Предмет: Окружающий мир
Тема: Вода. Значение воды в жизни человека.
Класс 3
Цели: формировать представление о воде и её значении в жизни человека.,провести опыты с водой.
Задачи: познакомить со свойствами воды,
- с различными состояниями воды,
- с видами водоёмов.
- Введение в проект «Значение воды в жизни человека».
Тип урока: ОНЗ
Формируемые УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самомтоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: - учебник «Мир вокруг нас»3 класс А.А.Плешакова;
- инструкционные карты
- презентация,мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.
- Введение в тему урока
Наш урок мне хочется начать с загадки: отгадав её, вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (вода)
3.Актуализация знаний.
Правильно, сегодня мы поговорим о воде, познакомимся с некоторыми её свойствами, с различными состояниями воды, с видами водоёмов и подойдём к вопросу о значении воды в жизни человека.
- Ребята, а что вам уже известно о воде? ( ответы детей).
4. Выявление места и причин затруднения.
Вода нам всем хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная! Что может быть более простым и ясным? И всё же что же такое вода? ( ответы учащихся)
5. Реализация учебной задачи опытным путём.
На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
- А сейчас давайте проведём опыты с водой и узнаем, какими свойствами она обладает.
- Для этого я предлагаю поработать в группах. За активную работу в течение урока я буду выдавать вам капельки.
Каждая группа проведёт исследование свойств воды и поделится своими выводами с другими группами.
- Возьмите инструкционную карту и проведите опыт согласно инструкции.
Опыт №1. Какова форма воды?
В один стакан и в одно детское ведёрко наливается вода. В другие стакан и ведёрко кладётся пластмассовый шарик.
- Изменилась ли форма шарика?
- А вода изменила ли свою форму?
- Какой сделаем вывод?
Вывод учащихся: Вода не имеет своей формы, а приобретает форму предмета, в который налита.
2 группа.
Опыт №2. Что происходит с водой, если её вылить из посуды?
- На пластмассовую пластинку выливается немного воды, и пластинка наклоняется. Что произошло с водой?
- Взять один стакан пустой, другой с водой. Вода переливается в пустой стакан. Вода течёт из стакана в стакан.
- В этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод учащихся: Вода текуча.
3 группа.
Опыт №3. Какого цвета вода?
Два стакана – с молоком, с водой, ложка.
- Что можно сказать о цвете молока? (белое)
- А воды? (бесцветная)
Погрузите ложку в стакан с водой. (Ложку видим со всех сторон).
- А теперь погрузите в стакан с молоком.
Вывод учащихся: Вода прозрачная.
4 группа.
Опыт №4. Что произойдёт с водой, если в неё положить сахар и соль?
1) Возьмите два стакана с водой.
2)В один стакан положите ложку соли, в другой сахар. Перемешайте.
3)Что произошло с солью и сахаром? Почему?
Вывод учащихся: Вода растворитель.
6. Первичное закрепление.
- А сейчас расскажите о своих результатах.
Учитель предлагает опыт №5.
- Понюхайте простую воду и определите, какой у неё запах?
А вкус?
7. Включение в систему знаний и повторение.
Подведём итог исследования свойств воды.
На экране
Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы, текуча, бесцветна, безвкусна, не имеет запаха, хороший растворитель.
- А всегда ли вода жидкость?
- Докажите, что не всегда.
Слайды из презентации к уроку
Вывод на экране.
физкультминутка
- Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный. Какой?
(голубой) А всё потому что этой краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Что изображено на глобусе голубой краской? Правильно вода. Она занимает в 2 раза больше места. Вода находится в водоёмах. В каких?
На земле очень много различных водоёмов – это и ручьи, и озёра, и моря, и самые крупные – океаны. Они отличаются по величине и форме.
- Каждый водоём имеет своих обитателей.
Подумайте, в каких водоёмах живёт каждый животный? (оценить)
- Молодцы, ребята! Мы изучили свойства воды, виды водоёмов.
Вода – это среда обитания многих животных.
- А ещё для чего нужна вода?
- На этот вопрос нам поможет ответить журнал «Клуб путешественников», редакторами которого будете вы сами.
- Для этого я предлагаю вам разделиться на 3 группы.
- Каждой группе я выдаю инструктивную карту.
- Познакомьтесь с заданиями.
- Что поможет вам выполнить эти задания?
- Я советую обратиться в библиотеку, к родителям, братьям и сёстрам. Кто-то заглянет в интернет. Свои наработки вы готовите к следующему уроку, где состоится первый выпуск журнала «Клуб путешественников».
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
А сейчас мы оценим нашу работу. Поднимите свои капельки, кому было интересно на уроке. Кому трудно, но интересно.
На этом наш урок заканчивается. Желаю успехов!