - прочтите на доске.
АПРЕЛЬ – ВЕСНА ВОДЫ
Оттенки каких цветов, преобладают на этом пейзаже (голубая вода, белые деревья, коричневые ветки и т.д.)
3. Посмотрите еще на одну картину Куинджи «Березовая роща» и скажите, о каком месяце пойдет речь (о мае).
- Какие основные изменения в природе происходят в этом месяце? (распускаются первые листочки, землю покрыла молодая травка и т.д.).
В народе этот месяц называют весной зелени?
МАЙ – ВЕСНА ЗЕЛЕНИ
- Оттенки каких цветов преобладают в этом месяце.
IV Физминутка:
Гуси серые летели
На полянку тихо сели
Сели травку пощипали
Встали снова полетели.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки
Ветер чуть подышит
Лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки и т.д.
V Сказка:
- Сегодня к нам на урок пришла сказка.
- Вы хотите ее послушать?
Тогда слушайте:
Жил был старик – годовик и было у но четыре дочери – четыре красавицы.
1. Первая дочь – была очень и очень красива, одета в голубое платье. Шею украшают серебряные бусы, на ушах блестели серебряные серьги. А голову украшает синяя корона. А прикоснешься к ней, то превратишься в сосульку.
- Ребята, кто узнал эту дочь. Как ее зовут? (Зима)
2. Вторая дочь была еще красивее, чем первая. На ней был голубой сарафанчик.
Голову украшал разноцветный венок, сплетенный из луговых цветов. А на полянке росли грибочки, ягоды, цветы. А прикоснешься к ней, то можешь обжечься.
- Ребята, как зовут эту дочь (Лето)
3. Третья дочь – была очень красивая. Ее украшал ярко рыжий наряд, с оранжевыми, желтыми, красными кружевами.
А вокруг нее было рассыпано много листьев.
- Ребята, как ее звали? (Осень)
- Дети, кто догадался, как зовут четвертую дочь? (весна)
- Продолжение сказки:
- У четвертой дочери, платье было бесцветное. Ее заколдовал злой волшебник. И все сестры над ней посмеивались, поэтому она была очень грустная. Убежала в лес Весна, села на пенек и горько-горько заплакала.
- Почему она заплакала?
Ответы детей: (потому что у нее было бесцветное платье)
- Кто придумает продолжение сказки? (1 ученик у доски).
Учитель: Послушайте, что же произошло на самом деле…
Вдруг передней появилась добрая фея и сказала: «Я помогу тебе в твоей беде. Твое платье тоже будет ярким и красивым. Но для этого мне должны помочь ребята».
- Ребята, добрая фея спрашивает: Какими цветами раскрасить весну? Пусть в этом вам поможет цветной круг
- Что это такое? (цветной круг)
- Какие отсюда возьмете цвета?
( - Синий и почему ?
- серый и почему ? )
Учитель: Продолжение сказки:
Давайте мы нашу Весну и все краски сложим в одну волшебную палочку и тоже на 1 минуточку станем волшебниками. Поможем фее раскрасить нашу Весну. Дети имитируют работу кистями. (под музыку)
- Теперь посмотрим.
Свершилось волшебство. Похлопаем.
VI Физминутка:
Здравствуй, милая весна!
Рады мы тебе всегда
Руки в стороны расставим
И до солнышка достанем
Мы присядем пару раз
И возьмем подснежник в класс
Мы еще покружимся
Пошлепаем по лужицам
А сейчас мы кисть возьмем
Рисовать Весну начнем.
VI Показ образца:
А сегодня на уроке мы попытаемся эти весенние ощущения, порывы вашей души, чувства, мысли перенесли на лист бумаги с помощью акварельных красок.
- Что изображено на всех этих пейзажах? (лес)
И сегодня мы тоже будем рисовать весенний лес.
- Что находится в лесу? (деревья, кустарники, первые проталины, травка, ручейки, снег, подснежники, птицы, ландыши и т.д.).
- Молодцы. Я предлагаю вам нарисовать деревья и кустарники известным вам способом, выдуванием красок.
- Кто нам его напомнит? (дети отвечают)
Учитель показывает образец рисования ствола дерева способом выдувания красок. Остальные детали рисунка ( дерево, почки, листочки, ручейки, проталины, птички, солнце, небо и т. д.) дорисовываются обычным способом.
VII Правила по ТБ: Ученики вспоминают правила техник безопасности.
Не махать кистью, не брать в рот кисть, не толкаться и т.д.
VIII Самостоятельная работа
Приступаем к работе (под музыкальное сопровождение). Учитель отказывает индивидуальную помощь.
IX Выставка работ на доске.
По мере выполнения, работы учеников вывешиваются на доске и обсуждаются.
- Что ты изобразил?
- Какой период весны?
- Какие оттенки красок использовали?
X Вывод: - Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что запомнилось?
- Какого цвета весна?
XI. Оценивание:
- Скажите, пришла весна в наш класс?
-Весна пришла ни с пустыми руками, она дарит каждому ученику подснежники.